К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.


Тема. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Победа добра над злом в сказке.
Цель: продолжить работу с текстом; воспитывать умение приобретать
жизненный опыт при чтении; помочь учащимся сформировать
собственные понятия про красоту, осмыслить роль высоких
моральных качеств в становлении личности; развивать навыки ведения
дискуссии относительно проблемных вопросов; воспитывать
способность к сопереживанию.
Оборудование: ИКТ, презентация, учебники.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомет.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Когда развиваются события, описанные в сказке?
2. Как попал конь в деревню?
3. Кто такой Филька?
4. Что плохого сделал мальчик?
5. Расскажите притчу о злобе людской.
6. К чему приводит людская злоба, чем это страшно в жизни?
7. Догадывалась ли бабушка, кто сотворил зло? Объясните свое предположение.
8. Почему Филька все же отправился к Панкрату?
9. Почему дед предложил Фильке самому найти выход из случившейся ситуации?
10. Расскажите о решении Фильки.
11. Почему мальчик не сомневался, что ему помогут?
12. Какова роль сороки в сказке?
13. Кто помог примирить коня и Фильку?
ІІІ. Постановка темы и цели урока.
ІV. Работа над темой урока.
Сегодня я предлагаю поговорить о вечных, неподвластных времени, ценностях – доброте, красоте человеческой души – и задуматься, почему в человеческих отношениях так много зла.
Поэтому эпиграфом нашего урока станет пословица:
Доброе дело питает и разум и тело
Тему урока дети записывают в тетрадях.
1.Оглашение темы и целей урока.
- А чего вы ждете от сегодняшнего урока? (Дополнения, ответы учащихся).
2. Создание ассоциативного куста. (Запись в тетрадях).
- Как вы считаете, что обозначает слово «доброта»?
Солнце Семья Честность Хорошие поступки Искренность

ДОБРОТА
Каждый из нас слово «доброта» понимает по-своему.
Давайте прочитаем толкование этого слова в «Словаре русского языка»
С. И. Ожегова:  
ДОБРОТА - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ДОБРО – Все положительное, хорошее, полезное.
- Что означает, когда про человека говорят добрый?
- Надо ли на зло отвечать добром?
Именно эти проблемы поднимает в сказке «Теплый хлеб» автор. Решая их, вы примеряете на себе поступки героев и формируете собственные моральные принципы. Представьте себя героями сказки и поговорим искренне.
VІ. Формирование и совершенствование умений и навыков.
Слово учителя.
- Расскажите историю Фильки, которую рассказал К. Г.Паустовский.
2. Эвристическая беседа.
- Представить Фильку нам не трудно. На какие детали обращается особое внимание? (молчаливый, недоверчивый, сердитый, неласковый, грубый, скрытый).
ФИЗМИНУТКА.
Ассоциативный диктант.
Записать в 3 колонки: 1-слова, которые ассоциируются с Филькой, 2- слова, которые ассоциируются с конем Мальчиком, 3- слова, которые ассоциируются с Панкратом.Филька Конь Мальчик Панкрат- Скорый на работу, раненый, колдун, молчаливый, серьезный, терпеливый, помощник, недоверчивый, сердитый, неласковый.4. Мини-диспут «Надо ли прощать зло?».
- Вы верите Фильке? Осознал ли он свою вину?
- Станут ли Филька и конь Мальчик друзьями?
- Каким мы увидели Фильку, как он изменился в конце сказки. (Дети дают характеристику герою).

Грубый
Помощь людям
Неласковый Недоверчивый


Желание Сердитый Скрытый
Желание помириться
измениться
Раскаялся
VІІ. Закрепление знаний, умений и навыков.
Разгадывание кроссворда.
Дайте правильные ответы на вопросы кроссворда и получите ключевое слово народной пословицы «Так надо жить, чтоб никому не вредить и всегда …… творить».
1. с о л Д а т у 2. с О ро к а
3. зл о Б а 4. в о Ро ны5. у т рО м Кому злобный мужик кинул хлеб?
В сенях у Панкрата жила ……
От чего 100 лет назад стрясся лютый мороз?
Кто только понимал, но не верил сороке?
В какое время суток Филька пошел к коню мириться?
VІІІ. Подведение итогов урока.
- Так что такое доброта? Как она показана в сказке?
Итак, Филька осознал свою вину, раскаялся и изменился. А какова роль хлеба в сказке? Почему именно с хлебом мальчик идет на примирение с конем?
Правильно, хлеб – символ достатка, изобилия, жизни, плодородия, труда, мудрости, работы, пища для тела и души. В данной сказке хлеб – это символ примирения, победы добра над злом.
Учитесь, дети, великому умению – дару сопереживания, подайте тем, кто нуждается в поддержке, не будьте равнодушными, т. к. из-за молчания безразличных происходят все беды на земле.
Внимательно присмотритесь к окружающим, среди них есть несправедливо обиженные и обидчики. Делайте добро на земле! Я желаю вам добра. Ведь как пишет поэтесса Марина Гущенская в стихотворении «Исцеление добротой» доброта исцеляет:
«ДОБРОТА душевно лечит,
От всех ХВОРЕЙ исцелит,
Эликсир ЛЮБВИ сердечный
СВЕТОМ душу озарит».
IX. Оценивание.
X. Домашнее задание.
Написать продолжение, как, по-вашему, сложится судьба Фильки.