План-конспект урока по обществознанию по теме Трудовые права несовершеннолетних

Профсоюзный урок
9 класс

Тема: Трудовые права несовершеннолетних.


Цель урока: способствовать формированию правовой компетенции учащихся в сфере трудовых отношений.
Задачи урока:
- раскрыть понятия: трудовое право, источники трудового права, трудовой договор, профсоюз;
- выяснить особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях;
- создать условия для самостоятельного ориентирования в соответствующих правовых отношениях,
- способствовать выработке элементарных умений правового анализа ситуации и выбора грамотного правомерного поведения.
Основные формы организации познавательной деятельности учащихся – индивидуальная и групповая работа (с правовыми источниками).
Оборудование: 1) наглядный материал для оформления доски;
2) раздаточный материал: - рабочие листы с заданиями,
- образец Трудового договора,
- выдержки из Трудового кодекса РФ (Глава 42).


Ход урока
Вводное слово учителя: - Ребята, вы уже знаете, что в процессе своей жизни человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. Эти отношения разнообразны по своему характеру, последствиям, по способам общения. Среди этих многообразных социальных отношений выделяют вид отношений, который называют правоотношениями.
Вопрос учащимся: Чем правоотношения отличаются от других видов социальных отношений?
(Предполагаемый ответ – регулируются нормами права).

Учитель: Одним из видов правоотношений являются трудовые правоотношения.
Вопрос учащимся: Предположите, кто является субъектами трудовых правоотношений? (Предполагаемый ответ – работник и работодатель).

Учитель: - Основными источниками Трудового права, т.е. нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения, являются Конституция РФ (Ст. 37), Трудовой кодекс РФ и Трудовой договор, который конкретно определяет взаимные права и обязанности работника и работодателя.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со структурой трудового договора и выясним, каким образом законодательство регулирует труд работников, не достигших 18 лет. Думаю, что приобретенные знания и умения пригодятся вам для успешного решения вопросов личных трудовых отношений.

Работа с раздаточными материалами
Учитель: Во сколько лет вы можете поступить на работу? Ответ находим в Статье 63 Трудового кодекса РФ.
Учащиеся работают с текстом Статьи и выясняют возраст, с которого допускается заключение Трудового договора.

Учитель: А теперь познакомимся с основными содержательными элементами Трудового договора, выполняя задание № 1.

Учащиеся выполняют Задание № 1 на соотнесение разделов и пунктов Трудового договора:
Пункты договора
Разделы договора

А) 1.Размер должностного оклада работника составляет 6000 (Шесть тысяч рублей ) в месяц.
2. Заработная плата Работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе Организации.





1. Режим труда и отдыха.
2. Обязанности сторон.
3. Условия оплаты труда работника.

Б) 1.Работник обязан соблюдать требования по охране труда, технике безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка, добросовестно относиться к исполнению своих должностных обязанностей.
2.Организация обязуется предоставить работнику работу в соответствии с условиями настоящего договора, обеспечить безопасные условия работы.


В) 1. Норма рабочих часов исчисляется по расчетному графику 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями.
2. Работнику ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней.


на листках ответа:
1 –
2 –
3 –


Проверка выполнения задания. Правильный ответ:

1 – В
2 – Б
3 – А


Учитель: Трудовым законодательством предусмотрены льготы для несовершеннолетних работников.
Групповая практическая работа учащихся с раздаточными материалами
Задания:
1. Изучить текст Главы 42 Трудового кодекса.
2. Исправить образец Трудового договора в соответствии с требованиями регулирования труда несовершеннолетних (Приложение № 1).
Проверка выполнения задания.

Учитель: В жизни случаются ситуации, когда права работников нарушаются. В таких случаях на защиту их интересов встает особая организация – профсоюз.

Групповая работа учащихся
Задание: используя приведенные слова, составить определение термина профсоюз)

Профессиональный союз - с, цель, трудящиеся, права, по, профессиональный, добровольный, объединение, общественный, защита, и, трудовой, признак.


Проверка выполнения задания.

Игра «Консультация юриста»
Задание: Рассмотреть и разрешить ситуации, опираясь на Главу 42 Трудового кодекса РФ.

Ситуация № 1. Шестиклассник Ваня решил летом заработать деньги на велосипед. Он обратился в центр занятости с просьбой найти ему работу. Однако ему отказали. Нарушены ли его права?

Ситуация № 2. 15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресенье по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация № 3. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу – расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу.

Ситуация № 4. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днем он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация № 5. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующая отделом отказала ей и пояснила, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Права ли заведующая отделом?

Рефлексия урока
Письменный ответ на отдельном листке дает каждый ученик:
Самое ценное для меня на этом уроке:
-
-
-

Домашнее задание - ответить на вопросы:
1) В какой стране зародилось профсоюзное движение и почему именно в этой стране?
2) Когда профсоюзы появились в России?



Приложение № 1
Трудовой договор

г. Тольятти 1 июня 2013г.

ООО «Заря», именуемое в дальнейшем «Организация», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и гражданин ___________________________________________ , именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора
1.1. Работник с 1 июня 2013г. принимается на должность секретаря с возложением на него обязанностей, соответствующих этой должности.

2.Условия оплаты труда работника
2.1. Работнику гарантируется оклад в размере 6000 (Шести тысяч) рублей в месяц.
2.2. Работнику выплачивается премия по результатам работы за месяц.
2.3. Заработная плата Работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе Организации.

3.Обязанности сторон
3.1. Работник обязан:
3.1.1. Соблюдать установленные в Организации Правила внутреннего трудового распорядка.
3.1.2. Беречь имущество Организации.
3.1.3. Соблюдать требования по охране труда, технике безопасности.

3.2. Организация обязуется:
3.2.1. Обеспечить работнику условия труда, необходимые для выполнения им обязанностей по договору.
3.2.2. Оборудовать рабочее место Работника компьютером, принтером.
3.2.3. Ознакомить работника с требованиями охраны труда и Правилами внутреннего трудового распорядка.

4.Режим рабочего времени
4.1. Работнику устанавливается 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями.
4.2. Продолжительность рабочего дня составляет 4 часа.
4.3. Ежегодно работнику предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
4.4. В случае производственной необходимости Работник привлекается к работе в выходные и праздничные дни.
4.5. В случае производственной необходимости работник направляется в служебные командировки.

5. Прекращение трудового договора
5.1. Осуществляется на основе действующего законодательства с согласия работника.


6.Адреса и реквизиты сторон




Подписи сторон