Использование метода конкретных ситуаций в Методике обучения географии


Осипова Татьяна Павловна
Использование метода конкретных ситуаций в подготовке будущих учителей географии
Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию можно реализовать в аудиторной работе с помощью метода конкретных ситуаций. Этот метод имеет большое значение в высшем образовании, так как представляет собой описание реальных событий, имеющих место в процессе профессиональной деятельности. Причем это описание создается и словами и статистикой и в образными средствами, а также нужно отметить что конкретная ситуация не содержит заложенного в себе верного решения, верного ответа, не служит для иллюстрации правильного или неправильного выбора, а призвана создать условия, ситуацию для анализа и обсуждения в студенческой группе. В идеале после изучения конкретной ситуации студент приходит к собственному выбору, собственному решению, после обсуждения в мини-группе, а затем в студенческом коллективе может внести в свое решение какие-либо корректировки. Использование метода конкретных ситуаций включает в себя следующие этапы деятельности студента: индивидуальный анализ конкретной ситуации, анализ конкретной ситуации в малой группе (4-5 человек), обсуждение конкретной ситуации в студенческой группе с участием преподавателя. Участвуя в групповой работе по разбору конкретной ситуации студент, приобретает навык профессионального общения. Анализируя собственное участие и работу своей малой группы студент приобретает кроме этого опыт рефлексии, учится планировать и распределять работу в коллективе. Участвуя в обсуждении конкретных ситуаций в коллективе студенты знакомятся с разнообразием подходов к решению проблемы, пробуют разные варианты решения, обмениваются опытом. Например, при изучении дисциплины "Методика обучения географии" нами используются конкретные ситуации обучающие анализу и оценке событий, обучающие решению проблем и принятию решений. Для обсуждения студентам предлагались следующие профессиональные ситуации:
1) Вы - начинающий учитель географии. Во время урока учащиеся задают Вам конкретный вопрос, на который Вы не можете ответить. Например: Где находится Боро-Боро ? Ваши действия.
2) Вы организуете экскурсию для учащихся 9 класса в рамках курса "География России: Хозяйство и Географические районы" на одно из действующих предприятий, которое является примером отраслевой специализации экономики региона. Ваши обязанности.
3) Во время урока географии в 7 классе, на котором запланировано изучение нового материала в виде компьютерной презентации ломается техника. Показ презентации на уроке невозможен. Ваши действия.
4) На урок географии в 8 классе, на котором была запланирована итоговая практическая работа с использованием карт атласа (класс был предупрежден заранее о необходимости принести на следующий урок атласы) половина учащихся класса атласы не принесла. Ваши действия.
5) Ученик 10 класса Игорь К. в течение 1 четверти отказывался устно отвечать на уроке и у доски по карте и с места. Ни разу не выполнил домашнюю работу, ни устные задания, ни письменные. Ваши действия.
6) Учащиеся 6 класса пришли на урок географии, и просят учителя: давайте поиграем, мы сегодня устали. Согласно календарно-тематического планирования должен проводится урок - изучения нового материала. Ваши действия.
Необходимым условием формирования готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию является систематическое использование метода конкретных ситуаций. Рассмотрение вариантов одного типа заданий также является полезным для развития скорости принятия целесообразного решения, способствует развитию уверенности в себе. Применение конкретных ситуаций в образовательной деятельности зависит от индивидуальных запросов студентов, уровня их подготовки, внутренней мотивации к профессиональному самосовершенствованию.