Викторина, посвященная Дню Земли


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 «Русская школа»
Викторина, посвященная Дню Земли « У нас Земля одна!»
(для начальных классов)
Цель игры:
Углубление экологических знаний, развитие внимания, памяти, воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на земле.
Задачи игры:
- Формировать первоначальное представление об экологии, ее роли в жизни человека;
- Развивать познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки, умственную активность и творческие способности детей;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,  презентация « У нас Земля одна!»; листы бумаги для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
Ход игры
(слайд № 1)
Ведущий 1.
Ребята, я приглашаю вас сегодня принять участие в игре-викторине “У нас Земля одна”
А начать мне хочется с замечательных строк Леонида Дайнеко
(слайд № 2) фоновая музыка 1
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой.Живут в нём солнце,дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,Весенний звон ручья,Живёшь в том светлом доме тыИ все твои друзья.Куда б дороги не велиВсегда ты будешь в нём.Природою родной землиЗовётся этот дом.
слайд № 3
Ведущий 2.
22 апреля – День Земли. История Дня Земли началась в 1840 г., когда Дж.Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения.
Ведущий 1.
Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился День Дерева. В 1882 г. День Дерева был объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона. С 1970 г. идея праздника сменилась.
Ведущий 2.
В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара.
Ведущий 1.
Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода.
Ведущий 2.
С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название - День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Россия отмечает День Земли с 1993 г
Ведущий 1.
Охрана природы стала одной из главнейших задач нашего времени. Природа Земли прекрасна и удивительна, и от нас с вами зависит её судьба: будут ли нас окружать голубые моря и реки, а не грязные лужи, зелёные леса и прекрасные луга, а не горы мусора. Не должно быть равнодушных людей к бедам природы. Земля щедра но, к. сожалению, нуждается в нашей защите. Беспокоясь о её экологическом состоянии, люди всего мира объединяют свои силы для спасения планеты. Фоновая музыка 2
Ведущий 2.
Смотрю на глобус – шар земной, и вдруг вздохнул он, как живой;И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»В тревоге море и леса роса на травах, как слеза,И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!»Грустит глубокая река, свои теряя берега.И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»Остановил олень свой бег: «Будь человеком, человек!В тебя мы верим – не солги. Ты береги нас, береги!»Смотрю на глобус – шар земной, такой прекрасный и родной.И шепчут губы: «Сберегу! Я сберегу вас, сберегу!» (Е. Шкловский)
(выходят: вода, огонь, воздух, земля) слайд № 4
Вода:
Вода — источник жизни,Источник светлых дней.Взгляни безукоризненноВ стремительный ручей.Напиться хочет каждый,Ты реки береги,Озера, океаныИ малые пруды.
Огонь:
Огонь свечи, огонь костра,Огонь могучего пожара.Огни – они все мастераНиспосланного людям дара.
Воздух:
Воздух – это-то, чем дышим.Через воздух звук мы слышим.В воздух, в небо и в полетУлетает самолёт.
Земля:
Уютная наша планета - Земля.Здесь все для комфорта, здесь все для жилья.Планету украсили люди труда,Построив дороги, сады, города.
Ведущий 1.
Ребята, а как вы думаете, кто это пришел к нам в зал? (ответ зала)
Ведущий 2.
Это пришли четыре стихии вода, огонь, воздух, земля, которые помогут нам провести нашу викторину под названием «У нас Земля одна», и будут хранителями времени.
слайд № 5
Ведущий 1.
Каждый класс – это команда, основная цель команды  — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно больше баллов.
Ведущий 2.
В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса.
Ведущий 1.
Если дан неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. Победителем игры объявляется та команда, которая набрала наибольшую сумму баллов.
слайд № 6
Ведущий 2.
1-й конкурс РАЗМИНКА.
- Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок ». Я буду говорить свои действия, каждой команде по очереди, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все кричим "нет"! Стоимость этого задания 1 балл
1команда. - Если я приду в лесок и сорву ромашку?  (нет)
2 команда. - Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)  
3 команда. - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю «да»
1 команда. - Если ветку подвяжу, колышек подставлю?  (да)
2 команда. - Если разведу костер, а тушить не буду? (нет) 3 команда. - Если сильно насорю, а убрать забуду?  (нет)1 команда. - Если мусор уберу, банку закопаю? (да)2 команда. - Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
3 команда – Я люблю свою природу, деревья я ломаю? (нет)
- Молодцы, все правильно ответили!
слайд № 7
Ведущий 1.
2-й конкурс «Живые барометры». Дополните предложение. 10 баллов
Грачи рано прилетели… (будет тёплая весна)
Вечером сильно кричат лягушки, сильно стрекочут кузнечики… (будет ясная погода).
Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, лето будет… (лето будет холодное).
Сильно пахнут цветы акации, смородины, донника, сон-травы, жимолости … (ожидай дождь).
Днем, в самую жару, паук вышел на охоту - это значит... (Почувствовал изменения в погоде и старается нагреться до непогоды).
Вороны рассаживаются по нижним сучьям, жмутся к земле. (К сильному ветру)
слайд № 8
Ведущий 2. 3-й конкурс «Правила поведения в природе» В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ». Как вы думаете, что это за советы? За 1 мин придумать правила. Это конкурс на вылет, по очереди каждая команда читает свое правило, чья команда назовет больше, та получает 3 балла
Примерные ответы учащихся.
1. Не разводи костров в сухую погоду.2. Не руби в лесу деревьев.3. Не разоряй муравейники.4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.5. Не бери в лесу животных.6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.7. Не рви лесные и полевые цветы.
слайд № 9
Ведущий 2. 4-й конкурс «Жалоба»
К нам поступили жалобы от животных. Давайте ознакомимся с ними и решим, верно, ли поступает человек. Вам нужно угадать животное.
В этом конкурсе побеждает та команда, которая первая догадается от какого животного пришла жалоба. Право отвечать предоставляется команде, которая первая поднимет руку, выкрикивания с места не принимаются. Итак, вы готовы слушать первую жалобу? (ответ детей) Тогда попрошу тишины
слайд № 10-11
Жалоба №1
"Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая".
- Кто это? (это жаба)
- Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.
слайд № 12-13
Жалоба №2
"Ох и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые и охочусь я ночью. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба".
- Кто это? (Сова)
- Сова с 1946г находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
слайд № 14
Ведущий 1.
5-й конкур «Кто быстрее» за 40 секунд ответить на вопросы. И начнет отвечать, та команда, которая набрала наибольшее количество баллов за предыдущие конкурсы – это команда № ___________ Итак, время пошло
Ведущий 2. 1 команда:
Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу» (Сельдь.)
Какая птица является государственным символом России? (Орел.)
Какой зверь помогает переходить дорогу? (Зебра.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, белка.)
Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)
Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как обычно в это время года она крепко спит.)
Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива.)
А сколько ног у жука? (Шесть.)
Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)
Ведущий 1. 2 команда:
Какая рыба помогает нам чистить бутылки? (Ерш.)
Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
Кого считают царем зверей? (Льва.)
Дерево, символ нашей Родины. (Береза.)
Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)
Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)
Наука о животных. (Зоология.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)
Какие птицы спасли Рим? (Гуси.)
Ведущий 2. 3 команда:
Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)
Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)
Корова в детстве. (Теленок.)
Где живут пингвины. (На южном полюсе.)
Самое большое животное. (Кит.)
Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)
Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
Ребенок курицы. (Цыпленок)
Где живут зебры. (В Африке.)
Самый высокий зверь. (Жираф.)
слайд № 15
Ведущий 1.
6-й конкурс «Фотоохота»
Внимание на экран Задание: найди и написать на своих листах животных и птиц по контурам. За 1 мин. 1 балл за каждое угаданное животное. Итак, время пошло.

Ведущий 2.
7-й конкурс «Письмо планете Земля». слайд № 16
Давайте обратимся к нашей планете и поздравим её с праздником. Напишем ей письмо. Что бы вы хотели ей сказать? На задание дается 3 минуты
После истечения времени каждая команда читает свое письмо, 5 баллов – это максимальное количество, которое можно получить за данный конкурс
Заключение.
Воздух:  Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой наша планета или же превратится в безжизненную пустыню?
Вода: От каждого из нас зависит быть или не быть.
Огонь: Ребята, пусть каждая ваша встреча с планетой будет для её обитателей праздником.
Земля: Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля —
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей
С каждым днем еще важней.
Поздравляем с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ
Защитит от разных бед!Ведущий 1: 
Пока наше жюри подводит итоги, мы проведем «Дружеский конкурс», для всех сидящих в зале.
Ведущий 2: Сейчас я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, что растут у нас. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак, да – хлопок, нет – молчок!
Яблоня. Груша. Малина. Мимоза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Береза.
Вишня. Черешня. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Слива. Осина. Каштан.
Кофе. Рябина. Платан.
Дуб. Кипарис. Алыча.
Тополь. Сосна. Каланча.
Ведущий 1:  Сейчас настало время подведения итогов. Слово предоставляется жюри.
Музыка награждение команд
Ведущий 1:  Наша игра подошла к завершению
Вместе: До свиданья!
Ведущий 2: И всегда помните, что Земля у нас одна!