Конспект урока по русскому языку на тему Трудные случаи согласования и управления (11 класс)


11 класс
Урок №16Дата____________
Трудные случаи согласования и управления
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Типы связи
             слов в словосочетании»
Задачи:
А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;
Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;
В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;
Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.
ХОД  УРОКА
Организационный момент.
Приветствие учащихся, настрой на работу.
Орфографическая  пятиминутка.
Проработка заданий из КИМов ЕГЭ. Необходимо выполнить задание, написание остальных слов объяснить согласно правилам.
 
1) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Прим..рять врагов
Неправ..льноЗам..ретьНакл...нитьсяФ..деральный2) Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевшийл..ловыйзаг..релыйвыт..рать
отр..слевой3) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
т..рмозитьб...гряныйк..сательнаяр..месленныйзам..реть (от страха)
4) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
встр..чая
апл..дироватьарт...ллериязад..рать
д..ректор
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
Вопрос классу:
- Что такое словосочетание?
( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)
- Какие вы знаете два типа словосочетаний?
( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)
- Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?
* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)
* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около    реки)
                                                       -2-
* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)
* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)
- Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?
( Согласование, управление , примыкание).
- Какой способ мы будем называть согласованием?
( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)
- Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.
Определите грамматическое значение словосочетаний
                                          ( на интер. доске)
                                         СОГЛАСОВАНИЕ
Превосходный результат
Приближающаяся буря
Этого пристанища
Второе приглашение
Вывод:
Главное слово: существительное.
Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.
                                          УПРАВЛЕНИЕ
Приведение к знаменателю
Увидел привидение
Примчаться к тебе
Призадуматься над задачей
Вывод:
Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.
Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.
Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.
                                                                -3-
Учитель:
Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.
 В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).
                                       ПРИМЫКАНИЕ
Прибыть неожиданно
Нежно прикасаться
Очень небрежно
Спал сидя
Говорил улыбаясь
Вывод:
Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).
Учитель:
Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.
Тренировочные упражнения.
Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.
На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.
В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.
Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
На доске спроецировано предложение.
Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.
Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:
Где бы ни странствовал
Чувствовал себя лучше
Сидя на месте
Несравненно лучше
Учитель
А сейчас обратите внимание на доску.
                  Трудные случаи управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).
     
Обратите внимание на следующие конструкции :Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже:  согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.
 Т Е С Т
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А. медведь заревел
Б. заревел неистово
В. Заревел и схватил
Г. схватил за комбинезон
Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».
А. чтение книги
Б. плавание брассом
В. Читать вслух
Г. идти к лесу
Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены
А. наречиями
Б. существительными
В. Прилагательными
Г. деепричастиями
Д. причастиями
Е. порядковыми числительными
Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены
А. глаголами
Б. существительными
В. Деепричастиями
Г. местоимениями, сходными по форме с существительными
Д. наречиями
Данный материал необходим вам для верного выполнения задания 7 КИМов ЕГЭ по русскому языку. Сейчас мы проработаем несколько таких заданий.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в употреблении имени числительного
    1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.
2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.
3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.
4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.
6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.
7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».
8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.
9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
         
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.
Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.
Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».
Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.
Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!
В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.
Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.
Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.
9) Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго »мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 
A Б В Г Д
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
1)Определите тип связи слов в словосочетаниях.
Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.
2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.
Оплатить  ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).
3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:
- счастливый
- решение