Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему: «Чудо земли — хлеб»


МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»Энгельсского района Саратовской области.
Внеклассное мероприятие по окружающему миру для 1 класса на тему:
«Чудо земли - хлеб»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Шарипжанова З.К.

Цель:
Формирование у детей гражданской позиции, бережного отношения к продукту жизнедеятельности, к культуре.
Задачи:
Дать представление о хлебе, как продукте труда многих людей;
формировать реалистические представления о природе:
развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
активизировать словарный запас детей;
развивать эмоциональную сферу ребенка;
поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
расширять кругозор детей.
воспитание патриотизма и национального самосознания детей;
воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к людям с/х труда;
Оборудование:
мультимедийный проектор. Презентация «Откуда хлеб пришел»;
Ход мероприятия
Учитель. Тему нашего мероприятия вы узнаете, если внимательно прочтете слова (на экране открывается слайд)
ХАЛВА ЛЕПЕШКА ЕДА БУЛКА
- Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (ХЛЕБ)
Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку путем больших усилий.
Сегодня мы с вами поговорим, как выращивали хлеб в давние-давние времена, когда еще не было никаких машин.
По серии картин «Как наши предки выращивали хлеб» педагог обращает внимание детей на путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. (Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На экране появляются слайды с изображением названных этапов.)Учитель. К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и выходили в поле. Один мужик ведет лошадь, она тянет плуг, который рыхлит почву. А за ним идет сеятель, который через каждые 2 шага разбрасывает пригорошню зерна веером, слева направо.
Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки, они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.
Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом пшеницы, ржи.(Слайд)

Загадки.
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском.(Хлеб.)
Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает.(Плуг.)
Весной-травкой шелковистой,
Летом-нивой золотистой,
К столу, булочкой душистой.(Пшеница.)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.(Зерно.)
Он на солнышке стоит и усами шевелит,
Разомнешь его в ладони золотым зерном набит.(Колос.)

Знакомство с профессиями
Учитель. А сейчас мы поиграем и узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на экране названия различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
(На экране – слайды с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)Учитель. У русского народа много пословиц про хлеб, давайте вспомним их.
Задание. Собрать пословицы о хлебе. (Каждой паре учеников учитель раздает карточки слов из которых нужно собрать пословицу.)
Нет хлеба – нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлебушко - пирогу дедушка.
Покуда хлеб есть да вода, все не беда.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Физминутка «Мы маленькие зерна»
Мы маленькие зерна ( присесть)
Сидим пока в земле (коснуться руками пола)
Вот солнце пригревает (встаем)
И мы растем в тепле (тянемся на носочках)
Боимся непогоды (наклоны)
Грозы, дождя и вьюг (рывки руками)
Из зерен вырастают (прыжки)
Колосья там и тут.
Учитель.
Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме был хлеб. К выпечке хлеба относились очень серьезно. Перед тем, как замешивать хозяйка произносила молитву. Когда хлеб выпекали в печи, полагалось вести себя тихо и смирно. Не разрешалось в это время делать уборку или уходить из дома. Люди считали, что хлеб оберегает от всяких бед и несчастий. Поэтому его клали в колыбель к ребенку. Гостей встречали хлебом с солью. К хлебу всегда относились с уважением. Если хлеб нечаянно роняли, то подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. (Слайд)
Поэтому как мы должны относится к хлебу? (ответы детей)
Задание. Подобрать родственные слова к слову «хлеб»
-Назови хлеб ласково? (хлебушек)
-Крошки хлеба какие? (хлебные)
-Квас из хлеба как называется? (хлебный)
-Прибор для резки хлеба? (хлеборезка)
-Посуда для хлеба? (хлебница)
-Кто выращивает хлеб? (хлебороб)
-Кто печет хлеб? (хлебопек)
-Назови завод, где выпекают хлеб? (хлебозавод)
-Как называются изделия из теста? (хлебобулочные)
Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.(На экране открывается слайд.)
АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС
(Вода, соль, дрожжи, сахар.)
Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, пирожные, торты, пряники, печенье и т. д.)
Физминутка «Месим тесто»
Месим, месим тесто- (сжимаем руки в кулачки, поочередно двигая ими вверх-вниз –«месим тесто»)
Есть в кастрюле место. (Разводим руки в стороны)
Переваливай, валяй- (Хлопаем в ладоши с поворотом ладоней вверх и вниз)
Будет пышный каравай! (Соединяем руки перед собой так, чтобы получился круг)
Тесто мы месили- (Поочередно двигаем кулачками вверх-вниз)
Выбились из силы! (Тыльной стороной ладони проводим по лбу сначала одной рукой, потом другой- «вытираем лоб»)
Масло подливали- (Показываем, как льют масло из бутылки в кастрюлю.)
Вот как мы устали! (Прижимаем руки к груди и резко опускаем их вниз)
Лепка из соленого теста. Педагог предлагает детям слепить из соленого теста различные хлебобулочные изделия. Дети лепят под звучание народной мелодии «Веночек» в обработке Л.Головачева.
Учитель. Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб-хозяин дома,
Всему он голова!
Крепкою державой
Звали его встарь.
Хлебушек по праву
В государстве -царь!
-Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.
Использованная литература
1.«Классные часы» 1-2 класс
Авторы-составители П.Н.Максимова.
Москва «Вако» 2013г.
2. «Окружающий мир» 2 класс
Система уроков
По учебнику Н.Ф.Виноградовой
Авторы-составители Т.В.Бут,Н.В.ЛободинаИздательство «Учитель» .Волгоград
3. «500 загадок для детей»
Мазнин Й
Москва «Сфера», 2002г.
4. « Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста» Тутубалина Н.В.
Ростов-на-Дону 2000г.
5. «От зерна до каравая» Дацкевич В.П.
Москва «Детская литература»,1985г.