Программа дополнительного образования детей детского объединения «Модульное оригами»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕГОРЛЫКСКИЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Рассмотрено» «Рассмотрено» «Утверждаю»
На заседании МО На заседании Директор
Протокол №__ от ______2015 методического совета ________Е.П. Данилюк
Руководитель МО Протокол № ____от Приказ №___, от
_______Рябов С.Г. « ___ » _______ 2015 г. «___» _____2015г.
Председатель МС
________Зубрилина И.А.
Программа дополнительного образования детей
детского объединения
«Модульное оригами»
Срок реализации: 3 года.
Возраст обучающихся: 7 -11 лет.
Разработал:
педагог дополнительного образования
Олейникова О.А.

Ст. Егорлыкская,
2015 г
Содержание программы
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Планируемые результаты……………………………………………………….13
Оценка результатов образовательной деятельности…………………………..14
Учебно-тематический план 1-го года обучения……………………………….15
Учебно-тематический план 2-го года обучения ………………………………17
Учебно-тематический план 3-го года обучения……………………………….19
Содержание дополнительной образовательной программы………………….21
Методическое обеспечение образовательной программы…………………....24
Литература для педагога………………………………………………………...26
Литература для воспитанников…………………………………………..28
Литература для родителей………………………………………………..29


1. Пояснительная записка
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также нами были рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы, рассмотренные нами, отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».
В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).
Программа «Модульное оригами» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Отличительные особенности
Большая часть Программы обеспечена авторским дидактическим материалом, представляющим собой полноценные наглядно-схематические пособия по основным разделам и темам. Учебные пособия по оригами составлялись в течение последних трёх лет; их написание было продиктовано отсутствием доступной, грамотной, наглядной, систематизированной информации по основам оригами, по определённым темам и схемам складывания наиболее распространенных классических моделей оригами.
Дидактические пособия могут служить в качестве полноценного учебника по оригами, как для педагога, так и для самих обучающихся. Выполненные на компьютере, дидактические пособия могут быть перенесены на электронные носители или распечатаны в большом формате в качестве наглядных настенных пособий.
Отличительной особенностью данной программы является её направленность, в первую очередь, не на развитие творческих способностей вообще, а на исследовательскую мыслительную деятельность отдельно взятого индивида, но в достаточно большой группе единомышленников (применительно к целому классу).
В связи с этим, а также, учитывая специфику учебной деятельности, предполагающей в большей части своего учебного времени просто работу с бумагой (без других подручных средств, сопряжённых с безопасностью труда), имеется возможность увеличивать численность групп от 15 и более человек. Это не предусмотрено нормативами, и может относиться к экспериментальной деятельности. Но, в сочетании с воспитательным моментом коллективного труда, с наличием содержательной программы, обеспеченной полноценным дидактическим материалом, такая организация учебного процесса даёт хорошие результаты.

Педагогическая целесообразность
Обобщённой, отсроченной во времени по проверке результативности, целью данной программы, учитывающей все, взаимосвязанные между собой, аспекты деятельности – обучающей, воспитывающей, развивающей, можно назвать такую цель: посредством занятий оригами способствовать формированию личности, адаптированной к условиям современности.
Как может показаться, на первый взгляд, высокопарным определение цели программы, так и не может ни одна дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста так естественно не заявить о своей первоочередной цели.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности, самоопределения, осознания своего собственного «Я». Не упустить эту возможность, помочь ребёнку самоутвердиться и, одновременно, обрести душевное благополучие от ощущения того, что ты значим в социуме – это основная задача всех педагогов и воспитателей, а не каждого в отдельности.
Большие возможности по всестороннему развитию личности таят в себе занятия по складыванию бумаги. Именно, таят; они сокрыты, возможно, не поддаются текущим, осязаемым методам диагностики результативности и эффективности проводимых занятий. Хотя, в принципе, без учёта психофизиологических особенностей обучающихся, можно оценивать работы детей даже по пятибалльной системе – оригами, подчиняясь математическим законам, очень конкретно и единообразно в своем классическом начале. Но как оценить затраченное на изготовление игрушки время, упорную, настойчивую совместную работу пальцев и мысли, радость и удовлетворение при виде готовой, сложенной своими руками игрушки?
Оригами развивает познавательные способности детей, умения и навыки ручного труда, культуру труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества. Занятия оригами помогают настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение. Рационально-интуитивные действия, производимые с бумагой, позволяют человеку одновременно складывать руками из бумаги «нечто» и решать проблемы различного характера, находить выход из создавшегося положения, задействовав разум.
Специально подобранные темы Программы позволяют в процессе обучения основным навыкам и умениям работы с бумагой развивать эмоциональную сферу ребенка, эстетические навыки, экологические знания.
Ориентированность Программы не на воспитание «индивидуалистов», а на развитие индивидов, что возможно только в процессе коллективного общения, подвигают младших школьников к самоопределению, самореализации; к необходимости усваивать нормы коллективного общения, находить своё место в системе коллективных отношений.
Ориентированность Программы на естественное психофизиологическое начало формирования логического мышления способствует развитию у детей младшего школьного возраста продуктивной, целенаправленной деятельности, подвигающей к саморазвитию (самостоятельности).
Культурологический подход в современном образовании предполагает развитие в подрастающем поколении таких качеств, которые помогли бы ему адаптироваться в современном обществе. Но не просто «найти своё место в жизни», а приобрести нравствен-но-этические нормы поведения и общения, основанные на национальном самосознании.
Как ни странно может показаться на первый взгляд, но обучение древнему японскому искусству складывания бумаги способствует развитию у детей младшего школьного возраста высокой нравственности и гражданской позиции, становлению духовной личности с чувством глубокого патриотизма. Складывая фигурки оригами, человек мысленно вкладывает в неё все свои добрые намерения и пожелания: в младшем школьном возрасте по отношению к близким людям и друзьям; затем ко всему человечеству; а далее, представьте себе, к Космосу.
Цель данной программы — создание оптимальных организационно-педагогических условий для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.
Задачи:
Обучающие:
•формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
•отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
•осваивать навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
•развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
•формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
•развивать аналитическое мышление и самоанализ;
•развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
•развивать психометрические качества личности.
Воспитательные:
•формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
•формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
•создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.
Принципы, лежащие в основе программы:
•доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
•наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);
•демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
•научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
•«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Отличительная особенность программы состоит в том что, в процессе работы по программе «Модульное оригами», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно-методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
В первый год обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Результатом обучения в первый год является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Последующие года характеризуются, прежде всего, повышением творческого потенциала ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются задачи творческого развития. Этот период характеризуется углубленным изучением тем «Оригами», «Бумагопластика». Изучение новой техники бумагоскладывания «Кусудама».
Программа «Модульное оригами» рассчитана на три года обучения. Занятия первого года обучения согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, занятия второго года обучения 2 раза в неделю по 3 часа, третьего года обучения – 3 раза в неделю 8 часов. Наполняемость групп первого года обучения 15 человек, второго года обучения 12 человек, третьего года обучения 10 человек. Программа адресована детям 7–11 лет.
В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.
Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.
Младший школьный возраст — это сензитивный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.
Планируемые результаты
К концу обучения обучающиеся должны
знать уметь
что такое оригами подбирать бумагу нужного цвета
историю возникновения оригами выполнять разметку листа бумаги
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов пользоваться чертежными инструментами, ножницами
название, приемы складывания модулей собирать игрушки – «оригамушки»
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы составлять композицию из готовых поделок
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку
анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Учебно-тематический план первого года обучения

п/п тема Всего часов Количество часов
теория практика Дата проведения
l. Модульное оригами 36 14 22 1. История развития техники модульное оригами. Правила техники безопасности. 2 2 - 2. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. 2 2 - 3. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». 4 - 4 4. Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации. 2 2 - 5. Композиция «Пчела». 6 1 5 6. Композиция «Заяц». 4 1 3 7. Композиция «Котёнок». 4 1 3 8. Композиция «Лиса». 2 1 1 9. Композиция «Сова». 2 1 1 10. Композиция «Букет цветов для мамы». 6 1 5 11. Выставка и защита творческих работ 2 2 - ll. Аппликация 18 4 14 1. История возникновения техники аппликации. 2 2 - 2. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. 2 - 2 3. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. 2 - 2 4. Аппликация «Аквариум». 4 2 2 5. Аппликация «Букет цветов». 2 - 2 6. Полуобъёмная аппликация. Виды. Приёмы крепления деталей. Диагностика обученности 2 - 2 7. Аппликация «Маки». 2 - 2 8. Аппликация «Цветущая ветка». 2 - 2 Итого: 54 18 36 Учебно-тематический план второго года обучения
№п/п Тема Всего часов Количество часов
Теория практика Дата проведения
l. Квилинг45 6 39 1. История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. 3 2 1 2. Правила работы с бумагой в технике квилинга. 3 - 3 3. Композиция фрукты. 3 1 2 4. Композиция «Ангелы». 3 - 3 5. Композиция «Цветы и бабочки». 6 1 5 6. Композиция «Снежинки». 6 - 6 7. Композиция «Подсолнухи». 12 1 11 8. Объёмная композиция «Поросёнок». 9 1 8 II. Объёмное торцевание бумагой. 26 5 21 9. История возникновения техники. Приёмы работы. Материалы и инструменты. 2 2 - 10. Композиция «Цветущий кактус». 9 1 8 11. Композиция «Снеговик».
Диагностика обученности 6 1 5 12. Композиция «Тигрёнок». 9 1 8 Итого: 71 11 60 Учебно-тематический план третьего года обучения
№п/п Тема Всего часов Количество часов
Теория практика Дата
l. Работа с бумагой и картоном 76 14 62 1. Объёмные изделия в технике оригами 2 1 1 2. Симметричное вырезание 3 1 2 3. Игрушки из картона с подвижными деталями 3 1 2 4 Игрушки из картона с подвижными деталями 2 1 1 4. Рисование ватой по бархатной бумаге 3 1 2 5. Моделирование из конусов 3 1 2 6. Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе 6 1 5 7. Надрезание бахромой, скручивание в жгут 6 1 5 8. Объёмное конструирование из деталей оригами 6 1 5 9. Моделирование из бумажных салфеток 6 1 5 10. Простое торцевание на бумажной основе 9 1 8 11. Многослойное торцевание 12 1 11 12. Моделирование из фольги 12 1 11 13. Объёмные украшения для костюма из бумаги 3 1 2 II. Модульное оригами 42 8 34 1. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. 12 2 10 2. Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного модуля. 15 2 13 3. Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля. Диагностика обученности. 12 1 11 4. Дом в котором мы живем 3 3 - Итого: 118 22 96 Содержание дополнительной образовательной программы
Тема: Модульное оригами
Цель: формирование интереса к искусству оригами, развитие пространственного воображения, творческих способностей, памяти, внимательности и аккуратности.
В дальнейшем - повторение основных приёмов складывания базовой детали – модульного треугольника, научить читать технологическую карту; расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед; учить читать схемы, ориентироваться в проблемных ситуациях.
Формы занятий: практическая работа, беседа, сравнительный анализ образцов работ первого и второго годов обучения, выставка работ воспитанников.
Содержание: повторение темы первого года обучения, выполнение более сложных работ.
Практическая работа: «Радужный лебедь», «Старинный замок», «Корабль удачи», «Жар птица», «Павлин».
Содержание: история развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы треугольник с элементами аппликации. Композиции «Пчела», «Заяц». Композиции: «Котёнок», «Сова», «Лиса», «Букет цветов для мамы». Выставка творческих работ.
Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, соревнования, упражнения на разминку пальцев.Тема: Аппликация
Цель: ознакомление с разными видами аппликации, изучение построению многопредметных композиций.
Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приёмы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъёмная, из бумажного шпагата).
Формы занятий: беседа, практическая работа – создание творческих работ на основе демонстрационного материала, просмотр серии мультипликационных фильмов «Сказки для детей». Коллективная работа – дети работают в парах.
Тема: Квилинг
Цель: ознакомление выполнению работ в технике «Квилинг».
Содержание: История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. Правила работы с бумагой в технике квилинг.
Формы занятий: беседа, демонстрация образцов, иллюстраций. Выставка работ.
Практическая работа: изготовление композиций: «Фрукты», «Ангелы», «Цветы и бабочки», «Снежинки», «Подсолнухи», объёмная композиция поросёнок».
Тема: Объёмное торцевание бумагой
Цель: научить выполнять объёмные и полуплоские композиции на основе свойств бумаги.
Содержание: история возникновения техники, приёмы работы, материалы и инструменты. Правильное использование инструментов.
Формы занятий: беседа с демонстрацией образцов, практическая работа, выставка детских работ.
Практическая работа: композиции «Цветущий кактус», «Снеговик», «Тигрёнок», «Георгины». Изготовление панно, самостоятельная работа.
Тема: Объёмное конструирование из бумаги
Цель: научить изготовлению объёмных поделок из бумаги.
Формы занятий: беседы с демонстрацией, сравнительный анализ образцов, практическая работа.
Содержание: материалы и инструменты, приёмы работы.
Практическая работа:
Изготовление объёмной астры, композиции: «Я хочу чтоб жили лебеди…», «Букет гвоздик».
Тема: Бумагопластика
Цель: научить работать в технике «Бумагопластика», самостоятельно читать схемы. Развивать пространственное мышление. Учить аккуратно работать, чётко выполнять изделия по схеме, выучить новую технику бумагоскладывания «Кусудама».
Содержание: различные виды обработки сгибов картона. Некоторые геометрические понятия. Выполнение работ в новой технике «Кусудама». Виды кусудам. История появления кусудам и их значение в японской культуре. Приёмы складывания кусудам.
Формы занятий: упражнения на разминку пальцев, беседа с демонстрацией, повторение правил работы с острыми предметами, выставка детских работ практическая работа по обработке мягкого картона.
Практическая работа: Изготовление изделий на основе шара. Цветочная кусудама.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации успешной работы воспитанникам необходимы следующие инструменты: карандаши, линейки, ножницы, ластики, циркули.
Материалы: цветная и белая бумага, белый и цветной картон, ватман, калька, копировальная бумага, фольга, клей ПВА, фломастеры, цветные карандаши, акварель.Наглядные пособия:
–стенды (правила техники безопасности; коллекция бумаги и др.);
–работы воспитанников;
–демонстрационные работы и образцы;
–схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
–иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год, Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День Победы).
Видео-, аудио материалы:
–классические музыкальные произведения (П.И. Чайковский, М.И. Глинка и др.);
–музыкальные произведения и видеофильмы, посвященные военной и патриотической тематике;
–детские музыкальные произведения (песни);
–серия мультфильмов о приключении Незнайки (Ю. Бутырин, А. Людкевич — режиссеры), советские мультфильмы 70–80-х годов.
–дидактические фильмы из методической коллекции ГЦАТ «Перспектива» (темы «Оригами», «Материал — бумага», «Волшебные ножницы», «Аппликация»).
Дидактические материалы:
–игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;–викторина «Я сделал так», «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
–развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;
–ребусы, загадки, шарады.
Литература для педагога:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2.Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3.Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
4.Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
5.Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999.
6.Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
7.Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
8.Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985.
9.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
10.Игры и развлечения: Книга 3. — М.: «Молодая гвардия», 1992.
11.Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
12.Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.
13.Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
14.Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
15.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
16.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
17.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
18.Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
19.Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1978.
20.Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. — М.: ООО фирма «Издательство АСТ», 1998.
21.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
22.Новотворцева Н.В. Дидактические материалы по развитию речи у дошкольников и младших школьников. — Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994.
23.Павлов А.П. Загадки. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993.
24.Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
25.Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. — М.: «Просвещение», 1980.
26.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль: «Академия развития», 1997.
Интернет ресурсы.
27. http://stranamasterov.ru

Литература для воспитанников:
1.Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, — М.: Рольф Аким, 1999.
2.Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.
3.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
4.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
5.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
7.Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
8.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
Интернет ресурсы.
9. http://stranamasterov.ru
Литература для родителей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
2. Лебедева Н. Детская энциклопедия животных: Развивающая и обучающая книга для родителей / Пер. с нем. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. 3.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.