Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С.Пушкина. Сопоставительный анализ центральных образов сказки.


Урок литературы в 5 классе
Тема « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Сопоставление центральных образов сказки.
Цели: обучение сравнительной характеристике героев на основе сопоставления, обучение работе с планом, развитие навыков работы с текстом.
Оборудование: презентация, иллюстрации художников к сказке, рисунки учеников.
Ход урока.
1 Викторина (проверка знания текста сказки Пушкина) « Кому принадлежат эти слова?»
« Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» (Царица)
«Погоди, об ней, быть может, ветер знает, он поможет» (Месяц)
«Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок» (Елисей)
«А царевна все ж милее, все ж румяней и белее» (Зеркальце)
«Крепко связаны ей локти, попадется зверю в когти, меньше будет ей терпеть, легче будет умереть» (Чернавка)
«Там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора» (Ветер)
2. Восстановите сюжет сказки по иллюстрациям художников и детским рисункам обучающихся.
3. Беседа по содержани. Сказки.
- Есть ли в сказке традиционная присказка? Какие традиционные элементы сказки использовал Пушкин?
- О каких событиях мы узнаем в завязке к сказочной истории?
4. Собираем материал о царице-мачехе
- Кто такая мачеха?
- В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела извести мачеха?
- Найдите описание мачехи в сказке.
- Что вызывает восхищение? Но почему эта красота не радует окружающих? ( Внешняя красота скрывает злой характер мачехи).
- Прочитайте выразительно диалог, когда зеркальце хвалит царицу.
- Найдите глаголы, с помощью которых автор рассказывает об обращении с зеркальцем. Сделайте вывод.
5. Инсценировка отрывка, в котором зеркальце говорит царице правду.
- К какому выводу можно прийти, наблюдая за поведением царицы? (Мачеха груба, сварлива, завистлива, к нее нет друзей и даже зеркальцу, с которым она « Добродушна и мила», не прощает истины)
- Как отомстила царица-мачеха царевне?
Что подтолкнуло ее к этому? (Черная зависть)
6. Словарная работа. (эту работу можно накануне дать ученикам) «Толковый словарь» Ожегова дает следующее определение слову:
1. Цвет сажи, угля.
2. Испачканный чем-то, грязью.
3. Неквалифицированный, не требующий высокого мастерства.
4. Горестный, безрадостный, тяжелый, мрачный.
5. Злостный, коварный, преступный
- Какое значение несет в себе слово «Черный» в сочетании «Черной завистью»?
- Какой можно сделать вывод? (Мачеха не только завистлива, но и жестока)
- Каково отношение Пушкина к царице? Как он ее называет» (Баба гневная)
- Чем закончилась история злой мачехи? За что она была наказана?
- Как можно охарактеризовать мачеху? Хотели бы вы быть на нее похожими? Почему?
7. Можно ли сопоставить мачеху и падчерицу? (Да, обе внешне красивы)
8. Работа по плану. (План характеристики царевны представлен на слайде, учащиеся по каждому пункту подбирают строчки из тектса)
1. Описание внешности и внутренних качеств царевны.
2. Отношение к царевне других персонажей сказки
А) Чернавки
Б) пса Соколки;
В) семи богатырей;
Г) королевича Елисея.
3. Поведение царевны:
А) в тереме;
Б) по отношению к окружающим царевну людям.
4. Отношение автора к героине ( Красна девица)
9.- Какой можно сделать вывод? (Внешняя красота сочетается с внутреннкй красотой, автор подчеркивает трудолюбие, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, доброту)- Хотели бы вы быть похожими на царевну? Почему?
- Чему научила вас эта сказка?
35871158763010. Самостоятельная работа в форме теста? Покажите , как можно охарактеризовать царицу-мачеху и царевну-падчерицу?
царица-мачеха Злая царевна-падчерица
Скромная Простая Ленивая Гордая Трудолюбивая Надменная Добрая Кроткая Грубая Своенравная Бескорыстная Жестокосердная Вежливая Добродетельная Завистливая 11 Подведение итогов урока. Рефлексия.
12. Д/З. выучить наизусть отрывок их сказки.