Урок окружающего мира в 1 классе Почему Луна бывает разной?


Урок окружающего мира в 1 классе
"Почему Луна бывает разной?"
Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными; воспитывать интерес детей к окружающему миру; формировать доброжелательные отношения между учащимися, умения понимать себя и других.
Планируемые результаты: учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.
Личностные УУД:
-формирование внутренней позиции школьника, мотивации к обучению
-действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)
-формирование действия самоопределения (самооценки)
Регулятивные УУД:
-формировать умение ставить цели
-прогнозирование (как предвосхищение будущего результата)
-контроль (соотнесение способа действия и его результата с заданным эталоном)
- определение границ своего знания-незнания
Познавательные УУД:
- формировать умение устанавливать логическую причинно-следственную связь между объектами неживой природы
- действие моделирования (преобразование объекта в модель, выделение существенных признаков)
- поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УДД:
- формировать умение произвольно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя
-формировать навыки сотрудничества «учитель – ученик»
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, экран, фото Луны, зеркальце, глобус, желтый мячик, карточки , рабочие тетради, учебники; у учащихся – смайлики, светофоры (зеленый и красный), желтый пластилин, аппликации «Звездное небо».
Ход урока.
1.Организация класса.
Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь. Улыбнитесь.
Посмотрели на меня. Сели на свои места.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять
И очень многое узнать.
2. Актуализация знаний учащихся.
Индивидуальные карточки:
Карточка 1. «Солнце»
- Солнце – огромный пылающий … (шар).
- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).
- Оно создает нам … (день).
- По размерам Солнце … (больше) Земли.
- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от … (Земли).
Карточка 2. «Звезды»
- Звезды – огромные пылающие … (шары).
- Они кажутся нам маленькими … (точками), потому что находятся далеко от … (Земли).
- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).
- Звезд на небе очень много и люди объединили их в … (созвездия).
- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие Большая … (Медведица).
Фронтальный опрос.
-Что такое звезды?
- Назовите ближайшую к Земле звезду?
- Что создает нам солнце?
-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?
-Какие созвездия вы уже знаете?
- Из каких источников можно узнать про созвездия? (Атлас – определитель «От земли до неба»)
Задание на диске. 1.Отметьте созвездие Лев. Светофоры.
-Почему днем на небе не видно звезд?
-Почему они становятся видны ночью?
-Какие названия звезд вы знаете?
Задание на диске. 2.Расставьте предложенные звезды в порядке увеличения их размера. (Солнце, Сириус, Регул, Альдебаран). Светофоры.
3.Самоопределение к деятельности.
Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то.
Отгадайте загадки.(3 слайд)
Ночью на небе один
Золотистый апельсин
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели.
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. ( Луна, месяц.)
- Что увидел Муравьишка Вопросик?
-Кто из вас видел Луну?
Свои наблюдения вы зарисовали в Научных дневниках.
Откройте их на с.2, работа в паре, покажите друг другу свои зарисовки и обсудите, какую форму имела Луна и почему она такая разная?
Проблемный вопрос.
-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Прочитайте тему урока . (Тема на доске)
-Посмотрите, какой разной может быть Луна. (Фото на доске).
-Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- О чем вы хотели бы сегодня узнать? Чему хотели бы научиться?
- Откройте учебники на с.34 и прочитайте, какие учебные задачи предлагают нам авторы учебника.
4.Работа по теме урока.
1)Беседа, работа по учебнику.
- Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле?
- Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка – схемы на с. 34.
-Еще в древности люди заметили, что Луна меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она как серп, который назвали Месяцем.
-На что еще похож месяц? (на букву с). Даня Стуколов делал проект про букву С в форме месяца.
Люди тогда не могли объяснить, почему Луна меняет свою форму и придумывали сказки, легенды, мифы.
2)Послушайте одну такую сказку "Почему у месяца нет платья". (4 слайд)
Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.
-Почему же Месяц остался без платья? Почему Луна меняет внешний вид?
-Попробуем это научно объяснить.
3) Почему Луна светит? (5 слайд)
Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна….
Давайте рассмотрим рисунок, и узнаем, в чем секрет Луны, как она светит?
Что изображено голубым цветом?
Что делает Земля?
Значит, сейчас какая часть суток?
Что изображено белым цветом?
А красным?
Что делает Луна?
Может Луна сама испускать свет?
- Что общего между зеркалом и Луной?
Физкультминутка «Солнечный зайчик»
Учитель с помощью зеркальца перемешает солнечного зайчика, а дети глазками следят за ним.
4) Какую форму имеет Луна?
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по- разному освещает Луну. (6 слайд) Поэтому нам кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы шара.(7 слайд)
5)Моделирование. С.35. Вылепи из желтого пластилина модель Луны, правильно показав ее форму. Расположи Луну на звездном небе.
6) Муравьишка с Мудрой Черепахой тоже рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? ( 8 слайд)
-О том, что мы видим на поверхности Луны, глядя в телескоп, нам расскажут Ангелина и Маша. (9 слайд)
На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины).
На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов — камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз в месяц.
Музыкальная физкультминутка «Космос» (танцевальные движения)
5. Закрепление изученного материала.
Луна – естественный спутник Земли. Сравни размеры Земли и Луны.
- Что по размерам больше? Земля или Луна? (10 слайд )
Если сравнить Землю с арбузом, то Луна окажется яблоком. Если представить, что Земля – это глобус, то Луна окажется вот таким мячиком. Луна в 6 раз меньше Земли.
1) Работа в рабочих тетрадях. С.22
-Найдите рисунок, на котором показаны правильно Земля и Луна.(1)
2). Как люди изучали Луну?
Луна с древнейших времен привлекала ученых.
Людям несколько раз удалось побывать на Луне. (11 слайд)
- Что люди посылали на Луну? (Луноходы)
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова
Луноход – автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, передвигающийся по Луне.
Луноходами управляли с Земли по радио. (12 слайд)
Тот, кто желает, может дома сам придумать и нарисовать в рабочей тетради свою модель лунохода, а на следующем уроке окружающего мира поделиться своим открытием с классом.
6. Игра "Мы - космонавты".
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
-Какой литературный герой побывал на Луне? (Незнайка)
-Кто написал эту книгу? (Н. Носов)
Показать книгу «Незнайка на Луне» (13 слайд )
- А вы хотите побывать на Луне? Тогда я вам дам несколько советов.
Советы тем, кто летит на Луну. (14 слайд)
Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в шесть раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. А все почему? Потому, что сила тяжести на Луне в шесть раз меньше, чем на Земле.
Будешь прогуливаться по Луне — смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наших недели, а потом на две наши недели наступит ночь.
Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей — там вообще нет воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там все-таки бывают — метеоритные, каменные.
Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130 градусов, а за длинную ночь охлаждается до — 170 градусов
7.Рефлексия.
- А теперь я хочу проверить, готовы ли вы полететь на Луну?
Графический диктант (15 слайд)
(выполняется в тетради : «+»- да, «-»- нет )
Луна больше Земли (нет).
Луна сама не испускает света, а отражает свет Солнца (да).
На Луне есть воздух и вода (нет).
Луна – естественный спутник Земли (да).
На Луне все предметы легче, чем на Земле (да).
На Луне нужен зонтик (нет).
На Луне есть лунные моря и горы (да).
На Луне можно искупаться (нет).
На Луне работали луноходы (да).
На Луне живут люди (нет).
Взаимопроверка (16 слайд)
- Оцените свои достижения на уроке. Учащиеся показывают один из смайликов.
8. Итог урока.Скоро прозвенит звонок,
Подведем скорей итог.
- Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?
-Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?
-Чем бы вам хотелось поделиться с родителями.
- А хотелось бы вам еще что-нибудь узнать про Луну? Как вы думаете, где можно найти информацию об этом?
-Покажите свои модели Луны.
9.Рекомендации для занятий дома. ( 17 слайд)
Придумать и нарисовать свою модель лунохода (№2 с. 23 рабочая тетрадь)