Конспект Типологии суицидального поведения


Типологии суицидального поведения
Существуют различные типологии суицида, критериями которых выступают социальные, личностные, психологические признаки, рассматривающие этапы возникновения и развития суицидальных мыслей и последующих событий.Основатель и ярчайший представитель социологического подхода к анализу суицидального поведения Э. Дюркгейм выделил три вида самоубийства. 1.Альтруистическое самоубийство – это своеобразный акт принесения своей жизни в жертву ради блага своей социальной группы – семьи, друзей, единомышленников и т.д. 2.Эгоистическое самоубийство характерно для людей, утративших чувство единства со своей социальной группой и, таким образом, больше не ощущающих себя подвластными социальному, семейному и религиозному контролю с ее стороны. 3.Аномическое самоубийство (от франц. anomie – отсутствие закона, организации) наблюдается среди живущих в обществе, где недостает «коллективного порядка», поскольку оно находится в стадии коренных социальных перемен или переживает политический кризис. В целом это социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние общественного и индивидуального сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, изоляцией человека от общества, его разочарованностью в жизни, противоречием между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их реализации.Критерием другой типологии, предложенной А.Е. Личко, является форма суицидального действия. Каждый тип отличается от других типов по внутренним задачам, психическим и эмоциональным состояниям суицидентов. Соответственно, можно выделить:1.Истинный суицид (когда человек действительно хочет убить себя).2.Аффективный суицид (с преобладанием эмоционального момента).3.Демонстративный суицид (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).Первый, в основном, характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причем истинный суицид, как правило, бывает завершенным и заканчивается смертью.Ещё одна типология суицида построена на временных характеристиках суицидального процесса:•период времени, в котором начинают возникать мысли о суициде и принятие решения о его осуществлении (пресуицид);•исполнение задуманного (суицид);•временной промежуток после совершения суицидальной попытки (постсуицид).Существует типология суицидальных действий, предложенная Е.Широм: –неодолимое суицидальное действие – характеризуется преобладанием выраженного аутоагрессивного компонента. Аутоагрессия имеет место при измененном состоянии сознания, психотических состояниях, в том числе у лиц с органическими поражениями головного мозга;–преднамеренное суицидальное действие – отличается тем, что такого рода суицид тщательно и расчетливо планируется в отношении времени, места и способа совершения, и этот план с упорной последовательностью выполняется;–импульсивное суицидальное действие – характеризуется внезапностью;–амбивалентное суицидальное действие – в этом случае сосуществуют аутоагрессивный компонент и поведение, ориентированное на окружающих, а также амбивалентность в отношении способа самоубийства. Именно для этого типа суицидальных действий характерны суицидальные попытки с последующим криком «Помогите!»;–демонстративное суицидальное действие – это, как правило, реакция на психотравмирующую ситуацию. Поэтому суицид нередко совершается в присутствии конфликтогенного лица.
Профилактика суицида
Начало работы по разрешению выделенной проблемы видится в реализации комплекса мер как научно исследовательского, так и организационно-методического характера:• изучение современной ситуации развития ребенка, социально-психологических проблем детства; • объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств по созданию единой программы помощи детям;• составление перечня и содержательной характеристики социально-психологических проблем детства; • описание форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в разных типах и видах образовательных учреждений; • выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства; • обобщение деятельности различных организаций по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;• привлечение специалистов для организации реальной помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;• широкое использование средств массовой информации.Хочется напомнить, что ценить жизнь молодым людям помогает любовь и сочувствие, а от отчаянного шага часто удерживает возмож-ность поговорить "по душам" с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет.