Рабочая программа драматического кружка Клуб юных театралов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 24»)









Рабочая программа
драматического кружка «Клуб юных театралов»
5-11 классы











Составила: cоциальный педагог
Барышева Елена Филипповна,
первая квалификационная категория,
тел:89517061698,
электронная почта:
elena_barycheva61@mail.ru










Смоленск
Пояснительная записка

Нормативно-правовая документация

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ № 24».
4. План общешкольной деятельности МБОУ «СШ № 24» на 2015/2016 учебный год.


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям информацию, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка направлена в первую очередь на развитие мышления, которое превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 1015 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. И все чаще многие учащиеся ограничивают свое общение только компьютерами и телефонами. Всё это не способно компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Существует и другая важная проблема - это страхи, срывы, заторможенность, а у других ребят, наоборот, развязность и суетливость. И важно «побороться за души детей» театром. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения чувствованию и художественному воображению. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.









Цели и задачи
Воспитательная работа – важнейшая составная часть учебно-воспитательного процесса. Работа драматического кружка является важным звеном в воспитании обучающихся. Деятельность руководителя кружка направлена на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Развитие эстетических способностей средствами театрального искусства, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Цели и задачи курса формулируются следующим образом:
1. выявление талантливых учащихся в драматическом и разговорном жанрах;
2. развитие эстетических способностей;
3. направление инициативы учащихся на активное участие в художественном творчестве;
4. приобщение учащихся к отечественной и мировой литературе и драматургии;
5. развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и драматургии, художественно воплощенных в них явлений жизни;
6. активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
7. создание условий для раскрытия творческой индивидуальности учащихся, овладение навыками общения и коллективного творчества;
развитие речевой культуры учащихся, сферы чувств, сопереживания, воспитание нравственных качеств личности.
Основной целью воспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Педагогические принципы театрального творчества
Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем». Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.
Принцип 2. «Обучаемся играя».
Широкое использование игровой природы ребенка, подростка, юноши в процессе обучения и развития их творческого потенциала.
Принцип 3. «Ребенок - игра - перевоплощение - творческая природа детей и юношества - обучающий игровой процесс - профессиональное театральное художественно-сценическое творчество - ребенок - универсальный актер».
Развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей, подростков и юношества.

Принцип 4. «Я сам».
Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального
художественно-сценического творчества, вырабатывать навыки профессиональной подготовки для работы в театральном коллективе.
Принцип 5. «Мы в тебя верим».
Психологическая реабилитация закомплексованных детей, подростков, молодых людей путем ряда ответственных дел и поручений. Путем огромного доверия в творческие силы участников театра.
Принцип 6. «Самооценка».
Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.
Принцип 7. «Дал слово - держи».
Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.
Принцип 8. «Лучшие из лучших».
Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий театра в целом. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра для повышения качества занятий в театре и создания ярких актерских работ на сцене.
Принцип 9. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится».
Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду при работе в театральных цехах, что чрезвычайно необходимо в театральном художественно-сценическом творчестве. Использование навыков работы в театральных цехах, в повседневной жизни, в быту.
Принцип 10. «Идем к единой цели вместе».
Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.





Общие методические принципы
драматического кружка «Клуб юных театралов»
Театральные занятия проводятся со всеми детьми любого возраста без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях 15 20 человек
Занятия проводятся 2 раза в неделю (понедельник, среда), продолжительностью 45 минут.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральная игра это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.
Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.
В основу реализации задач кружка положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, необходимо воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.
Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
























Содержание деятельности драматического кружка «Клуб юных театралов»
Понятие – театр, виды театрального искусства, особенности театрального искусства. Многообразие выразительных средств в театре – драматургия, декорация, костюм, грим, свет, музыкальное и шумовое оформление. Исполнительское искусство актера – стержень театрального искусства. Основное направление актерского искусства – система К.С. Станиславского.
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи.
Упражнения со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.
Сочинение небольших рассказов и сказок, подбирание простейших рифм.
Ритмические, музыкальные, пластические упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Работа над спектаклями, над авторскими сценариями и включает в себя следующие этапы: знакомство с пьесой, чтение сценария, репетиции индивидуально, сценами, так и всем коллективом.
Упражнения на зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, на снятие зажатости и скованности.
Занятия на согласованность своих действий с другими детьми, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Упражнения на коммуникабельность с людьми в разных ситуациях.
Упражнения на способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
Упражнения действий с воображаемыми предметами. Импровизации и игры-драматизации на темы знакомых сказок.
Упражнения на развитие чувства ритма и координацию движений, двигательных способностей детей, ловкость и подвижность.
Упражнения на развитие умений равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом, пользоваться разнообразными жестами.
Занятия по развитию умений речевого дыхания, правильной артикуляции,
использованию интонаций, выражающих разнообразные эмоциональные состояния и чувства (грусть, радость, удивление и др.).
Занятия по нахождению ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом.
Упражнения на формирование четкой, грамотной речи.
Занятия по развитию дикции на материале скороговорок и стихов.
Занятия по ознакомлению с театральной терминологией, с видами театрального искусства, главными создателями спектакля (сценаристами, режиссерами, осветителями и т.д.), с устройством зрительного зала и сцены.

Предполагаемые умения и навыки
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические
действия.
Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и
разных позах.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова
и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Направлять деятельность обучающихся не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.






























































13 PAGE 14315



15