Механизмы формирования профессиональных проб в научно – исследовательской деятельности


Муниципальная казенная организация дополнительного образования «Станция юных техников»1Тема: Механизмы формирования профессиональных проб в научно – исследовательской деятельности Методист МКОДО «Станция юных техников»Цельмер Елена АнатольевнаТула 2015 В условиях становления информационного общества важно научить учащихся самостоятельно приобретать необходимые знания, исследовать объекты действительности, стимулировать творческое осмысление ими содержания осуществляемой деятельности, обучать проведению самостоятельного учебного исследования, осуществляющегося при условии включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность. Поэтому в настоящее время эффективным способом перехода от репродуктивного способа обучения к творческому, признается участие школьников в учебно-исследовательской деятельности. Объединение создано с уверенностью, что учебно-исследовательское проектирование в настоящее время является единственным методом обучения, в котором перед учащимися напрямую ставятся задачи поиска нерешенных проблем в окружающем мире и формирования требований к объекту проектирования. Использование метода проектирования в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно-значимым и мотивированным. При обучении творческой деятельности важно пробудить интерес учащихся к предмету. Следует показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом к решению стоящих перед ним задач. Перечислим некоторые из них:1. Возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе и новом коллективе.2. Расширять кругозор учащихся в мире профессий; пробуждать в них мотивацию к профессиональному самоопределению; 3. Воспитывать сознательное отношение к выбору профессии и уважение к человеку труда;4. Использовать современные информационные технологии в работе с учащимся по профессиональной ориентации;Пояснительная записка.
5. Творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе решения технических и производственных задач, а также противоречия в семье, коллективе, обществе, в процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике и т.п. Научить творчеству смолоду – значит, обеспечить школьнику тот характер деятельности, который наполнит большим содержанием всю его жизнь. Очень важным является психологическая основа программы, которая строится, с учетом следующих принципиальных требований:• В процессе психологического сопровождения различных видов кружковой работы ведущей идеей является принцип развития личности ребенка в деятельности. При этом делается все для обеспечения максимальной свободы выбора ребенка в сочетании с тактичностью педагогического воздействия.• Подбор методов психологического сопровождения осуществляется с учетом возрастных и личностных особенностей школьников, участвующих в деятельности детского объединения.• Опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики, учитывая индивидуальные особенности детей, подбирая оптимальные темпы обучения и адаптации в детском объединении, педагог помогает подобрать каждому ребенку свой «образовательный маршрут». Основой психологической поддержки учащихся для педагога детского объединения является не столько накопление определенного объема знаний, учащимися, сколько личностный рост каждого ребенка по сравнению с самим собой. Целевой установкой данной программы является способ действия, а не накопление фактических знаний. Как и во взрослой жизни, обучающийся будет проходить все этапы, которые проходит научный сотрудник при решении поставленной задачи. Получение задания, сбор информации и ее обработка, предлагаемые варианты решений, проведение экспериментов и экспертиз, создание модели (опытного образца), всестороннее испытание опытного образца, анализ, выводы, рекомендации (заключение), оформление результатов, выступление с докладом на форуме (конференции, олимпиаде). Для развития у детей интереса к практическому конструированию конкретных технических устройств используется система учебно-исследовательских и конструкторских проектов. Наш опыт показывает, что школьники с удовольствием и увлеченно занимаются общественно полезной работой, особенно когда появляются интересные идеи. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности обучающихся к выбору профессии, позволяющий сформировать у них способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, анализировать, исследовать, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку. Профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации, так как в процессе ее выполнения обучающийся приобретает опыт той профессиональной деятельности, которую он собирается выбирать или уже выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной деятельности его способностям и умениям. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/п Наименование темыКоличество часовВсегоТеорияПрактика1Организационные занятия. Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте ППБ, ПДД. Психологические основы способностей.22-2Планирование работ. Распределение тем между учащимися. Краткое содержание и характеристики тем.22-3Тема: Океанические ГЭС. Создание проекта действующей модели (для воздушного потока). Проведение экспериментов. Создание концепции ОГЭС для течений Северного Ледовитого океана.363,532,54Тема: Безмоторные насосы. Создание проекта. Изготовление действующей модели. Проведение экспериментов. Анализы. Выводы.363,532,55Тема: Увеличение КПД однофазных электродвигателей. Определение возможных путей для достижения цели. Создание экспериментального стенда. Проведение исследований. Анализ. Выводы. Рекомендации. Профессиональные потребности, интересы, ценностные ориентации. Профессиональная культура личности.364326Тема: Исследование возможностей плоского кольцевого крыла ПКК. Исследование реактивной и аэродинамической составляющих подъемной силы ПКК. Создание проекта дисколета.242,521,57Оформление отчетов. Создание электронной презентации. Выступление на городских, областных и республиканских олимпиадах и конференциях. Понятие профессиональных интересов и склонностей. Методы диагностики профессиональных интересов и склонностей.6-68Заключительное занятие. Подведение итогов работы объединения за год. Использование компьютерной диагностики в практике диагностического исследования профессиональных склонностей2-2Итого14417,5126,5Учебно-тематический план (1 года обучения) Содержание программы (1 года обучения) 1. Организационное занятие – 2 ч.Знакомство с учащимися. Краткая информация о Уставе СЮТ. Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте. Инструктаж по ОТ, ППБ, ПДД. Психологические основы способностей.2. Планирование работ – 2 ч.Распределение и закрепление тем за учащимися. Краткая характеристика проблем. Возможные варианты решения проблем3. Тема: Океанические гидроэлектростанции ОГЭС – 36 ч.Теория: закон Архимеда. Силы давления неподвижной жидкости. Задачи гидродинамики. Критерии подобия Рейнольдса; Эйлера; Фруда. Уравнения БернуллиПрактика: создание эскизного проекта, проработка узлов. Изготовление деталей и узлов модели. Сборка модели продувки в аэродинамической трубе4. Тема: Безмоторные насосы БМН – 36 ч.Теория: использование энергии окружающей среды. Перспективы развития альтернативной энергии. Энергия «стоячих волн». Энергия торсионных полей. Существующие системы с КПД больше 1. Свободная энергия – понятия, термины, доказательства.Практика: создание проекта БМН двух типов. Изготовление и сборка насосов использующих перепад уровней. 5. Тема: Увеличение КПД однофазных электродвигателей – 36 ч.Теория: определение возможных путей для достижения поставленной цели. Колебательный контур. Явление резонанса. Всё о конденсаторах и его свойствах. Техника безопасности при работе с конденсаторами. Всё об индуктивности.Практика: создание проекта стенда. Изготовление деталей и сборка. Проведение экспериментов. Оформление отчетов и презентации. Профессиональные потребности, интересы, ценностные ориентации. Профессиональная культура личности.6. Тема: Исследование возможностей плоского кольцевого крыла – 24 ч.Теория: составляющие подъемной силы крыла. Работа центробежных вентиляторов. Статическая и динамическая балансировка ротора. Работа пограничного слоя над верхней поверхностью крыла.Практика: создание проекта установки для исследования работы и возможностей ПКК. Изготовление установки. Изготовление балансирного станка. Проведение экспериментов с ПКК на установке. Анализ экспериментов.7. Оформление отчетной документации . Оформление отчетов и докладов согласно требований городских, областных и республиканских олимпиад и конференций. Создание электронных презентаций. Выступление на вышеупомянутых мероприятиях. Понятие профессиональных интересов и склонностей. Методы диагностики профессиональных интересов и склонностей.8. Заключительное занятие – 6 ч. Подведение итогов работы объединения за год. Использование компьютерной диагностики в практике диагностического исследования профессиональных склонностей Станция юных техников как учреждение дополнительного образования, являясь зоной свободного выбора в самообразовании, самосовершенствовании конкретного человека, раскрывает перед потребителями широкие возможности для развития творческой и познавательной активности, реализации личностных качеств, создания ситуаций успеха и многое другое. Сегодня особое внимание общества и государства к дополнительному образованию связано с повышением значимости работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, необходимостью предоставления детям широкого спектра дополнительных образовательных услуг, усиления интеграции общего и дополнительного образования в вопросах успешной социализации обучающихся. В обучении исследовательской деятельности мы следуем принципам гуманности (в данном случае — обращённость к личности: обучающийся сам для себя выбирает то, что для него наиболее ценно), приоритетности, педагогической целесообразности, учёта стартового уровня, соответствия технологии обучения современным образовательным технологиям, сотрудничества и т. д. Эти же принципы должны лечь в основу оценки результативности работы ученика и его руководителя.Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников» – старейшее учреждение дополнительного образования в городе Туле. Его открытие состоялось в далеком 1927 году. Менялись поколения взрослых и детей, местоположение, название, но неизменным оставалось содержание и преданность детскому техническому творчеству.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation «Юное дарование города-героя Тулы» и «Юный патриот города-героя Тулы»Абальян ИванКаширина ЕлизаветаДудаков АртёмКузнеченко ДмитрийГригорьевАлексейЛободаСтаниславСтоляровАртёмГолосовДмитрий Благодаря достижениям в данном направлении, 7 обучающихся являются лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в области науки и техники, установленной Указом Президента РФ, 7 - имеют почетные звания «Юное дарование города - героя Тулы» и 1 - «Юный патриот города-героя Тулы»; 6 исследовательских работ опубликованы в каталогах проектов международной конференции молодых исследователей и Тульском государственном университете, а Лобода Станислав имеет авторское свидетельство за свою разработку «Устройство обогащения всасываемого воздуха кислородом для ДВС».
style.rotation




style.rotation

style.rotation
style.rotation
style.rotation В СЮТ накоплен многолетний уникальный опыт воспитания юных рационализаторов и изобретателей в различных областях науки и техники. Сегодня исследовательская работа переживает новый этап своего развития и представляет собой одно из направлений модернизации муниципальной системы образования. На наш взгляд, именно педагог выступает как организатор и руководитель ученических исследований, научного общества учащихся, а администрация учреждений поощряет инициативу и создает условия для выявления и поддержки талантливых детей, обеспечивает взаимодействие образовательных и научных учреждений, производственных организаций и бизнеса, пропагандирует инновационные формы и методы обучения.
style.rotation
style.rotation
ppt_y Для того, чтобы сегодня мотивировать детей к исследовательской деятельности, необходимо предоставить им возможность участвовать в мероприятиях разного уровня. Сделав первый шаг в науку на муниципальном уровне, юные исследователи СЮТ принимают участие и побеждают в региональных, всероссийских и международных состязаниях, таких как: Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» (2победителя, 2 призера), Всероссийская олимпиада научно-исследовательских проектов по проблемам окружающей среды «Человек-Земля-Космос» «Созвездие» под эгидой ЮНЕСКО (1 победитель, 7 призеров), Всероссийская выставка НТТМ (золотая медаль), Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (2 призера), Всероссийский конкурс «Инновационная идея» (2 призера), Международная научно-практической конференция молодых ученых» (1 призер; исследовательский проект вошел в сборник научных докладов «НТТМ молодых – путь к обществу, основанному на знаниях), Международный конкурс исследовательских работ «Грани науки» 1 призер), Всероссийский конкурс «Творчество умников и умниц» (3 призера), Всероссийский конкурс реферативных работ «Новый горизонт» (1 призер), в Национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России», в Международной олимпиаде для младших школьников по основам наук, в Международном московском салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», в Международной выставке «ЭКСПО-2012», в онлайн-конференциях, интернет-конкурсах и многих других мероприятиях, тем самым создавая пространство своего дальнейшего развития. По инициативе президента РФ и поддержке Государственной Думы возрождается Всероссийский конкурс «Юные техники и изобретатели», участниками которого стали 3наших воспитанника. 26 июня 2014г они были приглашены на Всероссийскую конференцию, приуроченную ко Дню изобретателя и рационализатора, которая проходила в Государственной Думе Федерального Собрания.



Детское объединение «Исследовательская лаборатория» на протяжении многих лет сотрудничает с профессорско-преподавательским составом ТГУ, ТГПУ им. Л. Н. Толстого, РГГУ, институтом высокоточных систем им. В. П. Грязева, Тульским институтом экономики и информатики, наноцентром. Среди почетных гостей в разное время были доктор технических наук, член-корреспондент РАН, лауреат государственной премии Швыкин Юрий Сергеевич; заслуженный деятель науки, д.т.н., директор наноцентра ТулГУ Любимов Виктор Васильевич, заместитель директора института высокоточных систем ТулГУ Конюхова Лия Анатольевна, доктор технических наук, профессор ТулГУ, Соколов Эдуард Михайлович, почетный гражданин города-героя Тулы, руководитель клуба научно-технического творчества молодежи «Электрон» Пономарев Лев Дмитриевич и многие другие. Членами жюри и экспертных комиссий на городских мероприятиях выступают профессора и доценты ВУЗов города, деятели культуры, писатели, научные работники музеев и библиотек, известные инженеры и конструкторы. Таким образом, школьники имеют возможность вести научную полемику, отстаивать свою точку зрения, а взрослые ученые получают представление об уровне подготовки своей смены и могут составить прогноз развития науки в целом. Развитие диалога науки и практики через организацию опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми и молодежью в городе, а также идею организации таких сообществ в городе, в которых наравне работают преподаватели ВУЗов, студенты и школьники, мы рассматриваем как серьезную надежду на будущее! В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования, в том числе и дополнительного, требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Ресурсное обеспечение Методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, оценка имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса.Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Педагог помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение.Составляется карта интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме.Педагог проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы.Задача педагога - поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи: развивается содержательно - деятельностный компонент познавательного интереса. Самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов: развитие самооценки, умение рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих.
Заключение. Ожидаемые результаты. Удовлетворение познавательных потребностей обучающихся.Освоение опыта работы с источниками научной и публицистической информации:- использование ИКТ в поиске информации в различных источниках;- анализ содержания материала (умение выделять главное, систематизировать информацию).3. Освоение терминологии научно-исследовательской работы, ее этапов, порядка проведения научного исследования, методов проведения исследований, видов отчетности и правил их оформления.4. Формирование компетенций, необходимых для самостоятельных исследований:- выделение актуальной проблемы будущего исследования;- выбор актуальной, нетривиальной темы для исследования работы;- формулировка цели и задачи исследования;- планирование и организация работы по проведению эксперимента;- анализ результатов исследования;- формулировка выводов по результатам проведения эксперимента.5. Представление результатов экспериментов на выставках, конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня;6. Овладение навыками саморегуляции во время публичного выступления.7. Получение объективных оценок деятельности на научных форумах разных уровнях. Публикация работ. ЛИТЕРАТУРАСавенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. 2007 № 3Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005 № 3. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3Рябцов С.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования // Исследовательская работа школьников. 2006 № 4 Блинова Т.В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе интеграции учреждений общего и дополнительного образования // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3 (НОУ)Иванова Н.Г. Этапы организации учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3 www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника

style.rotation