Картотека опытов по экспериментальной деятельности для детей 2-3 лет


Картотека опытов для детей 2—3 лет
№ н/пТема опыта, цель Содержание и оборудование
Песок
1 Знакомство со свойствами песка Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти
2 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать его в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок
3 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя
4 Продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками Воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик
5 Научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта Воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. Показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой,
стучит по формочке совочком, потом снимает форму. Пирожок готов. Показывает детям это действие 4—5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно
6 Знакомство детей со свойствами сухого песка Воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы — он рассыпается
Вода
1 Познакомить детей со свойствами воды Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в нее воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли
2 Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая-и маленькая». Повторяет 4—5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок
3 Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды Воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпачком. Повторяет свои действия несколько раз.
Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно достать их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду
4 Уточнить представление детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз Это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть ручки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
5 Научить детей мыть посуду для кукол .Воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у нее в раковине. Няня рассказывает, как теплая вода помогает ей делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно
6 Знакомство детей с разноцветной водой У воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску — превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делает-, ся вывод, что окрашенная вода непрозрачна
7 Научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки Полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды
Снег
1 Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок Рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из красивых белоснежных снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превращается в капельку водички. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу
2 Показать детям, как образуются следы на снегу Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных
3 Познакомить с таянием снега На прогулке набрать с детьми в чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения
Ветер
1 Познакомить детей с движением воздуха Взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок — это ветер. Есть такая игрушка — бумажная мельница, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились
2 Игры с султанчиками В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок
Ткань
1 Объяснить детям, что ткань состоит из ниточек Детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое
2 Показать детям, что ткань можно красить • У воспитателя и детей белые или однотонные неяркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать
Камешки
1 Познакомить детей с камешками Рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик
2 Плавают или тонут? Налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3 ШумелкиПоложить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки
Магнит
Познакомить детей с магнитом и его свойством притягивания металлических предметов Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. Воспитатель показыва-
ет, как при помощи магнита можно собрать мелкие Металлические предметы. Не забывайте про технику безопасности
Мыльные пузыри
Научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей Воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания пузырей. Показывает детям, как надо дуть, чтобы получились пузыри. Потом выдувает пузыри, а дети их ловят