Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Начальная школа 21 века

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
с Законом «Об образовании» в Республике Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ ;
с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального образования»),
с требованиями примерной основной образовательной программы ОУ по окружающему миру для начальных классов (Письмо Министерства образования и науки РФ №03-1263 от 7.07.2005 года «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»),
с образовательной программой МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ по ФГОС, Пр.№91\2 от 21.11.2011г
с учебным планом работы МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля НМР РТ на 2015/2016 учебный год,
с положением о рабочей программе педагога МБОУ «Гимназия №1» имени Мусы Джалиля , утвержденного приказом №73/1 от 28 августа 2015г.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2015-2016учебный год;
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2009./
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Структура курса       Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.
Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.
Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и его образ жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя.
Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, культура, просвещение в нашей стране.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. ( 33 учебные недели по 2 часа в неделю)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
формирование основ исторической памяти умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
развитие морально-этического сознания норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию предметных и метапредметных учебных действий:
овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;
формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);
формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. тесно связан с предметом «Технология», который является его деятельностным компонентом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Окружающий мир»
Личностные результаты:
осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему;
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст.
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметные результатами:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
различать основные нравственно-этические понятия;
рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Оценка достижений учащихся.
Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала;
Источники информации для оценивания:
деятельность учащихся (индивидуальная и совместная);
статистические данные;
работы учащихся;
результаты тестирования.
Методы оценивания:
наблюдение,
открытый ответ,
краткий ответ,
выбор ответа ,
самооценка.
В оценочной деятельности используются три вида оценивания:
Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.
Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.
Форма итоговой аттестации обучающихся – задания тестового характера.


Содержание курса.

Содержатель
ная линия
Учебный материал
Кол-во часов
Планируемые результаты





Универсальные учебные действия
Предметные






Знать
Уметь


1. Ты- первоклассник
Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,
4 ч
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,
выполнять правила поведения;
применять правила дорожного движения;



2.Твои друзья-взрослые и дети
Правила общения, дружеские отношения
6 ч




Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.
использовать в процессе общения основные правила этикета;строить диалог со взрослыми и сверстниками;


2. Твоё здоровьё
Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания,
7 ч

Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.
выполнять режим дня;
соблюдать правила гигиены;



3.Мы и вещи
Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение
4 ч


Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель,
выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда


4.Родная природа
Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие,млекопитающие, земноводные и т.д) и растений способы охраны природы, Красная книга

25 ч
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.
различать живую и неживую природу;
различать сезонные изменения в природе;
ухаживать за комнатными растениями;
различать виды животных


5. Родная страна
Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество
20 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.

рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
знать название своего города, страны, столицы;
знать символику страны;
знать полное имя, домашний адрес;




Тематическое планирование

Название раздела (темы)
Программное содержание
Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)

1 класс

Ты первоклассник
Статус ученика, школьника. Одноклассники, правила поведения в школе. Правила взаимоотношений.
Режим дня первоклассника. Дорога от дома до школы. Безопасность на улицах и дорогах.
Наблюдения. Моделирование ситуаций поведения в разных школьных помещениях, на улицах города. Игровая деятельность: правила дорожного движения. Учебные действия в совместной деятельности (парная работа).

Ты и здоровье
Органы чувств. Закаливание. Культура питания.
Дидактическая игра: принятие задачи, выполнение правил. Моделирование ситуаций на правила поведения во время еды.

Мы и вещи
Труд людей, профессии. безопасное поведение с бытовыми электрическими и газовыми приборами.
Коммуникативная деятельность: характеристика труда людей разных профессий. Моделирование ситуаций ОБЖ при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами.

Родная природа
Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас.
Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние-дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы.

Родная страна
Семья. Родной город (село). Труд людей родного города (села). Россия, Москва.
Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве.

























Календарно – тематическое планирование


Тема урока
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Виды контроля и измерители
Планируемые результаты
(УУД)
Дата
проведения







план
факт

1

Ты первоклассник Нас окружает удивительный мир.
1
Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира. Речевая разминка. Закончи предложение. Работа с иллюстративным материалом и беседа "Что нас окружает" (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры, портретов великих людей). Задания на классификацию "Объединим предметы в группы", дидактическая игра "Назовем объекты природы". Выполнение заданий в рабочей тетради.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Сравнивать различные объекты.
Классифицировать объекты.
Коммуникативные.
Характеризовать существенные признаки живой и неживой природы
Личностные
Положительное отношение и интерес к изучению окружающего мира
1.09


2
Давай
познакомимся
1
Знакомимся с одноклассниками,
рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Речевая разминка. "Назови, кто (что) где находится".Рисование "Варежки". Рассказывание "Расскажу вам о себе". Работа с иллюстративным материалом:
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе. Понимать сущность взаимоотношений с одноклассниками и учителем, дорожить ими и поддерживать их.
Коммуникативные.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе. Задавать вопросы
Личностные.
Развитие учебной мотивации осознать себя членом школьного коллектива. Чувство самостоятельности и ответственности


3.09


3
Мы - школьники
1
Какие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются? Речевая разминка. Игра: "Кто быстрее назовет школьные помещения". Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе»Работа с текстом стихотворения "Первоклассник"(учебник, с.12).
Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке.
текущий

8.09


4
Правила
поведения в
школе
1
Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. Речевая разминка. Игра: "Кто быстрее назовет школьные помещения". Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе» Работа с текстом стихотворения
"Первоклассник"(учебник, с. 12).
Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, в раздевалке.
текущий

10.09


5
Родная природа.
Сентябрь -
первый месяц
осени
1
Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения. Экскурсия в парк. Рассматривание различных деревьев (цвета листьев, их формы), сравнение внешнего вида разных деревьев. Работа с иллюстративным материалом: сравнение наблюдений с пейзажами осеннего леса на фото и репродукциях. Наблюдения за птицами.
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Пересказывать и понимать тексты о природе. Усвоить первоначальные сведения о живой и неживой природе.
Коммуникативные.
Характеризовать признаки времен года. Группировать (классифицировать) овощи и фрукты по отличительным признакам. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Личностные.
Прививать любовь к природе. Научиться слушать учителя, сверстников вне класса. Развитие учебной мотивации .Осознать свою ответственность за незнание правил сбора грибов и сохранность природы.
15.09


6
Родная природа.

Что нам осень подарила
1
Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Развитие описательной речи, умения составлять описательный рассказ. Формирование умения работать с таблицей. Речевая разминка: дидактическая игра "Что нам осень подарила" (с использованием натуральных объектов).
Выполнение заданий в рабочей тетради

17.09


7
Грибная пора
1
Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Формирование умения сравнивать и различать грибы, плоды разных растений. Формирование умения работать с таблицей. Формирование умения классифицировать объекты по разным признакам.
Выполнение заданий в рабочей тетради

22.09


8
Родная страна. Семья.
1
Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»? Речевая разминка "Придумай, как кого зовут". Рассказывание "Семья Миши" (по рисункам) и "Моя семья". Обсуждение крылатого выражения "Семья крепка ладом»
Выполнение заданий в рабочей тетради
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, на основе бесед школьников с родителями. Усвоить значения понятий послушания, трудолюбия, равнодушия.
Коммуникативные.
Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями. Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Личностные.
Уметь различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие – равнодушие, трудолюбие – леность). Поддерживать семейные традиции. Осознать себя членом общества
24.09


9
Любимые занятия
1
Чем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты,
загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье. Речевая разминка "Придумаем имена". Дидактическая игра "Узнай сказку по иллюстрации".
Ролевая игра

29.09


10
«Труд людей»
Как из зерна получилась булка
1
Народная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. Речевая разминка "Хлебобулочные изделия". Обсуждение поговорки "Худ обед, когда хлеба нет". Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уметь рассказывать о профессиях хлебороба,  механизатора. Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие.
Коммуникативные.
Работа  с текстом и иллюстрациями учебника Характеризовать диких и домашних животных (на примере своей местности)
Личностные.
Уважительное отношение к тяжелому труду на селе. Осознать ответственность за сохранение природы. Адекватная мотивация ученика.
1.10


11
Человек и
домашние
животные
1
Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних
животных. Речевая разминка "Кто больше
назовет домашних животных?" Решение проблемной ситуации "Кого называют домашним животным?" (работа с иллюстративным материалом).
текущий

6.10


12
"Середина осени" Октябрь уж наступил
1
Лес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро.День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах. Экскурсия в парк (лес). Наблюдения: какие изменения произошли в парке (лесу); закончился ли листопад, какого цвета небо, каких птиц можно встретить в парке (лесу).
текущий
Регулятивные.
Усвоить первоначальные сведения о явлениях природы.
Познавательные.
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Коммуникативные. 
Пересказывать и понимать тексты о природе. Уметь составить рассказ о любом явлении природы.
Личностные.
Осознать ответственность за сохранение природы.
8.10


13
Птицы осенью
1
В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки. На водоемах еще можно
встретить лебедей, гусей, уток. Речевая разминка (по наблюдению): «Опиши птицу так, чтобы ее можно было узнать». Решение проблемной задачи. Работа с иллюстративным материалом и текстом учебника..
текущий

13.10


14
Явления природы
1
Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. Речевая разминка "Спрашивай – отвечай". Работа с иллюстративным материалом учебника – выделение характерных особенностей разных явлений природы. Дифференцированная работа.
текущий

15.10


15
"Наша Родина. Родной край"
Где ты
живёшь?
1
Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около). На ней расположены знаки дорожного движения Речевая разминка "Где ты живешь?"Работа с иллюстративным материалом учебника. Игра "Имя улицы" (игра с пиктограммами). Выполнение заданий, в учебнике и рабочей тетради.
Выполнение заданий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Рассказывать по результатамэкскурсии о достопримечательностях города. Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений. Анализировать ситуации во время экскурсии по городу: безопасное поведение на дороге.
 Коммуникативные. 
Участвовать в игровых ситуациях по соблюдению правил уличного движения.
Личностные.
Осознать чувство любви к своему городу. Научиться вести безопасный здоровый образ жизни на улицах и дорогах города.
20.10


16
Правила
дорожного
движения
1
Мы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах.
Моделирование

22.10


17
"Труд людей"
Ты и вещи
1
Кто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы
по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам.
Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный
(небережливый). Речевая разминка: "Спрашивай– отвечай". Игра на классификацию "К чему относятся эти предметы?"
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова.
Коммуникативные. 
Отвечать на вопросы.
Личностные.
Уметь оценивать результаты своей и чужой работы.
27.10


18
Кто работает
ночью
1
Профессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. Речевая разминка "Кто что делает"«Я работаю ночью»
Ролевая игра

29.10


19
"Органы чувств человека"
Твои
помощники –
органы чувств
1
Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса. Речевая разминка "Назови предмет определенного цвета". Рассказ учителя с использованием иллюстративного материала «Что такое здоровье».
Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету».
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. Характеризовать основные функции органов чувств. Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
 Коммуникативные. 
Проводить опыты и делать выводы.
Личностные. Забота о своем здоровье и хорошем настроении.
Личная гигиена, режим дня. Уметь выполнять правила здорового образа жизни Уметь пользоваться предметами личной  гигиены. Составление памятки режима дня. Уметь пользоваться часами для определения времени.
11.11


20
Правила
гигиены
1
Зачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). Речевая разминка "Назовем предметы гигиены" Работа с текстами и заданиями учебника.
Выполнение заданий в рабочей тетради.

12.11


21
О режиме дня
1
Что такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия: организованный –неорганизованный. Речевая разминка "Мой режим дня" Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение». Дидактическая игра «Угадай, что за часы?»
текущий

18.11


22
Урок в
спортивном
зале
1
Будем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания Игры-соревнования на ловкость и быстроту.
текущий

19.11


23
"Родная природа. Ноябрь"
Ноябрь – зиме
родной брат
1
Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. Экскурсия в парк Речевая разминка: "Закончи (допиши) предложение».
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года.Описывать сезонные изменения в природе.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.Описывать внешний вид, характерные особенности животных, способы питания, условия, необходимые для жизни животных.
 Коммуникативные.         
Пересказывать и понимать тексты о природе. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Личностные. Восприятие красоты окружающей природы, использование средств дополнительной информации. Формирование основ экологической культуры.
25.11


24
Дикие
животные
1
Жизнь диких животных поздней осенью. Различение животных по внешним характеристикам. Названия животных и их детенышей. Речевая разминка: «Дети и их детеныши» Дидактическая игра «О ком рассказали?»
текущий

26.11


25
Звери -
млекопитающие
1
Звери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные» Речевая разминка: «Опиши животное» (с. 74).
текущий

2.12


26
Что мы знаем о
птицах
1
Классификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода. Речевая разминка: «Зимующие и перелетные птицы» Ролевая игра «Расскажу вам о себе». Работа с дневником наблюдений.
текущий

3.12


27
"Родной край"
Город-село
1
Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России. Речевая разминка. "Закончи предложение" Творческий рассказ по образцу «Где ты живешь». Беседа «Край, в котором мы живем, – наша Родина»
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Находить на карте России родной регион. Уметь  называть основные учреждения культуры, быта, образования; выполнять задания на развитие смекалки, наблюдательности.
Коммуникативные.         
Составление рассказа о родном крае. Игра: «Узнай учреждение по вывеске».
Личностные.
Воспитание уважительного отношения к родному краю, уважительное отношение к трудовой деятельности людей в городе и сельской местности Проявлять уважение к труду людей
9.12


28
Дом, в котором ты живешь
1
Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске. Речевая разминка. "А что у вас?" Работа с иллюстративным материалом учебника. Беседа «О чем рассказывают вывески?»
Выполнение заданий в рабочей тетради.

10.12


29
Зачем люди
трудятся
1
Зачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. Экскурсия в школьную библиотеку
текущий

16.12


30
"Родная природа. Декабрь"
В декабре, в декабре все
деревья в серебре
1
Сезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. Экскурсия в парк
текущий
Регулятивные. Наблюдать и выполнять простейшие опыты по изучению свойств воды.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года. Проводить групповые наблюдения.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Личностные.
Бережное отношение к природе. Оценить значение воды для живых организмов
17.12


31
Какая бывает
вода?
1
Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность,бесцветность.
Вода – растворитель; различные состояния воды. Понятия: тело, вещество. Речевая разминка: игра "Да - нет". Опыты с водой: определение свойств воды как вещества. Работа с учебником и рабочей тетрадью
текущий

23.12


32
"Мы и другие люди"
О дружбе
1
Кого называют друзьями. Правила дружбы Речевая разминка: "Расскажи о своем друге" Беседа с использованием литературного материала.
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи. Выполнение заданий творческого характера.
Познавательные.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста. Собрать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России.
Коммуникативные.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения
Личностные.Человек – создатель и носитель культуры. Доброжелательное отношение к друзьям.
24.12


33
Идем в гости
1
Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи:письмо другу. Речевая разминка: "Идем в гости" Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок».
текущий

13.01


34
С Новым
годом
1
Развитие речевого творчества. Речевая разминка: "Сказка о старых вещах». Обсуждение сценария классного праздника на Новый год
текущий

14.01


35
"Родная природа. Январь"
Январь – году
начало, зиме –
середина
1
Изменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений). Речевая разминка: "В январе, в январе" Наблюдение из окна Работа с иллюстративным материалом
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Характеризовать хвойные деревья по иллюстрациям (наблюдениям).
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать  тексты о природе.
Личностные.
Формирование основ экологической культуры.
20.01


36
Хвойные деревья
1
Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница).
текущий

21.01


37
Жизнь птиц зимой
1
Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. Речевая разминка: "Кто чем питается" Беседа и работа с иллюстративным материалом «Что умеет делать клюв?»
текущий

27.01


38
"Родная страна"
Наша страна -
Россия
1
Наша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. Речевая разминка: "Составим рассказ о нашей Родине" Рассказ учителя о гимне России.
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Уважать, узнавать и описывать государственные символы. Знать и применять правила прослушивания и исполнения гимна России.
Коммуникативные.
Объяснять основные изображения Государственного герба России. Прослушивать гимн. Декламировать (петь) Гимн РФ. Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов 
Личностные.
Индентифициро
вать себя с принадлежностью к народу, Стране, государству. Проявлять интерес к культуре своего народа
28.01


39
Богата природа
России
1
Разнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны.
текущий

3.02


40
Мы – россияне
1
Россия – страна многонациональная.
Особенности народа: язык, искусство, обычаи. Речевая разминка: "Спрашивай –отвечай" Ролевая игра «Магазин "Российский сувенир»»
Ролевая игра

4.02


41
Народная сказка и народные
игрушки
1
Прикладное искусство народов России: сравнение, различия, общие черты. Речевая разминка: "Опиши игрушку", "Узнай сказку".
Выполнение задания

10.02


42
"Родная природа. Февраль"
Февраль – месяц
метелей и вьюг
1
Февраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы.
Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. Речевая разминка "Назови по порядку" «Лесные картинки»
Ролевая игра
Регулятивные.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Познавательные.
Описывать сезонные изменения в природе.
Коммуникативные.
Делать выводы. Классификация животных
Личностные.
Формирование основ
экологической культуры. Ценностное отношение к природному миру.
11.02


43
Звери –
млекопитающие
1
Звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные
текущий

24.02


44
Наш уголок
природы.
Животные уголка
природы
1
Уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги.
текущий

25.02


45
Растения уголка
природы
1
Уголок природы – место обитания комнатных растений. Можно вырастить растение из черенка, листа, семени, луковицы
текущий

2.03


46
"Родная страна"
Мы – граждане
России
1
Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности Речевая разминка: "Спрашивай -отвечай".Рассказ учителя о правах гражданина России
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Составление рассказа о правах гражданина России по опорным словам.
Коммуникативные.
Объяснение смысла пословиц об учении.
Личностные.
Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ.
3.03


47
Правила поведения
1
Развитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры Речевая разминка. "Разговор по телефону" Обсуждение воображаемых ситуаций
текущий

9.03


48
8 марта - праздник
всех женщин
1
Как можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким. Речевая разминка. "Поздравляем с праздником"
текущий

10.03


49
"Родная природа. Март"
Март-
капельник
1
Изменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». Речевая разминка: "Закончи предложение".
Наблюдения за весенними изменениями в природе.
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Проводить групповые наблюдения.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Личностные.
Ценностное отношение к природному миру

16.03


50
Птичьи
разговоры
1
Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьи гнездам Речевая разминка: "Узнай птицу по описанию"
текущий

17.03


51
"Твое здоровье"
Здоровая пища
1
Какая пища полезна. Как правильно питаться. Речевая разминка. "Спрашивай– отвечай" Анализ воображаемых ситуаций«Кто правильно питается». Коллективная изобразительная деятельность – подготовка плаката: «Будем питаться правильно!»
Проектная работа
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Обсуждать в коллективе необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Принципы закаливания. Устный диалог: «Что значит режим питания для организма человека»
Коммуникативные.
Составление программ закаливающих процедур.
Личностные.
Здоровый образ жизни. Культура поведения за столом
30.03


52
Если хочешь быть здоров, закаляйся!
1
Для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. Речевая разминка ."Спрашивай – отвечай" Беседа с иллюстративным материалом «Как можно закаляться».
текущий

6.04


53
Какое бывает
настроение
1
От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает. Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим. Характеристика разных видов настроения:,
текущий

7.04


54
"Родная природа. Апрель"
Апрель -
водолей
1
Сезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. Экскурсия на водоем. Речевая разминка: "Сочиним потешку»
текущий
Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животного и времени года.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Личностные.
Формирование основ экологической культуры.
13.04


55
Жизнь
насекомых
весной
1
Календарь появления насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых. Речевая разминка "Кто знает больше насекомых" Наблюдение развития личинки комара
текущий

14.04


56
"Труд людей"
Весенние
работы
1
Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. Экскурсия в парк (сквер)
текущий
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи. Планирование решения учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Коммуникативные.
Работать  с иллюстративным материалом. Дидактическая игра: «Мы – космонавты».
Личностные.
Ценностное отношение к природному миру.
20.04


57
Кто работает на
транспорте
1
Сравнение: выделение сходства и различия разных видов транспорта – воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине (керосине); грузовой, легковой. Речевая разминка: "Спрашивай– отвечай". Создание плаката «Транспорт».
Создание плаката «Транспорт».

21.04


58
День
космонавтики
1
Россия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. Речевая разминка "Расскажу вам о космонавтах" Беседа «Как все начиналось»
текущий

27.04


59
"Родная природа. Май"
Май весну завершает
1
«Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки.
текущий
Регулятивные.
Планирование решения учебной задачи. Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года. Характеризовать способы развития земноводных (на примере лягушек).
Коммуникативные.
Описывать сезонные изменения в природе.
Личностные.
Формирование основ экологической культуры
28.04


60
Жизнь
земноводных
весной
1
Лягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие. Речевая разминка: "Объясним свой ответ"Сравнение лягушки и жабы. Рассматривание и обсуждение схемы «Развитие лягушки».
текущий

4.05


61
Животное -
живое существо
1
Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.
текущий

5.05


62
Ты пешеход.
1
Безопасное поведение на дорогах.
Составление плаката

11.05


63
64

Повторение изученного.

2
Обобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.
Проектная работа
Регулятивные.
Удерживать цель учебной задачи.
Познавательные.
Характеризовать признаки времен года.
Коммуникативные.
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Личностные. Формирование основ экологической культуры
12.05
18.05


65

Контрольная работа.
1
Выполнение заданий итогового тестирования
тестирование

19.05


66
Обобщение изученного за год материала.
1

текущий

25.05


Методическое обеспечение программы:
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2009.
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1 – 4 кл. М.: Вентана – Граф, 2015 г.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2015 г.

Материально – техническое обеспечение
Учебные презентации
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Проектор
Интерактивная доска
Дидактические материалы:
таблицы;
плакаты;
гербарий;
коллекция семян;



















Приложения;
Итоговая проверочная работа (окр.мир)
1 класс
1 вариант.

1. Что можно узнать путем наблюдений? Подчеркни:
а) начало листопада
б) какие вещества не растворяются в воде
в) как передвигаются животные
г) зачем растению нужен свет

2. Как изменяется продолжительность дня? Подчеркни нужное слово: Осенью дни становятся короче/ длиннее, чем летом.

3. На Земле 6 материков. Напиши их. ________________________________________________________________________________________________________________________________

Что такое Солнце? Подчеркни правильный ответ:

комета, планета, спутник, звезда


5. Найди и исправь ошибку: Луна – спутник Венеры.


6. Подчеркни названия только тел природы:

звезда, молоток, синица, книга.

7. Что является источником звука, когда говорит человек? Подчеркни

- движение языка и губ - колебание голосовых связок


8. Как влияет на человека шум? Подчеркни

- повышает аппетит - в шуме трудно работать

9. В какое время года водоемы освобождаются ото льда? Напиши ______________________________________________

10. Доходы и расходы семьи за месяц. Это ______________________
11. Правила поведения в обществе. Это ________________________





2 вариант.

1.Что можно узнать с помощью опытов? Подчеркни:
а) начало листопада
б) какие вещества не растворяются в воде
в) как передвигаются животные
г) зачем растению нужен свет

2. Как изменяется высота солнца на небосклоне? Подчеркни нужное слово в предложении: Осенью солнце поднимается на небосклоне ниже / выше, чем летом.

3. На Земле 4 океана. Напиши их.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что такое Венера? Подчеркни правильный ответ:

комета, планета, спутник, звезда

5.Найди и исправь ошибку: Луна – спутник Солнца.

6.Подчеркни названия веществ:

звезда, молоко, синица, вода.

7. Что является источником звука при игре на скрипке? Подчеркни

- пальцы человека - колебание струн

8. Как влияет на человека шум? Подчеркни

- улучшает настроение - снижает слух.


9. В какое время года появляются проталины? Напиши_____________


10. Правила поведения в обществе. Это_____________________

11. Доходы и расходы семьи за месяц. Это _______________________








Ответы

1 вариант
2 вариант

1
а
б

2
короче
ниже

3
Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Евразия, Антарктида
Тихий океан, Северный Ледовитый океан, Атлантический океан, Индийский океан

4
звезда
планета

5
Земли
Земли

6
Звезда, синица
Молоко, вода

7
Колебание голосовых связок
Колебание струн

8
В шуме трудно работать
Снижает слух

9
Весна
Весна

10
Бюджет
Этикет

11
Этикет
Бюджет





15