Классный час Чудо земли — хлеб


Открытый классный час «Чудо земли – хлеб»
Проведению этого классного часа предшествовала большая подготовительная работа: просмотр видеосюжетов о работе хлеборобо;, выращивании и уборке хлеба; конкурс рисунков на тему «Хлеб – всему голова»; состоялась беседа по тематической репродукций картин А.А. Пластова «Ужин трактористов», Т.Н. Яблонский»Хлеб», Е.Гордиец «Хлеб пекут», М.В. Данциг «Золото земли». Сами дети участвовали в сборе пословиц, поговорок, народных примет по теме.
Оформление зала: выставка репродукций картин художников, а также детских рисунков, плакаты на доске «Чудо земли – хлеб», «Хлеб – Его Величество! Ему низко до земли кланяются в самые знойные дни лета».
Ход праздника
Начинается праздник с просмотра слайдов о выращивании хлеба, о работе сельских тружеников, хлебных изделиях. Звучит песня «Русское поле».
Учитель. Наш классный час мне хочется начать стихотворением Александра Балина:
Вот хлеб – высок ,румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много – всяческих преград -
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит
И если ты не глух, ни слеп, цени народный, трудный хлеб.
Учитель. И первая страница нашего устного журнала – осенняя.
1ребенок. Земля остыла, улетели птицы,
Закончился осенний листопад.
Колючим холодом и первым снегом
Ноябрь уж укрывает голый сад.
Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.
Дети исполняют песню «Осень пришла»
Учитель. Декломация – перекличка «Хвала тебе, хлеб!»
1реб. Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб» (хором)
2реб. Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».(хором)
3реб. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб»(хором)
4реб. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб»(хором)
5реб. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Дети исполняют песню «О хлебе»
1реб. Хлебное поле большое, как море -
Не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зернышко мы бережем.
2реб. Зернышко мы согреем заботой
В добрых и теплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
3реб.Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда -
Это живая награда за труд.
4реб.Ржаной росток зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный
Как первоклашка в школе.
5реб.Его расти научит
Любой весенний дождик,
А каждый вешний лучик
Раскрасит как художник
6реб.Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
7реб.Зерна наших дней святитесь
Позолотою резной
Говорим мы «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
8реб.Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Учитель. А как хлеб к нам пришел?
1реб. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека.
Учитель. Издавна кормит людей матушка – земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи. В одном из музеев словно бесценное сокровище храниться ломтик хлеба, которому 6 тысяч лет! Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в густой ил., со временем – окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб!
1реб. Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает.
Сколько требует ухода мать – земля
На целый год.
2реб. В каждый дом, на каждый стол
Хлеб пожаловал, пришел.
3реб.Внем здоровье наша, сила,
В нем –чудесное тепло.
4реб. Много рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Учитель. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням , всем капризам погоды открыто зеленое поле. Святое дело вырастить хлеб. Разве можно нпйти профессию более нужную, более почетную, чем профессия хлебороба.
Хором: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
1реб. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
2реб. То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
3реб. С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
-Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб – соль из рук
Учитель. Следующая страница нашего журнала «Хлеб и война»
1реб. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба 125 грамм.
Учитель. Есть только одно слово равнозначное слову «хлеб». Это слово - жизнь. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В музее истории Ленинграда храниться кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города .А людям нужно было выжить назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зерен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе.
Рассказ сопровождается слайдами.
Сказочная страница.
Сказка – ложь, да в ней намек.
1реб. Корочка хлеба, хлебная крошка,
Что это – много или немножко?
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью.
Когда он лежит в придорожной пыли.
Дети хором: «Бросил хлеб – обидел свет»
Учитель. А вот и сказка. (инсценировка)
Учитель. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать Инге испекла хлеб и сказала:
1реб.(мать) Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке.
Учитель. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь. Дорога проходила через болото. Жалко Инге стало своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зеленом подземелье у ядовитой старухи – Болотницы. Злая Болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной. Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать.
2реб.(Инге) Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне – подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась все грубее.
Как – то раз эту историю услышала маленькая девочка.
3реб.(мал. девочка) Бедная, бедная Инге! – заплакала она. – Как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощенье и ей позволили вернуться на землю.
Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаянья.
В этот же миг луч света проник в зловонное подземелье и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом к маме. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому что девочка научилась ценить и беречь хлеб.
Песенная страница.
Есть хлеб – будет и песня.
Учитель. После работы в поле девушки водили хороводы, пели песни и частушки.
Хоровод «На горе – то калина»( поют и танцуют)

Частушки.
Мальчики. Эй, девчушки – хохотушки.
Начинайте петь частушки,
Начинайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
1дев. Мы в поселке живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы частушек много знаем
И сейчас для вас споем.
2дев. Прянички печатные,
До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
3дев. Но не сразу стали зерна
Хлебом тем ,что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
4дев. Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
5мальчик. Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай.
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
Хором. Взором радостным объемлем
Даль бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!
Инсценировка «Хлеб» ( по Г.Виеру)
Мальчик.—Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,
Говорю тебе «спасибо»!
Хлеб ---Лучше б ты не поленился,
Доброй пашне поклонился.
Мальчик.--- Кланяюсь тебе я, пашня
За горячий хлеб домашний!
Пашня----Лучше б ты не поленился-
Солнцу в небе поклонился.
Мальчик.---Солнце, солнце, в небе синем
За горячий хлеб спасибо.
Солнце .----Ты б сынок не поленился,
Дождику бы поклонился!
Мальчик.---Вот спасибо, дождик в небе,
Что заботишься о хлебе!
Дождик.—Лучше б ты не поленился,
Папе с мамой поклонился!
Мальчик.—Вам спасибо папа с мамой,
Хлеб даете вкусный самый!
М+П.----И тебе спасибо тоже.
Ты у нас такой хороший.
Страничка фольклорная.
Учитель. А сколько пословиц придумал народ о хлебе.
Игра «Кто знает, пусть продолжает»
Хлеб всему….
Плох обед, коли…..
Хлеб на стол, так и стол…..
Пирог к миру и дружбе…..
Слово пирог образовалось от слова пир. Победила страна в бою против врага заклятого, царь –батюшка пир горой закатывал: кончились беды, ждет сытость и мир- покой, вот и пирог для всех. Это символ общности и дружбы.
Загадки о хлебе.
И клокова-то, и ноздрева-то,
И мягко и ломко, а всех милей.
2. Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет.
3.Не море, а волнуется.
4.На соломине дом, сто ребяток в нем.
5.Вырос в поле колоском, на столе лежу куском.
6.Ходит дом ходуном на столбе золотом, окна позолочены, ставни заколочены.
Учитель. А кто для нас хлеб создает?
1реб. Посеяли хлеб хлеборобы весною.
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна:»За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора»
2реб. «Дадим!» - отвечают в цехах металлисты-
Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Нам только руду подавайте сюда!»
3реб.Для хлеба с рудою спешат поезда.
Для хлеба положены рельсы дорог.
Для хлеба идет на гора уголек.
4реб.Для хлеба плотины на реках встают,
И краны и вышки до самого неба.
Хором. Для хлеба! Для хлеба!
Для хлеба! Для хлеба!
,Учитель. Когда за столом вы, ребята, сидите
То помните, кто для вас хлеб создает:
Дети. Рабочий, нефтяник, строитель, шахтер, машинист, металлург, хлебороб. Народ.
Учитель. Ребята, живите так, чтобы хлеб ваш был честным. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.
Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека.
Вот и заканчивается наш праздник. Пожелаем всем любви и добра.
Дети исполняют песню «Закончился праздник»
А сейчас угостим всех вкусным пирогом, который испекла для вас бабушка Полины.
Используемая литература:
Журналы «Начальная школа», «Дошкольное воспитание»