Классный час ,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ’’



Горловская общеобразовательная школа
І-ІІ ступеней № 7




Классный час
,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ’’





Подготовила:
Классный руководитель 8 класса
Евсюкова Татьяна Николаевна






Горловка
2016




Классный час на тему: ,, Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд! ( о рабочих профессиях Донбасса).
Цель: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса; о престижности шахтерского труда; расширять кругозор учащихся, способствовать развитию познавательной деятельности, активной гражданской позиции; воспитывать уважительное отношение к труду.
Оборудование: картинки о труде шахтеров; иллюстрации из журналов, высказывания великих людей о труде, проектор.
На доске – цитаты:
,, Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет ’’
К.Д. Ушинский
Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!
А.М. Горький
Нынче каждый труд почетен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.
М. Исаковский
Горняцкие лампы не гаснут,
Мы путь свой находим во мгле.
Шахтеры живут под землёю,
Чтоб было светло на земле.
И уголь течет из забоя,
Тяжелою черной рекою.
Такие сердца у шахтеров, шахтерский характер такой.
Учитель: Существует такое крылатое выражение: ,, Человек создан для счастья, как птица для полёта. ’’. Конечно, для счастья. Но всё – таки правильнее звучало бы так: ,, Человек создан для труда, как птица для полёта ’’.
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса, невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почетом и уважением. Разве кто – нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело. А как это осуществить? Наш классный час: ,,Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!’’ поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символическим маяком в океане ваших поисков.
Ведущий 1. ( на экране – картина В.М. Васнецова ,, Богатыри ’’, камень с надписью на распутье дорог )
Налево пойдешь – коня потеряешь,
направо пойдешь – жизнь потеряешь,
прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь.
Из русских народных сказок есть и другие варианты выбора: Власть, Деньги, Знания, Любовь Выбор одного пути исключает два других.
Ведущий 2. Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.
- Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведет в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Наука – серьёзное и сложное дело. Сможешь ли ты: ,, не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?’’.
- ,, Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах ’’ Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
Ведущий 1. Огненными сполохами металлургических плавок загорается небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолеты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней - всё это благодаря труду людей самых различных профессий.
Ведущий 2. Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях? Сегодня мы поговорим о ряде шахтерских профессий, познакомимся с ними. Для нас жителей Горловки, привычное слово – шахта. Это в первую очередь потому, что уголь – главное богатство Западного Донбасса, поэтому и самая распространенная профессия – шахтёр. Мы будем говорить об опасном, тяжелом, но почетном труде шахтёров, ведь ,,шахтёр спускается под землю, чтоб на земле хватало всем тепла’’.
Ведущий 1. Позвольте в ознаменовании начала нашего классного часа зажечь символический огонь, который будет гореть сегодня как символ уважения к людям, избравшим нелегкую профессию шахтёра.
Звучит песня ,, Спят курганы темные ’’, на фоне её ученики читают стихи.
Чтец 1. Мы дети – шахтерского племени
Большой и дружной семьи.
Мы дети – новейшого времени,
Историй нашей страны.
Чтец 2. Привыкли мы к жизненным трудностям,
Но всё же умеем мечтать.
Ко всем человеческим ценностям
Привыкли мы труд причислять.
Чтец 3. Зовут нас глубины подземелья
И черного золота блеск.
Мой город простой, моя Горловка,
Спасибо тебе, что ты есть.
Звучит песня ,, В чистом небе Донецком ’’
Ведущий 2. Донбасс – шахтёрский край, большинство населения шахтёры. А кто из вас представляет себе, что такое шахта? Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.
В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую и берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно ( показать на экране предметы шахтёрского снаряжения ).
Чтец 1. Что ты знаешь о солнце,
Если в шахте ты не был,
если видишься с солнцем с утра
только тот ценит солнце и высокое небо,
кто поднялся с зарёй на – гора.
Чтец 2. Пылью угольной припорошен
С добрым взглядом немолодой.
Каждый день человек хороший
опускается в свой забой.
Шахта .. что для него дороже –
этой шахты с детства родной.
И опять человек хороший
опускается в свой забой
Ведущий 1. Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой. Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 - го километра. Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень – то широкие: встречаются пласты толщиной 90 – 240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля.
Ведущий 2. И вот мы спустились в шахту. Из лифта - ,, Клети ’’ – выходим в штрек, похожий на туннель метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землей не скапливались взрывоопасные газы. В вагонетках по рельсам везут уголь. От главного штрека в шахте отходят бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны ,, вынуть ’’ весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольные комбайны, которые рубят уголь. А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтеры? Иногда меньше метра и работать приходится лёжа.
Звучит песня В. Высоцкого ,,Черное золото ’’
Ведущий 1. Вот как пишут горловские поэты о нелегком труде шахтёров.
Чтец. Владимир Демидов ,, Шахтёры ’’
Сдается нам Земная твердь
Мы рубим в недрах
Уголь пламенный,
Нас каждый день
Уносит клеть
Из века атомного
В каменный
Пути шахтёров не просты
Мы пробиваем
Лавы длинные
И поднимаем
Не пласты,
а солнца залежи
целенные.
И поминутно у копра
По рельсам гулким
И обкатанным
Оно выходит на – гора
Из века каменного
в атомный.
Ведущий 2. И ещё одно стихотворение приготовил нам ученик. Это ,, Шахтерские руки Анатолия Антонова ’’.
Если житель ты Донбасса,
Если край шахтёрский дорог,
Опуститься должен в шахту,
Посетить подземный город!
В глубине земли шагая,
Ты пройди по штреку в лаву,
Где воистину увидишь.
Рук шахтёрских ТРУД И СЛАВУ
Эти руки проложили
Сеть тоннелей под землёю,
Чтобы ценный, трудный уголь
Золотою плыл рекою.
Глыбы угольной породы
Грозной мощью провисают.
Их сноровкой от природы
Руки эти укрепляют.
Их невидимых пробоин
Воды в шахту поступают,
Течь шумливую из штолен
Эти руки прекращают.
Сильные в мозолях руки
Пылью угольной покрыты,
Нашего народа слуги –
С ним навечно прочно сшиты.
Ведущий 1. Работа шахтёров особая, она отличается от работы других производств. Разве можно на шахте предусмотреть буквально всё? Очень трудно.
Ведущий 2. Слово предоставляется нашим гостям. Расскажите, пожалуйста, о своей шахтёрской судьбе, о Вашей нелегкой, но почетной работе.
Звучит песня В. Высоцкого ,, Гимн шахтёров ’’
Ведущий 1. Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращенно – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для них определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на угольную стену, сгребает обломки двумя клещами и отправляет их на конвейер, а оттуда порода направляется на террикон. В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР. Что они означают? В чем заключается их работа?
Ведущий 2. ЭМС – электромеханическая служба – отвечает за работу подземной техники, насосов, водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации.
ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути.
Ведущий 1. РВУ – ремонтно – восстановительный участок, поддерживает штрек в хорошем состоянии, чтобы не допускать обвалов.
БВР – бурно – взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. Вот как много профессий в шахте! Но мы назвали только подземные профессии, а есть ещё и наземные – экономисты, горные инженеры, плановики, диспетчеры и многие другие.
Ведущий 2. Шахтёры – не только работящий народ. Это мужественные, крепкие люди. Они всегда были впереди. Испытания, выпавшие на долю шахтёров Донбасса, выковали, закалили шахтёрский характер. Были шахтёры первыми не только в труде, но и в бою. Били фашистов в годы Великой Отечественной , бьют нацистов и теперь, когда мирный Донбасс вновь оказался в пучине гражданской войны. В суровые послевоенные годы Донбасс сумел в кратчайшие сроки восстановить промышленность и дать Родине такой нужный уголь.
Ведущий 1. Проходят годы, сменяются эпохи. Но одно остается неизменным: Слава, которой овеян шахтёрский труд. Это они как никто другой знают, что значит уголь для экономики родного края. Сегодня, когда работает всего лишь 12 – 15 % промышленности Донбасса, они восстанавливают угольные предприятия, разрушенные вражескими снарядами. Это они в самые тяжелые месяцы героически боролись за каждую тонну угля. Это благодаря им в каждом донбасском доме есть тепло и электричество.
Ведущий 2. Когда идет шахтёр навстречу –
Благоговей!
Он света нового предтеча,
ОН – Прометей!
И творит горняк иные сказы
Под землей и у подножья гор.
Человек, рубающий алмазы,
Просто называется – ШАХТЁР!
Ведущий 1. Шлет он золота черные слитки,
И идёт по земле от него
Свет шахтёрской широкой улыбки
И шахтёрского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек раздвигающий тьму.
Если встретите где – то шахтёра,
До земли поклонитесь ему!
Учитель: Дорогие ребята! Помните об этом! Старайтесь быть полезными людям. Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живете, ваша школьная тетрадка и дневник! Трудитесь так, чтобы всем вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: ,, Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!’’
( Учащиеся вручают гостям цветы)
Звучит песня ,, В чистом небе Донецком ’’