Конструкт по технологии на тему Народные промыслы. Городецкая роспись аппликация.


Конструкт урока технологии
по производственной практике по ПМ.01
«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Бусоргиной Ирины Сергеевны
Дата: 26.10.2016
ОУ:МБОУ "Основная общеобразовательная школа №27 с интернатом"
Класс: 2 «А»
УМК: «Перспектива» Программа: Технология с 1-4 класс (Н.И. Роговцева)
Учитель школы: Летанина Марина Николаевна
Руководитель практики: Стрельникова Елена Михайловнаподпись___________
Тема урока: Народные промыслы. Городецкая роспись аппликация.
Планируемый результат:
Личностный: обучающиеся демонстрируют отношение к народным промыслам как культурно-историческому наследию России, у обучающихся сформировано ценностное и бережное отношение к культурно-историческому наследию страны
Метапредметный: у обучающих развиты регулятивные УУД (составление плана с помощью учителя, выделение основных этапов создания хохломской росписи и соблюдать их при выполнении изделия; определять и соблюдать последовательность выполнения хохломской росписи; сравнивать технологию выполнения изделий и последовательность работы над изделием в классе); познавательные УУД (определять отличительные особенности хохломской росписи; на основе наблюдений выделять особенности хохломской росписи);коммуникативные УУД (формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; воспринимать аргументы, приводимые собеседником).
Предметный: называют основные этапы выполнения и элементы городецкой росписи; используют приёмы работы и этапы в аппликации с ножницами и бумагой; соблюдают технику безопасности при работе с ножницами, экономно расходования бумаги, знают и понимают понятия «орнамент».
Цель урока: воспитание ценностного отношения к культурно-историческому наследию России через знакомство с народными промыслами и организацию практической работы
Задачи:
Воспитательная: воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду и продуктам труда, осмысление значимости народных промыслов для культурно-исторического наследия России, формировать ценностное и бережное отношение к культурно-историческому наследию страны и родного края.
Коррекционно - развивающая: развивать у обучающихся регулятивные УУД (выделять основные этапы создания хохломской росписи и соблюдать их при выполнении изделия; определять и соблюдать последовательность выполнения хохломской росписи; сравнивать технологию выполнения изделий и последовательность работы над изделием в классе); познавательные УУД(определять отличительные особенности хохломской росписи; на основе наблюдений выделять особенности хохломской росписи); коммуникативные УУД (формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения; воспринимать аргументы, приводимые собеседником).
Коррекция внимания: развивать произвольность, устойчивость внимания.
Образовательная: познакомить обучающихся с народным промыслом (городец), учить называть основные этапы выполнения и элементы городецкой росписи; совершенствовать навыки работы с ножницами и бумагой, соблюдать технику безопасного при работе с ножницами и экономного расходования материалов.
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип доступности.
Принцип целостности
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Принцип минимакса
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма
Воспитание через взаимодействие
Принципы коррекционного образования:
Принцип учета индивидуальных, возрастных особенностей обучающихся;
Деятельностный принцип коррекции;
Принцип развития и коррекции высших психических функций.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1. По источнику получения знаний:
Словесные: беседа, объяснение, рассказ
Наглядные: иллюстрация, демонстрация
Практические: упражнения
2. По дидактическим целям:
Методы проверки и оценки знаний.
3. По уровню включения в продуктивную деятельность:
Объяснительно-иллюстративные
4. Методы развития познавательного интереса:
Выстраивание игрового, приключенческого сюжета
Формирование готовности к восприятию.
5. Методы развития психических функций:
Постановка проблемы или проблемной ситуации
6. Методы эмоционального стимулирования:
Создание ситуации успеха,
Поощрение и порицание,
Использование игр и игровых форм организации и обучения
Методы воспитания:
1. Методы формирования соц. опыта:
педагогическое требование;
упражнение
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная
Средства обучения:
Демонстрационные: образцы
Индивидуальные: клей-карандаш, цветные карандаши, ножницы, салфетки, подкладные листы.
Тип урока: открытия нового знания и способов действий
План урока:
Организационно-мотивационный момент. 2мин.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. 4мин.
Решение проблемы. 10 мин.
Физкультминутка. 2мин.
Первичное закрепление. 10мин.
Организация самостоятельной работы. 12 мин.
Рефлексия. 5мин.
Ход урока
Этап урока, задача этапа Методы и приёмы обучения и воспитания Деятельность учителя и обучающихсяПланируемый результат с учётом формируемых УУД
1. Организационно-мотивационный момент.
Задача: организовать обучающихся на предстоящую деятельность,
организовать рабочее место. Словесные (рассказ);
Методы развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию)
(на перемене) Ребята, давайте приготовимся к уроку. На уроке сегодня понадобятся: клей-карандаш, цветные карандаши, ножницы, салфетки, подкладные листы.
Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я буду работать с вами на уроке технологии.
-Ребята, давайте эмоционально настроимся на урок.
Эмоциональный настрой
-Ребята, закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
-Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
-Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.
-Теперь у нас с вами всё получится. Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. Словесные (беседа, объяснение, рассказ); Наглядные (иллюстрация, демонстрация)
По уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные)
Методы развития психических функций (постановка проблемы или проблемной ситуации)
-Ребята, на прошлом уроке вы посетили виртуальный музей.
-Кто помнит, как он назывался?
-Сегодня мы продолжим наше виртуальное путешествие, но отправимся мы сегодня в город Городец.
-Вы когда нибудь слышали о таком городе?
-Ребята, вам, о чём-нибудь говорит это название?
-Как вы думаете, что такое Городец?
-Надеюсь, что в конце урока вы все сможете ответить на эти вопросы.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким народным промыслом как городец, познакомимся с особенностями росписи.
Тема нашего сегодняшнего урока Городецкая роспись. (на доске тема урока)
-Что сегодня на уроке вы бы хотели узнать? (Научиться отличать городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её). Регулятивные УУД (составление плана с помощью учителя, волевая саморегуляция); Познавательные УУД (структурирование знаний, формулирование познавательной цели, анализ предметов с целью выявления общих признаков);Коммуникативные УУД (формулировать высказывания, задавать вопросы).
3.Решение проблемы.
Задача: изучение детьми нового материала.
Словесные (беседа, объяснение); Наглядные (иллюстрация, демонстрация)
Практические (упражнения)
Методы проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные)
Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового, приключенческого сюжета, формирование готовности к восприятию)
Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игр и игровых форм организации и обучения)
Методы формирования соц. опыта (педагогическое требование, упражнение) -А сейчас чтобы оказаться в городе Городец посмотрите на слайд. Ребята, посмотрите это автобус, на котором мы с вами отправляемся.
Слайд
-На въезде в город нас встречает стела с названием города.
В российской глубинке есть чудо живое,
Одетое в бисер, все расписное,
В купавы, в бутоны оно приодето.
Ты глянешь на роспись – и  чувствуешь лето.
Все краски в цветах  на доске отразились.
А в точках-росинках сияет прохлада.
И чуда другого нам, дети, не надо.
-Так поэт описал красоту городецкой росписи.
-Ребята, посмотрите на слайд. Какие предметы вы видите?
-Что их объединяет?
-Как можно назвать все эти предметы? (посуда)
-Что изображено на этой посуде?
-Как вы думаете, из какого материала сделана посуда?
-Всю эту посуду объединяет то, что она вырезана из дерева и расписана городецкой росписью.
-Ребята, что бы вы хотели узнать о городецкой росписи?
-Чем отличается от других ремёсел?
-Чтобы ответить на эти вопросы внимательно послушайте рассказ и рассмотрите изделия. Может это поможет ответить на ваши вопросы
Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии.
Это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, выполненные маслеными красками по чистой доске или по фону, и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкая роспись – яркая.
Как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет на ярко-жёлтом фоне.
-Какие цвета характерны для городецкой росписи?
-Теперь познакомимся с элементами росписи. 
-Но для начала скажите, пожалуйста, что такое орнамент?
-Давайте рассмотрим, из каких элементов состоит орнамент городецкой росписи.
-Неизменным элементом узора в городецкой росписи являются "ромашка, розан, купавка и городецкая раза".

-Так же городецкая роспись украшается листиками.
-В орнаменте городецкой росписи могут присутствовать птицы, лошади и даже люди.

-Ребята, на партах у вас есть заготовки наших аппликаций, на них изображена птичка, раскрасите их пожалуйста.
-Ребята, вовремя путешествия мы с вами уже узнали, где и когда появилась городецкая роспись, какие краски и какие элементы используются при росписи посуды. 4. ФизминуткаЗадача:снять мышечную и зрительную усталость, посредством выполнения элементарных физических упражнений Практический (упражнение) -Впереди нас ждёт интересная работа, но чтобы её начать нужно приготовить к работе наши пальчики и глазки.
Положите руки на колени, расслабьтесь. Дышите медленно.
На раз – поднять глаза вверх, на два – смотреть прямо, на три – потупить взор книзу, на четыре – смотреть прямо,4 раза.
Круговые обороты глазами – 4 раза влево, четыре -    вправо.
Широко раскрыть глаза, а потом плотно закрыть.  Повторить 5 раз.
А теперь разомнём пальчики. Повторяйте слова и движения рук за мной.
На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».)
кто открыть его бы мог? (повторение движений.)
потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)
покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.)
постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)
и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.)
\ Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)
5.Первичное закрепление
Задача: закрепить полученные знания и умения. Словесные (беседа, объяснение); Наглядные (иллюстрация, демонстрация)
Практические (упражнения)
Методы проверки и оценки знаний.
По уровню включения в продуктивную деятельность (объяснительно-иллюстративные)
Методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового, приключенческого сюжета)
Методы развития психических функций (постановка проблемы или проблемной ситуации)
Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, использование игр и игровых форм организации и обучения)
Методы формирования соц. опыта (педагогическое требование, упражнение) -Итак, ребята, мы с вами узнали, что такое городец, поиграем в игру «найди городецкую роспись».
-Справа или слева находится сахарница с городецкой росписью?
-Справа или слева находится разделочная доска с городецкой росписью?
-Ребята, вы хорошо запомнили, как выглядит городецкая роспись и у вас, получается, отличить её от других.
-Ребята, я хочу, чтобы вы побыли мастерами городецкой росписи. Сегодня я предлагаю вам создать разделочную дощечку и украсить её орнаментом из цветной бумаги.
-Давайте рассмотрим изделие. Что изображено?
Какие элементы используются? (листья, розан, птица)
- Какие цвета присутствуют на аппликации?
-Сколько синих розанов на аппликации? А красных?
-Где они расположены?
А как же нам сделать такую аппликацию?
-Давайте составим план изготовления этой дощечки.
-Какие элементы выполнены из цветной бумаги? (листики, розан)
-У нас с вами есть листики и розаны? Что нам для этого нужно сделать? (вырезать)
1. вырезать розаны
-После того как вырежем розаны и листики что нужно будет сделать?
2.составить орнамент.
-Когда мы составим орнамент, как закрепим листья и розаны на картоне?
3.приклеить элементы
-После того как вы приклеите элементы к картону, вам нужно будет украсить, то есть раскрасить птичку.( на доске )-Теперь нам останется только дорисовать элементы, листики
4.дорисовать элементы.
-Давайте ладошками покажем, как у нас выглядят листики в аппликации. Теперь нарисуем их в воздухе.
-Вот мы и составили план изготовления аппликации.
-Кому не понятен план изготовления аппликации?
-Сейчас я вам раздам цветную бумагу, на которой уже нарисован контур розана. Вам нужно вырезать цветы по контуру.
Критерии оценивания
- 5 (Работа выполнена аккуратно, все элементы расположены в правильном порядке, как на образце)
- 4 (Работа выполнена аккуратно, но элементы расположены не правильно)
3 (Работа выполнена не аккуратно, элементы расположены не в правильном порядке)
-Теперь мы можем начать работу.
-Ребята, когда я хлопну в ладоши, работу нужно будет закончить. Так что будьте внимательны. Регулятивные УУД (составление плана с помощью учителя, выделение основных этапов создания хохломской росписи и соблюдать их при выполнении изделия; определять и соблюдать последовательность выполнения хохломской росписи; контролировать процесс своей деятельности); Познавательные УУД (структурирование знаний);Коммуникативные УУД (формулировать высказывания, задавать вопросы, с точностью выражать свои мысли).
6. Организация самостоятельной работы.
Задача: проверить закрепили ли изученный материал в процессе изготовления изделия.
Словесные (объяснение);
Практические (упражнения)
Методы проверки и оценки знаний.
Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание)
-Сейчас каждый работает самостоятельно, если будет нужна моя помощь – поднимите руку.
Возьмите в руки кусочек красной бумаги, на нём нарисованы два розана. Возьмите в руки ножницы,
Молодцы. Отложите бумагу и ножницы в сторону, пока они нам не понадобятся.
Пододвиньте к себе заготовку дощечки из картона. Посмотрите, на ней нарисована птичка.
Разложите листья и цветочки на дощечке рядом с этой птичкой. Создайте орнамент по образцу, а я пройду и посмотрю.
Вот мы и составили узор.
Что нам нужно сделать дальше? Далее мы берём клей карандаш, и начинаем приклеивать элементы к дощечке.
Коррекционная работа.
-Как ты будешь выполнять работу?
-Что будешь делать первым?
-Что будешь делать вторым?
-Как расположишь орнамент?
-Что будешь делать третьим?
-После того как все детали будут приклеены, что останется сделать?
-Ребята, пора заканчивать изготовление аппликаций.
-Давайте сделаем выставку нашей городецкой росписи. (на доску при помощи магнитов)
-А теперь, дорогие мастера, нам нужно возвращаться из города Городец. Давайте закроем глаза, посчитаем про себя до 10 и откроем глаза. Регулятивные УУД (контролировать процесс своей деятельности); Коммуникативные УУД (формулировать высказывания, задавать вопросы).
7 . Рефлексия учебной деятельности.
Задача: подвести итог урока, провести рефлексию деятельности Словесные (беседа,);
Методы проверки и оценки знаний.
Методы эмоционального стимулирования (поощрение и порицание)
-Ребята, с каким народным промыслом мы познакомились сегодня на уроке?
-Какие элементы используют художники при составлении узора?
-Какие краски являются основными в городецкой росписи?
-Какое изделие мы с вами делали?
Все ли вам удалось выполнить?
Что не удалось? Почему?
Ребята поднимите одну руку те, у кого все получилось и не возникло никаких сложностей.
Молодцы, ребята. Вы сегодня были очень внимательны на уроке.
Поднимите две руки те, у кого были не большие затруднения. И что-то было не понятно.
Вы ребята тоже молодцы, я видела, как вы старались. На следующем уроке будьте повнимательнее.
Сегодня на уроке ……….. хорошо работал, он отвечал на все мои вопросы.
………… была сегодня самостоятельной.
Урок подошел к концу. Убираем рабочие места.
Урок закончен.
Регулятивные УУД (оценка деятельности); Познавательные УУД (структурирование знаний);Коммуникативные УУД (формулировать высказывания).
Тема урока:
Городецкая роспись.