Особенности звукоизвлечения начального этапа обучения на балалайке


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КАЛИНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Особенности звукоизвлечения начального этапа обучения на балалайке
Конспект открытого урока
преподавателя класса
балалайки Суровцева
Артема Николаевича
2013 г.
Цель урока - формирование умений и навыков исполнения на балалайке на примере упражнений, гамм E-dur, F-dur, A-dur, Р.Н.П. «Не летай соловей», Р.Н.П. «Во саду ли, в огороде», Р.Н.П. «Под горою калина».
Задачи преподавателя:
мотивировать учащегося активно участвовать в процессе формирования умений и навыков в освоении новых приемов и штрихов игры на балалайке;
2. обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, умения самостоятельно заниматься на балалайке;
3. способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающегося.
Задачи обучающегося:
1. научиться осознанному пониманию исполнения штрихов бряцание и пиццикато. Применение правильной аппликатуры в гаммах, фразировки, нюансов в пьесах.
2. исполнение разучиваемых технических упражнений и музыкальных произведений, с учетом усвоенных практических рекомендаций.
Методы и технологии обучения:
словесные: - беседа;
наглядные:
- показ на инструменте;
практические:
- упражнения, гаммы, пьесы;
здоровье сберегающие:
- соблюдение правильной посадки, постановки рук, подбор музыкального репертуара с учетом возрастных особенностей обучающегося;
Инструментарий: нотная тетрадь, пюпитр, музыкальные инструменты - балалайка, фортепиано, подставка для ног. Участники урока: ученик 1 класса Бернацкий Вова, преподователь Суровцев Артем Николаевич, концертмейстер Никифорова Ольга Аркадьевна.
Физиологические особенности учащегося: Вове 7 лет, телосложение крупное, ребенок флегматичный, с программой освоения балалайки справляется успешно.

Ход урока:
1.Организационный момент (1 минута).
2.Сообщение темы, цели и задач урока (2 минуты)
3. Проверка домашнего задания (15 минут):
а) упражнения на координацию правой и левой рук; Г.Шрадик №1,
упражнение «Гусеница» С.Лукин,
б) гаммы E-dur, F-dur, A-dur ;в) проигрывание пьес Р.Н.П.«Не летай соловей», Р.Н.П. «Во саду
ли, в огороде», Р.Н.П.«Под горою калина».
4. Анализ
а) В упражнениях и гаммах работать над качеством звукоизвлечения,
точнее прижимать пальцы левой руки на ладах, ближе к следующему
ладу, ставить пальцы левой руки на подушечки пальцев. Следить за
постановкой обеих рук. Особенности аппликатуры пальцев левой
руки в гаммах: по 4 пальца при движении вверх и вниз.
б) В пьесах работать над звукоизвлечением, над нюансами, над
сыгранностью с концертмейстером.
5. Изучение нового материала (15 минут):
1) прослушивание новой пьесы Р.Н.П. «Как у наших у ворот» в
исполнении преподавателя и концертмейстера;
отзыв об эмоциональном впечатлении от прослушанной пьесы;
2) разбор пьесы;
а) размер, количество знаков при ключе;
б) чтение нот, разбор длительностей;
в) проигрывание пьесы по предложениям, аппликатура;
г) проигрывание пьесы целиком;
д) анализ исполненной пьесы: обратить внимание на звукоизвлечение,
добиваться более качественного звучания при игре большим пальцем
левой руки.
6. Задание на дом (2минуты):
а) упражнения; добиваться качественного звукоизвлечения, лучше
прижимать пальцы левой руки;
б) гаммы E-dur, F-dur, A-dur. Отрабатывать плавное движение пальцев
левой руки при переходе со струны на струну;
в) учить медленно наизусть Р.Н.П.«Как у наших у ворот», работать надкачеством звукоизвлечения, лучше прижимать струны большим
пальцем левой руки;
г) Р.Н.П.«Не летай соловей», Р.Н.П.«Во саду ли, в
огороде», Р.Н.П.«Под горою калина» играть с динамическими оттенками, добиваться качественного звучания.
7. Рефлексия. Проводится анализ урока, ученику предлагаются поделиться впечатлением. С какими трудностями столкнулся? Что удалось? Выставляется оценка за урок.