Учебная программа Интегрированная программа по истории и культуре народов Марий Эл и марийскому (государственному) языку (5, 7 — 8 классы)


Интегрированная программа по истории и культуре народов Марий Эл и марийскому (государственному) языку.
Автор программы: учитель марийского языка и ИКН МОУ «Звениговская СОШ №1» Верина Алевтина Викторовна
Пояснительная записка
В основу разработки примерной программы интегрированного курса легли действующие в системе республиканского школьного образования примерные программы: В. В. Константинова, Г. С. Крылова, Н. А. Кулалаева, Р. П. Игнаева («Программа по марийскому (государственному) языку», - 1-11 класс. - Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011), а также «История и культура народов Марий Эл» для 1-11 классов (Составители: Л. Е. Майкова, Г. И. Соловьёва. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009).
Одним из признаков интеграции учебных предметов является системный подход. Относительно самостоятельные темы в каждом из учебных предметов в их единстве с учётом общего и отличительного. Общим, во-первых, является следующее: лингвистическое и культурно-историческое содержание в интегрированной программе имеет концентрическое распределение, т.е. из класса в класс обучающиеся актуализируют ранее изученное, во-вторых, общим в соответствии с ФГОС является системно-деятельный подход.
Цели и задачи интегрированного курса
Познавательная цель: изучение обучающимися марийского языка как государственного языка Республики Марий Эл и одного из языков финно-угорской языковой группы; формирование у обучающихся представлений о языке как о важной составляющей целостной научной картины мира.
Социокультурная цель: овладение речью на марийском и русском языках, формирование коммуникативной компетенции обучающихся; развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма; овладение обучающимися знаниями из истории возникновения и развития марийского края, о культурном разнообразии представителей разных этнических групп, о современном уровне развития национальной культуры народа мари.
Для решения поставленных целей изучения интегрированного предмета в начальной школе необходимо решение следующих задач:
- развитие речи на марийском языке на уровне понимания и говорения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- получение младшими школьниками пропедевтических знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка и углубление этих знаний на ступени основного общего образования;
- овладение обучающимися умениями правильно писать, читать, составлять небольшие тексты, диалоги, тексты-описания в рамках требований программы;
- воспитание ценностного отношения к марийскому языку как к государственному, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к марийскому языку и стремления совершенствовать речь на марийском языке;
- формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем социуме;
- овладение пропедевтическими знаниями об истории родного края, о материальной и духовной культуре марийского народа и углубление этих знаний на ступени основного общего образования;
- воспитание младших школьников в духе гуманизма, патриотизма, толерантности;
- формирование у обучающихся умений применять полученные языковые, историко-культурные знания в жизни, в общении с другими людьми в поликультурном образовательном пространстве и полиэтническом обществе.
Структура курса
Курс «Марийский (государственный) язык и история и культура Республики Марий Эл» представляет собой модель обучения, где темы, обозначенные в Примерной программе по марийскому (государственному) языку (2011), интегрированы с темами из примерной программы по Истории и культуре народов Марий Эл.
При организации обучения на основе интегрированной программы необходимый лингвистический, культурно-исторический, литературный материал способствует формированию умений и навыков в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме на марийском языке.
Место интегрированного курса в учебном плане
Интегрированный курс является учебным предметом, реализующим языковые права и этнокультурные потребности обучающихся. Учебная нагрузка - 2 недельных часа.
Основные содержательные линии
Учебный материал в примерной программе интегрированного курса представлен по принципу «от простого к сложному, от близкого к далекому».
Для обучения говорению на марийском языке определены актуальные для младшего и подросткового возрастов темы из различных сфер общения. Из класса в класс они наполняются новым содержанием: как лингвистическим, так и культурно-историческим, и литературным. Такой подход способствует реализации принципов коммуникативной технологии обучения: речевой направленности, функциональности, ситуативности, новизны, учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержание интегрированного курса представлено в примерной программе следующими компонентами: коммуникативный, культурно-исторический, лингвистический, литературный.
Коммуникативный компонент определяет объем речевого материала, обеспечивающего сформированность речевых умений и навыков на марийском языке в рамках требований программы.
Культурно-исторический компонент предполагает использование в процессе обучения лингво-краеведческого, историко-краеведческого материала.
Лингвистический компонент обеспечивает необходимым объемом языкового материала на ступени начального и основного общего образования.
Литературный компонент предполагает использование произведений и отрывков из них с целью формирования знаний о марийской литературе.
Организация обучения марийскому (государственному) языку на основе лингво-краеведческого, историко-краеведческого материала способствует мотивации к изучению марийского языка и активизации познавательной деятельности обучающихся.
Требования к результатам освоения программы интегрированного курса
Важную роль в обучении марийскому (государственному) языку играет целенаправленная работа по развитию у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). ФГОС устанавливает требования к результатам освоения программы:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащего в основе современной научной картины мира.
Результаты изучения интегрированного курса
Личностными результатами изучения интегрированного курса является формирование личностных УУД. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить 3 вида личностных действий:
- самоопределение: формирование у обучающихся устойчивого мнения о необходимости изучения марийского языка как государственного языка Марий Эл и истории и культуры народов Марий Эл, его прошлого и настоящего, эмоционально положительного принятия своей этнической принадлежности; понимания важности сохранения своей национальной идентичности;
- смыслообразование: формирование понимания важности владения несколькими языками для общения, что является мотивом к изучению марийского (государственного) языка; осознание необходимости знания истории и культуры родного края в изучении истории страны;
- ценностная и нравственно-этическая: формирование у обучающихся уважительного отношения к родным и близким, понимания друзей-одноклассников, любви и бережного отношения к родному краю, природе, к материальной и духовной культуре, а также толерантности в межличностном взаимодействии.
Метапредметные результаты:
- познавательные: подбор лексических и языковых средств, необходимых для составления собственных высказываний в рамках тем по классам; выполнение сравнения, обобщения при составлении текстов в рамках изучаемой темы; выполнение заданий по образцу и в соответствии с правилами марийского языка; понимание содержания несложного культурно-исторического текста; описание картины, рисунка по изучаемой теме; составление устных текстов в рамках обозначенных в программе тем; выражение своего отношения к предмету высказывания; владение умениями работать с учебной информацией в учебнике и других дополнительных источниках; составление предложений по рисунку, картинкам; составление вопросов по тексту; дописывание недостающих букв в словах, слов в предложениях; чтение и понимание основного содержания небольших текстов; умение давать характеристику главным героям текста; нахождение нужной информации в небольшом культурно-историческом тексте; решение творческих задач, представление результатов деятельности в виде сообщения, презентации, реферата, проекта и т.д.;
- регулятивные действия (обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности): целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
- коммуникативные: осуществление оценивания своей работы и результатов деятельности товарища по парте; соблюдение при говорении правил этикета на основе традиций марийского народа; организация беседы (диалога), небольшого монолога в ситуациях учебного и семейно-бытового общения; высказывание своей точки зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему; использование слов, словосочетаний, предложений в новых ситуациях общения; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
На уроках по интегрированному курсу у обучающихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой и дополнительными источниками в поиске нужной учебно-познавательной информации.
5 класс
Темы блоков Темы уроков по ИКН Темы уроков по мар. языку УУД Даты
1. Республика Марий Эл в составе России
Марий Элем – шочмо верем 1. Россия общий дом для народов страны. 1. Марий Элем –шочмо верем. (Марийская страна - родное место).
Личностный УУД
Любить свою страну, где ты живёшь, свои родные места, дом, семью, улицу, город, деревню…
Регулятивный УУД
Уметь писать рекламу о Марий Эл, подставляя слова в предложениях. Ставить существительные в Родительном падеже 2.Государственная символика России и Марий Эл 2.Марий элын гимнже, флагше, гербже. Познавательные УУД
Вставить нужные слова в предложения и написать письмо Матти. Уметь отгадывать кроссворд по теме. Прочитав 2 текста, уметь сравнивать и обобщать прочитанное.
Коммуникативный УУД
Прочитав диалог по книге, составить свой подобный диалог. 3. Семья как школа трудового воспитания.
3. Мемнан ешна келшен ила. (Койыш –шоктыш блок гыч). (Наша семья дружно живёт). 3.Этнокультурное содружество в Республике. Шочмо йылме ава гай. 4. Многонациональная семья РМЭ
4. Марийский язык в семье финно-угорских языков. (Марий йылме финно-угор ешыште).

Личностный УУД
Понять значимость изучения марийского языка, через изучение языка уважать народ и его культуру, другие языки финно-угорской группы.
Регулятивный УУД
Уметь ставить вопросы и сравнивать правильность ответов. Уметь ставить существительные во множественном числе, находить окончания направительного падежа.
4.Основы религиозной культуры 5. Православие в марийском крае 5. Шочмо йылме ава гай. (Родной язык как мама). Познавательные УУД
Прочитать заметки из текста, перевести и самим уметь писать, составить небольшой текст о себе.
Коммуникативный УУД
Составить диалог, вести беседу, высказывать свою точку зрения.
6. Православные церкви, монастыри и часовни 6. Лум мутын числаже.
Числа имён существительных 7. Марийская традиционная религия как основа духовной культуры мари . 8. Ислам в марийском крае 5. Моя республика сегодня. Спорт дене келшена. 9. Республика Марий Эл сегодня 7. Спортын кулешлыкше. (Польза спорта). Личностный УУД
Понять значение спорта в жизни людей, о его пользе.
Регулятивный УУД
В беседе должен чувствовать ошибки свои и товарищей, работать по заданному образцу.
10-11 Спорт – это здоровье, движение, успех. 8. Марий модыш–влак. (Марийские игры). Познавательные УУД
уметь ставить глаголы в повелительном наклонений, уметь использовать в речи отрицательную форму глагола. Использовать дополнительную информацию.
Коммуникативный УУД
Правильно уметь читать тексты и выделять главную информацию. Прочитав текст на марийском языке, уметь передать основное содержание на русском языке. Составить диалог на тему «Спорт».
6. Из истории архитектуры. Тоштерыште. 12-13. Архитектурно-планировочные традиции в марийском крае 9. Курыкмарий район. (Горномарийский район). Личностный УУД
Умение ценить прошлое, не забывать свою историю, изучать свою религию.
Регулятивный УУД
Уметь работать со словарём, переводит с марийского на русский слова, вышедшие из обихода. Образовать существительные с помощью суффикса –ер. 14. Традиции новоселья 10. Марий Элысе тоштер-влак. (Музеи Марий Эл). Познавательные
УУД
Находит нужную информацию в книге о руководителях музеев и использует в беседе, материалы о храмах в своей местности.
Коммуникативные УУД
Составляет диалог, опираясь на готовый диалог в учебнике.
15-16. Деревянное зодчество в марийском крае.
11. Марий калыкын сурт узгарже. (Утварь марийского народа). 17. Деревянное храмовое строительство 7. Из истории театра 18-19 Из истории Марийского театра 12. Ленин площадьыште. (с.37) (На площади Ленина). Личностные УУД
Ценить свою культуру, первый театр в РМЭ.
Регулятивные УУД
Организует собственную деятельность и управляет ею на уроке и дома, выполняет устные и письменные задания. 20.Марийский национальный театр драмы им.М. Шкетана. 13. Марий театр. (Марийский театр). Познавательные УУД
Использует слова и словосочетания по марийскому языку. Читает и понимает основное содержание небольших текстов.
Коммуникативные УУД
Организует диалог, монолог в ситуациях общения, умеет правильно отвечать на вопросы. 8. Из истории изобразительного искусства. Юл энер воктене. 21.Первые живописцы в марийском крае. 14. Тоштерыште. с.840 (В музее). Личностный УУД
Любить свою родину, известных людей страны в области ИЗО, об этом рассказывает своим друзьям.
Регулятивный УУД
Правильно пишет послелоги: чоло, наре. Находит существительные в обстоятельственном падеже.
22.Марийский профессиональный художник А.В. Григорьев. 15. Григорьев- икымше марий суретче. (Григорьев – первый марийский художник). Познавательные УУД
Находит нужную информацию в книге и использует в беседе. Коммуникативные УУД
Правильно ставит вопросы, составляет диалог 23. Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс 16. Этнографический тоштер. (Этнографический музей). 9. Устное народное творчество и народные игры. Чодырашке поход дене. 24. Легенды. предания, былины 17. Чодырашке поход дене. (С походом в лес). (с.90) Личностный УУД
Знать легенды, предания своего народа, переспрашивать у других
Любовь к лесу, его обитателям. Уметь передать свою любовь другим.
Регулятивный УУД
Правильно ставить вопросы к текстам, слова в скобках уметь ставить в нужной форме. 25. Легенды и предания в родной стороне 18. Шочмо верын пуртусшо. (Природа родной местности). Познавательные УУД
Уметь составлять план по прочитанному тексту. Знает правила, как себя вести в лесу.
Коммуникативные УУД
Пересказывает содержание прочитанного текста, составляет диалог, выражает своё отношение к природе. 10.Народное искусство.
Яра жап. 26-27. Вышивка - это искусство 19. Школ деч вара. Хобби. (После уроков). Личностный УУД
Уметь ценить искусство вышивки, то что передаётся по наследству, по традиции.
Понять, что всё нужно делать вовремя, с пользой использовать своё свободное время.
Регулятивный УУД
Уметь использовать послелоги, правильно ставить слова в предложениях, уметь находить наречия в тексте. 28.Ознакомление с альбомами по вышивке. 20. Яра жап. (Свободное время) (с.56) Познавательные УУД
От существительных умеет образовать наречия. По плану написать небольшой текст о библиотеке.
Коммуникативные УУД
Вести беседу с соседом по парте. 11.Музыкальная культура. Мотор шошо. 29-30. Музыкальные произведения профессиональных композиторов страны 21. Ава нерген муро (с.74) (Песня о маме.) Личностный УУД
Уметь ценить музыку, знать композиторов своей Родины.
Уметь рассказывать о своих любимых мелодиях.
Регулятивный УУД
Правильно использовать слова в разговоре. Уметь ставить слова в Дательном падеже.
Познавательные УУД
Переводит текст с марийского языка на русский, дополняет свои предложения о и рассказывает о весенней работе. Коммуникативные УУД
Уметь ставить вопросы про прочитанному тексту и составить диалог. 12. Знание – наше богатство. Яра жап. 31. Библиотека –сокровищница знаний 22. Книгам шукырак лудса (с.58) (Больше читайте книги). Личностный УУД
Знать, знание – основа, богатство
Понять, что без учёбы нет продвижения в жизни.
Регулятивный УУД
Уметь использовать послелоги, правильно ставить слова в предложениях, уметь находить наречия в тексте.
Познавательные УУД
От существительных умеет образовать наречия. По плану написать небольшой текст о библиотеке.
Коммуникативные УУД
Вести беседу с соседом по парте.
13. Праздники. Пайрем-влак. 32-33. Классификация праздников 23. Пайрем –влак. (Праздники). Личностные УУД
Интересуется праздниками, с чем они связаны.
Регулятивные УУД
Применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах). оценивает выполненную работу.
Познавательные УУД
Выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет формы слов в процессе выполнения орфографических. лексических и грамматических заданий, читает и понимает несложные тексты.
Коммуникативные УУД
Умеет вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (знакомиться, поздравлять), составляет рассказ по рисунку на заданную тему. 14. Итоговый урок 34. Итоговый урок. 24. Иктешлыше урок. 7 класс
Темы блоков Темы уроков по ИКН Темы уроков по мар. яз. УУД Даты
1. Марийский край в период смуты.
Тунемме паша-тун паша.
2.Марийский край в 17 в.
Шыже пагыт.
3. Марийский край в 18 в.
Йоратыме сомыл.
4. Из истории материальной и духовной культуры.
5. Народное искусство.
6. Музыкальная культура.
Сем алан.
7. Из истории театра.
8. Семья.
1. Марийский край в период смуты.
1. Восстания 1606-11гг. в Среднем Поволжье.
2. Участие жителей края в первом и втором ополчениях.
2.Марийский край в 17 веке.
3. Занятия населения Марийского края. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, ремёсел, различных промыслах.
4. Организация административного управления краем.
5. Участие жителей края в крестьянской войне под предводительством Степана Разина.
6. Творческий урок на тему «Орудия труда»
3.Марийский край в 18 веке.
7. Марийский край и губернские реформы 18 века. Гербы городов.
8. Социально- экономическое развитие края. Государственные, помещичьи, дворцовые крестьяне.
9. Переселение марийцев в Башкирию.
10. Мелкотоварное производство. Царевококшайские купцы Пчелины. Царевококшайск и Козьмодемьянск.
11. События крестьянской войны под предводительством Е. Пугачёва.
12. Зарождение марийской письменности.
13. Иностранные и русские путешественники, учёные о Марийском крае. В. Татищев, Г. Миллер.
14.Самостоятельная работа по теме «Марийский край в 18 веке.
Из истории материальной и духовной культуры марийцев.
15. Быт и культура марийского народа в 17-18 вв. (поселения, жилища, одежда, пища).
16. Обычаи и традиции, народная педагогика марийцев.
17.Типы планировок крестьянской усадьбы.
Декор жилища, виды архитектурной резьбы.
18. Презентация или рисунок «Лучший дом моей деревни», «Моя усадьба».
5. Народное искусство.
19. Традиционная народная вышивка финно-угорских народов Поволжья (мари, мордвы, удмуртов).
20. Особенности декора народного костюма восточных мари.
21. Составление эскиза узора.
6.Музыкальная культура.
22. Становление и развитие профессиональной музыки в Республике.
23. И.С.Ключников-Палантай-первый композитор.
24.Творчество А.Искандарова, Я.Эшпая, К.Смирнова.
25.Практич.часть.Разучивание народной песни.
Из истории театра.
26. Марийский национальный театр им.М.Шкетана.
27. Первый профессиональный режиссёр-мари А.И.Маюк-Егоров.
28. М.Шкетан-драматург, актёр, режиссёр.
29.Пьесы С.Чавайна на марийской сцене.
30.Йыван Кырля-поэт, всемирно известный киноактёр.
Стихотворение Й. Кырли «День рождения».
8. Семья.
31. Профессия и профессиональный труд родителей.
32. Практическая часть. Пословицы, поговорки, крылатые выражения о семье.
33.Рассказ о себе «Мой день рождения - праздник»
34. Самостоятельная работа по темам «Театр» и «Семья».
По программе: 34 часа
1. Тунемме паша –тун паша. (Учёба – главная работа).
2. Марий йылме урокышто. (На уроке марийского языка).
3.Шыже пагыт. (Осенняя пора).
4.М.Казаков «Каныш кече». (День отдыха).
5.Тидым палаш онай (с. 32) (Это интересно знать).
6. Тый мо дене пакча пашам ыштет? (С чем ты работаешь в огороде).
7.Волжск кундемыш поезд дене. (В Волжский район на поезде).
8. «Марий чодра пуртус национальна парк».
9.Яльчик ер –каныме вер. (Озеро Яльчик –место отдыха).
10. Йошкар-Олан историйже гыч. (Из истории Йошкар-Олы).
12.Тунемме паша-тун паша (Учёба-главная работа).
13. Школын историйже гыч. (Из истории школы)
14. Йоратыме предмет (Любимый предмет).
15. В. Васильев лумеш МарНИИЯЛИ. (МарНИИЯЛИ им.В.Васильева). 16. Мемнан ешна (Наша семья).
17. Мыйын илыме ялем. (Деревня, где я живу).
18. Мыйын портем. (Мой дом).

19. Хобби да тудын пайдалыкше. (Хобби и его польза).
20. Школысо кружок-влак. (Школьные кружки).
21. Йоча творчестве пöрт. (Дом детского творчества)
22. Музык айдемын илышыштыже. (Музыка в жизни человека).
23. Йоратыме мурызо. (Любимый певец).
24. Ачаж ден эргыже. (Отец и сын).
25. Йоратыме сем. (Любимая мелодия).
26. М.Шкетан лумеш театр. (Театр им. М. Шкетана).
29. Театрын артистше В. Горохов. (114с) (Артист театра В.Горохов).
30. Йыван Кырлля «Шочмо кече». (Йыван Кырля «День рождения»).
31. Мый ачам гай лийнем. (Я хочу быть как отец).
32. Йолташем нерген кугешнен ойлем. (Другом своим горжусь).
33. Шке нерген. Мыйын шочмо кечем. (О себе. Мой день рождения).
34. Иктешлыше урок. (Обобщающий урок).
1. Личностный УУД
Уважительно относиться к культурной самобытности народов. Уметь описать, чувствовать частицей народа.
Регулятивный УУД
Уметь вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.
Познавательный УУД
Уметь работать с художественной литературой и другими источниками, картой.
Коммуникативный УУД
Уметь работать в коллективе.
2.Личностные УУД
Отражение Марийского края в 17 в. Стремление узнать больше о жизни крестьян, о разных промыслах и занятиях.
Регулятивные УУД
Подготовить по группам развитие скотоводства, охоты, рыболовства, ремёсел в 17 в. Подготовить сообщение о крестьянской войне под предводительством С. Разина.
Познавательные УУД
Уметь работать с картой, с дополнительной литературой.
Коммуникативные УУД
Уметь работать в коллективе, группами.
Выступать с презентацией перед классом.
3.Личностный УУД
Уважение к себе, к истории своего народа, представителям этого народа, марийской письменности. Знания о купце Пчелине, о городах края.
Регулятивный УУД
Уметь ставит цель, оценивать свои знания по событиям крестьянской войны под предводительством Е.Пугачёва. Подготовить сообщения об иностранных путешественниках и учёных, которые писали о Марийском крае.
Познавательные УУД
Уметь работать со словарём, справочником. Уметь проводить связь с символами РМЭ и гербами городов Марийского края 18 века.
Коммуникативные УУД
Уметь работать в паре, группе. Уметь находить информацию о тех или иных событиях истории и преподнести другим.
4. Личностные УУД
Освоение духовных ценностей, материальной культуры 17-18 вв. Оценить традиции народа.
Регулятивные УУД
Подготовить сообщение об обычаях, традициях своего народа. Презентации «Моя усадьба».
Познавательные УУД
Искать материал в литературе, в Интернете. Использовать при рассказе свой рисунок по видам резьбы.
Коммуникативные УУД
Работать в коллективе и самостоятельно.
Представить декор жилища в рисунках, в презентациях
5. Личностные УУД
Развитие толерантности, признать ценность традиционной вышивки
Регулятивные УУД
Уметь планировать, составлять эскизы, рисовать.
Познавательные УУД
Уметь работать в паре, сравнивать вышивку современную от старинной.
Коммуникативные УУД
Уметь представить культуру своего народа, участвовать в конкурсах.
6.Личностный УУД
Жить в гармонии между разными этническими группами. Признать ценность марийской музыки.
Регулятивные УУД
Уметь ставить цель, подготовить доклады, презентации про известных композиторов.
Познавательные УУД
Уметь работать с литературой, искать материал в интернете. Понимать марийскую мелодию.
Коммуникативные УУД
Уметь работать в паре, работать с литературой, представить культуру своего народа в песне, танцах, участвовать в конкурсе «Самырык тукым».
7. Личностные УУД
Уважительное отношение к культуре своего народа, гордость за композиторов, поэтов, писателей.
Регулятивные УУД
Уметь планировать проектную деятельность. готовить презентации про известных писателей, поэтов.
Познавательные УУД
Уметь работать с разными источниками, компютьером.
Коммуникативные УУД
Уметь представить свою культуру в условиях межкультурного общения. Знать стихотворения поэтов в конкурсах, праздниках.
8. Личностные УУД
Развитие толерантности как ценности и соц. нормы гражданского общества между разными этническими группами, права каждого на языковое и культурное самоопределение.
Регулятивные УУД
Умение вести себя и соблюдать традиции своей семьи.
Познавательные УУД
Уметь обобщать: мы – мари, мы – Россияне.
Коммуникативные УУД
Уметь рассказывать о своей семье, представить свою семью. 8 класс
Темы блоков Темы по ИКН Темы по мар. языку УУД Даты
1. Марийский край в первой половине 19 в.
Уржа-сорла пагыт. Зарождение письменности.
2. Развитие промышленности.
Чием дене вашлийыт.
3. Марийский край во второй половине 19 века.
Пуртусым аралымаш
4. Духовная культура и просвещение.
5. Моя семья. Родство. Пуртус помыжалтеш.
6. Праздники
7. Музыкальная культура.
8. Изобразительное искусство.
Обобщающий урок.
1. Марийский край в первой половине 19 в.
1. Население Марийского края в 19 веке. Изменения в сельском хозяйстве.
2. Реформа П. Киселёва.
3. Акрамовское восстание крестьян в 1842 г.
4. Христианизация Марийского края в 19 в.
5. А. Альбинский – автор «Черемисской грамматики».
2. Развитие промышленности.
6.Строительство крупных промышленных предприятий. Кожевенно-рукавичное производство.
7. Художественное стекло Ульяновского стеклозавода.
3. Марийский край во второй половине 19 века.
8. Результаты крестьянских реформ 1861, 1863, 1866 гг. в Марийском крае.
9. Развитие промышленности и торговли.
Козьмодемьянская лесная ярмарка.
10. Экскурсия на Звениговский судоремонтный завод.
4. Духовная культура и просвещение.
11. Религиозное движение марийцев «Кугу сорта»
12. Развитие просвещения. Создание братства святителя Гурия.
13. Марийские просветители.
14. Первые сельские школы, уездные училища.
15.Заметки А.Герцена об удмуртах и марийцах Казанской губернии.
Из записок А.Фукса о чувашах и марийцах и др.народов Поволжья.
16. Исследователь И.Н.Смирнов и его труды о марийцах и других народах Поволжья.
17.Самостоятельная работа по теме «Духовная культура и просвещение».
5. Моя семья. Родство.
18. Семья и общество.
Семья с точки зрения православной этики.
19. Презентация «Моя семья» или сочинение на тему «Моя семья».
6. Праздники
20. Народные и религиозные праздники.
21. Гостеприимство, традиционные праздничные блюда.
22. Практич. часть. Разучивание народной или гостевой песни.
7. Музыкальная культура.
23. Интонационное родство марийских, венгерских, финских, эстонских песен. Опера И.Молотова «Элнет».
24.Марийская народная песня «Воды текут» («Вÿдшö йога»).
8. Изобразительное искусство.
25. Жанр пейзажа в творчестве художников Республики.
26.Творчество художников: Ю.Белкова, А.Бутова, П.Горбунцова.
27. Художники С.Подмарёв, Н.Токтаулов, Б.Тарелкин.
28. Заочная экскурсия в музей изобразительных искусств.
29. Повторение по т. «Музыка» и «Изобразительное искусство».
30.Самостоятельная работа. Тестирование по т. «Музыка» и «Изо».
Обобщающий урок.
31.Обобщающийй урок. Современные издания и публикации о столице Республики Марий Эл г.Йошкар-Оле.
32.Исследовательские навыки. Презентации о Йошкар-Оле.
33-34. Повторение изученного за год.
По программе 34 часа
Самостоятельных работ: 2 часа
Экскурсия: 1час 1. Уржа-сорла пагыт.
2. Марий Элын ял озанлыкше.
3. Ял-озанлык специалист–влак4. Мосолов – икымше марий академик.
5. Икымше марий книга-влак.
6. Марий калыкын чиемже: ожно да кызыт.
7. Морко кундем. Морко кундем мучко экскурсий дене.
8. Айдеме да пуртус.
9. Природа в жизни древних людей.
10. «Кугу Какшан заповедник».
12. Зарождение и развитие письменности.
13. Первые марийские буквари и их авторы.
14. Знание обогащает жизнь
15. Тыршен тунеммаш-пашалан ямдылалтмаш
16. Шанчызе еш.
17. Самостоятельный паша.
18. Еш дене Москвашке корным кучена.
19. Могай сылне москва.
20. 26 апрель - Талешке кече.
21. Марий кочкыш.
22.Мый улам онарын уныкаже почеламут.
23. Йоратыме артист.
24. «Изи вудет йогалеш» муро.
25. Пуртус помыжалтеш.
26. Искусство пашаен-влак.
28. Выставкыште.
29. Ушештарымаш.
30. Самостоятельный паша.
31. Йошкар-Ола-образований, культур, промышленность рудер.
32. Ола мучко экскурсий дене.
33-34.Повторение изученного за год.
1.Личностные:
эмоционально положительно принимает свою этническую принадлежность;
Регулятивные:
подбирает лексические и языковые средства для составления собственных высказываний в рамках изучаемой темы.
Познавательные:
-владеет умениями работать с информацией в учебнике и других
дополнительных источниках.
Коммуникативные:
высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию и проблему
Личностные:
Осознает важность трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам. 
Познавательные:
Умеет работать с различными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные:
умеет планировать выполнение заданий учителя, представляет результаты работы. Развивает навыки самооценки и самоанализа.
Коммуникативные:
Умеет воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
3. Личностные:
Уважительно относится к учителю и одноклассникам. Применяет полученные знания на практике.
Познавательные:
Умеет работать с текстом учебника, дает определения понятиям.
Регулятивные:
Умеет определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы.
Коммуникативные:
Умеет воспринимать информацию на слух, строит эффективное взаимодействие с одноклассниками
4.Личностные:
Понимает необходимость учения в дальнейшей жизни человека, проявляет толерантность в межличностной коммуникации
Регулятивные:
Осуществляет самопроверку и взаимопроверку с целью определения сформированнности умений и навыков
Познавательные:
Умеет отбирать основной материал из лекции учителя
Коммуникативные:
Составляет высказывание в рамках программной темы как с опорой на наглядность и без наглядности
5. Личностные:
Понимает и ценит роль семьи в жизни человека, уважительно относится к взрослым, владеет навыками этики и этикета
Регулятивные:
Адекватно относится к оценке своей деятельности другими обучающимися
Познавательные:
Отбирает нужную информацию для составления собственных высказываний
Коммуникативные:
Работает индивидуально, так и в парах, грамотно организует диалог в ситуации общения с соблюдением основных правил общения
6. Личностные:
Ценностно относится к малой Родине, любит и уважает культуру
Регулятивные:
Организует собственную деятельность и
правление ее на уроке и дома подбирает языковые средства для составления собственных высказываний
Познавательные:
Выполняет сравнения, обобщения
в рамках изучаемой темы
Коммуникативные:
Организует диалог, работает а парах, сотрудничает с обучающимися и учителем
7. Личностные:
Сознательно относится к изучению музыкальной культуры финно- угорского народа
Регулятивные:
Контролирует и подбирает языковые средства при создании собственных высказываний
Оценивает собственную работу и работу соседа
Познавательные:
Анализирует, сравнивает в соответствии с лингвистическими особенностями марийского языка
Коммуникативные:
Пересказывает содержание текста
анализирует результаты своего труда и соседа.
8. Личностные:
Выражает любовь к родному краю не только словами, но и действиями, восхищается красотой родного края Регулятивные:
Контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке, ставит новые учебные задачи
Познавательные:
Читает и понимает основное содержание текста. находит в них нужную информацию;
анализирует текст
Коммуникативные:
Умеет составлять вопросы и план по тексту, высказывает свою точку зрения на рассматриваемую ситуацию