Картотека опытов с водой



КАРТОЧКА №1
КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?
Задачи: помочь детям определить, что вода — бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретая их цвет. Чем больше в воде растворено вещества, тем интенсивнее ее цвет.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Одна из воронок:(MAX КА7613В) Воронка, d = 4 см или
(VIN 52109) Комплект воронок (5 шт.)
Один из комплектов пробирок:(MAX KA7602S6B) Набор пробирок на подставке, 6 шт.,
(MAX КА7608) Пробирки для экспериментов с цветными крышками, 10 шт.,
(МАХКА7609) Набор из 5-ти пробирок на подставке,
(MAX KA7600) Комплект пробирок с цветными крышками на подставке 4 шт.,
(MAX KA7602R14) Комплект пробирок на крутящейся подставке,
(VIN 52101) Комплект пробирок (4 шт.),
(VIN 52102) Комплект мини-пробирок (14 шт.), подставка
(VIN 52103) Пробирки для экспериментов (10 шт.)
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.).
Краски и кисточка.

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
-Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Часто дети отвечают, что вода белая. В этом
случае налейте в одну пробирку молоко или воду, окрашенную белой гуашью, и поставьте рядом с ней
пробирку с чистой водой для сравнения.
- Давайте проведем опыт — узнаем, какого цвета вода! Используя воронку, налейте в пробирки воду.
Опустите в первую пробирку кисточку. Посмотрите, видно ли кисточку сквозь воду?
-Как вы думаете, почему кисточку видно? (Предположения детей). Оказывается, у воды нет цвета — она прозрачная. Давайте попробуем сделать цветную воду!
Дети берут кисточкой любую краску, растворяют ее в прозрачной воде.
-Какого цвета стала вода? Давайте проверим, осталась ли она прозрачной — можно ли увидеть кисточку сквозь окрашенную воду? (Ответы детей).
-Как выдумаете, почему теперь кисточку не видно? (Предположения детей). Оказывается, прозрачная вода приобретает цвет того вещества, которое в ней растворили. Вода окрасилась, она больше не прозрачная, теперь сквозь нее ничего не видно.
-Давайте попробуем добавить еще немного этой же краски в воду. Что стало с водой? (Ответы детей). Цвет воды стал еще ярче. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Чем больше краски в воде, тем насыщеннее ее цвет.
Используя разные краски, дети окрашивают воду в пробирках в разные цвета. Таким образом, пробирки с прозрачной водой превращаются в разноцветные.
-Посмотрите, как красиво получилось. Но можно ли теперь эту воду пить? (Ответы детей). Почему такую воду пить нельзя? (Ответы детей). В воде теперь растворена краска. Пить можно лишь чистую, прозрачную воду. Хорошо бы было рыбам и другим водным обитателям, если бы вода не была прозрачной? Где им лучше живется — в чистом водоеме, или в загрязненном, с грязной, непрозрачной водой? (Ответы детей).
Вывод: вода бесцветна, прозрачна, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет. Вода для питья должна быть чистой, прозрачной — в такой воде нет вредных веществ. Для водных обитателей также нужна чистая и прозрачная вода.
КАРТОЧКА №2
ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ВКУС И ЗАПАХ?
Задачи: определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворенных в ней веществ; познакомить детей с понятием «пресная вода», воспитывать бережное отношение к воде.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Один из комплектов пробирок:(MAX KA7602S6B) Набор пробирок на подставке, 6 шт.,
(MAX КА7608) Пробирки для экспериментов с цветными крышками, 10 шт.,
(MAX КА7609) Набор из 5-ти пробирок на подставке,
(MAX КА7600) Комплект пробирок с цветными крышками на подставке 4 шт.,
(MAX KA7602R14) Комплект пробирок на крутящейся подставке,
(MAX КА7601) Пробирки большие на подставке 2 шт.,
(VIN 52101) Комплект пробирок (4 шт.),
(VIN 52102) Комплект мини-пробирок (14 шт.), подставка
(VIN 52103) Пробирки для экспериментов (10 шт.)
Одна из пипеток входящих в некоторые комплекты пробирок или(MAX КА7611В) Пипетка, или
(VIN 51350) Комплект пипеток (6 шт.)
Одна из воронок:
(MAX КА7613В) Воронка, d = 4 см или
(VIN 52109) Комплект воронок (5 шт.)
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.)
Лабораторное оборудование:(MAX КА7417В) Лабораторные контейнеры с крышкой или
(VIN 52104) Лабораторные контейнеры с крышкой, 2 пинцета в комплекте, или
(MAX КА7604В) Мерный стаканчик с цветной крышкой, 150 мл, или
(MAX КА7605В) Мерный стаканчик, 50 мл, или
(MAX KA7606B) Мерный стаканчик с крышкой, 10-20 мл.
Стакан
Ложка
Вещества:соль,
сахар,
сок лимона
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, как вы думаете, какой у воды вкус? (Ответы детей).
Предложите детям налить в стакан из графина немного чистой воды и
попробовать ее на вкус. Попросите детей не спешить, немного подержать воду во рту, чтобы как следует ее распробовать.
Какой же вкус у воды? (Ответы детей). Часто дети отвечают, что вкус у воды «простой», «обычный».
Давайте проведем опыт — узнаем, может ли вода изменить свой вкус! Используя воронку, налейте воду во все пробирки так, чтобы вверху осталось немного места. Насыпьте в первую пробирку ложечку соли и размешайте, чтобы кристаллики соли исчезли. При помощи ложечки попробуйте эту воду на вкус. Он остался прежним или изменился? (Ответы детей) Какая теперь вода по вкусу? (Ответы детей).
Теперь добавим в другую пробирку ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода? (Ответы детей).
В третью пробирку, используя пипетку, капните несколько капелек лимонного сока и размешайте. При помощи ложечки попробуйте, какой стала вода? (Ответы детей).
Ребята, b^i сейчас изменили вкус воды на соленый, сладкий и кислый. Но куда же делись в воде кристаллики соли, сахара? Почему не виден лимонный сок? (Ответы детей).
Оказывается, вода — это прекрасный растворитель, она может растворять в себе некоторые вещества и приобретать их вкус. Так, вода в море растворила в себе большое количество соли, она соленая. Если вода чистая, в ней нет никаких примесей, то говорят, что вода не имеет вкуса — она пресная. Но именно такая, пресная, чистая от всяких примесей вода — самая большая драгоценность нашей планеты, ведь именно пресная вода гак необходима всем растениям, животным и людям для жизни.
Попробуйте воду в четвертой пробирке, где ничего не растворяли. (Дети пробуют). Этот вкус самый желанный для растений и животных. А какую воду выбрали бы вы, если бы очень хотели пить? (Ответы детей).
А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах. Ученые, изучая запахи разных веществ, никогда не нюхают незнакомое вещество, приближая к нему нос, потому что это опасно. Есть такие вещества, которые уже своим запахом могут обжечь нос и глаза. Поэтому, чтобы узнать запах незнакомого вещества, они машут ладонью от пробирки к носу, чтобы получился легкий ветерок, который переносит запах к носу, но не дает веществу обжечь нос и глаза. Пусть и у вас войдет в привычку все незнакомые вещества нюхать осторожно, помогая себе ладонью (взрослый показывает). Попробуйте понюхать так воду во всех пробирках. Чувствуете запах? (Ответы детей). Вода в наших пробирках не опасна, можно опустить голову к пробирке и понюхать ее. Чувствуете ли вы запах? (Ответы детей). Чистая вода ничем не пахнет. В пробирке, где мы растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном, а в остальных пробирках у воды запаха нет. Оказывается, вода — вещество без запаха, но если растворить в ней пахучие вещества, она станет ими пахнуть. Так лимонный сок придал воде аромат лимона.
— Как вы думаете, почему соль и сахар не дали воде никакого запаха? (Ответы детей). Соль и сахар не имеют запаха сами, поэтому не могли дать его и воде.
Вывод: своего вкуса и запаха вода не имеет — она пресная. Но, растворяя в себе некоторые вещества (например, соль, сахар, лимонный сок), вода приобретает их вкус, а если вещество пахучее — то и запах. Чистая, без примесей, вода — самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без нее была бы невозможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь: не загрязнять мусором водоемы, не лить попусту из крана.

КАРТОЧКА №3
ЧТО БУДЕТ С ВОДОЙ НА МОРОЗЕ?
Задачи: с помощью опыта показать детям, что вода на морозе переходит в твердое состояние — лед; в твердом состоянии вода занимает больше места, чем в жидком.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
(MIN 95239) пробирка 0,5 л из набора мерных пробирок или
(MIN 95213) стаканчик 0,5 л из набора мерных стаканчиков;
можно использовать и другие мерные стаканчики (MAX КА7604В, MAX КА7605В или MAX КА7606В).
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.).
Лабораторное оборудование:
вода,
фломастер,
морозильник (или морозная погода на улице).
Дополнительно:
формочки для игры с песком,
нить,
краски и кисточка.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, как вы думаете, что будет с водой, если она окажется на морозе? (Ответы детей). Давайте проведем эксперимент: нальем в пробирку воды и поставим ее в морозильник! Как вы думаете, что произойдет? (Ответы детей). Будет ли вода после замерзания занимать в пробирке столько же места, сколько и раньше? (Ответы детей).
Если посмотреть на деления, высеченные на пробирке, можно узнать, сколько мы налили воды (дети смотрят, определяют вместе со взрослым, сколько места занимает вода). Чтобы не забыть, давайте фломастером (или полоской цветной бумаги и скотчем) отметим это деление. Именно столько воды мы налили в пробирку. А теперь поставим ее на мороз и подождем некоторое время, пока она не замерзнет.
Когда вода в пробирке полностью замерзнет, дети вновь рассматривают ее. Вместе с педагогом определяют, на сколько делений поднялся уровень воды в твердом состоянии по сравнению с жидким состоянием.
Оказывается, вода на морозе становится твердой и холодной, в таком состоянии воду называют льдом. Столбик льда в пробирке поднялся выше отмеченного нами деления, это значит, что, замерзая, вода расширяется.
Ребята, как вы думаете, что будет, если пробирку со льдом теперь оставить в тепле? (Предположения детей). Опустится ли вода до отмеченного нами деления? (Ответы детей).
Пробирку оставляют стоять на видном месте. Когда вода в ней растает, отметка, сделанная в начале опыта, снова укажет на имеющийся объем жидкой воды.
Вывод: вода, замерзая, превращается в лед; в твердом состоянии (в виде льда) вода занимает больше места, чем в жидком.
КАРТОЧКА №4
ТОНЕТ - НЕ ТОНЕТ
Задачи: опытным путем определить, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких — нет; показать детям, что плавучесть предмета зависит не только от материала, но и от формы. Посредством опыта выяснить, что лед не тонет в воде, объяснить, как это сказывается на жизни обитателей водоемов зимой. Закрепить полученные знания в игре.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Один из комплектов пробирок:
(MAX KA7602S6B) Набор пробирок на подставке, 6 шт.,
(MAX КА7608) Пробирки для экспериментов с цветными крышками, 10 шт.,
(MAX КА7609) Набор из 5-ти пробирок на подставке,
(MAX KA7602R14) Комплект пробирок на крутящейся подставке,
(VIN 52102) Комплект мини-пробирок (14 шт.), подставка
(VIN 52103) Пробирки для экспериментов (10 шт.)
Большие пробирки:
(MAX КА7601) Пробирки большие на подставке 2 шт. или
(MAX КА7760) Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой, или.(УШ 52100)
Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.), подставка, пипетка и ложка.
Одна из воронок:
(MAX КА7613В) Воронка, d = 4 см или
(VIN 52109) Комплект воронок (5 шт.)
Пинцет:
(MAX КА7439В) Пинцет или
(MAX КА7428) Снаряжение исследователя, или
(MAX КА7411) Пинцет-лупа, или
из набора (VIN 85801) «Маленький биолог»
Сачок:
(MAX КА7412) Сачок с переносной пробиркой или
(MAX KA7424) Сачок и лупа, или
из набора (VIN 85801) «Маленький биолог».
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.)
Предметы и вещества:
4 цельных предмета одинаковой формы и размера, помещающиеся в пробирку (из дерева, металла, резины и пластмассы соответственно).
Кубик льда; два одинаковых кусочка пластилина.
Дополнительно:
Для игры с водой и песком:
(WPL КТ2001-00С Т0007) Стол для игр с водой и песком, прозрачный или
(LT 401L) Стол-песочница с зонтом, или
(ВТ М0901) Центр песка и воды, или
(ВТ МИ01) Центр песка и воды малый, или
(МР (ВСПН) 375 Стол песок-вода.
Предметы из различных материалов (металлические, резиновые и деревянные игрушки, кубики, шишки, палочки, камешки).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, как вы думаете, почему одни предметы тонут в воде, а другие — нет? (Ответы детей). Давайте проверим на плавучесть разные материалы. Используя воронку, наполните пробирки водой. Начнем с дерева: как вы думаете, тонут ли деревянные предметы в воде? (Ответы детей). Проверим! Опустите деревянный предмет в первую пробирку с водой. Он утонул? (Ответы детей).
Как вы думаете, тонет ли в воде железо? (Ответы детей). Испытаем его. Опустите железный предмет во вторую пробирку. Что с ним произошло? (Ответы детей).
Будет ли резина держаться на поверхности воды? (Ответы детей). Опустим ее в третью пробирку. Тонет ли резина в воде? (Ответы детей).
Как вы думаете, тонет ли пластмасса? (Ответы детей). В четвертую пробирку опустим пластмассовый предмет. Что с ним произошло? (Ответы детей).
Ребята, скажите, какой вывод мы можем сделать после нашего опыта? Почему некоторые предметы держатся на поверхности, а некоторые идут ко дну? (Ответы детей). Плавучесть предметов зависит от того, из чего они сделаны. Деревянные предметы могут плавать, так как дерево легкое. Предметы того же размера, но сделанные из железа, резины и пластмассы, — тяжелее деревянных, они тонут, потому что вода не может их удержать.
Однако плавучесть предметов зависит не только от материала. Проведем еще один эксперимент. Для него нам понадобятся две большие пробирки и 2 одинаковых кусочка пластилина. Наполним обе пробирки водой. Из одного кусочка слепим лодочку, из другого — шарик. Попробуем опустить на воду лодочку в одну пробирку, шарик — в другую. Что произошло? (Ответы детей). Почему шарик утонул, а лодочка осталась на поверхности? (Ответы детей). Оказывается, кроме материала, на плавучесть влияет еще и форма предмета.
— Ребята, но наш эксперимент еще не завершен. Посмотрите, у нас осталась пятая пробирка. Мы изучили плавучесть таких материалов, как дерево, железо, резина и пластмасса. Сейчас мы узнаем, тонет ли в воде сама вода в ее твердом состоянии — лед! Осторожно возьмите пинцетом кусочек льда и опустите его в воду. Что происходит со льдом? Он опустился на дно или остался на поверхности? (Ответы детей). Лед не тонет — это значит, что он легче воды! Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах замерзает только на поверхности. Если бы лед тонул, то на поверхности водоемов образовывались бы все новые и новые слои льда, которые опускались бы вниз, и водоем промерзал бы до самого дна. В результате водные растения на дне оказались бы скованы льдом, а всем обитателям водоема — рыбам, ракам, личинкам насекомых, лягушкам, бобрам, — грозила бы неминуемая гибель. Не зря про лед говорят: «Рыбам зиму жить тепло, крыша — толстое стекло!».
С помощью пинцета дети достают предметы из пробирок с водой; затем самостоятельно наводят порядок на своем рабочем месте.
Вывод: плавучесть предметов зависит от материала, из которого они сделаны, и их формы. Железо, резина, пластмасса, пластилин — тонут в воде. Дерево, лед — нет. Благодаря тому, что лед не тонет в воде, в водоемах возможна жизнь.
КАРТОЧКА №5
ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛЕНКА ВОДЫ
Задачи: познакомить детей с понятием «поверхностная пленка воды», экспериментально доказать ее существование на практике. Познакомить детей с клопом-водомеркой. Показать, что мыло разрушает поверхностный слой воды, и объяснить, какое влияние это оказывает на жизнь обитателей водоемов.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Одна из пробирок:
(MAX КА7760) Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой или (VIN 52100)
Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.), подставка, пипетка и ложка, или
(MAX КА7601) Пробирки большие на подставке (2 шт.)
Пинцет:
(MAX КА7439В) Пинцет или
(MAX КА7428) Снаряжение исследователя, или
(MAX КА7411) Пинцет-лупа, или
из набора (VIN 85801) «Маленький биолог»
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.)
Предметы и вещества:Вода, набор скрепок, 2 носовых платка, жидкое мыло.
Иллюстрация водомерки (ФАН «Насекомые»),
Дополнительно:Трубочка для коктейля, смесь воды и спирта, растительное масло.
2 пробирки:
из набора (MAX КА7608) Пробирки для экспериментов с цветными крышками или
из набора (MAX КА7609) 5 пробирок на подставке или
(MAX КА7602В) Пробирка с крышкой или
из набора (MAX KA7602S6B) пробирок на подставке с крышками, или
(MAX КА7604В) Мерный стаканчик с цветной крышкой, 150 мл., или
(VIN 52102) Комплект мини-пробирок (14 шт.), или
(VIN 52103) Пробирки для экспериментов (10 шт.).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, посмотрите на картинку. Вы когда-нибудь встречали в пруду или реке вот такое интересное насекомое? (Ответы детей). Это клоп- водомерка. Передвигаясь по поверхности водоема, хищница-водомерка ищет мелких насекомых, упавших на поверхность воды, чтобы полакомится ими. Есть у водомерки и свои враги — рыбы, от которых ее спасают быстрые прыжки, неожиданные ловкие движения на воде. В это сложно поверить, но водомерка умеет бегать по поверхности воды, прыгать по ней и снова приземляться, не намочив даже своего брюшка!
Помогает в этом водомерке сама вода, а точнее ее поверхностная пленка. Давайте проведем опыт, чтобы убедиться в ее существовании: нальем полную пробирку воды, пинцетом возьмем скрепку и медленно и осторожно положим ее на воду. Скрепка не тонет — ей помогает держаться на поверхности пленка воды (педагог сначала демонстрирует опыт, потом предлагает детям повторить его самим). Теперь надавим на скрепку — что произошло? (Ответы детей). Почему скрепка утонула? (Ответы детей). Невидимая пленка на поверхности воды такая тонкая, что ее легко преодолеть, слегка надавив на скрепку.
Теперь наполним пробирку водой до самого верха. Как вы думаете, сколько скрепок нужно опустить в пробирку, чтобы вода полилась через край? (Ответы детей). Будем опускать скрепки по очереди, очень осторожно, не касаясь стола и пробирки, чтобы случайно не пролить воду.
Дети аккуратно опускают в воду скрепку за скрепкой, считая их, пока вода не начнет выливаться. Интересно понаблюдать за водой в пробирке — на поверхности образуется как бы «холмик». Обратите на него внимание детей — это поверхностная пленка не дает капелькам воды вылиться из пробирки. Но этой силе есть предел, в какой-то момент поверхностная пленка не выдерживает — и вода проливается. Если аккуратно опускать скрепки в воду, то ими может заполниться почти половина уже полного до краев сосуда с водой — удивительное зрелище!
На верхней, соприкасающейся с воздухом пленке воды обитает целый мир живых существ. Пленка воды эластична и прочна — по ней могут бегать клопы-водомерки, там живут мельчайшие водоросли, за нее цепляются клопы-гладыши, она даже выдерживает улиток-прудовиков, когда они ползают по ней вниз головой.
Давайте посмотрим, что произойдет с этой пленкой, если в воду попадет мыло: нальем снова полную пробирку воды, осторожно пинцетом положим на воду скрепку. Скрепка лежит на поверхности. А теперь капнем в воду жидкое мыло. Что произошло? (Ответы детей). Пленка воды разрушилась, скрепка утонула. Если в водоем попадает мыльная, грязная вода, то пленка разрушается — водомерки не могут по ней бегать, а значит,
и охотиться, рыбы верхних слоев воды голодают, так как на поверхности уже не задерживаются насекомые и водоросли — всем обитателям водоема становится плохо. Поэтому нельзя мыть машины на берегах рек, озер и прудов, выливать в водоемы воду с мылом и стиральным порошком.
Вывод: на поверхности воды существует тончайший слой — пленка. Эта пленка очень важна для жизни водных обитателей. Нельзя, чтобы мыльная вода попадала в водоемы, так как она разрушает это свойство воды, влечет за собой гибель их обитателей.
КАРТОЧКА №6
ЧТО РАСТВОРЯЕТСЯ В ВОДЕ?
Задачи: определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет, какие свойства веществ проявляются при смешивании их с водой (растворяются и придают ей запах, цвет, вкус; не растворяются и выпадают в осадок, поднимаются на поверхность).
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Оборудование для хранения веществ:
(MAX КА7417В) Лабораторные контейнеры с крышкой или
(VIN 52104) Лабораторные контейнеры с крышкой, 2 пинцета в комплекте, или
(MAX КА7604В) Мерный стаканчик с цветной крышкой, 150 мл, или
(MAX КА7605В) Мерный стаканчик, 50 мл, или
(MAX КА7606В) Мерный стаканчик с крышкой, 10-20 мл.
Предметы и вещества:
Вода,
ложка,
вата,
кусочки водопроницаемой ткани,
почва,
речной песок.
Дополнительно:
(ЭКС) Микроскоп с лабораторными принадлежностями.
Дневник для записей.
Пробирки:
(MAX КА7608) Пробирки для эксперементироиания с цветными крышками (10 шт.) или
(MAX КА7600) Комплект пробирок с цветными крышками на подставке (4шт.), или
(VIN 52103) Пробирки для экспериментов (К) шт.).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, вы наверняка знаете из сказок про живую и мертвую воду. Что делали в сказке при помощи мертвой воды? При помощи живой? (Ответы детей). В сказках все не случайно. Смотрите, сегодня у меня в двух пробирках вода — чем она отличается? (Ответы детей). В первой — вода чистая. Такую воду можно пить людям, животным, своими корнями ее могут нить растения — она дарит жизнь. Во второй пробирке — вода загрязнена (в пробирке с водой растворить 1-2 ложки почвы), ее нельзя пить.
Как вы думаете, как можно очистить загрязненную воду? (Ответы детей).
Дети вместе с взрослым по возможности проверяют на практике способы очистки воды, предложенные ими в ходе рассуждении, делают выводы об их эффективности.
Далее педагог предлагает решить задачу очистки воды, используя любые предметы и вещества из следующего набора: 2 воронки, кусочки водопроницаемой материи, речной песок, вата, 2 пустые пробирки. Дети, не получая готовых инструкций взрослого, самостоятельно пытаются решить задачу, проводят эксперименты, вместе с взрослым анализируют их результаты — насколько чистой стала вода, какой из предложенных способов наиболее эффективный.
— Молодцы, ребята, вы предложили разные способы очистки воды. Мы узнали, какой из придуманных вами способов, лучше всего очищает воду. Чтобы вода стала чище, ее пропускают через фильтр, в котором задерживаются частички, загрязняющие воду. В промышленности фильтры делают так, чтобы вода проходила через разные слои, и каждый слой фильтра очищал бы воду от разных загрязняющих ее веществ.
Попробуем сделать простой фильтр: положим в воронку кусочек ваты так, чтобы он плотно закрыл ее узкое отверстие, поставим воронку в пустую пробирку и будем потихоньку лить в нее загрязненную воду. Почему вода выливается из пробирки медленно? (Ответы детей). Воде нужно пройти сквозь тоненькие, плотно прилегающие друг к другу волокна ваты, на них задерживаются частички, загрязняющие воду. Такой способ не поможет очистить воду от всех загрязнений, например, от микробов — невидимых мельчайших организмов, которые могут вызывать болезни. После такой фильтрации воду для питья нужно еще кипятить и отстаивать. Но вода стала уже намного чище прежней.
Другой фильтр для очистки воды использует сама природа — это подземные слои земли, песка и глины. Просачиваясь в землю, вода проходит сквозь слои песка, чернозема, глины, постепенно фильтруясь. Вода, текущая в подземных ручейках и реках, очищается именно таким способом. Давайте попробуем его смоделировать: возьмем кусочек ткани, вложим его в воронку (чтобы песок не высыпался сквозь отверстие), насыплем почти доверху в воронку песок, медленно будем вливать в него загрязненную воду. Конечно, слой песка в нашей воронке слишком мал, чтобы очистить воду полностью, но видно, что вода, протекающая сквозь песок, становится чище. Природный способ уникален тем, что вода, просачиваясь сквозь подземные слои, не только очищается, но и растворяет в себе некоторые минералы, становясь полезной для человека. Из-под земли вода выходит через родники — вода в них издревле считалась самой чистой.
Сегодня даже в родниках вода бывает непригодной для питья. Человек, чтобы получить лучший урожай зерна и овощей, стал использовать на полях химические удобрения, посыпая ими почву. Они хорошо растворяются в дождевой воде, легко просачиваются с водой под землю, попадают в родниковую воду, делая ее непригодной для питья. Сегодня воду можно пить не из всех родников, а людям нужно придумать безопасный способ выращивания урожая, чтобы больше не загрязнять почву и воду.
Дети самостоятельно пробуют очистить воду двумя показанными способами.
Вывод: один из способов очистки воды — пропускание воды через фильтр. Есть фильтры, созданные руками человека, а есть природные фильтры (подземные слои песка, глины, почвы, минералов). Чтобы вода была чистой, нужно следить, чтобы в почву и водоемы не попадали вредные вещества.

КАРТОЧКА №7
ЧЕМ СОЛЕНАЯ ВОДА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕСНОЙ?
Задачи: познакомить детей с отличиями соленой воды от пресной; показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Большие пробирки:
(MAX КА7601) Пробирки большие на подставке 2 шт. или
(MAX КА7760) Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой, или (VIN 52100)
Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.), подставка, пипетка и ложка.
Одна из воронок:
(MAX КА7613В) Воронка, d = 4 см или
(VIN 52109) Комплект воронок (5 шт.)
Емкость для воды:
(MIN 95213) Набор мерных стаканчиков (5 шт.) или
(MIN 95239) Набор мерных пробирок (7 шт.)
Предметы и вещества:
Вода,
2 яйца,
соль.
Дополнительно:
Теплая и холодная вода.
Один из мерных стаканчиков:
(MAX КА7604В) Мерный стаканчик с цветной крышкой, 150 мл или
(MAX КА7605В) Мерный стаканчик, 50 мл, или
(MAX КА7606В) Мерный стаканчик с крышкой, 10-20 мл, или
(VIN 2205) Считаем, взвешиваем, сравниваем,
или (VIN 85032) Простые весы,
или (ВАЛ) Весы (деревянные).
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребята, как вы думаете, чем вода в море отличается от воды в озере? (Ответы детей). Действительно, в морях и океанах вода соленая на вкус, а в озерах и реках — пресная. В соленой воде живут одни обитатели, а в пресной — другие. Пресноводные обитатели не смогут жить в соленой воде, и, наоборот, обитатели морей и океанов не будут жить в воде пресной. Однако не все знают, что, кроме вкуса, соленую воду легко отличить от пресной по одному ее удивительному свойству. Как вы думаете, по какому? (Предположения детей).
Посмотрим, чем же отличается соленая вода на примере. В этом нам поможет обычное сырое яйцо. Проведем опыт: наполним 2 пробирки обычной пресной водой и опустим яйцо в одну из них. Как вы думаете, что с ним произойдет? (Ответы детей). Опускаем... Яйцо опустилось на дно пробирки.
Во вторую пробирку добавим 5 ложечек соли, растворим ее — мы уже знаем, что вода хорошо растворяет соль. Получается соленая вода — почти как в море. Теперь опустим яйцо в пробирку с соленой водой. Как вы думаете, что с ним произойдет? (Ответы детей). Опускаем... Яйцо уже не тонет (в зависимости от количества соли, яйцо может повиснуть в середине пробирки с соленой водой или, если соли много, плавать на поверхности).
Как вы думаете, почему яйцо не утонуло в соленой воде? (Предположения детей). Оказывается, растворенная соль помогает воде удерживать предметы, вода становится более плотной (соль изначально — твердое вещество, она передала свои свойства воде).
Давайте попробуем добавить немного соли в первую пробирку с утонувшим яйцом. Добавляя и размешивая соль по одной ложечке, сделаем так, чтобы яйцо не опускалось на самое дно, но и не держалось на поверхности, а как бы «парило» посередине пробирки с водой.
КАРТОЧКА №8
ВЫРАЩИВАЕМ СОЛЯНЫЕ КРИСТАЛЛЫ
Осторожно! Горячая вода!
Задачи: расширить знания детей о свойствах воды растворять вещества. Продемонстрировать эксперимент по образованию кристаллов соли.
ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ:
Одна из пробирок:
(MAX КА7601) Пробирки большие на подставке 2 шт. или V (MAX КА7760) Пробирка «Гигант» на подставке с ложкой и пипеткой, или (VIN 52100)
V Комплект пробирок «Гигант» (2 шт.), подставка, пипетка и ложка.
Предметы и вещества:
Кастрюля с горячей водой,
ложка,
соль,
шерстяная нитка с металлической канцелярской скрепкой на конце, V карандаш.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:
— Ребята, благодаря свойству воды растворять в себе соль, можно провести очень интересный эксперимент — вырастить соляные кристаллы. Вы уже знаете, что теплая вода растворяет в себе соль быстрее, чем холодная. Как вы думаете, а как соль будет растворяться в кипятке? (Ответы детей). Попробуем растворить в очень горячей воде столько соли, сколько у нас получится. Будем добавлять в горячую воду соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
— У нас получился очень насыщенный соляной раствор. Теперь, пока вода остывает, приготовим такое приспособление: металлическую скрепку привяжем к шерстяной пушистой нитке, а другим концом нити обмотаем посередине обычный карандаш. Если положить карандаш на нашу волшебную пробирку, то скрепка будет висеть на нитке, не касаясь дна. Раствор слегка остыл: перельем его в пробирку, опустим в нее скрепку на нитке (карандаш кладется горизонтально на пробирку) и поставим в тихое место, ведь трогать и шевелить его нельзя. Придется набраться терпения и подождать 1 — 2 недели. Соль, которая смогла раствориться в кипятке, не может оставаться растворенной в холодной воде, поэтому она медленно начнет вновь затвердевать на нашей скрепке и нитке. Если не дотрагиваться до пробирки, то мы скоро увидим, как образуются соляные кристаллы. А теперь нужно набраться терпения и ждать!
Лучше поставить пробирку в такое место, где за ней можно было бы наблюдать, но нельзя было бы трясти, передвигать, одним словом, беспокоить. 11иточка со скрепкой начнет медленно «обрастать» кристалликами соли. Через 2 — 3 недели появится гроздь из кристаллов соли. Удивительное зрелище!
Вывод: в горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. Когда вода остывает, соль начинает вновь кристаллизоваться.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового. При этом, как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет необходимость включения дошкольников в самостоятельную исследовательскую деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства и качества предметов, их сходство и различие.
Для организации самостоятельной опытно-экспериментальной детской деятельности нами разработаны и используются технологические карты (карточки-схемы) проведения опытов и экспериментов. При их оформлении мы руководствовались двумя главными принципами:
- принцип доступности – предполагает оформление технологических карт с помощью понятных детям схем и алгоритмов;
- принцип результативности – предусматривает получение положительного результата проводимого ребенком опыта независимо от уровня развития его интеллектуальных и практических навыков.
Цель использования технологических карт в опытно-экспериментальной деятельности – развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); формирование стремления дошкольников к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с помощью технологических карт способствует:
включению детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
осознанию последовательности работы по освоению темы от цели до конечного результата;
формированию способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
обогащению наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
развитию поисково-познавательной деятельности, поддержанию у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.