Авторская программа воспитания «Развитие творческой личности в классном коллективе»


Авторская программа воспитательной работы c учащимися 5-6 классов








Развитие творческой личности
в классном коллективе

Программа рассчитана на 2 года


Автор программы
классный руководитель
Кудрявцева Н.В.


План


Введение ....
Краткая характеристика класса. ......
Теоретическая концепция формирования творческой личности
Содержание воспитания.......
Предполагаемый результат..
Методы работы ....
Этапы реализации программы.
Заключение (результативность воспитательной системы) .
Ресурсы .









Введение

Воспитание представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, таких как, семейное воспитание, воспитание школой, социумом, религиозное воспитание, коррекционное воспитание. Сегодня в российском обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, важно, чтобы новое поколение молодых людей получило правильные нравственные ориентиры. Такие понятия как добро, милосердие, сострадание, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть во все времена были, есть и должны быть базовыми ценностями общества. Воспитание человека, гражданина, патриота своей Родины должны быть на первом месте в системе воспитания. В новых условиях быстро развивающегося информационного общества необходимо педагогу способствовать максимальному развитию творческих способностей, способностей к саморегуляции и самообразованию. Главное в инновационном образовании- развитие способностей на основе образования, самообразования. Школа должна помогать детям социализироваться. Образование и воспитание – части целостного процесса подготовки человека к жизни.
В основе программы лежит личностный принцип воспитания, т.е. учет индивидуальных особенностей ребенка через межличностные отношения в классном коллективе и в школе в целом.
Успешное осуществление возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин в школе. Воспитательная работа - это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к саморазвитию.
Формирование творческой личности, индивидуальность, креативность , Данные понятия в обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Именно способность к творчеству и созиданию в первую очередь считается атрибутом одаренности, таланта. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Развитие в детях творческих качеств личности- это важнейшая задача нынешней школы. Исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в необходимости обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если ребенок с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка в рамках репродуктивного обучения. Рассматривая творческие способности как путь к развитию всесторонне развитой личности, деятельность классного руководителя нацелена на развитие творческих способностей учащихся. Воспитание и развитие личности учащегося должны быть включены в единую воспитательную систему. Системный подход лежит в основе воспитания.
При использовании системного подхода происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности, крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного). Созданная воспитательная система позволяет экономить время и силы педагогического коллектива. Содержащая определенные способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, она более эффективна. При построении программы особое внимание было уделено формированию традиций, созданию условий для самореализации и самоутверждении личности учащегося, что должно способствовать творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности и формированию благоприятных межличностных взаимоотношений в коллективе.

Краткая характеристика класса
В классе 27 учащихся. Класс дружный. Ребята относятся друг к другу с уважением. Интересы детей разнообразные. Они увлекаются творчеством: девочки любят рисовать, делать аппликации, петь и танцевать. Многие ребята посещают кружки, секции. Отношение к общешкольным делам и поручениям добросовестное. Дети стараются оказывать помощь друг другу в разнообразных делах. У многих ребят есть постоянные поручения. Ребята прислушиваются к советам учителей, уважительно относятся к каждому сотруднику образовательного учреждения. Во взрослых ребята больше всего ценят справедливость, строгость, требовательность. В ходе проведенного опроса выяснилось, что Большинство детей с удовольствием ходят на уроки в школу. Многие ребята после уроков остаются на дополнительные занятия.
В целом ребята добрые и отзывчивые. Они быстро забывают обиды и стараются не создавать конфликтные ситуации. К требованиям учителей прислушиваются. К сотрудникам школы относятся уважительно.



Теоретическая концепция формирования творческой личности
Школа должна способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, физическому развитию личности, раскрывать творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для  расцвета индивидуальности ребенка с учетом возрастных особенностей.
Воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Цель воспитания в этом случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. При этом важным становится ощущение времени, взаимодействие с ним, включающее: связь с прошлым, наличие культурной, исторической памяти; устремленность в будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом развития человечества; полноценную жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям в органичных для себя, индивидуальных формах.
В воспитательном процессе взаимодействуют два начала: 1) момент самореализации, самоосуществления личности; 2) момент ее социализации, обеспечения таких отношений с социумом, которые способствовали бы максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала, заложенного природой.
Все это должно способствовать раскрытию творческих способностей, обеспечивающих успешную жизнь и развитие в социальной среде. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Воспитательный процесс больше ориентирован на развитие вторых.
Творческие способности, наряду с интеллектом, являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи. Педагогическое определение творческих способностей определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные задания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Богоявленская Д.Б. [2] выделяет следующие показатели для определения творческих способностей:
- беглость мысли (количество идей);
- гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
- оригинальность (способность производить идеи);
- любознательность;
- фантастичность.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала остается до сих пор открытым. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В основе творческого мышления лежат:
оригинальность,
способность видеть проблему там, где её не видят другие;
способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;
способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;
способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;
способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
гибкость мышления;
творческое воображение;
богатое воображение;
восприятие неоднозначности вещей и явлений;
высокие эстетические ценности.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо приучать детей к работе в школе и дома, научить их отвечать за свои слова и поступки, быть внимательными, привлекать к коллективным делам. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. Каждый из четырех видов деятельности, характерных для возраста 11-12 лет : учение, общение, игра и труд - выполняет специфические функции в его развитии. Перед учителем встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Развитие творческих способностей - важнейшая задача воспитания, этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Способность, соответствующую творческой деятельности, называют креативностью. Креативность является основной, но не единственной способностью, обеспечивающей эвристическую образовательную деятельность. Таким образом, ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности: 1) познание (освоение) объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нём; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания.
При осуществлении этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие им качества личности: 1) Когнитивные качества, необходимые в процессе познания учеником внешнего мира; 2) Креативные качества, Особое значение в связи с этим приобретает организация педагогического сопровождения, направленного на создание креативной среды воспитания. В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Предлагаемая ими модель развития креативности личности, включает в себя соответствующие условия:
создается ситуация выбора;
организуется сотворчество в детском коллективе с целью проявления и развития творческих способностей каждого ребенка;
используются технологии развития творческого мышления;
производится систематическое отслеживание результатов.
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы. В связи с этим, выделяют следующие способы стимулирования творческих способностей:
обеспечение благоприятной атмосферы;
доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
поощрение высказывания оригинальных идей;
обеспечение возможностей для практики;
использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
Педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:
внимательное отношение к необычным вопросам;
уважительное отношение к необычным идеям;
демонстрация ценности детских идей;
предоставление детям большей самостоятельности
создание свободной, непринужденной обстановки.
Так как, данные авторы считают, что главной составляющей учебно-воспитательного процесса для успешного развития креативности школьника является педагогическое сопровождение, то можно сказать о том, что в процессе педагогического сопровождения учитель помогает ребенку почувствовать собственную самостоятельность, поддерживает в каждом школьнике уверенность в себе и ощущение личностной значимости. Для этого педагогу необходимо понимать и признавать необходимость и уникальность ребенка, представлять его индивидуальный психологический портрет, знать возрастные особенности, доминирующие мотивы, определяющие поведение ученика, его отношение к обучению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками, устанавливать соответствие между образовательной программой и задачами социально-личностного развития на данном этапе жизни ребенка. Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным.
Как найти ключ к развитию творческого потенциала:
планировать серию мероприятий по одной проблеме или направлению воспитательной работы;
акцентировать работу в направлении развития творческого потенциала учащихся в сознании учителя;
предлагать варианты творческих заданий по проблеме;
творческое задание должно быть направлено на создание учениками индивидуальных образовательных продуктов в изучаемой области;
соотносить творческие образовательные результаты учеников со стандартными; к возможным творческим продуктам учеников заранее подобрать культурно-исторические аналоги;
создание проекта, рисунка, плаката и т.д..
Важность творческого развития школьника, его способностей при решении любой проблемы проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность является очевидным. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат психологические процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей ребенка являются развитие продуктивного творческого воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Необходимо использовать все возможности для развития креативных и творческих способностей ребенка, потому, что с течением времени эти возможности необратимо утрачиваются. Обязанность педагога в этом процессе - вовремя распознать интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития, творческие способности и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации в социуме. При этом следует соблюдать принципы воспитания:
принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
принцип культуросообразности воспитания;
принцип целесообразности и природосообразности;
принцип креативности, творческого начала в воспитании;
принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;
принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса.
В процессе индивидуально-личностного развития необходимо предоставление права школьнику самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития (семья, школа, класс, и т.д.). Педагог призван помочь осуществить выбор, не задавая жестких возрастных рамок, ибо этот процесс протекает неравномерно, по законам внутреннего развития каждой отдельной личности и в каких-то моментах может остаться незавершенным.
Направления воспитания:
умственное
нравственное
гражданско- патриотическое
трудовое
физкультурно- оздоровительное
творческое
эстетическое
Цель: развитие личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.
Задачи:
создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
содействие формированию нравственной позиции;
использование воспитательных возможностей музеев, театров, библиотек;
повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;
обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
развитие самостоятельности, ответственности в делах отдельного ученика и класса в целом;
поддержание в классе атмосферы дружбы, уважения, помощи, поддержки;

Классный руководитель должен стремится к демократическому стилю общения при высоком уровне дисциплины.
Технологии:
инновационные технологии;
методика коллективной творческой деятельности.
Организация воспитательного процесса
Средства воспитания: труд, учение, общение, слово, искусство, элементы социальной среды.
Методы воспитания: требования, перспектива, поощрение и наказание, общественное мнение.
Приемы воспитания: стимулирующие (доверие, просьба, одобрение, авансирование, награда, побуждение и др.) и тормозящие (намек, возмущение, мнимое безразличие, взрыв, ирония, приказ, предупреждение и др.).
Результаты воспитания:
раскрытие творческого потенциала
уровень воспитанности учащихся;
сформированность коммуникативных качеств личности учащегося;
Активные формы воспитания:
подготовка и защита проектов, игры, тематические КВНы, конкурсы газет, плакатов, фоторабот, конкурсы чтецов, сочинений, рисунков, стихотворений, дни здоровья.


Содержание воспитания
Содержательная сторона процесса воспитания по отдельным сферам социализации и самореализации личности представляется следующим образом. Социализации для каждого ученика происходит с учетом его потребностей, возможностей. Человек имеет право быть разным в кругу людей. Задача воспитателя - постараться постепенно расширить, обогатить индивидуальный опыт, в котором могли бы раскрыться лучшие человеческие качества каждого воспитанника. Важнейшими в этом процессе станут направления деятельности воспитателя в следующих сферах (следует отметить, что оно не ограничивается ими, а гораздо шире):
Гражданско-патриотическое воспитание
способствует социализации школьников, содействует формированию у детей демократической культуры отношений, правового самосознания, навыков общественной жизни 
Решаемые задачи:
воспитание любви к Родине, ее истории, культуре, традициям;
воспитание гражданской позиции, ответственности и достоинства;
воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни;
воспитание правовой культуры. 
Технология:
организация и проведение традиционных праздников, мероприятий к юбилейным датам государственных праздников;
организация и проведение тематических классных часов и бесед;
организация и проведение встреч с интересными людьми (ветеранами, работниками тыла, очевидцами значимых исторических событий, людьми, имеющими государственные награды)
организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
 Эстетическое воспитание
способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности 
Решаемые задачи:
воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.  
Технология:
организация и проведение музыкальных праздников и конкурсов чтецов, конкурсов рисунков;
организация и проведение тематических бесед и классных часов;
организация и проведение литературно-художественных конкурсов, спектаклей, праздников;
организация и проведение выставок работ школьников;
Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание
способствует здоровому образу жизни, формирует силу, выносливость, красоту человеческого тела, содействует формированию ответственности за природу, окружающий мир. 
Решаемые задачи:
создание условий для физического развития учащихся;
воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
Технология:
организация и проведение спортивных соревнований, игр, дней здоровья;
организация и проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний, лекций;
организация и проведение походов, поездок;
организация и проведение прогулок, трудовых десантов по уборке и озеленению территории.
Трудовое воспитание
способствует формированию потребности в труде, рациональном использовании времени, ответственности за дело, развивает организаторские способности 
Решаемые задачи:
воспитание потребности трудиться;
воспитание ответственности за выполненную работу.  
Технология:
организация и проведение трудовых мероприятий: субботников, трудовых десантов;
организация и проведение дежурства по классу, по школе;
организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выпечки и т.п.;
организация и проведение трудовой практики.
 Нравственное воспитание
способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я", развивает рефлексию 
Решаемые задачи:
воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию;
воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру;
воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы. 
Творческое:
воспитывать творческое отношение к различным видам деятельности
прививать интерес, любознательность


Предполагаемый результат
Классный руководитель стремится вырастить школьника, владеющего следующими качествами:
креативность;
собственный взгляд на мир, проблемы государства, искусства и литературы, философии и политики;
социальная ответственность;
высокий уровень самосознания;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
человечность, альтруистическую направленность;
высокий уровень общей культуры;
развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Методы работы
Деятельность классного руководителя начинается со знакомства с детьми, еще учениками 4 класса, с семьями учащихся. Это первый этап работы классного руководителя.
Классный руководитель должен знать:
эмоциональный фон семьи;
интересы и увлечения, творческие достижения ребенка;
материально бытовые условия;
интересы семьи;
режим дня ребенка в семье;
методы и приемы воздействия взрослых на ребенка;
семейный досуг;
уровень педагогической культуры родителей.
Формы знакомства: посещение на дому; анкетирование (опрос), личные беседы с родителями; выявление потребностей детей.
На втором этапе совместно с родителями на родительском собрании вырабатываются главные ориентиры воспитательной работы. На третьем этапе идет постановка цели и задач, определяются системообразующие виды деятельности воспитательной работы в классе. Изучить личность учащихся, их интересы, потребности, создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития личности, можно только на основе согласованных действий с родителями. Поэтому активно должны активно привлекаться родители к планированию внеклассной работы.
На начальном этапе формирования воспитательной системы класса - этап становления, выделяются лидеры и пассивные участники. Опираясь на потребности родителей, их уровень педагогической культуры составляется тематику родительских собраний, с целью выработки единых требований семьи и школы к ребенку, поиска совместных путей решения общих проблем воспитания.

Методика работы с родителями учащихся.
Наиболее распространёнными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня является:
чрезмерная занятость родителей зарабатыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание ребенка;
недостаточное внимание к образованию ребенка;
нежелание участвовать в школьных делах;
низкий уровень доверия школе и как следствие негативное отношение к школьному воспитанию;
перекладывание ответственности за воспитание и обучение на школу.
Возникают вопросы: Как можно организовать взаимодействие с родителями учащихся в данных условиях? Как организовать сотрудничество родителей и классного руководителя в деле воспитания на основе единой педагогической позиции?
включать родителей в совместную со школой воспитательную деятельность с детьми.
осуществлять правовое просвещение родителей;
проводить консультации для оказания помощи родителям в воспитании ребенка;
осуществлять совместные походы, посещения театров, экскурсии;
проводить совместные с родителями праздники, мероприятия, открытые классные часы;
организовывать совместные спортивные конкурсы, мероприятия, лыжные прогулки .
Базовые ценности
В основе организации воспитательного процесса в классе положена идея целостности. Воспитание, обучение и развитие человека должны осуществляться в целостном учебно-воспитательном процессе. В основу идеи положен приоритет воспитания, понимаемого как целенаправленное воздействие на процесс развития личности. Такой подход позволяет сделать главным объектом внимания не знания, умения и навыки, а самого ребенка.
Воспитательная система класса должна опираться на общечеловеческие ценности. Это понятия:
ЗЕМЛЯ - общий дом на пороге нового мира. Земля людей и живой природы.
ОТЧЕСТВО - Родина, доставшаяся в наследство человеку от его предков, данная ему судьбой.
СЕМЬЯ - начальная ячейка общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.
ТРУД - вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, основа человеческого бытия.
ЗНАНИЯ - результат разнообразного труда, мощное средство развития личности.
КУЛЬТУРА - духовное и материальное богатство, наполненное развитием человеческой цивилизации.
МИР - человеческая общность, покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.
ЧЕЛОВЕК - высшая, абсолютная ценность, "мера всех вещей", цель, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Основные принципы жизнедеятельности классного коллектива, его функционирования и развития
Принцип гуманности: это главный принцип, каждый ребенок должен чувствовать себя уютно, чувствовать, что его любят, что к нему по- доброму относятся.
Требовательность к ученику должна включать в себя уважение к его человеческому достоинству. Воспитание и обучение без уважения - подавление.
Принцип целостности. Обучая воспитывать, воспитывая обучать - в этом целостность учебно-воспитательного процесса.
Принцип творческого отношения.
Важнейший признак педагогической культуры - творчество классного руководителя.
Принцип системности
Демократический принцип: общность детей и взрослых объединена общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Приоритетные проблемы работы классного руководителя
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности учащегося
Развитие познавательных и коммуникативных способностей школьников
От учителя, родителей, во многом зависит, чему и как научатся дети. Поэтому начинать воспитание нам нужно с себя. В основе воспитательной работы лежит стихотворение американской писательницы и консультанта по семейным вопросам Дороти Ло Нолт "Дети учатся у жизни» .
Если ребёнок живёт в атмосфере критики, он учится порицать. Если ребёнок живёт в обстановке враждебности, он учится воевать. Если ребёнок живёт в атмосфере страха, он учится бояться. Если ребёнок окружён жалостью, он учится жалеть самого себя. Если ребёнок окружён насмешками, он учится робеть. Если ребёнок окружён ревностью, он учится завидовать. Если ребёнок живёт с чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым. Если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе. Если ребёнок живёт в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя. Если ребёнок живёт в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель. Если вокруг ребёнка все делятся друг с другом, он учится щедрости. Если ребёнок живёт среди честных и справедливых людей, он поймёт, что такое правда и справедливость.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности, он учится верить в себя и в окружающих. Если ребёнок окружён дружелюбием, он узнает, что мир - прекрасное место для жизни. Если вы живёте в состоянии душевного равновесия, ваш ребёнок будет жить с миром в душе.
Дороти ло Нолт «Дети учатся жизни»[ 22]


Этапы реализации программы:
  1 этап: 2011-2012 учебный год 5 класс. Цель: сплочение коллектива класса, формирование творческой активности учащихся;
Формы деятельности – выпуск газет и плакатов к праздникам, конкурсы рисунков, чтецов. Разработка конкурсов и открыток к праздникам, участие в различных школьных мероприятиях. Проведение праздников: День именинника, Новогодний утренник, викторины.
- развитие творческих способностей;
- воспитание ответственности, сотрудничества, требовательности к себе;
- формирование умений планировать, анализировать, контролировать, оценивать, прогнозировать;

- выявление и развитие личностных способностей каждого ученика;
- объединение класса общим делом;
2 этап - 6- класс 2012-2013 г.г. «Становление». Цель: выработка ответственности, умения планировать, анализировать свои поступки.
Формы организации классных дел: проектная деятельность, выпуск газет, плакатов, оформление фото и видео летописи класса, классный час, праздник, утренник, экскурсия, посещение театра.






Содержание деятельности
Срок

Праздник пятиклассника
Сентябрь

День учителя. Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека
Октябрь каждого года

Классный час
Каждую среду (5 класс) Раз в неделю

Родительские собрания
Каждую четверть

День здоровья
Раз в четверть

Чествование именинников
Раз в четверть

Участие в детском песенном конкурсе патриотической песни.
Годовщина битвы под Москвой
Декабрь
Декабрь каждого года

Новогодний утренник
Декабрь каждого года

23 февраля. Поздравление мужчин. Снятие блокады Ленинграда.
Февраль каждого года

8 марта. Конкурсы. Поздравление женщин.
Март каждого года

Масленица
Март

Участие в акциях милосердия
В течение каждого года

Экскурсии в музеи, посещение театров
В течение года (минимум 4 раза)

Конкурс рисунков, посвященных празднику Победы
Апрель-май

Выпуск газет, плакатов
В течение года

Организация индивидуальной работы с семьями
В течение каждого года

Индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями
В течение каждого учебного года

Тематические классные часы
В течение каждого учебного года


Заключение (результативность воспитательной системы)
В ходе реализации программы воспитательной работы была проведена диагностика развития творческих способностей детей с привлечением школьного психолога. По результатам диагностики на начальном этапе реализации программы уровень развития творческих возможностей был не высоким. Из 27 учащихся
высокий уровень был у 4 учащихся,
средний- 5 учащихся,
низкий- 18 ребят.
По итогам внедрения программы уровень развития творческих способностей оказался выше:
высокий- 9 учащихся,
средний- 12 учащихся,
низкий- 6 ребят.
Таким образом, воспитательная система, направленная на развитие творческих способностей учащихся в классном коллективе показала свою результативность.

Ресурсы
Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагенство, 1994.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. - М.: Академия, 2002. -320с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. -С.807-819.
Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей. // Педагогика. – 1997. - №4.
Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., том 1. - М.Мир, 1992. , стр. 435- 442.
Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. -М.: Знание, 1994. 157стр.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ.- Пенза: Уникон-ТРИЗ.
Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. - М.: Просвещение, 1981. - 288с.
Краткий психологический словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-с 173, 380.
Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3.-С 113.
Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II. М. : Центр "Педагогический поиск", 2004. - 160 с.
Лупоядова Л. Ю.Копилка классного руководителя : классные часы, игры, викторины, часы общения / Л. Ю. Лупоядова, И. Г. Якимович. - 2-е изд. - Брянск : Курсив, 2004. - 114 с.
Настольная книга классного руководителя 5, 6, 7, 8 классов / сост. Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 384 с.
Победоносцев К.П. Воспитание характера в школе. // Педагогика. – 1999. - №8.
Сгибнева Е. П. Классные часы в средней школе : практическое пособие / Е. П. Сгибнева. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-Пресс, 2005. - 159 с.
Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / ред. И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательский сервис, 2005. - 478 с. - Мин-во образования и науки РФ.
Семенюк Н.И.  Анкета "Трудовое воспитание в семье" для учащихся 1-3 классов, "Профессиональное самоопределение" для 3-4 кл., для 5-6 кл., для 8 кл., для 9 кл., для 10-11 кл., Анкета "Будущая профессия" // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2011. - № 7. - С. 49-56
Щуркова Н. Е.Классное руководство: игровые методики / Н. Е. Щуркова. - 3-е изд. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 218 с.
Щуркова Н. Е.Классное руководство (теория, методика, технология) / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 222 с. - (Профессиональная культура педагога)
Хуторской
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 2 Заголовок 315