Разработка урока на тему Глобальная угроза международного терроризма


Тема урока : « Глобальная проблема международного терроризма»
Класс : 10 .
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- раскрыть понятие «терроризм», « террор», «международный терроризм» закрепить понятие «глобализация»;
- определить причины и цели международного терроризма; осуществить поиск путей решения данной проблемы;
- совершенствовать навыки работы со справочной, политической, юридической литературой, развивать критическое мышление обучающихся;
- продолжить формирование умений работать в группах, представлять и отстаивать собственную позицию, осуществлять презентацию проекта;
воспитывать чувство ответственности обучающихся за судьбу человечества.
Оборудование урока:
-компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации проектов-презентаций обучающихся;
- текст ФЗ РФ “О противодействии терроризму”, текст Уголовного кодекса РФ;
- специально оформленная классная доска.
Основные понятия и термины:
Глобальные проблемы современности, террор, терроризм.
Этапы урока:
Организационный момент
Актуализация знаний по прошлой теме
Объяснение новой темы урока
Презентация проектов обучающихся.
Подведение итогов
Ход урока:
1.Организационный момент.
Терроризм – главная угроза безопасности человечества в XXI веке»
(В.В. Путин)
Приветственное слово учителя, определение темы урока.
Определяются цели урока :-выяснить как особенности развития современного общества влияют на проблемы человечества;
-узнать, почему международный терроризм считается глобальной проблемой человечества.
Задачи :- познакомиться с новыми терминами
- определить причины и цели международного терроризма;
- осуществить поиск путей решения данной проблемы.
2.Актуализация знаний по теме прошлого урока.
1)Вопросы для обучающихся:
Что представляет собой современное общество?
Что такое постиндустриальное общество?
Назовите положительные и отрицательное стороны современного общества?
2) Вставить пропущенные слова в предложениях:
1. Развитие постиндустриального общества неразрывно связано с процессом_______.
2) Символом глобализации является ______-обмен информацией.
3) Мы живем в единой информационной среде, первичным компонентом которой считается______.
4) Субъектами глобальной экономики выступают _____.
5) Процессом углубления взаимодействия экономик отдельных регионов является _________.
6) Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. В РФ была принята ________.
3. Объяснение новой темы.
Когда вы называли минусы современного общество, одним из таковых вы определили проблему «международного терроризма». Давайте попробуем выяснить почему международный терроризм считается глобальной проблемой современности.
В последнее десятилетие мы все чаще слышим слово «терроризм». О террористических актах нам рассказываю средства массовой информации. Терроризм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике. Терроризм как социально-политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века. Постараемся разобраться в причинах и истоках терроризма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.
Знакомство с понятиями:
Террор (от лат. « terror» - страх, ужас) – это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.
«Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов).
« Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе» (Уолтер Лакер, зарубежный эксперт).
Обратимся к ст.3 ФЗ РФ “О противодействии терроризму”.Найдем определение понятия «Терроризм».
В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой международных отношений. Давайте выделим причины глобального терроризма:
Во-первых, международный терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе.Во-вторых, международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;
В-третьих, для борьбы с международным терроризмом не достаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.
В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема международного терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем.
На данном этапе урока организуется групповая работа обучающихся с текстом Федерального Закона “ О противодействии терроризму” (от 6 марта 2006 года) и Уголовного кодекса РФ. Тексты документов подготовлены заранее для участников каждой рабочей группы. Работая с текстом, ученики делают необходимые записи в тетрадях.
Обратимся к материалу учебника.Обучающиеся должны прочитать первый пункт параграфа и определить, что способствует распространению современного терроризма
4.Презентация проектов обучающихся.
Данный этап урока посвящен конкурсу презентаций на тему «Терроризм». Заранее (за 1-2 недели) сформированные группы выбирают тему и тип проектов, продумывают источники сбора информации, варианты оформления работы, форму презентации проекта.
После презентации обучающихся учитель знакомит с основными правилами безопасности при угрозе терроризма, а также мерами по противодействия терроризму, которые применяют современные государства мира.
5.Подведение итогов.
Возвращаемся к теме урока. Обучающиеся делают выводы о том, что международный терроризм –глобальная проблема терроризма.
В конце урока проводится обсуждение проектов учащихся, оценивается вклад каждого ученика в создание проекта, подводятся итоги урока и выставляются оценки.
Домашнее задание:
работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу.
2) Символом глобализации является ______-обмен информацией.
3) Мы живем в единой информационной среде, первичным компонентом которой считается______.
4) Субъектами глобальной экономики выступают _____.
5) Процессом углубления взаимодействия экономик отдельных регионов является _________.
6) Для защиты национальных интересов в информационной среде в 2000 г. В РФ была принята ________.