Технологическая карта урока русского языка 5 класс по теме: Повелительное наклонение глагола


Тема: Повелительное наклонение глагола
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в схему).
6ЛР: распознавать глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, отличать глаголы в повелительном наклонении от глаголов в изъявительном и условном наклонении.

Ход урока
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Словарная работа.
На столах школьные орфографические словари.
– Отгадайте загадки:

По асфальту едет дом, Дом на рельсах тут как тут,
И народу много в нём. Всех умчит он в пять минут.
А над крышей дома вожжи, Ты садись и не зевай,
Ехать он без них не может. Отправляется… (трамвай).
(Троллейбус.)
– Найдите эти слова в орфографическом словаре, выпишите их.
– Какие орфограммы нужно подчеркнуть? (Проверьте себя: упр. 612 – слова в рамке.)
– Что обозначают эти слова? (Версии учеников.)
– Как это можно проверить? (Посмотреть в толковый словарь.)
С толковым словарём работают два ученика (один ищет слово трамвай, другой – троллейбус).
Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон.
Троллейбус – электрический пассажирский транспорт, идущий по безрельсовым путям.
– Подберите однокоренные слова к ним (троллейбусный, трамвайчик, трамвайный).
– Придумайте и запишите словосочетания.
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).
2. Извлекать информацию из словарей (орфографического, толкового).
ТОУУ
III. Проверка домашнего задания.
1. Конкурс на «лучшего волшебника» (представление домашних сочинений).
Ученики сопровождают свои рассказы презентацией на компьютере (рисунками, картами, схемами, комиксами и т.п.).
Задание классу: назовите глаголы в условном наклонении, которые вы услышали в рассказе.
2. – Представьте на доске составленные дома схемы для глаголов в условном наклонении.
Познавательные УУД:
1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.
2. Владеть разными видами аудирования.
Коммуникативные УУД:
1. Выступать с небольшими сообщениями (в том числе с опорой на электронные ресурсы) перед аудиторией сверстников.
IV. Формулирование темы и целей урока.
Можно воспользоваться презентацией
– Закончите ряд ключевых слов и сформулируйте новую тему:
изъявительное, условное, … (повелительное).
– Выскажите предположения, каковы будут цели урока.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
V. Открытие новых знаний.
1. Упр. 610 – наблюдение над значением глаголов в тексте, выявление глаголов, обозначающих действия желаемые, требуемые.
Ученики работают по заданиям, выписывают глаголы.
Учитель также обращает внимание, что в некоторых формах есть два слова (пусть будет).
– Почему эта форма наклонения получила такое название?
2. Чтение определения в рамке после упр. 610.
– Сколько частей в тексте?
– Поставьте вопросы к каждой части.
– Как изменяются глаголы в повелительном наклонении?
– Что общего между глаголами в повелительном и условном наклонении? (Не имеют форм времени, т.е. не изменяются по временам.)
– Составьте таблицу «Изменение глаголов в повелительном наклонении».
Продолжите заполнение обобщающей таблицы «Изменение глаголов в разных наклонениях».
Наклонение Время Лицо Число Род
изъявительное настоящее
будущее
прошедшее
1, 2, 3
1, 2, 3
― ед., мн.
ед., мн.
ед., мн. ―

м.р., ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)
условное ― ― ед.,мн. м.р., ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)
Дополните таблицу формами повелительного наклонения.
Проверьте себя.
Наклонение Время Лицо Число Род
изъявительное настоящее
будущее
прошедшее
1, 2, 3
1, 2, 3
― ед., мн.
ед., мн.
ед., мн. ―

м.р., ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)
условное ― ― ед., мн. м.р., ж.р., ср.р.
(в ед.ч.)
повелительное ― 1, 2, 3 ед., мн.
(кроме 1л.ед.ч) ―
3. Упр. 611 – наблюдение за образованием форм повелительного наклонения.
Работа с таблицей: извлечение информации из таблицы, её преобразование.
– Какие формы повелительного наклонения вы обнаружили? Приведите примеры.
– Установите, как они образуются.
– У каких форм есть «дополнительные слова»?
– Назовите ключевые слова для образования форм повелительного наклонения. (Нулевой суффикс, суффикс и, частица пусть (пускай) и давай (давайте).)
– Представьте все возможные формы повелительного наклонения в виде схемы (учитель предлагает заготовку с указанием форм: ед. и мн.ч., 1, 2, 3­е л.). Ед.ч Мн.ч.
1­е л.давай(те) + изъяв. накл.
2­е л.О/ , иО/ , и + те
3­е л. пусть + изъяв. накл.пусть + изъяв. накл.
Регулятивные УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).
2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.
3. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему).
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.
2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
VI. Развитие учебно­языковых умений.
Упр. 612 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте формы повелительного наклонения, определять признаки этих форм (лицо и число).
Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.
2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
VII. Итог урока.
– Что нового узнали о наклонении глаголов?
– Чему учились?
– Найдите лишнее слово:
1) строю, любил, напишешь, таял бы;
2) пиши, были, сделал, идёшь.
- Что оказалось трудным на уроке?
- Какие ошибки можно допустить?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
- По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. Словарные слова записать в словарик.
2. Составить рассказ о значении, морфологических признаках и образовании форм повелительного наклонения.
3. ТСР, проверочная работа № 15А, задания № 1–8: найти глаголы, определить, в каком наклонении они употреблены.