Урок по литературе в 10 классе Любовь бывает разной


План урока литературы в 10 классе.
Предмет: литература Тема:
Любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной... Класс: 10 Дата: март
Цели урока:
развивать исследовательское и аналитическое мышление учащихся,
развивать умение анализировать эпизоды художественного произведения.
Развивающий аспект:
Сформировать умение определять место и роль литературных героев в произведении, сравнивать поведение персонаже в рамках эпизода
Навыки:
Коммуникация
Критическое мышление Воспитательный аспект:
воспитывать стремление искать ответы на непреходящие вопросы о добре и зле, искренности и лицемерии, о смысле человеческой жизни;
развивать чувство прекрасного на примере героев романа
№ Время Инструкции учителя Деятельность
Начало урока
1 9.15 – 9.17 Доброе утро! Прошу обратить внимание на мэнэдж мэт. Участники 2 и 3 поднимите, пожалуйста, руки – помашите участникам под номерами 1 и 2. Пожмите руки партнеры по лицу, дайте пять партнеры по плечу. Соедините кулачки всей командой – покажите готовность работать. Учащиеся приветствуют друг друга
2 9.17 – 9.22 Эпиграфом нашего урока стали слова Антуана де Сент – Экзюпери: «Самое прекрасное – то, чего не увидишь глазами». (Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
- Что для вас является тем «прекрасным», что вы не можете увидеть глазами?
Пожалуйста, подумайте. Теперь настало время поделиться ответами с участниками вашей команды. У вас у каждого будет по 30 секунд, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. И начинает участник под номером 1. Время первого участника пошло…., участник под номером 2…., участник под номером 3…., участник под номером 4. Время вышло. Встаньте, пожалуйста, участники под номерами 3 – и ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос. Структкра «Сингл раунд робин» - участники в команде делятся своими ответами.
Основная часть урока
3 9.22 – 9.27 Одним из самых прекрасных чувств на земле – является любовь. Ее мы не всегда можем разглядеть. Можем иное чувство принять за любовь. И тема нашего урока сегодня – «Любовь бывает разной — страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...».
- А что же такое для вас любовь?
У вас есть 10 секунд, чтобы подумать.
Возьмите, пожалуйста, листы формата А4. Вы видите, что внутри квадрата записана тема над, которой вам предстоит размышлять – «любовь». Возьмите ручку, и запишите в квадрат, который находится перед вами, слова, которые приходят на ум, когда мы говорим о любви. Если я участник под номером 1, то работаю в квадрате под номером 1, участник под номер 2 – квадрат под номером 2 и т.д. Запишите максимальное количество идей, у вас есть 1 минута.
Сейчас каждый из вас поделится своими мыслями, используя Континиус Раунд Робин. После каждой предложенной идеи, остальные участники команды должны показать свое согласие (палец вверх) или не согласие (палец в сторону).
Участник под номером 2 записывает те идеи, за которые проголосовала вся команда. Но в центральный квадрат вы должны записать не больше 3-х ответов. У вас на это 2 минуты.
Все участники под номером 1 встаньте и поделитесь одной идеей от команды. Поделитесь идеями, которые еще не прозвучали и не были записаны. Структура «Плейсмэт консенсус» - записывают свои идеи
Структура Континиус Раунд Робин – делятся своими ответами, выбирают 3 самых важных характеристики любви.
Учитель записывает идеи на доске, вывешивает плакаты на стены.
4 9.27 – 9.37 Французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера Лорош Фуко сказал: «Из двух любящих один любит, а другой позволяет себя любить»
- Что важнее – любить или быть любимым?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, возьмите лист бумаги формата А3. На нем вы видите канат, записанное утверждение и две стороны дилеммы. «Любить самому», «Быть любимым». У каждого из вас есть 6 маленьких листочков. Продумайте причины, почему вы думаете, что важнее любить самому, и что важнее быть любимым. Используйте отдельный листочек для каждой идеи. У вас есть 2 минуты, чтобы использовать все 6 листочков.
Теперь у нас готовы аргументы в поддержку обеих сторон дилеммы, давайте решим, каким образом мы расставим наши листочки в зависимости от значимости каждого утверждения. Обсудите в командах «весомость» каждой причины и расположите их вдоль линии каната. Помните, что самые веские причины, находятся на концах каната, те, что слабее – ближе к центру.
Если у вас во время обсуждения возникают вопросы типа «А что если…» или «Как насчет…», то запишите их на верхней части листа А3. У вас на это будет 5 минут.
Мы проработали эту дилемму внутри своей команды, теперь давайте посмотрим работы других команд. Сейчас мы будем двигаться в зависимости от номера нашего стола - №1 к №2, №2 к №3 и т.д. у вас будет 1 минута для каждого стола вам необходимо посмотреть работы двух столов. Когда вы услышите сигнал, переходите к следующему столу. Если у вас возникли вопросы команде – запишите их.
Теперь участники под номером 4 представят работы стола. Структура «Таг-оф-во» - записывают идеи в поддержку каждому утверждению. Распределяют идеи на разных сторонах каната.
Учитель двигается вместе с участниками, следит за работой, задает вопросы.
Учитель вывешивает работы.
5 9.37 – 9.47 Испытанию любви подвергаются практически все герои различных произведений, различных авторов. Я предлагаю рассмотреть данную проблему через анализ жизни одно из героев романа-эпопеи “Война и мир” Пьера Безухова, именно те моменты, которые связаны с любовью. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте герой приходит не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.
Пьер в романе проходит все ступени взросления. Он участвует в кутежах, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное начало одерживает верх над разумом: он по "большой любви" женится на светской красавице Элен. Но Пьер быстро осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его - легкомысленная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Участвует в дуэлях, опять страдает. Главная черта героя - искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.
Знаменитый русский психотерапевт Н.Е.Осипов (1877 —1934) называл произведения Льва Толстого «психоанализом в художественной форме».  Почему он так думал мы попробуем сейчас увидеть.
Перед вами выдержки из произведения (Приложение 1, приложение 2). Прочитайте их. У вас на это 5 минут.
На ваших столах есть листы формата А4, возьмите их и ответьте на вопрос:
- О ком и о чем эти отрывки?
Пожалуйста, подумайте. У вас есть 1 минута, чтобы записать ответы.
Теперь настало время поделиться ответами с участниками вашей команды. У вас у каждого будет по 30 секунд, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. И начинает участник под номером 1. Время первого участника пошло…., участник под номером 2…., участник под номером 3…., участник под номером 4. Время вышло. Встаньте, пожалуйста, участники под номерами 2 – и ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос.
Сейчас у вас есть еще одна минута для того, чтобы ответить на следующий вопрос письменно у себя в листочках.
- Какой мы видим любовь в двух наших случаях?
Время пошло.
Теперь настало время поделиться ответами с участниками вашей команды. У вас у каждого будет по 30 секунд, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. И начинает участник под номером 1. Время первого участника пошло…., участник под номером 2…., участник под номером 3…., участник под номером 4. Время вышло. Встаньте, пожалуйста, участники под номерами 1 – и ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос.
И у вас есть 2 минуты, чтобы ответить на последний вопрос, который звучит следующим образом:
- О чем заставляют нас задуматься данные отрывки произведения?
Время пошло.
Теперь настало время поделиться ответами с участниками вашей команды. У вас у каждого будет по 30 секунд, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. И начинает участник под номером 1. Время первого участника пошло…., участник под номером 2…., участник под номером 3…., участник под номером 4. Время вышло. Встаньте, пожалуйста, участники под номерами 4 – и ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос.
Толстой говорит нам, что сущность жизни – любовь. Образом Наташи Толстой дает строгую отповедь эмансипированным образом Элен, Анне Павловне Шерер. Структура Си – Финк-Уанде6 9.47-9.57 Мы живем в эмансипированном обществе и вот, что говорят психологи о состоянии семьи сегодня:
«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга. Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал, задавал вопрос такого типа: «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких, оказалось, пять, где есть взаимный выбор». Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак Дома вы должны написать сочинение-рассуждение «Проявления любви 21 века». У вас есть высказывания современного ученого, в вашем сочинении вы должны опираться на примеры из художественных текстов – должна быть четко выражена ваша аргументированная позиция.
Сейчас я предлагаю вам выполнить структуру «Раньше я думал, теперь я думаю…».
Теперь настало время поделиться ответами с участниками вашей команды. У вас у каждого будет по 30 секунд, чтобы дать ответ на поставленный вопрос. И начинает участник под номером 1. Время первого участника пошло…., участник под номером 2…., участник под номером 3…., участник под номером 4. Время вышло. Встаньте, пожалуйста, участники под номерами 1 – и ответьте, пожалуйста, на поставленный вопрос. Раньше я думал, сейчас я думаю…
Конец урока
8 9.57-10.00 Завершить урок хотелось бы слова Толстого «Любовь – это бесценный дар, это единственная вещь на свете, которую ты можешь подарить и все же она у тебя остается»