Урок по окружающему миру по теме: Равнины и горы


План-конспект урока
1 ФИО Павленко Анастасия Владимировна
2 Место работы Московская область, город Подольск , МОУ «Гимназия № 4»
3 Должность Учитель начальных классов
4 Предмет Окружающий мир
5 Класс 4 «а»
6 Тема урока Равнины и горы России
7 Предметная программа и ее автор УМК «Планета знаний», А. А. Плешаков.
8 Цель урока Научиться выделять равнину и горы среди других форм поверхности.
9 УУД 1.Регулятивные – принимать и сохранять цель познавательной
деятельности.
2.Познавательные – находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе.
3.Коммуникативные – обращаться за помощью, ставить вопросы.
10 Тип урока Урок открытия нового знания
11 Используемые методы Фронтальная, индивидуальная работа
12 Необходимое оборудование Учебник, ИКТ, тетрадь
13 Структура и ход урока Представлен
Ход урока
I. Организационный момент.
- Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!
- Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)
- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах. И всегда с нами будет незаменимая помощница - карта. Сегодня она вам расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.
II. Целеполагание. Работа над новой темой
- Давайте посмотрим на доску и скажем, что на ней изображено. (Горы и равнина)
Запись на доске и в тетрадях: «Равнины и горы России».
- А теперь давайте поставим цель на урок. (Научится отличать горы, равнины от других форм поверхностей.)
- У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать. Узнайте его!
416242534290Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце.)
- Конечно, это солнышко!
Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками. Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)
- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты. Начнем с цветов. А почему? (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)
- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек.)
- Давайте разберемся в этой цветовой гамме. Посмотрите на стр. 65 учебника. Что интересного вы увидели на этой диаграмме? (Главная линия на диаграмме - это «уровень моря», она из всех линий сплошная, а остальные - пунктирные.)
-. Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)
- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)
- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?
- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.
(Показ слайдов № 2,3 «Полуостров Камчатка», «Вулканы Камчатки».)
- Найдите полуостров Камчатка на карте. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.
- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)
- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750м.)
(Показ слайда № 4 «Вулкан Ключевская Сопка»)
Вулканы Камчатки - это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6—7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. (15 октября 2008 года вулкан снова «проснулся») Высота вулкана - 4750 м. А всего на полуострове 28 вулканов.
- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше «солнышко»? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)
- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.)
- А что значит слово «плоскогорье»? Как вы думаете? (Плоскогорье — это плоская гора.)
- Более точное толкование найдите в словаре С.И. Ожегова. Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.
(Показ слайда № 5 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей, холмов.)
- В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так:
(Показ слайда № 6 с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.)
- Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.
А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.
- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)
- А какие горы? (Алтай и Саяны.)
(Показ слайда № 7, 8 с изображением Алтая)
- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.
На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м.
(Показ слайда №9 с изображением горы Белуха.)
А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.
(Показ слайдов №10,11 с видом Саян)
- Продолжим наше путешествие.
Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.
- Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине.)
- Что нам об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории - это болота. По равнине течет много рек.)
(Показ слайда № 12,13)
- Западно-Сибирская равнина - это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина». Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)
- Проведем опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.)
- Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем двигаться дальше за солнышком на запад.
Солнышко закрепляется над Уральскими горами.
- Что вы видите на карте? (Горы. т.к. окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)
- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы.
(Показ слайда № 14)
Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)
(Показ слайда№ 15 с изображением горы Народная.)
- Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.
(Показ слайда№ 16)
(Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)
- Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)
(Просмотр слайда №17 «Уральские горы».
Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.
- Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)
- Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)
- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.
III. Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале...
Вправо, влево повернись!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
IV. Продолжение новой темы
Звучит запись песни «Марш юннатов» (17 слайд)
- И опять нас дорога зовет.
Мы движемся на запад,
Так солнышко ведет.
Солнце закрепляется над Восточно-Европейской равниной.
- Где остановились мы сейчас?
Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте.
(Просмотр слайда № 18)
Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета.)
- Попытаемся открыть тайну желтых пятен.
(Просмотр слайда № 19)
- Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности.)
- Так в чем же тайна желтых пятен? (Это возвышенности.)
- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют «холмистая равнина». Прочитайте материал о равнине на стр. 66 над фотографией. Как еще называют Восточно-Европейскую равнину? (Эту равнину еще называют Русской равниной.)
(Просмотр слайдов № 20,21)
- А сейчас держим путь на юго-запад. Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.
- Что рассказывает нам карта? (Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)
(Просмотр слайдов № 22,23,24 с фотографиями Кавказских гор)
- Итак, что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)
(Просмотр слайда № 25)
Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?
(Слайд № 26)
(На территории нашей страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)
- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.
IV. Закрепление
Вопросы «Почемучки»;
- Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)
Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)
А сейчас небольшой тест. Выберите правильный ответ.
(Слайд №27)
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
V. Рефлексия
Самопроверка и самооценивание
(Слайд № 28)
Правильными ответами являются…
1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
г) Уральские горы
2. Самые высокие горы России - это…
а) вулканы Камчатки
б) Уральские горы
в) Кавказские горы
3. Западно-Сибирская равнина – это…
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
4. В список Всемирного наследия включены…
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
5. Одна из крупнейших равнин земного шара …
а) Западно-Сибирская равнина
б) Восточно-Европейская равнина
Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.
Поздравляю тех, кто правильно ответил на все вопросы.
А кто запомнил не все - у вас есть время до следующего урока все повторить,
ну, а сейчас – песня…
(Слайд №29)
Домашнее задание
Стр. 64-71.
Выполнить задание 6.
Нарисовать машину, на которой можно будет двигаться по воде и по суше.