Статья «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК «ПОЛЕ» РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОЛЛЕКТИВА И ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ».


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК «ПОЛЕ» РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ КАЖДОГО ЧЛЕНА КОЛЛЕКТИВА И ЕГО СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека, он приобретает особую важность.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.[7]
Идея воспитания в коллективе появилась еще в древние времена у египтян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяжении всей истории подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов.
Проблемы детского коллектива интенсивно изучались в отечественной педагогике и психологии. Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам детского коллектива и коллективного воспитания, принадлежали В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Королеву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому, А.С.Макаренкои др.
Коллектив, представляющий из себя модель отношений, существующих в обществе, является «местом для тренировки социальных отношений», или, как писал А.С. Макаренко «гимнастическим залом для упражнения в нравственности». При этом А.С.Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективным.Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Для ребенка коллектив был и остается важнейшим фактором воспитания, он нуждается в нем, это среда, где можно удовлетворить, в первую очередь, потребность в общении и совместной деятельности.Воспитание в коллективе - залог успешной социализации личности в обществе.Воспитание не просто функционирует как составная часть социализации, а системой своих методов по существу обеспечивает целенаправленный механизм социализации.[5]
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны. [9]
Социализация личности начинается с первых лет жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа. [6] Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности: в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях ориентируется на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка. Средством осуществления этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. [2]
Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Воспитательная деятельность педагогического коллектива направляется на то, чтобы обеспечить воспитывающий характер той жизнедеятельности, в которую педагоги включают своих воспитанников.
Воспитательный коллектив задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.
Известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Формирование межличностных отношений предполагает профессиональную деятельность педагога, направленную на оказание ребёнку помощи в процессе его социализации. Одним из педагогических условий осуществления этого процесса является целенаправленное оказание учителем различных видов социально-психологической помощи, которая направлена главным образом на создание благоприятного микроклимата, в котором развивается ученик.
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Любой коллектив не может быть однородным. В нем всегда образуются различные группировки ребят, связанные общими интересами, симпатиями. И очень важно правильно построить взаимоотношения внутри групп и их взаимодействия друг с другом.
Если их взаимоотношения строятся на основе стремления к сотрудничеству, взаимопониманию, то это говорит о том, что коллектив формируется правильно. Но если группы враждуют между собой, соперничают из - за раздела «зон влияния», отказываются найти общий язык, то тут есть над, чем поработать классному руководителю.Чтобы научить детей решать возникающие проблемы без ссор, с целью формирования у них представлений о школьных правилах,помогут классные часы, где школьники будут учиться анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых),а для стимулирования внутригруппового общения помогут тренинги, так какшкольный возраст—период впитывания, накопления знании, период усвоения.И как пишет, характеризуя этот возраст Н. С. Лейтес « Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [1].
Необходима работа с детьми в направлении формирования у них должных социальных качеств, так как воспитанность человека характеризуется различными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе, и любая личность обязана действовать по правилам, принятым в обществе, в стране. Следование этим нормам и правилам может служить критерием социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе. Основные качества, присущие социализировавшейся личности, - товарищество, уважительное отношение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным, ловким. Перечисленные социальные качества развиваются у учеников как в процессе учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах), так и в деятельности внеурочной (праздники, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений, участие в концертах художественной самодеятельности). Таким образом, процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, возможностью личностного самовыражения и самореализации. Педагогу необходимо не подавлять, а направлять инициативу ребят, развивать детское самоуправление, создавать добрые отношения между ребятами,опираться на учителей, работающих с данным коллективом.
Литература:
1.Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. ; Под ред. А. В. Петровского. - 2-е изд., испр. И доп. -М. : Просвещение, 1979.
2.Караковский В.А., Новикова Л.И. Теория и практика школьных воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996.
3.Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
4.Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993.
5.Построение системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения. / Под ред. Нирулиной Г.Г. – М., 2003г.
6.Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2002.
7.Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс,2000.
8.Системный подход в исследованиях.— В кн.: Проблемы теории воспитания. Ч. I / Под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой, Г. Н. Филонова. М., 1974.
9. Социализация как фактор развития индивидуальности воспитания личности. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности.