Урок окружающий мир. Движение Земли вокруг Солнца.


Движение Земли вокруг Солнца
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения особенностей движения Земли вокруг Солнца, для понимания того, что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца; способствовать развитию умения объяснять причину смены времен года.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научатся наблюдать с помощью глобуса, как происходит смена дня и ночи, анализировать схему движения Земли вокруг Солнца, объяснять, почему происходит смена времен года.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Регулятивные: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, вступать в беседу на уроке.
Личностные: осознают значимость смены времен года для живых организмов.
Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, солнечных лучей.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– Вспомните имя каждой планеты. Сколько их?
– Отгадайте:
Без него плачемся,
А как появится –
От него прячемся.
(Солнце.)
– Что произойдет с нашей планетой, если Солнце станет холодным? (На земле будет темно и холодно.)
– Какое ваше самое любимое время года? Хотелось бы вам, чтобы лето длилось круглый год? Но так бывает только на экваторе. После жаркого лета что наступает?
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень.)
– После осени?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима.)
– Что приходит на смену снегу и метелям?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
(Весна.)
– Какое время года наступает после весны? (Опять лето.) И так происходит из года в год.
II. Формирование новых знаний.
– За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси? (За 24 часа.)
– Земля вращается с запада на восток и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. Что происходит на Земле? (На стороне, освещенной Солнцем, – день; на стороне, которая находится в тени, – ночь.)
– Вращаясь вокруг своей оси, Земля совершает в то же время и движение вокруг Солнца. Путь этот Земля проходит за год. Сколько дней в году? (365 дней). Его называют земной год.
– Что происходит за земной год? (Происходит смена времен года.)
– Рассмотрите иллюстрацию «Солнечные лучи». В равных ли количествах Земля получает тепло в течение года? Почему летом Солнце поднимается выше и греет сильнее, чем осенью и зимой? (В разное время года Земля получает тепло в разных количествах.)
– От чего это зависит? (Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси, а она наклонена по отношению к орбите Земли.)
– Что бы произошло, если бы ось располагалась под прямым углом к орбите? (На Земле не было бы никаких времен года, а во все дни года было бы одинаково тепло и светло.)
– Двигаясь вокруг Солнца, земной шар подставляет солнечным лучам большую часть площади то Северного полушария, то Южного. В том полушарии, которое больше освещено Солнцем, солнечные лучи падают более отвесно и дают больше тепла. Там стоит лето. В это же время в другом полушарии – зима.
III. Применение новых знаний.
– Проведем опыт. Возьмем лампу и глобус. Начертим на столе вытянутый круг. Он будет изображать путь Земли вокруг Солнца. В центре его поставим лампу, которая изображает Солнце. Выберем на потолке точку. Это будет Полярная звезда. И нацелим на нее северный конец земной оси. Передвигайте глобус по кругу так, чтобы земная ось все время была наклонена в одну сторону. (Не забывайте, что на самом деле у земного шара нет ни оси, ни подставки.)
Куда наклонена ось Земли? (На север, значит, на Полярную звезду.)
– Какая часть Земли получает самое большое количество тепла? (Самое большое количество солнечного тепла получает экватор. Солнечные лучи здесь падают прямо и сильно прогревают поверхность Земли.)
– Какая погода на экваторе? (На протяжении всего года жарко, снег никогда не выпадает.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какое время года вы любите? Почему?
– Одинаково ли солнечные лучи согревают село Мирное весной, летом, осенью, зимой? Почему?
– От чего зависит смена времен года?
– Найдите правильный ответ:
1) Земля вращается вокруг…
а) оси;б) полюса;в) экватора.
2) Глобус – это...
а) разрисованный мяч; б) модель Земли; в) модель Луны.
3) Экватор делит земной шар:
а) на 3 полушария; б) на 2 полушария; в) на 4 полушария.
4) Солнце – это...
а) звезда;б) планета;в) спутник.
5) Звезда, которую можно увидеть днем, – это…
а) Венера;б) Луна;в) Солнце.
6) Земной год – это…
а) 360 дней; б) 300 дней; в) 365 дней.
7) Солнце восходит…
а) на юге; б) на востоке; в) на севере.
8) Смена времен года происходит…
а) если Земля сделает оборот вокруг своей оси;
б) если Земля сделает оборот вокруг Солнца;
в) если Земля сделает оборот вокруг Луны.