Курс Психология семейной жизни (10-11 классы)


Общеобразовательная организация
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Новогромово
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Директор
ООМКОУ СОШ с.Новогромово ООМКОУ СОШ с.Новогромово
_________/____________/ ____________/М.Г.Липин/
Ф.И.О.
Протокол №1 от 30.08.2013 г. Приказ от _________№ ____
Рабочая программа педагога
Путиловой О.В
1
квалификационная категория
по «Психологии семьи», 10- 11 класса

Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол от _________ №_____
с. Новогромово
2013-2014 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
Пояснительная записка………………………………………… 3
Содержательный раздел………………………………………. 4
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование…………………… 8
Планируемые результаты освоения учащимися
образовательной программы ………………………………… 9
Список литературы……………………………………………..10
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Семья играет очень важную роль в жизни человека. Основные знания о мире и способе существования в нём человек получает в семье. Семья оказывает на ребёнка двоякое влияние: в нём часто берут начало сложности и проблемы человека. В дальнейшем этот опыт переносится и на собственную семью. С другой стороны благополучная семья даёт необходимые чувства поддержки и защищённости. В связи с этим важно ещё в подростковом возрасте понять, какое влияние оказывает на человека семья. Оптимизировать положительную часть такого влияния и сгладить отрицательную.
Так как подростковый возраст связан с постепенным отдалением от родительской семьи, то в этот момент важно минимизировать влияние родителей на принятие важных жизненных решений, показать подростку необходимость ответственного отношения к своей дальнейшей жизни.
Подготовка молодёжи к жизни в современных социально-экономических условиях занимает особое место среди актуализировавшихся в последнее время духовно-нравственных проблем. К их числу относятся определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной. Курс «Психология семейной жизни» способен возродить духовно-нравственное начало в подрастающем поколении, сформировать правильные жизненные ориентиры.
Цель курса:
Подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни, формирование у неё активной жизненной позиции.
Задачи:
-повысить в сознании юношей и девушек статус семейной жизни;
-помочь познать себя, свои особенности, способности и возможности;
-побудить школьников к самосовершенствованию;
-способствовать признанию школьниками общечеловеческих ценностей: дружбы, любви, понимания, терпения, смирения и др..
- обучить основам знаний о сущности семьи, её планирование, путях сохранения семейного лада;
-воспитывать почитание к старшему поколению в семье, укреплять семейные традиции.
Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, элементы тренинга, анкетирование, сочинения-размышления в форме эссе.
Форма организации занятия: курс (17 часов -10 класс, 17 часов 11 класс.)
2. Содержательный раздел

2.1 Содержание программы
1 «Влюблённость. Любовь»
Влюблённость. Первая любовь. Фазы и типология любви.
Ученик должен знать:
Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.
2 «Влюблённость. Любовь»
Любовные переживания и поступки влюблённых. Как управлять собой в состоянии влюблённости.
Ученик должен знать:
Определение влюблённости, определение любви, типология любви и её фазы.
3 «Вступление в брак»
Мотивы создания семьи.
Ученик должен знать:
Понятие мотива, мотивы для создания семьи.
4 «Ах, эта свадьба, пела и плясала…»
Особенности свадебных традиций.
Ученик должен знать:
Понятие традиции, подготовка к будущей семейной жизни.
5 «Семья вчера, сегодня и завтра»
Ученик должен знать:
Понятие семьи, цели семьи, ценности семьи.
6 «Весь мир – театр»

Ученик должен знать:
Особенности ролевого поведения мужа и жены. Межличностная адаптация супругов.
Ролевое поведение мужа и жены.
7 «В ожидании чуда»
Время заводить детей. Ребёнок в жизни взрослых
Ученик должен знать:
Беременность, появление ребёнка в семье.
«Дела домашние»
Кто в семье хозяин.
Ученик должен знать:
Семейная позиция.
«Семейное благополучие»
Семейное счастье. Распределение обязанностей в семье. Проектирование семейной жизни.
Ученик должен знать:
Понятие семейного счастья, обязанности в семье.
«Психология супружеской измены»
Понятия, виды, причины супружеских измен.
Ученик должен знать:
Понятие супружеской измены, виды, причины супружеских измен.
«Иллюзия любви и развод»
Ученик должен знать:
Причины, культура, последствия развода.
Неполная семья.
Особенности воспитания ребёнка в неполной семье
Ученик должен знать:
Понятие неполной семьи. Воспитание в неполной семье.
Домашняя экономика
Потребности, доходы и расходы.
Ученик должен знать:
Естественные и искусственные потребности, умение подсчитать доходы и расходы.
14 «Гигиена и здоровье девушки»
Образ жизни. Отношение к мужчинам. Привязанности и увлечения. Риск заболеваний. Работоспособность.
Ученик должен знать:
Ухаживание за собой, секреты красоты, поведение в обществе.
Гигиена и здоровье юноши»
Образ жизни, вредные привычки, риск заболеваний
«Здоровье семьи»
Формирование здоровья в семье
Ученик должен знать:
Гигиена женщины, обеспечение безопасности жизни,
совместное увлечение и творчество
Эссе «Что для меня значит семья»
Семья, значение семьи.
Почему изучают супружество и семью.
Год семьи. Увеличение количества разводов. Демографическое развитие.
Ученик должен знать:
Причины изучения супружества и семьи.
«Сквозь призму религий»
Особенности религиозного брака.
Ученик должен знать:
Брак в буддизме, супружеская жизнь в исламе, иудейский брак, христианская семья.
20 Семейные отношения в России.
История развития семейных отношений.
21«Молодость и зрелость»
Дружба, любовь, семья.
Ученик должен знать:
Понятия дружбы, любви, семьи.
22 «Законы совместимости»
Совместимость. Несовместимость.
Ученик должен знать:
Тип темперамента, виды воспитания, гороскопы.
23 «Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений».
Ученик должен знать:
Понятие мотив, теория любви, понятие «старость»
24 «Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов»
Родительские семьи. Их влияние на семьи своих детей.
Ученик должен знать:
Влияние родителей на молодую семью.
«Жизнь под одной крышей»
25 «Дестабилизирующие элементы супружеских отношений.»
Супружеская гармония и дисгармония.
Ученик должен знать:
Понятие гармонии, дисгармонии, факторы, влияющие на гармонию в семье.
26 «Функциональные и дисфункциональные семьи»
Представления о супружеских отношениях.
Ученик должен знать:
Понятие функциональной семьи, дисфункциональной семьи, их признаки.
27 «Мужчина и женщина».
Девочки ангелы или ведьмы. Родители. Для чего нужна любовь.
Ученик должен знать:
Отношения девочек к мальчикам, родители – женщина и мужчина, отношение к любви.
28»Причины конфликтов в семье».
Конфликтные ситуации. Факторы, порождающие конфликты.
Ученик должен знать:
Понятие конфликт, причины конфликтов.
29 Ролевые конфликты работающей женщины.
Работающая женщина в семье. Домохозяйки.
Ученик должен знать:
Работа и семья, домохозяйка в семье.
30 «Исчезнут ли семья и брак»
Причины разводов, устойчивость семьи.
31» «Размер семьи»
Планирование рождаемости.
Ученик должен знать:
Планирование семьи.
32 «Роли отца и матери в семье»
Маленькие пришельцы Тайны мастерства. Отцовская рука. Семья «Я» - много или мало.
Ученик должен знать:
Роль отца
Роль матери.
33 «Общение в семье»
Общение в семье как отношение членов семьи друг к другу.
Ученик должен знать:
Искусство общения в семье.
Взаимоотношения в семье.
34 Эссе «Семья или карьера».
Что важнее в жизни человека: семья или карьера.
Ученик должен знать:
Весь пройденный материал.
Определиться в отношении к семье.
2.2Календаноно-тематическое планирование
№ тема Количество теор.часов Количество практ. часов дата
1 Влюблённость. Любовь. 1 2 Влюблённость. Любовь. 1 3 Вступление в брак 1 4 «Ах, эта свадьба…» 1 5 Семья вчера, сегодня, завтра. 1 6 «Весь мир – театр» 1 7 В ожидании «чуда» 1 8 Дела домашние 1 9 Семейное благополучие 1 10 Психология супружеской измены 1 11 Иллюзия любви и развод 1 12 Неполная семья 1 13 Домашняя экономика 1 14 Гигиена и здоровье девушки 1 15 Гигиена и здоровье юноши 1 16 Здоровье семьи 1 17 Эссе «Что значит для меня семья» 1 18 Почему изучают супружество и семью 1 19 Семья сквозь призму религий 1 20 Семейные отношения в России 1 21 Молодость и зрелость 1 22 Законы совместимости 1 23 Мотивы выбора партнёра и их влияние на психоэмоциональный фон супружеских отношений 1 24 Влияние родительских семей на взаимоотношения супругов 1 25 Дестабилизирующие элементы супружеских отношений 1 26 Функциональные и дисфункциональные семьи и их признаки 1 27 Мужчины и женщины 1 28 Причины конфликтов в семье 1 29 Ролевые конфликты работающей женщины 1 30 Исчезнут ли семья и брак 1 31 Размер семьи 1 1 32 Роли отца и матери в семье 1 33 Общение в семье 1 34 Эссе «Семья и карьера» 1 Итого 12 22 2.3 Планируемые результаты освоения образовательной
программы
По окончании элективного курса «Психология семьи» учащиеся должны приобрести навыки осознанной подготовки к будущей семейной жизни, к родительству, личной ответственности за принятие решения о готовности создать семью, за её благополучие и сохранение. Обозначить пути достойного исполнения социальных ролей: мужа, жены, отца, матери. Развитие цельного научного мировоззрения, ориентированного на повышение роли семьи в обществе, обогащение духовно и нравственно.
На уровне личностных результатов – «овладение навыками семейных отношений, «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в семейных отношениях на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т. д.;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:      активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;                                          осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;                                                                                                                             проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
2.4 Список литературы
Список литературы для учителя:
1 Анзорг Линда «Дети и семейный конфликт»-М:Просвещение,2006
2 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007
3 Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток.-М:Просвещение,2009
4 Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители. –М:Просвещение, 2008
5 Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. -М: Просвещение,2007
6 Ковалёв С.В. Психология современной семьи. -М: Просвещение, 2006
7 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006
Литература для учащихся:
1 Афанасьева Т.М. Семья.-М:Просвещение,2007
2 Кон И. С. Психология ранней юности..-М: Просвещение, 2010
3 Найк А.М. Практическая психология для девочек. ..-М: Просвещение,2007
4 Найк А.М. Практическая психология для мальчиков. ..-М: Просвещение,2007
5 Панкова Л.М. У порога семейной жизни. -М: Просвещение, 2009
6 Целуйко В.М. Психология современной семьи. -М: Просвещение,2006
7 Черникова Т.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств. -М: Просвещение,2007
\s