Рабочая программа по марийскому (государственному) языку 5 класс

Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №20 г. Йошкар-Олы»

Утверждаю
Директор ______Л. Г. Ралко
Приказ №___
от ___________2015г





Рабочая программа
по марийскому (государственному) языку
5 класс

Разработчики:
Ярославцева Л.И,
Петухова Т. Э,
учителя марийского
(государственного) языка


2015
Пояснительная записка
Программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В.Константинова, Г.С. Крылова, Н.А. Кулалаева, Р.П. Игнаева). 1-11 класс. Йошкар- Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.; методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей (Йошкар-Ола, 2011).
В республике Марий Эл устойчивое и гармоничное развитие марийско-русского, русско–марийского двуязычия обеспечивается через создание условий и реальных возможностей для изучения функционирующих в республике языков. В системе общего образования Республики Марий Эл одним из форм реализации данного положения является введение в образовательный процесс классов с русским языком обучения учебного предмета « марийский (государственный) язык».
Учителя марийского (государственного) языка и литературы, истории и культуры народов Республики Марий Эл должны в своей деятельности вводить в содержание образования учебные элементы, учитывающие местную этнокультурную специфику (например, обучение народным традициям, обычаям), особенности развития подготовки обучающихся с учетом языка обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин.
В системе предметов общеобразовательной школы Республики Марий Эл предмет «Марийский (государственный) язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Познавательная цель предлагает ознакомление обучающихся с марийским языком как государственным языком Республики Марий Эл и одним из языков финно- угорской языковой группы, с основными начальными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления обучающихся;
социокультурная цель предлагает овладение речью на марийском языке, формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
- обогащение словарного запаса, развитие навыков общения на марийском языке; развитие мышления, воображения, памяти и внимания на основе совершенствования речевых навыков;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно произносить звуки марийского языка, писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- повествования;
- воспитание у обучающихся уважения к языку как духовному богатству народа, чувства сопричастности к его сохранению, толерантного отношения к представителям разных народов и народностей; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь на марийском языке.

Место предмета в базисном учебном плане
Учебный план для образовательного учреждения отводит 70 часов для обязательного изучения марийского (государственного) языка в 5 классе по 2 часа в неделю. При этом программа предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 5 % для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Марийский (государственный) язык» представлен в 5 классе обучением следующим видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению, письму. Но в общем объеме часов, выделенных на изучение предмета, приоритет отдается развитию навыков аудирования и говорения. Навыки чтения и письма формируются параллельно с развитием навыков говорения. На такое структурирование учебного материала указывает коммуникативная технология обучения языку.
Основное назначение марийского (государственного) языка в 5 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.
Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 5 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории.


Личностные, метапредметные , предметные результаты

Основными целями освоения программы по предмету «марийский (государственный) язык» являются:
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, формирование познавательных процессов деятельности – восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления;
- освоение знаний о марийском языке, его особенностей; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся» умение анализировать языковые явления;
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих использование марийского языка в различных сферах общения; формирование готовности и способности к общению на марийском языке;
- воспитание интереса к изучению марийского языка, приобщение к истории и культуре марийского народа;
- формирование сознательного отношения к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа; воспитание любви и интереса к марийскому языку;
- применение полученных знаний, умений и навыков в речевой практике.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Личностные УУД
- понимает значимость марийского языка;
- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности народа.
Регулятивные УУД
- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;
- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;
- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивает выполненную работу;
- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении грамматических заданий.

Познавательные УУД
- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка;
- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную информацию;
- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
Коммуникативные УУД
- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;
- умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составляет рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывает свою точку зрения;
- толерантно относится к культуре других народов.
К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь:
-понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 2 минут, определить тему и идею;
-при общении знать 600 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 6-7 реплик, монолог из 8-10 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-умение написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-по рисунку составлять 5-6 предложений;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану.
Обучающиеся 5 класса должны к концу учебного года знать конкретно материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: суффиксы имен существительных, образование сравнительной степени прилагательных; по синтаксису: простые и сложные предложения










Содержание учебного предмета
5 класс
( 70 часов)
Палыме лийына (Знакомство)
Знакомство. Приветствие. Салам лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лямет кузе? Тендан лямда кузе? Мыйын лямем Знакомство с персонажами финно- угорских легенд.
Марийский алфавит. Гласные и согласные буквы.
Счёт до 10. Мыняр шагат? Салам лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лямет кузе? Тендан лямда кузе? Мыйын лямем . Мыняр шагат? шагат; пырыс, коля, парня; поро; Счёт до 10.
Местоимения: мый, тый, мыйын, тыйын.
Краткие и полные числительные. Финно- угорские народы. Стихотворение В. Горохова. «Икыт, кокыт, кумыт, ».
Исследовательские навыки: сбор считалок.
Шочмо йылме ава гай (Родной язык - марийский язык).
Мой родной язык. Шочмо йылме. Марий йылме – марий калыкын шочмо йылмыже.
Марийский язык в финно-угорской языковой семье. Марий йылме финн-угор йылме ешыште.
Я изучаю марийский язык. Мый марий йылмым тунемам. Школыш куанен коштам.
Наш класс. Мемнан классна. Класс пцлемна.
Кенеж кушта, шыже иктешла (осенью).
В школьном огороде. Кенежымсе сомыл. Школ пакчаште.
У бабушки в деревне. Ковам дене ялыште. Мемнан садна, пакчана.
Осенние краски. Шыже игече. Шыжымсе чия. Йоратыме пеледыш. Шыжымсе чием.
Спорт дене келшена- таза лийына (Спорт в нашей жизни).
На уроке физкультуры. Спортын кулешлыкше нерген. Физкультур урокышто.
Мой режим дня . Спорт секций. Кече режим. Йолташем - тале футболист. Йоратыме спорт передаче. Марий модыш-влак.
Марий Элем - шочмо верем (Моя Родина- Марий Эл).
День рождение Марий Эл. Марий Элын пайрем кечыже. Марий Элын гербше, гимнже, флагше.
Мой родной город. Шочмо ял, ола . Илыме урем.
Теле (Зима).
Зимняя природа. Йушто телын койышыжо. Телымсе пуртус. Телымсе модыш. Курыкышто. Изи йолташна-влак. У ий толеш. Елкылан модышым ыштена. У ий дене саламлена.
Турло эллаште У ий пайрем (новогодние праздники в разных странах).
Традиция празднования Нового года в других странах. Йот эллаште У ийым вашлийме йула. Йуто Кугыза кушто ила? У ий полек. Пайрем кочкыш.
Яра жап (Свободное время).
Часы. Сутки. Сутка жапым палымаш. Шагатым каласымаш.
После школы. Хобби. Школ деч вара. Каныме кече. Хобби.
Койыш- шоктыш (Черты характера).
Черты характера человека. Айдемын койыш-шоктышыжо. Ме нунын дене кугешнена.
Моя семья. Кочам-фронтовик. Мемнан ешна келшен ила. Врач могай лийшаш?
Что такое хорошо, что такое плохо? Мо тыгай сай лиеш, мо тыгай осал?
Мотор шошо (Весна).
Приметы весны. Шошо пале-влак. Шошо кече.
Птицы прилетают. Кайык-влак портылыт.
Весна в деревне. Ялыште шошо.
Женский праздник. Удырамаш пайрем. Йоратыме авайна, ковайна.
Юл энер воктене (Река Волга).
На берегу реки Волги. Юл энер воктене.
Горномарийский район. Козьмодемьянск. Курыкмарий район. Лумло ен-влак. Этнографий музей. Григорьев – икымше марий суретче.
Тоштерыште (В музее).
Музеи РМЭ. Марий Элысе тоштер-влак.
Музей города Йошкар-Олы. Йошкар-Оласе тоштер. Т.Евсеев – лумло этнограф. Марий калыкын сурт узгарже. Чием.
Чодырашке поход дене (В поход).
Собираемся в поход. Походлан ямдылалтына.
В лесу. Чодыраште кузе кошташ? Тулото воктене. Кочкаш шолтена. Мыскарам ыштена. Походыш коштмо мурым мурена.
























№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО
Планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные)
Формы и методы обучения и вид контроля
Информационное сопровождение
дата
(по плану)
дата
(факт)

Палыме лийына. Знакомство


Знакомство: приветствие.
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство. Приветствие. Салам лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лямет кузе? Тендан лямда кузе? Мыйын лямемЗнакомство с персонажами финно-угорских легенд. Местоимения: мый, тый, мыйын, тыйын.
Работать над произношением звуков ц, я, U
ЛичностныеУУД:
-формировать у учащихся внутренние позиции патриота России и малой Родины, а также понимания того, что любовь к России начинается с любви к малой Родины, которая называется РМЭ
Познавательные УУД:
- формировать у учащихся навыки работы с информацией учебника, энциклопедией и словарей, умение правильно писать слова и предложения на марийском языке, строить высказывания на основе представленных моделей
Регулятивные УУД:
-формировать навыки самоконтроля за качеством выполнения заданий
Коммуникативные УУД:
-формировать умение задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем
устный опрос по теме урока
учебник



2.
Знакомство: приветствие.
1
Урок развития диалогической речи
Марийский алфавит. Гласные и согласные буквы.
Счёт до 10. Мыняр шагат? Салам лийже. Поро эр, поро кече, поро кас. Тыйын лямет кузе? Тендан лямда кузе? Мыйын лямем . Мыняр шагат? шагат; пырыс, коля, парня; поро; Счёт до 10.
Работать над произношением звуков ц, я, U

устный опрос, словарный диктант по теме урока
учебник



3.
Знакомство: приветствие.
1
Урок обобщения и систематизации знаний.
Местоимения: мый, тый, мыйын, тыйын. Краткие и полные числительные. Финно-угорские народы. Стихотворение В. Горохова. «Икыт, кокыт, кумыт, ». Исследовательские навыки: сбор считалок.

устный опрос по темам урока
учебник



Шочмо йылме ава гай
Родной язык- марийский язык

4.
Мой родной язык.
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой: Мый марий улам. Марла сайын кутырем. Мый руш улам, но марла сайын моштем. Тыйын шочмо йылмет могай? Мый руш улам, но марла умылем. Шочмо йылме. Йот йылме. Англичан йылме. Немыч, француз йылме-влак, ойлен мошташ, умылаш, каласкален мошташ, лудын мошташ, мутланаш, возен мошташ.
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического развития данного возраста;
-осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
Познавательные УУД:
- формировать у учащихся умения находить учебную информацию и работать с ней, использовать знаково-символические средства при развитии навыков чтения и письма на марийском языке;
Коммуникативные УУД:
-совершенствовать навыки чтения текста и понимания его основного содержания; составление вопросов на основе прочитанного; постановка вопросов и составление ответов на них, составление диалога в объеме, определенном программой
Регулятивные УУД:
-формировать у учащихся умения управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте
устный опрос
учебник



5.
Я изучаю марийский язык.
1
Урок усвоения грамматического материала
Суффиксы имен существительных множественного числа.


Словарный диктант
Учебник, карточки со словами



6.
Наш класс.
1
Урок работы с разговорным текстом
Наш класс. Мемнан классна. Класс пцлемна. Школыш куанен коштам. М. Майн «Шочмо йылме».


чтение вслух небольшого текста по теме урока

учебник



7.
Я и мои друзья.
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Марийский язык в финно-угорской языковой семье. Марий йылме финн-угор йылме ешыште.

составление диалога по ситуации урока;

Таблица «Родословное древо финно-угорского народа»



8.
Обобщающий урок по теме: «Родной язык – марийский язык.
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Г. Матюковский «Эх, тый, шочмо йылме»

Работа над текстом.

Художественная литература



Кенеж кушта, шыже иктешла (Осенью)

9
Осенняя погода
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Вудым шаваш, мландым пушкыдемдаш, йуштылаш, тиде олма кугурак да тамлырак. Шонго ковам ден кочам. Игече юалге, кава сур тусан. Кугурак – изирак, тыгыде – шолдыра, ур – рвезе, кенеж каникул годым. Пеледыш лум-влак: кандывуй, висвис
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом сложном уровне
-пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитыать
фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию
Коммуникативные УУД:
-совершенствовать навыки чтения текста и понимания его основного содержания; составление вопросов на основе прочитанного; постановка вопросов и составление ответов на них, составление диалога в объеме, определенном программой
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели


устный опрос
учебник



10
Наш огород осенью
1
Урок усвоения грамматического материала
У бабушки в деревне. Местный падеж. Изменение глаголов по лицам. Превосходная степень прилагательного.

Словарный диктант
Учебник, карточки с заданиями



11
Овощи
1
Урок работы с разговорным текстом
Мемнан садна, пакчана.
Пословицы о труде. И. Осмин «Олыкыштет кушкалеш», С. Чавайн «Кенеж»

Ответы на вопросы, тест
Художественная литертура



12
Осенний наряд
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Осенние краски. Шыже игече. Шыжымсе чия. Йоратыме пеледыш. Шыжымсе чием.
Г. Сабанцев «Пакчаште»

составление диалога и монолога по ситуации урока, аудирование
Картина осени



13
Обобщающий урок по теме: «Осенью»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Газета «Ямде лий»

Тест, ответы на вопросы
Периодические издания



Спорт дене келшена- таза лийына
Спорт в нашей жизни

14
Мой режим
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Кап-кыл ужашым лумдышо мут-влак; тазалык, таза, зарядкым ышташ, секцийыш кошташ, спорт дене заниматлаш, рекордым шындаш, виян куржаш, кынелаш, эр кынелаш; муш, эрыкте; виянрак курж, мечым пу (кучо, кудалте)
Коммуникативные УУД:
-совершенствовать навыки чтения текста и понимания его основного содержания; составление вопросов на основе прочитанного; постановка вопросов и составление ответов на них, составление диалога в объеме, определенном программой
Регулятивные УУД:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- выдвигать версии;
- планировать учебную деятельность;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- находить и исправлять ошибки;
- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического развития данного возраста;
-осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
Познавательные УУД:
- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;
-пользоваться смысловым чтением - самостоятельно вычитыать
фактуальную, подтекствую, концептуальную информацию

устный опрос
учебник



15
На уроке физкультуры
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с направительным падежом, с глаголом повелительного наклонения и его отрицательной формой

орфографический диктант
Учебник, карточки с заданиями



16
Мой друг спортсмен.
1
Урок работы с разговорным текстом
В. Иванов «Футбол», А. Горохов «Тунемше».
Марийские народные игры.

составление рассказа по теме урока
Художественная литература



17
Любимые спортивные игры.
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление диалога и монолога по теме урока, работа в парах, групповая работа

Рассказ о своем друге по грамматическим схемам и речевым образцам
учебник



18
Обобщающий урок по теме: «Спорт в нашей жизни»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Выполнение мини-проекта «Кече режим»

понять речь учителя и одноклассников в процессе диалогического общения
Проектор, компьютер



Марий Элем - шочмо верем
Моя Родина - Марий Эл

19
Флаг, герб, гимн РМЭ
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Шочмо эл, шочмо вер, шочмо кече, шочмо ола. Марий Элын шочмо кечыже. Шордо. Тисте. Пу порт, кукшо пачашан, лапка
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Познавательные УУД:
Формирование у учащихся умения находить учебную информацию и работать с ней, использовать знаково-символические средства при развитии навыков чтения и письма на марийском языке.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.
Личностные УУД:
Формирование внутренней позиции школьников, желающих изучать марийский язык как государственный язык РМЭ.
устный опрос
Компьютер, учебник, символика РМЭ



20
День рождение Марий Эл
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с родительным падежом, с личными местоимениями.

Словарный диктант
учебник



21
Мой край
1
Урок работы с разговорным текстом
А. Федоров «Теле».
Пословицы о зиме.

чтение вслух небольшого текста по теме урока

Словарь, «Пословицы и поговорки марийского народа»



22
Мой город, моя улица
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление диалога и монолога по теме урока, работа в парах, групповая работа

Ответы на вопросы, тестирование
учебник



23
Районы нашего края
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Знакомство с районами края.

Ответы на вопросы, тестирование
Карта Марий Эл



24
Обобщающий урок по теме: «Моя родина –Марий Эл»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Выполнение мини-проекта «Моя улица»

Понимание речи речи учителя и одноклассников в процессе диалогического общения, беседа
Проектор, компьютер



Теле жап. Зима

25
Природа зимой
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Йушто теле жап, кужу теле, порш, виян мардеж, поран уштеш. Лумъеным ышташ. Тынар шуко, тынар чот йушто. Тиде эн вучымо пайрем.
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического развития данного возраста;
-осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
-формировании умения высказать свою точку зрения; развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и дейcтвиям.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.

устный опрос
Учебник, картина зимы



26
Зимние игры
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с винительным падежом, с указательными местоимениями

устный опрос, беседа
Учебник, словарь



27
На горке
1
Урок работы с разговорным текстом
Пословицы о зиме. А. Федоров «Теле», А. Мичурин-Азмекей «Теле»

Тестирование, ответы на вопросы
«Пословицы и поговорки марийского народа», словарь



28
Новогодний праздник
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление поздравительной открытки «У ий дене»

беседа
Учебник, словарь



29
Обобщающий урок по теме: «Зима»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Просмотр мультфильма «Смешарики» на марийском языке.

Обсуждение мультфильма
Компьютер, пректор



Турло эллаште У ий пайрем
Новогодние праздники в разных странах

30
Где и как встречают Новый год
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Йот элыште, вес элыште, Лапландий, финн йоча-влак, елка йыр, мурен-кушташ, йывырташ, чот вучаш; пучо, имне дене толаш; тыланымаш, саламлымаш, унам ончымаш.
ЛичностныеУУД:
-осознании учащихся их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения: постановке целей обучения, соответствующих реальным потребностям детей;
-осознании учащихся отборе содержания, отвечающего интересам и уровню психофизиологического развития данного возраста;
-осознании учащимися их причастности к обсуждаемым явлениям и событиям;
-формировании умения высказать свою точку зрения; развитии умения побуждать партнеров по общению к позитивным решениям и дейcтвиям.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.

устный опрос, беседа
Учебник, словарь



31
Новый год в Финляндии
1
Урок усвоения грамматического материала
Инфинитив с суффиксом –ман, настоящее будущее время глаголов утведительной и отрицательной формы

Беседа
Карта мира, учебник, словарь



32
Новогодний подарок
1
Урок работы с разговорным текстом
Б. Данилов «Сылне У ий елкына», «У ий муро».
А. Горохов «У ий кастене».

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Художественная литература



33
В нашей школе праздник
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление диалога и монолога, работа в парах, групповая работа

Понимание речи речи учителя и одноклассников в процессе диалогического общения, беседа
Фотоальбом школы



34
Обобщающий урок по теме: «Новогодние праздники в разных странах»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с текстом.

Письмо Деду Морозу
Учебник, словарь



Яра жап. Свободное время

35
Часы
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Кызыт суткан могай жапше? Кызыт мыняр жап? Урок деч вараУрок деч ончыч Ышташ йоратем. Яра жапым эртараш, каныме годым; 11 шагат» 12 шагатат 5 минут; 12 шагатат пеле.
Шагатым ончыктышо чот мутан мут сочетаний-влак.
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.

устный опрос, беседа
Учебник, словарь, часы



36
Сутки
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с наречиями времени, с послелогами: годым, деч ончыч, деч вара.

беседа
Карточки с заданиями, Учебник, словарь



37
Хобби
1
Урок работы с разговорным текстом
Материалы из газет и журналов.

Тестирование, ответы на вопросы
Периодические издания



38
После школы
1
Урок работы с разговорным текстом
Материалы из газет и журналов.

Ответы на вопросы
Периодические издания



39
Выходной день
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление диалога и монолога по теме урока, работа в парах, групповая работа

Понимание речи речи учителя и одноклассников в процессе диалогического общения, беседа
Учебник, словарь



40
Обобщающий урок по теме: «Свободное время»

Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с текстом.

Рассказ по ситуации
Учебник, словарь



Койыш- шоктыш. Черты характера

41
Человек в моем понимании
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Чулым, чолга, луддымо, шыде, ускырт, тунемаш пураш. Тунемын пытараш, палыме ен, сарын ветеранже. Койыш-шоктышым ончыктышо пале мут-влак.
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.

устный опрос
Учебник, словарь



42-43
Моя семья
2
Урок усвоения грамматического материала
Имена существительные с суффиксом –маш, работа по картине

Тестирование, ответы на вопросы
Картина семьи



44
Мой дедушка - фронтовик
1
Урок работы с разговорным текстом
М. Казаков «Кунам колам пайрем салютым».
Н. Лекайн «Сенен портылшо салтак»

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Фотографии, письма, журнал «Кече»



45
Проектная работа по теме: «Моя семья»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с информацией, сотрудничество со сверстниками, работа в паре \ группе, а также самостоятельная работа

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Проектор, компьютер



Мотор шошо. Весна

46
Весной
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Сылне пагыт. Кече веселан онча, утларак ырыкта. Шокшо вел гыч кайык-влак чонештен толыт. Авайым саламлем. Полекым кучыктем. Кунам кече ырыкташ туналеш, тунам лум писын шула.
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.

устный опрос, беседа
Картина весны



47
Птицы – наши пернатые друзья
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с дательным падежом, сложные предложения с союзами кунам, тунам.

Словарный диктант
Картина «Грачи прилетели», словарь в картинках



48
Весенний день
1
Урок работы с разговорным текстом
А. Горохов «Шошо», В. Бояринова «Ава», Б. Данилов «Толын шырчыкна», А. Федоров «Шошо толын»

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Художественная литература



49
Женский праздник
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Составление диалога, монолога по теме урока, работа в парах, групповая работа

Составление поздравительной открытки к Женскому празднику
Фотографии мам



50
Обобщающий урок по теме: «Весна»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с текстом.

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Учебник, словарь



Юл энер воктене. На берегу Волги.

51
Козьмодемьянск
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Юл энер – эн кугу энер. Марий Элыште ныл ола уло. энер сереш верланен. Козьмодемьянск – эн тошто ола. Кукшо курык серыште верланен. Олма садер, купеч ола, тошто (у) ола, кумда урем; гоч вончаш, ужын кошташ.
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем.

Устный опрос
Учебник, словарь, карта Горномарийского района, символика района



52
Горномарийский район
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с обстоятельственным падежом, с наречиями места с союзами чоло, наре; повторение падежей.

Словарный диктант
Учебник, словарь



53
Этнографический музей
1
Урок работы с разговорным текстом
Тексты о Козьмодемьянске и об этнографическом музее из газет

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Периодическое издание



54
А. Григорьев – первый марийский художник
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Биографический текст о Григорьеве.

Понимание речи речи учителя и одноклассников в процессе диалогического общения, беседа
Учебник, словарь



55
Обобщающий урок по теме: «На берегу Волги»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с текстом.

Беседа, ответы на вопросы, тестирование
Учебник, словарь



Тоштерыште. В музее

56
Музеи г.Йошкар-Олы
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Тоштер, тошто узгар, почылташ, петыраш, экспонат-влак. Экспедиций дене мияш, тошто вургемым погаш, калыкым палдараш, ончен лектынам.
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем
Устный опрос
Карта города



57
В музее
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство существительными с суффиксом –ер, с глаголами второго прошедшего времени утвердительной и отрицательной формы, с глаголами первого прошедшего времени утвердительной и отрицательной формы

Словарный диктант
Учебник, словарь



58
Т.Е.Евсеев – известный этнограф
1
Урок работы с разговорным текстом
Работа с текстом

Тестирование, ответы на вопросы
Учебник, словарь



59
Заочная экскурсия в музей
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Просмотр фильма о музее

беседа
Компьютер, проектор



60-61
Проектная работа по теме: «В музее»
2
Урок развития диалогической и монологической речи
Выполнение проекта по теме урока

Беседа, ответы на вопросы
Компьютер, проектор



Чодырашке поход дене. В поход

62
Готовимся к походу
1
Урок усвоения лексического материала
Знакомство с новой лексикой:
Походлан ямдылалтына. Чодыраште кузе кошташ? Тулото воктене. Кочкаш шолтена. Мыскарам ыштена. Походыш коштмо мурым мурена
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем
Устный опрос
Учебник, словарь



63
В лесу
1
Урок усвоения грамматического материала
Знакомство с наречиями образа действия

Словарный диктант
Картина



64
Лесные животные
1
Урок работы с разговорным текстом
И. Одар «Таргылтыш», А. Бик «Чодыраште»

тестирование
Карточки с заданиями, картины животных



65
Проектная работа по теме: «Береги лес»
1
Урок развития диалогической и монологической речи
Выполнение проектной работы по теме урока

Ответы на вопросы
Компьютер, проектор



66
Обобщающий урок по теме: «Береги лес»
1
Урок совершенствования навыков говорения на основе аутентичных текстов
Работа с текстом

Беседа, ответы на вопросы
Учебник, словарь



67-68
Повторение пройденного материала
2
Урок систематизации знаний
Повторение пройденной лексики и грамматики
ЛичностныеУУД:
Формирование у обучающихся социальной мотивации, а также мотивации к изучению марийского языка на уровне понимания и говорения.
Ориентация учащихся на соблюдение и выполнение морально-нравственных норм поведения и взаимодействия, а также формирование умения оценивать свои поступки и поступки товарища.
Регулятивные УУД:
Формирование у учащихся умение управлять и контролировать свою деятельность, а также деятельность соседа по парте.
Коммуникативные УУД:
Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них, работать в парах с товарищем по парте и сотрудничать с учителем
Устный опрос, ответы на вопросы, тестирование
Учебник, словарь



69
Контрольно-обобщающий урок
1
Урок систематизации знаний
Подведение итогов

Контрольная работа
Учебник, словарь



70
Итоговый урок
1
Урок систематизации знаний
Подведение итогов

Устный опрос, ответы на вопросы, тестирование
Учебник, словарь





Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Общим результатом освоения основной образовательной программы НОО является осознание предмета «Марийский язык» как возможности личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития.
Личностные результаты:
В процессе воспитания выпускник достигнет определённых личностных результатов в освоении учебного предмета «Марийский (государственный) язык»:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание уважения к культуре марийского народа.
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
5. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
6. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
7. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Метапредметные результаты:
1. Положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению марийского языка:
2. Языковые и речемыслительные способности, психические функции и процессы:
способности к решению речемыслительных задач
психические процессы и функции
У выпускника будет возможность развить:
языковые способности
– выявление главного (основной идеи, главного предложения в абзаце, в тексте);
– логическое изложение (содержания прочитанного письменно зафиксированного высказывания, короткого текста);
способности к решению речемыслительных задач
– формулирование выводов (из прочитанного, услышанного);
– иллюстрирование (приведение примеров);
– антиципация (структурная и содержательная);
– выстраивание логической/хронологической последовательности (порядка, очерёдности);
– оценка/самооценка (высказываний, действий и т. д.);
психические процессы и функции
– такие качества ума, как любознательность, логичность, доказательность, критичность, самостоятельность;
– память (расширение объёма оперативной слуховой и зрительной памяти);
– творческое воображение.
3. Специальные учебные умения и универсальные учебные действия:
специальные учебные умения
– работать над звуками, интонацией, каллиграфией, орфографией, правилами чтения, транскрипцией, лексикой, грамматическими явлениями английского языка;
– работать со справочным материалом: англо-русским и русско-английским словарями, грамматическим и лингвострановедческим справочниками;
–пользоваться различными опорами: грамматическими схемами, речевыми образцами, ключевыми словами, планами и др. для построения собственных высказываний;
– пользоваться электронным приложением;
– оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
– рационально организовывать свою работу в классе и дома (выполнять различные типы упражнений и т. п.);
– пользоваться электронным приложением;
универсальные учебные действия
– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): извлекать нужную информацию, читать с полным пониманием содержания, понимать последовательность описываемых событий, делать выписки из текста, пользоваться языковой догадкой, сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы;
– сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также работать самостоятельно;
– выполнять задания в различных тестовых форматах.
Выпускник получит возможность научиться:
– работать с информацией (текстом/аудиотекстом): прогнозировать содержание текста по заголовкам, рисункам к тексту, определять главное предложение в абзаце, отличать главную информацию от второстепенной;
– вести диалог, учитывая позицию собеседника;
– планировать и осуществлять проектную деятельность;
– работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе пользоваться средствами информационных и коммуникационных технологий);
– контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
– осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами;
– осуществлять логические действия: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Предметные результаты
В процессе овладения познавательным (социокультурным) аспектом выпускник научится:
– узнавать достопримечательности республики, города;
– понимать особенности национальных и семейных праздников и традиций марийского народа;
Выпускник получит возможность:
– представить реалии своей республики средствами марийского языка;
– познакомиться и выучить наизусть популярные детские песенки и стихотворения.
В процессе овладения учебным аспектом у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
В говорении выпускник научится:
вести и поддерживать элементарный диалог: этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;
кратко описывать и характеризовать предмет, картинку, персонаж;
рассказывать о себе, своей семье, друге, школе, родном крае, стране и
т. п. (в пределах тематики начальной школы).
Выпускник получит возможность научиться:
воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора: рифмовки, стихотворения, песни;
кратко передавать содержание прочитанного/услышанного текста;
выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании выпускник научится:
понимать на слух:
– речь учителя во время ведения урока;
– связные высказывания учителя, построенные на знакомом материале и/или содержащие некоторые незнакомые слова;
– выказывания одноклассников;
– небольшие тексты и сообщения, построенные на изученном речевом материале, как при непосредственном общении, так и при восприятии аудиозаписи;
– содержание текста на уровне значения (уметь отвечать на вопросы по содержанию текста);
понимать основную информацию услышанного;
извлекать конкретную информацию из услышанного;
понимать детали текста;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
Выпускник получит возможность научиться:
понимать на слух разные типы текста, соответствующие возрасту и интересам учащихся (краткие диалоги, описания, детские стихотворения и рифмовки, песни, загадки) – время звучания до 1 минуты;
использовать контекстуальную или языковую догадку;
не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.
В чтении выпускник овладеет техникой чтения, то есть научиться читать:
с помощью (изученных) правил чтения и с правильным словесным ударением;
написанное цифрами время, количественные и порядковые числительные и даты;
с правильным логическим и фразовым ударением простые нераспространённые предложения;
основные коммуникативные типы предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное);
с определённой скоростью, обеспечивающей понимание читаемого.
Выпускник овладеет умением читать, то есть научиться:
читать небольшие тексты различных типов, применяя разные стратегии, обеспечивающие понимание основной идеи текста, полное понимание текста и понимание необходимой (запрашиваемой) информации;
читать и понимать содержание текста на уровне значения, то есть сумеет на основе понимания связи между членами простых предложений ответить на вопросы по содержанию текста;
Выпускник получит возможность научиться:
читать и понимать тексты, написанные разными типами шрифтов;
читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые распространённые предложения с однородными членами;
понимать внутреннюю организацию текста и определять:
– главную идею текста и предложения, подчинённые главному предложению;
В письме выпускник научится:
– правильно списывать;
– выполнять лексико-грамматические упражнения;
– делать записи (выписки из текста);
– делать подписи к рисункам;
– отвечать письменно на вопросы;
– писать открытки-поздравления с праздником и днём рождения (объём 15–20 слов);
– писать личные письма в рамках изучаемой тематики (объём 30–40 слов) с опорой на образец.
Выпускник получит возможность научиться:
– писать записки друзьям;
– заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби), сообщать краткие сведения о себе;
– в личных письмах запрашивать интересующую информацию;
– писать короткие сообщения (в рамках изучаемой тематики) с опорой на план/ключевые слова (объём 50–60 слов);
– правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
Учебно-методическое обеспечение:
О.Н. Васенина, Л.Н. Рябинина, Г.А. Малинина Марий йылме. 5 класс.- Йошкар-Ола, 2012
В.В.Константинова. Кутыраш туныктымо текст да паша. 5 класс.- Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марий образований институт», 2008
Г. С. Крылова, Э. С. Якимова. Марий йылме, 2 класс. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2010










15