План урока по познанию мира: Вращение Земли вокруг Солнца


Конспект урока по познанию мира для 4 класса на тему "Вращение земли вокруг солнца"
Описание работы: данный конспект урока предназначен для учащихся 4 классов. Материал построен на основе мультфильма «Фиксики» серия под названием «Глобус», это способствует сделать его интересным и доступным детям. Фиксики – это любимые герои многих детей, а узнавать новое с ними намного интереснее. Кроме этого материал дополняется научным видео о Вращении Земли вокруг Солнца и смене времен года.
Ход урока
Цель: повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;- расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;- воспитание любознательности у учащихся.Оборудование: учебник, глобус, компьютер, интерактивная доска, мультфильм Фиксики, видеоролик о вращении Земли вокруг Солнца, шарикХод урока1. Организационный момент а) подготовка класса к уроку;б) эмоциональный настрой детей;- Ребята, сегодня нас с вами ждет очень интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?- Конечно же, самый лучший рецепт хорошего настроения – это улыбка.На части не делится солнце лучистое,И вечную Землю нельзя разделить,Но искорку счастья – луча серебристого,Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения!в) сообщение темы и цели урока;- Сегодня мы поговорим о вращении земли вокруг солнца и узнаем, почему происходит смена времен года. А помогут нам разобраться с этой темой наши любимые друзья, они снова пришли сегодня к нам на урок. Сейчас я опишу вам их, а вы попробуйте угадать:Они маленького роста, нам их даже через очки разглядеть не просто, они чинят из нутрии утюги, моторы, телефоны, мп3, прочие приборы, без них часы не ходят, без них не светит свет, они передают вам свой пламенный привет. - Вы догадались кто это? Ну, тогда вперед к знаниям!2. Повторение изученного материалаНа основе мультфильма Фиксики, учащиеся вспоминают пройденный материал. Включается мультфильм и просматриваются его фрагменты. После каждой остановки учитель задает вопросы учащимся.1 остановка (1:31)- С чем играли Дим Димыч и Нолик?- Что такое глобус? - Какую форму имеет Земля?- Почему глобус называют «мячом в сетку»?- Как на глобусе называется линия, разделяющее северное и южное полушарие?- Определите по глобусу, чего на Земле больше суши или воды? Как вы определили?А теперь давайте проверим правильность наших ответов (просмотр мультфильма)2 остановка (1:54)- Почему мы не падаем с земли, если она круглая?Давайте проверим ответ (просмотр мультика)3 остановка (3:08)- Давным давно на свете жил один мудрец и он как и Нолик считал, что «Солнце рано утром поднимается над Землёй. Постепенно двигается по небосводу и к вечеру уходит за горизонт. Каждый день Солнце неустанно обходит Землю с востока на запад, чтобы своими лучами согревать людей и освещать путь караванам. Земля, на которой мы стоим – это центр Вселенной, а Солнце вращается вокруг неё». - Исправьте ошибки ученого.- Докажите, что Солнце освещает Землю. Земля медленно вращается вокруг своей оси, поворачиваясь то одной стороной, то другой. На Земле день меняется с ночью. Давайте убедимся в этом с помощью модели Земли – глобуса (опыт)- За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси, день меняется с ночью?Давайте проверим (просмотр продолжения мультфильма)3. Физкультминутка- Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.- Земля вращается вокруг Солнца (И)- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)- В високосном году 365 дней (Л)- В Солнечной ситеме 9 планет (И)- На Венере есть жизнь (Л)- Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)4. Объяснение нового материала4 остановка (4:05)- А сейчас мы с вами узнаем, как происходит смена времен года, а расскажет нам об этом учитель фиксиков.5 остановка (4: 34)Отгадайте загадку: - Кто в году четыре раза переодевается? (Земля) - Как же «переодевается» Земля?- За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?- Как же это происходит?(Просмотр видеоролика)Когда Земля расположена так (показывает), то Северное полушарие лучше прогревается Солнцем. В это время здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через три месяца Земля будет расположена к Солнцу так (показывает). Солнечные лучи будут прогревать Северное и Южное полушария равномерно, На одном полушарии в это время осень, а на другом весна. Ещё через три месяца Земля передвинется и окажется по другую сторону от Солнца. Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там наступит зима. А в Южном полушарии – лето. Ещё через три месяца солнечные лучи станут падать на Северное и Южное полушария равномерно. На одном полушарии наступит весна, а на другом – осень.Через три месяца всё повторится. И так круглый год.» - Кроме того учеными выявлены високосный год и полярные дни и ночи?- Что это такое? Найдите ответ на этот вопрос в своих учебниках на с 75- Ребята, а вы хотите досмотреть историю фиксиков?5. Подведение итогов урока.- Что нового мы узнали на уроке?- Кто сегодня помог нам получить новые знания?- Кому понравился урок, покажите условный знак фиксиков.- Итак, учёные постоянно исследуют планеты Солнечной системы. Они хотят знать, есть ли жизнь на других планетах. Учёные пришли к выводу, что только на Земле существуют наилучшие условия для развития жизни. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что получает от него достаточно света и тепла для жизни живых организмов, вокруг Земли имеется атмосфера с достаточным содержанием кислорода, вода в жидком состоянии. Земля существует и будет существовать миллиарды лет. Наша задача беречь Землю, изучать её, использовать её богатства. - Ребята, как вы думаете, а вы сможете удержать Землю в руках? - Сейчас я предоставлю вам такую возможность, каждый из вас подержит Землю в руках и пообещает беречь ее богатства. Я обещаю вам, что на протяжении всей своей жизни будут учить детей беречь нашу планету (учащиеся передают друг другу шарик и дают обещания)Спасибо за работу на уроке! Самые активные получают пятерки!