Картотека опытов по экспериментальной деятельности для детей 3-4 лет


Картотека опытов для детей 3—4 лет
Песок
1 «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» — экспериментируем с мокрым песком У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы
2 «Сыпучий песок» — экспериментируем с сухим песком Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка
3 Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок
Снег
1 «Разные ножки топают по снежной дорожке» — научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры
п/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
2 «Ледяная горка» — показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки
3 «Снежный городок» — научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью
4 «Разноцветные фигуры» — научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега
Вода
1 «Кораблики» — познакомить детей со свойствами плавающих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом -запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит
2 «Нырки» — познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду
3 «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане
№ п/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
4 «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки
5 «Пена» — научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу
Бумага
1 «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию
2 «Бумажные комочки» — познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию
3 «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер
Солнце
1 «Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком
2 «Тень» — познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени
3 «Разноцветные стекляшки» — познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир
№ п/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
2.Вода не имеет вкуса. Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль,
в другой стакан с водой капнуть сок лимона.
3.Вода не имеет запаха. В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах, и сравнивают запахи.
4.Вода не имеет цвета. В стакан
с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества
2 «Вода — источник жизни» На прогулке срезать веточки с дерева и поставить их в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками
3 «Кап-кап-кап» На участке понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне
Зеркало
1 «Солнечные зайчики» Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика
2 «Что находится в зеркале» Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
№ п/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
№ п/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
такое свойство сахара? (В пищевой промышленности.) Жженый сахар используют как лекарство при приступах кашля