Презентация Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обучения


Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших школьников в условиях адаптации ко второй ступени обученияСоставила педагог-психолог Земскова Н.В.МАОУ СОШ №5 им.И.Д.Черняховского Возрастные особенности младших подростков Замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью серьезно тормозит обучение и развитие младшего подростка. Быстрое наступление утомления приводит к потере работоспособности и как следствие возникают затруднения в усвоении учебного материала. Эмоциональное развитие в младшем подростковом возрасте зависит от того, как складываются межличностные отношения со взрослыми, сверстниками, родителями. Одна из главных причин низких результатов учебы - недостаток учебной мотивации учащихся.Мотив - это смысл поведения и деятельности человека, или же всё то, ради чего происходит активность. В основе мотивов поведения человека лежат потребности.Мотивация - совокупность факторов, определяющих поведение, это совокупность мотивов. Это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению (Маркова А.К.) Мотивация является источником активности и направленности поведения. Учебная мотивация включает в себя три группы мотивов: Познавательные мотивы (связанные с содержанием и процессом учения)Социальные мотивы учения (представляют широкие социальные -учиться, чтобы быть культурным, поступить в институт, найти хорошую работу) Мотивы достижения (узколичные мотивы -получить хорошую оценку, быть отличником в классе). Особенностью мотивации большинства младших школьников Беспрекословное выполнение требований учителя (препятствует развитию у них самостоятельности)Первые этапы обучения любознательность интерес к окружающему стремление выполнить общественно значимую деятельность положительное отношение к учебе эмоциональные переживания Ребенок приходит в школу с мотивом «стать школьником», получить более взрослый статус. Школьники 3-4 классов Начинают тяготиться своими обязанностямиИх старательность уменьшаетсяОсновной мотив - мотив «избегания наказания» Результат Не развивается потребность в творческой деятельностиНе формируется ответственность, упорство, трудолюбие. В начальной школе растет количество детей, мотивированных чувством долга, и, наоборот, значительно уменьшается (с 25 % до 5 %) число тех, кто учится из-за интереса. В деятельности различают мотивы и цели. Мотив - это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность. Цель - представляемый и осознаваемый результат деятельности. Роль целей в мотивации ученияУчастие учащихся в постановке целиВ анализеВ обсуждении условий ее достиженияЦель должна быть ясной и четкой Цель приобретает для ребенка различный смысл. Например, ребенок решает задачу. Цель - найти решение. Мотив же может быть различным: а) научиться решать задачу; б) не огорчать учителя; в) порадовать родителей хорошей отметкой. Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учителю. Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Желание или нежелание действовать является показателем положительной или отрицательной мотивации. При переходе ребенка из начальной в среднюю школу адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями.Эмоциональное переживание - это процесс, посредством которого, реализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру, действительности, среде. (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). Это субъективный процесс отражения (оценки) в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха) значимости воспринимаемых или представляемых ситуаций (явлений). Факторы вызывающие эмоциональные переживания в начале обучения в основной школе : Необходимость осваивать «новую школьную территорию» Увеличение количества учебных дисциплинНеуспехи в овладении теми или иными учебными предметамиСмена классного руководителяНеобходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу В некоторых случаях неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассникамиРезкие изменения условий обучения Нарушение привычной стабильности, боязнь нового и пока неизвестногоРазнообразные и усложненные требованияСмена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Воспитание мотивации учения – основная задача учителя. Если учителю удается понять те или иные причины поведения ребенка, то он сможет управлять как действиями школьников, так и их мотивами. При этом необходимо учитывать возрастные особенности.Начиная работу по формированию мотивации учения в данном классе, у данного ученика, первые вопросы, которые должен задать себе учитель, — каковы задачи воспитания мотивации именно в этом возрасте? Маркова А.К. считает, что мотив учения — это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Учебная деятельность должна приобрести в глазах школьника особую ценность. Только тогда у ребенка возникнет потребность в ней. Список литературы1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:Просвещение,2005-464с.2.Маркова А.К.,Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.-М.:Просвещение, 2009. – 192с.3.Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.:АРКТИКА, 2006.- 72с. Спасибо за внимание!