Урок по географии для 7 класса «Внутренние воды Евразии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение гимназия станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
Краснодарский край














Урок географии в 7 классе по теме
«Внутренние воды Евразии»







Учитель географии МБОУ гимназии
Будасова Елена Валентиновна,
высшая квалификационная категория









станица Ленинградская
2014

Цели урока:

Образовательные:
Познакомить учащихся с внутренними водами Евразии.
Сформировать представление об озёрах материка.

Развивающие:
1.Формировать умение работать с атласом.
2.Способствовать развитию воображения.
3. Обеспечить развитие метапредметных компетенций.

Воспитательные:
1.Способствовать развитию бережного отношения к внутренним водам.
2. Развивать духовно-нравственные стороны характера учащихся.

Средства обучения: учебник Коринской В.А, Душиной И.В, Щенева В.А «География материков и океанов» 7 класс. §63(с 243 - 247).
Атлас «Дрофа».
Настенная карта: физическая карта Евразии.
Контурные карты.
Флипчарты интерактивной доски.
Заготовки для самостоятельной творческой работы учащихся (степлер, 5 листов бумаги формата А4, 2 клея, 2 ножниц, 6 маркеров, стихи о реках и озёрах, причём не только Евразии, картинки рек и озёр, интересные данные о внутренних водах материка, ребусы, 2 линейки, карта Евразии).
Карточки красного и зелёного цветов для каждого ученика.
Возможность выхода в сеть Интернет.

Метод: репродуктивно - поисковый, групповой и творческий.

Тип урока: изучение нового материала.

Уроку предшествовало опережающее домашнее задание метапредметного творческого характера – подготовить литературный или музыкальный материал о реках и озёрах Евразии.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, чтобы на столах у вас были тетрадь, атлас, контурные карты, учебник, дневник, ручка, карандаши.

Изучение нового материала.

В конце прошлого урока я задала вам необычное домашнее задание. Перед вами на столах лежат карточки зелёного и красного цвета. Поднимите мне, пожалуйста, карточки зелёного цвета, если вы готовы сегодня меня удивить, и карточки красного цвета, если дома что-то у вас не получилось.

Ребята поднимают карточки.

Спасибо! Я хочу сказать следующее – ребятам, которые меня сегодня не захотели удивить подготовкой своего творческого задания, я приготовила сюрприз. Он ожидает вас за последним столом. Переселяйтесь туда и открывайте сундучок. Если у вас всё получится, то, я уверена, вы сможете удивить сегодня не только меня, но и весь класс.

Ребята выполняют самостоятельно следующее творческое задание.

ЗАДАНИЕ.
Я предлагаю вам издать журнал для учащихся вашего возраста, потому что кто кроме вас лучше всего знает, что интересно подросткам! Ваш журнал, конечно, должен иметь привлекательное название, рассказывать о внутренних водах Евразии, иметь литературную страничку, художественную и развлекательную, быть ярким и красочным. Перед вами заготовки, которые, я думаю, вам могут помочь, но это не значит, что их все обязательно нужно использовать.
Приветствуются собственные решения!
Дерзайте, творите, удивляйте!
Удачи и успехов!!!

Двое ребят из компании неподготовленных, умеющих работать с Интернетом и компьютерной программой Power Point, получают следующие задание.

ЗАДАНИЕ.
Ребята! У вас самое интересное и, я думаю, достаточно привычное задание - при помощи любой поисковой системы сети Интернет, создать презентацию на тему «Внутренние воды Евразии» и предоставить её вниманию своих одноклассников.
Дерзайте, творите, удивляйте!
Удачи и успехов!!!

А с остальными ребятами мы приступаем к знакомству с внутренними водами Евразии. Я думаю, что мы с вами сегодня сможем проанализировать размещение их на материке, узнаем много интересного о них и отработаем свои практические навыки по номенклатуре. Итак, за дело!

А что относится к внутренним водам?
Конечно же, реки, озёра, болота и всё то, что расположено внутри материка. Начнём с рек.

Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого человека. У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, которые мы с вами уже знаем, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где хорошо купаться и рыбачить.

Посмотрите на карту Евразии, сколько здесь рек! С какой же начать?

Дети отвечают на вопрос, предлагая свои реки и аргументируя почему (представляют своё творческое домашнее задание – стих или музыкальное произведение о реках материка).
В это время на настенной карте Евразии размещаются флажки в тех местах, где размещены данные реки – идёт отработка номенклатуры.

Это реки в литературе и музыке, а что отличает их в географии?

При помощи карт атласа учащиеся отыскивают отличительные особенности тех рек, о которых рассказывали, начиная от самого простого (например, место начала реки и её окончания) до самого сложного (характер течения, режим реки, использование людьми и т.д.), что можно узнать по карте (сложность каждый учащийся определяет по своему усмотрению) и записывают это в свои тетради.

Далее учащиеся зачитывают свои сообщения о реках. В это время я дополняю информацию учащихся своим рассказом.

Днепр – в глубине густых смоленских лесов, между косогорами Валдайской возвышенности, берёт своё начало эта река. Скромная колыбель славной реки: из небольшого болота, находящегося под селом Аксенино, струится маленький ручеёк. Это исток Днепра. Здесь его можно легко переступить. Но таков он только до своей колыбели. Дальше, встретившись с одним-другим братьями – притоками, он возмужает; а когда примет воды Десны и Вязьмы, станет совсем большим и сильным, уже и пароходы может нести на своих волнах. Это о нём говорит Н. В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда свободно и плавно несёт сквозь леса и горы полные воды свои».

Волга! Как дорого это имя для всех русских людей! Оно стало символом величия и красоты, стойкости и непобедимости народа.
Ты гордость народа, ты русская слава,
Да славится имя в веках –
О, Волга, красива ты и величава,
Ты наша большая река.
В прошлом, когда Волга ещё не была скована плотинами мощных ГЭС, она страдала от обмеления. В 1885 году в одном из журналов была помещена такая иллюстрация: на смертном одре лежит замечательная молодая женщина. Это – Волга. Рядом, стоя на коленях, рыдают две её дочери – Ока и Кама. У постели стоят огорчённые История, Торговля, Поэзия. А врач разводит руками – ничем, мол, помочь не могу. Теперь Волга уже не река, а цепь крупных водохранилищ, мощных гидроэлектростанций. И обмеления ей не страшны!

Дунай. Жили – были два брата – великана. Одного звали Карпаты, второго Балканы. Разбросала их судьба в разные стороны, долго они жили в разлуке. И вот, наконец, встретились, обрадовались, хотели было броситься друг другу в объятья, как вдруг встал между ними пенистой волной третий богатырь – Дунай, и закричал: «А ну, расступитесь, братья, гора с горой не сходится!». От этого крика богатырского замерли братья, окаменели. Так и остались стоять навеки друг против друга: на севере Карпаты, на юге – Балканы, а между этими горными громадами течёт река Дунай. Это самая большая улица Западной Европы, международная судоходная магистраль. И нет, наверное, такой реки в мире, в бассейне которой проживало бы такое разное по составу, языку, укладу жизни и происхождению более чем стомиллионное население. Здесь живут украинцы, россияне, молдаване, румыны, болгары, венгры, чехи, словаки, немцы, австрийцы.

Енисей. В центре азиатской части материка, в самом сердце Тувы, берёт своё начало самая большая река России – Енисей. «Я стоял и думал, какая умная, смелая жизнь осветит со временем эти берега. В своей жизни я не видел реки прекраснее, чем Енисей. Енисей – могучий, неистовый богатырь», - так писал А. П. Чехов об этой сибирской реке. Сказочно красив он своим величественным течением, замечательными видами, по которым держит путь к океану, живописными посёлками, гордо возвышающимися на крутых берегах. Мощным притоком Енисея является река Ангара, связывающая его с Байкалом.

Лена. Сибирской красавицей, рекой Леной, восхищались все, кто хотя бы однажды побывал на её берегах, плавал в её водах. Уникальны леса бассейна Лены, никем ещё не сосчитаны полезные ископаемые. Называют Лену также рекой печали. Много человеческих страданий видела она. На её берегах, в тюрьмах, отбывали ссылки декабристы и революционеры – демократы. Многих погубило Ленское золото. А сейчас по берегам реки проложены дороги, построены города и сёла, промышленные предприятия, мощные гидроэлектростанции.

Амур – самая большая река Дальнего Востока. Её бассейн распределяется между тремя государствами: Россией, Китаем и Монголией. Как и все другие реки, о которых мы сегодня говорили, Амур верой и правдой служит своим народам. В нём водится свыше 100 видов рыб, среди них самое важное значение имеют кета, горбуша, осётр, стерлядь, калуга. Поэтому, наверное, и поют в народной песне:
Шуми, Амур,
Шуми, отец наш,
Таёжная река,
Родная, дорогая.

Но кроме рек, как вы говорили, относятся ещё и озёра. Их тоже в Евразии много.

На контурную карту Евразии нанесите озёра, которые встретите на материке.

А теперь мы с вами поработаем с интерактивной доской.
Задание 1 – каждый из вас по очереди выходит к доске и пишет название одного объекта Евразии, разгадав предложенный ребус.
Задание 2 – на контурную карту материка перетащить название озера в нужное место.
В это время я дополняю информацию учащихся своим рассказом.

Байкал. Это озеро чудес, самое древнее из земных озёр, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира. По глубине и запасам пресной воды оно не имеет себе равных на планете: в его котловине можно было бы поместить всё Балтийское море или 92 Азовских. Всем рекам мира, чтобы заполнить чашу озера, пришлось бы отдавать свои воды в течение 230 дней. Озеро принимает 336 рек, а питает только одну – Ангару. В его водах более 1,5 тысяч видов растений и животных. Причём три четверти из них больше нигде на земном шаре не встретить. И самое поразительное – в озере обрело родину довольно крупное, исконно морское животное, неизвестно как туда попавшее. Это байкальский тюлень.

Каспийское море – самое большое озеро Евразии, лежащее на 27 метров ниже уровня океана. Уровень Каспийского моря постоянно меняется, оно мелеет.

Мёртвое море – самое загадочное из солёных озёр мира. Оно находится в глубокой впадине, его уровень 395 м ниже уровня океана. Отложения мергелей и пласты соли, залегающие на склонах окрестных гор, свидетельствуют, что в прежнее время уровень озера был гораздо выше. Название моря соответствует мрачной картине смерти: окружающие горы – это обнажённые скалы, берега лишены всякой растительности, а сама вода населена лишь немногими низшими животными; рыбы, ракообразные, водные насекомые, приносимые рекой Иордан, немедленно умирают в водах Мёртвого моря.

Рефлексия изученного материала.

Всё, спасибо, присаживаемся! Ребята, наши творческие группы уже готовы вас удивить.

Начинает группа наших редакторов, которые хотят прорекламировать вам свою новую печатную продукцию!

А теперь свою работу вашему вниманию предоставляет группа, которая работала с компьютером.

Домашнее задание:
·63, номенклатура.

И в конце нашего урока я прошу вас, принесите мне карточку зелёную, если вам понравилась наша работа сегодня, и красную, если что-то было не так.




































ПРИЛОЖЕНИЯ.

Задание одной из творческих групп



ЗАДАНИЕ.

Я предлагаю вам издать журнал для учащихся вашего возраста, потому что кто кроме вас лучше всего знает, что интересно подросткам! Ваш журнал, конечно, должен иметь привлекательное название, рассказывать о внутренних водах Евразии, иметь литературную страничку, художественную и развлекательную, быть ярким и красочным. Перед вами заготовки, которые, я думаю, вам могут помочь, но это не значит, что их все обязательно нужно использовать.

Приветствуются собственные решения!

Дерзайте, творите, удивляйте!
Удачи и успехов!!!











Задание одной из творческих групп




ЗАДАНИЕ.

Ребята! У вас самое интересное и, я думаю, достаточно привычное задание - при помощи любой поисковой системы сети Интернет, создать презентацию (5-6 слайдов, но можно и больше) на тему «Внутренние воды Евразии» и предоставить её вниманию своих одноклассников.

Дерзайте, творите, удивляйте!
Удачи и успехов!!!















Задания работы с интерактивной доской


Флипчарт 1.
Отгадать ребусы



Флипчарт 2.
Нанести объекты на карту
















 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315