Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа


Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Спасский политехнический колледж»
Реферат
Тема: «Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа
на уроках ОБЖ и во внеклассной деятельности »

Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ КГБ ПОУ «Спасский политехнический колледж»
Большаков Николай Валентинович

г. Спасск-Дальний
Приморского края
ОглавлениеВведение.Основная часть.
Сущность и содержание военно-патриотического воспитания.
Цели и задачи военно-патриотического воспитания.
Нормативно-правовая база военно-патриотического воспитания.
Военно-патриотическое воспитание на занятиях по ОБЖ.
Сопряжение военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ с другими дисциплинами.
Военно-патриотическое воспитание студентов вне занятий.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

ВВЕДЕНИЕ
В сфере идеологии одной из важных задач государства является воспитание настоящего гражданина своей страны, испытывающего гордость за принадлежность к великой державе, к её истории, к славе предков и славе великих побед, осознающего ответственность за её судьбу. И в этом контексте военно-патриотическое воспитание молодёжи, как составная часть воспитательной работы вообще имеет огромное значение. Тема патриотического воспитания молодёжи особенно актуальна сейчас. В условиях некоторой утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности, психологии потребления и известного падения престижа военной службы у части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Часть их воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость. События последних лет, происшедшие в российском обществе и особенно в Вооружённых силах Российской Федерации, внушают некоторый оптимизм в разрешении проблем военно-патриотического воспитания, однако ущерб был велик и последствия его ещё долго будут сказываться.(Вспомним время, когда популярная газета «Комсомольская правда» печатала статьи под заголовком: «Как «закосить» от армии ». Или телеведущие-путешественники, а иногда и политические деятели объявлялись «человеком мира»).
Воспитание Гражданина (с большой буквы) является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
Каким должен быть выпускник колледжа, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами, беззаветно преданный своей Родине, готовый встать на её защиту.Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело это декларировать и совсем другое - осмыслить её, выстроить стройную систему этого направления воспитательной работы в сложных условиях расслоения общества и массы других негативных факторов, отнюдь не способствующих воспитанию патриотизма, и целенаправленно работать. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Военно-патриотическое воспитание: сущность и содержание.
Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Понятие «патриотизм» сегодня несколько размыто, несмотря на то, что в стране начиная с 2001 года была запущена третья программа патриотического воспитания (2011-2015 гг.) выделено около800 млн. руб. Но что-то пробуксовывает в её реализации, иначе не появились бы в стране, потерявшей в Великой отечественной войне против фашизма 27 миллионов человек, скинхеды, полуфашистская атрибутика и другие известные факты антипатриотического поведения. Патриотизм издавна был составной частью государственной политики, потому что – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления. В словаре В.Даля слово «патриот» означает «отчизнолюб», «отечественник или отчизник». Звучит-то как! Отчизнолюб! Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. Интересны высказывания о патриотизме известных мыслителей, писателей, поэтов :
Высочайший  патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине. (Н.Г. Чернышевский)
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. (В.Г.Белинский)
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию...». (Н.А. Добролюбов)
Ты должен посвятить отечеству свой век,
 Коль хочешь навсегда быть честный человек.
Д.И. Фонвизин
Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Г.Р. Державин)
Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. (Г.Р.Державин)
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего отечества... (Ф.М. Достоевский)
Россия без каждого из нас обойтись может, по никто из нас без нее не может обойтись. (И.С. Тургенев)
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. (А.Н. Толстой)
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
 Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Есенин С.А.
Отрадно и почетно умереть за отечество. (Гораций)
Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники; но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее,- если он может принести этим ей пользу? (Цицерон)
Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя. (Сенека Младший)
...лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. (Ш. Монтескье)
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Д. Байрон)
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца. (В. Гюго)
Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам. (В. Пекелис)
Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков. (У. Хейнс)
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. (Теодор Рузвельт)
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. (Джон Кеннеди).
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Вырастить человека-патриота должны:-родители,-вся система государственных и общественных институтов (идеологических, образовательных, воспитательных). И в этой системе велика роль педагогов. Но мало дать учащимся определённый объём знаний. Надо увлечь ребят, вызвать гордость за славные страницы прошлого нашей страны. А чтобы увлечь учащихся, надо обязательно вдохнуть в привычный комплекс «военно-патриотическое воспитание», побольше душевной теплоты, притягательности, романтики.
Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у студентов высоких идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооружённой защиты Отечества, постоянной готовности дать достойный отпор любому агрессору. Одновременно это и процесс овладения военно-техническими знаниями, процесс физического совершенствования личности.
2.Опираясь на вышеприведённое определение сущности военно-патриотического воспитания, надо отметить, что оно имеет свои более-менее очерченные границы, качественную определённость, что позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи и средства.
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности по отношению к обществу выполняет свою главную функцию- функцию активного, целенаправленного воздействия через человеческий фактор на укрепление обороноспособности государства.
С социологической точки зрения можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у студентов формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым учащимся своей социальной роли в деле укрепления обороноспособности страны и Вооружённых сил Российской Федерации, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. ( Пример: освещение и разъяснение на занятиях, во внеклассных мероприятиях политической составляющей и военно-политического аспекта присоединения к России Крыма (действий т.н. «вежливых людей»). Во-вторых, это функция формирования готовности учащихся к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооружённым силам, профессии офицера и солдата. Привитие морально-психологического иммунитета к тяготам и лишениям ратного труда, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.( Пример: экскурсии в войсковую часть, знакомство с боевой деятельностью военнослужащих). В-третьих, необходимо отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооружённой защиты Отечества. (Пример: встречи с ветеранами Великой отечественной войны, воинами-«афганцами») И, наконец , в-четвёртых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы. ( Пример: участие студентов во Всероссийской патриотической акции: «Бессмертный полк»).
Вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важной и почётной области человеческой деятельности, как вооружённая защита Отечества. Без сомнения, все функции тесно связаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга.
Рассмотренные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. Это:
-широкая пропаганда необходимости защиты Родины, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов;
-формирование у студентов любви и уважения к Вооружённым силам и воинской службе;
-информирование учащихся о новых качественных изменениях, происходящих в военной доктрине, военном деле, в оснащении Вооружённых сил новейшими образцами военной техники и вооружений;
-популяризация ратного труда офицера, контрактника и солдата;
-воспитание молодёжи на боевых традициях русского народа, армии и флота;
-формирование высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооружённой защиты государства;
-овладение военными знаниями, умениями и навыками;
-физическое совершенствование личности, её подготовка к перенесению возросших (особенно в психологическом аспекте) трудностей военной службы.
С основными направлениями военно-патриотического воспитания тесно связаны его задачи:
1.Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания молодёжи.
2. Воспитание чувства патриотизма и формирование у молодёжи верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4.Участие в мероприятиях по увековечению памяти павших в боях за Родину.
5. Передача и развитие лучших традиций российского воинства.
6.Противодействие политическому и религиозному экстремизму в молодёжной среде.
7.Физическое развитие. Формирование здорового образа жизни.
8.Подготовка к военной службе.
Таким образом, система военно-патриотического воспитания отличается сложными организационными связями, которые находятся в тесном взаимодействии.
Исходя из собственно воспитательных функций рассматриваемой нами системы, можно выделить следующие подсистемы:
-  военно-патриотическое воспитание в процессе преподавания общественных и специальных дисциплин в колледже (основы безопасности жизнедеятельности; безопасность жизнедеятельности; история; обществознание; литература);
-  массовая военно-патриотическая и военно-шефская работа;
-  начальная военная подготовка (в содержании дисциплины ОБЖ и БЖ, учебные военные сборы);
-  активное участие в мероприятиях государственных и муниципальных органов, средств массовой информации и общественных организаций, направленная на военно-патриотическое воспитание студентов.
Даже ближайшее рассмотрение этих подсистем говорит о функциональном отличии их друг от друга. В преподавании общественных наук превалирует, например, мировоззренческая функция, в начальной военной подготовке более ярко выражена по сравнению с другими функция привития студентам конкретных военных знаний, умений и навыков, необходимых для вооруженной защиты Отечества, деятельность средств массовой информации прежде всего связана с военно-политическим информированием, усилия государственных, муниципальных органов сосредоточиваются на формировании у людей социальной ориентации на героический нравственно-эстетический идеал.
Известно, что формирование оборонного сознания, постоянной готовности к защите Родины наиболее активно происходит в период службы молодых людей в рядах Вооруженных Сил. Здесь процесс военно-патриотического воспитания достигает наивысшей интенсификации, ибо на личность воздействуют не только все звенья воспитательной работы, но и сама воинская деятельность, весь уклад воинской деятельности, воинский коллектив, воинские традиции (как в целом, так и традиции конкретного соединения, части). Специфика обучения студентов колледжа состоит ещё и в том, что юноши-студенты достигают в период обучения призывного возраста. Вследствие этого имеет место тесное взаимодействие руководства колледжа с военным комиссариатом. В ходе мероприятий с призывниками активизируется и конкретизируется военно-патриотическое воспитание.
Военно-патриотическое воспитание как целостная система активно взаимодействует с внешней (по отношению к ней) социальной средой. Механизм этого взаимодействия носит сложный характер, ибо многие трудноуловимые процессы, например, спонтанно складывающееся общественное мнение, могут оказать не менее сильное воздействие, чем целенаправленная, хорошо отлаженная воспитательная система. Воспринимая различные факты противоречивости международной обстановки, люди дают им особую социальную оценку. Нарастающая или, наоборот, снижающаяся опасность войны оценивается ими в усиленном, гипертрофированном виде. В первом случае это чревато порождением неуверенности, беспокойства, даже паники, во втором пацифистскими настроениями. Вот почему система военно-патриотического воспитания должна быть постоянно нацелена на снятие этого дестабилизирующего влияния.
В то же время известные события могут вызвать повышение военно-патриотической активности. Так, например, события, связанные с присоединением к России Крыма, действия в этом регионе российских военнослужащих дали определённый всплеск патриотизма. Большое уважение вызвали и действия наших Военно-космических сил в борьбе против сил ИГИЛ (запрещённая в Российской Федерации исламистская экстремистская организация Исламское государство Ирака и Леванта). Что здесь важно для воспитательной практики? Взаимодействуя с окружающей средой, в данном случае воспитательная система должна: 1) оперативно информировать, грамотно разъяснять подобные события; 2) ориентироваться не на близлежащие цели, а на перспективные, решать не частные, а всеобщие, главные задачи. На практике это не всегда делается. Часто возникающие позитивные процессы угасают, не вступив во взаимодействие с системой воспитания. В других случаях эта взаимосвязь обрывается на уровне только «мобилизационных» усилий со стороны последней.
Таким образом, организуя процесс военно-патриотического воспитания, очень важно учитывать различные процессы происходящие в обществе и в мире, для того чтобы своевременно корректировать формы и методы воздействия на формирование оборонного сознания людей.

3.Нормативно-правовая база военно-патриотического воспитания.
-Конституция Российской Федерации (ст. 59: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации»);
- Федеральный закон «Об обороне» от 24.04 1996г. №61-ФЗ с изменениями и дополнениями….от 4.06 2014г.,от12.02.2015г. (в нём законодательно закрепляется создание Вооружённых сил, а также установлена воинская обязанность граждан России);
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
-Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015 годы»;
-Федеральный закон от 13.03.1995 № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями на 24 октября 2007 г.);
-Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями на 24.07.2007 г.) - основной законодательный акт, определяющий содержание, формы и порядок исполнения воинской обязанности в России. Закон вводит обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( с изменениями и дополнениями на 2013г.). (…На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооружённой защите и вооружённая защита Российской Федерации…»
4. Военно-патриотическое воспитание на занятиях по ОБЖ и БЖ.
Руководствуясь положениями документов, указанных в 3 разделе реферата, политехнический колледж уделяет особое внимание военно-патриотическому воспитанию студентов, основные концепции которого прописаны в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.» При этом руководство и педагоги нашего учебного заведения учитывают тот фактор, что учащиеся колледжа-это не школьники, а в значительной части-юноши допризывного и призывного возраста. В процессе учёбы происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и овладение специальными прикладными знаниями, навыками и умениями, необходимыми человеку, которые определены понятием «патриот». Добиваться этого призваны, в частности, учебные дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности».
В программе курса ОБЖ политехнического колледжа предусмотрен раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность», который включает в себя следующие темы: 1. История создания вооружённых сил (начиная от 14-15 в.в.) 2. Вооружённые силы Российской Федерации на современном этапе (рассматриваются структура, назначение, цели, задачи ВС РФ, роль и место в системе обеспечения национальной безопасности, освещается каждый вид ВС РФ и самостоятельный род войск) 3. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. 4. Обязательная и добровольная подготовка к военной службе. Призыв на военную службу.5. общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.6. Повседневный уклад жизни военнослужащих, их размещение.7. Служба по контракту. 8.Общие права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности военнослужащих. 9. Воинская дисциплина. 10.Основные качества личности военнослужащих. 11.Дни воинской славы-дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях за Родину.12. Войсковое товарищество-боевая традиция Российской армии и флота.13. Боевое знамя части-символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали-почётные награды за воинские отличия в бою и воинской службе.14. Воинские ритуалы.
В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в разделе№3 «Основы обороны государства и воинская обязанность» предусмотрены следующие темы: 1. Национальная безопасность Российской Федерации. Основы обороны государства. 2.Функции и общее предназначение Вооружённых сил Российской Федерации. 3. Структура Вооружённых сил. Виды, самостоятельные рода и рода войск, их предназначение. 4. Вооружение и боевая техника Российской армии и флота. 5. Боевые традиции и символы воинской службы. Воинские ритуалы. 6. Порядок прохождения военной службы. Назначение на воинские должности. Воинские звания.7. Документы, регламентирующие службу в Вооружённых силах РФ. Общевоинские уставы. 8.Виды воинской деятельности в различных видах Вооружённых сил и родах войск и их особенности. 9. Права и обязанности военнослужащих.
Как видим, темы в дисциплинах ОБЖ и БЖ сходны только на первый взгляд. В дисциплине БЖ оборонная тематика максимально конкретизирована.
В процессе изучения соответствующих разделов обеих дисциплин  студенты знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных Вооружённых сил, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с порядком призыва на действительную военную службу, с условиями и особенностями срочной и контрактной службы. Обучающиеся узнают о славных боевых традициях Российской армии, преемственности поколений, о ратных подвигах дедов и отцов.
Но,безусловно, мало в наш век просто изложить материал темы-пусть и полно, аргументированно. Надо суметь заинтересовать слушателя, вызвать у него чувство гордости за принадлежность к великому государству, за славные победы русского оружия, за оснащение нашей армии самыми современными образцами оружия и боевой техники. И здесь помогает хорошая оснащённость аудиторий колледжа. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска имеются в каждой учебной аудитории. Кроме того, класс ОБЖ укомплектован электронным тиром, имеются макеты автоматов АКМ и пистолета ПМ, противотанковых и противопехотных мин, образцы военной формы одежды и знаков различия.
Каждое занятие я взял за правило перед объявлением темы проводить блиц-информацию по событиям в мире, стране и в нашем, дальневосточном регионе касательно предмета ОБЖ, БЖ. В ходе этих коротких обзоров много внимания уделяю информации о ситуации в Крыму и Украине, о боевой работе военнослужащих Воздушно-космических сил в Сирийской Арабской республике, о многочисленных учениях в Сухопутных войсках, в РВСН(ракетных войсках стратегического назначения), в ВМФ. Излагая эти события, стараюсь разъяснять их, интерпретировать в русле военно-патриотического воспитания. Например, говоря о бомбардировках объектов террористов ИГИЛ в Сирии нашими ВКС, поясняю, почему Российские ВКС действуют на территории другого государства, ссылаясь на заявление Президента РФ по данной проблеме. А подчёркивая эффективность действий там наших военнослужащих, сообщаю основные тактико-технические характеристики работающей в Сирии боевой техники: СУ-24,СУ-34М, ИЛ-76,комплекса ПВО С-400 и др., подавая их в сравнении с ТТХ аналогичных видов техники в вооружённых силах США и других государств.
Если по ходу изложения материала обращаюсь к истории Великой Отечественной войны, сообщаю слушателям, что уже к её началу в Вооружённые силы Советского Союза поступило около полутора тысяч танков Т-34 и КВ с дизельными двигателями ( а на родине дизеля, в Германии, все танки были с бензиновыми моторами, как, впрочем и во всём остальном мире).
В этой работе очень хорошо помогает интернет. Скачав презентации и целые блоки информации по военной тематике, затем компоную из полученного материала блиц-информацию, собственную презентацию, лекцию и т.д. По ходу изложения материала стараюсь иллюстрировать его цветными слайдами, короткими видеороликами боевой техники.
Стараюсь учитывать, что даже довольно интересный материал, на который опираюсь (пусть даже в виде презентации, ролика) студентами воспринимается несколько абстрактно ( «Это там, где-то происходит. К нам непосредственного отношения не имеет…»). К сожалению, недавно из Спасска-Дальнего была передислоцирована ракетная бригада, а единственная войсковая часть в городе-слишком специфична. Но я стараюсь активно использовать багаж, накопленный в период пятилетней работы в ракетной части (опыт непосредственного участия в службе, пусть и в качестве гражданского персонала, опыт ежедневного общения с военнослужащими бригады, опыт непосредственного участия в учениях, фото-и видео-материал).У части студентов родственники служили (а у некоторых и сейчас служат) в этой части и, когда демонстрируешь видеофильмы, фото различных аспектов деятельности военнослужащих-ракетчиков, находишь живой отклик у слушателей.( см. в Приложении фото №1:Присяга, №2: Прощание с Боевым знаменем части к теме № 14: Воинские ритуалы в курсе ОБЖ; серию фото и видеофильм о ракетной бригаде к теме №3 в курсе БЖ Структура ВС РФ. Виды, самостоятельные рода и рода войск .)
Обострённую актуальность подтемы ВКС и ПВО в теме «Структура ВС РФ. Виды, самостоятельные рода и рода войск» стараюсь максимально использовать в военно-патриотическом воспитании студентов, сочетая теоретическое изложение материала с демонстрацией подходящих фото и видеосюжетов(фото №4 в Приложении), а также с непосредственной практикой. Так, занятие по одному из родов войск-ПВО было проведено прямо в расположении войсковой части, в подземном командном пункте локаторщиков с участием офицеров.(в Приложении см.фото №5.)
Рассматривая в соответствующих темах порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу, с первокурсниками, которые ещё не достигли призывного возраста, освещаю этот материал с непосредственными ссылками на призывников старших курсов, уже прошедших процедуру первичной постановки на воинский учёт и медосвидетельствование. Студенты хорошо знают своих более старших товарищей и живо реагируют на знакомые имена и примеры. Собственный опыт 25-летней службы в армии, а также тесное взаимодействие с военным комиссариатом по своей должности (преподаватель- организатор ОБЖ),кураторство призывников позволяют мне успешно привносить элементы военно-патриотического воспитания прямо в работу с призывниками. Так, во время нахождения с ними в военкомате, совместно с его сотрудниками провожу беседы у стенда: «Твои земляки- курсанты военных училищ, офицеры Вооружённых сил».
При прохождении тем, касающихся прохождения военной службы по контракту и по призыву, демонстрирую видеофильмы: «Служба по контракту» и «По призыву. Таманская дивизия»(см. в Приложении видеофайл №6 и №7), разъясняю особенности и преимущества этих видов службы, касаюсь и такого вида службы, как альтернативная. При этом использую как собственный опыт военной службы, так и более «свежий» опыт военнослужащих- локаторщиков в нашем городе, а также организую короткие выступления тех немногочисленных студентов, которые уже отслужили в армии ( к примеру, Василенко Александр из учебной группы автомехаников, Якуб Евгений из учебной группы сварщиков-служил в ВДВ).
Раскрывая тему «Вооружение и боевая техника Сухопутных войск», при рассмотрении стрелкового оружия наряду с демонстрацией соответствующих фото демонстрирую макет АКМ и ПМ, даю предысторию этого оружия, его безотказности, рассказываю о гениальном конструкторе автомата М.Калашникове, о популярности автомата во всём мире. Конечно, студентам, особенно парням ( а их у нас в силу специфики профессий большинство) интересно подержать в руках практически боевое оружие, суметь произвести его разборку-сборку. Факультативно желающие ( а такие-практически все) осваивают правила прицеливания и стрельбы из АКМ и ПМ в электронном тире.(см. в Приложении №8).
Отдельно следует сказать о роли 5-дневных учебных военных сборов с юношами старших курсов ( кстати, по желанию, привлекаем нас сборы и девушек-представительниц прекрасного пола, они, конечно же, не несут мужскую нагрузку. Но вопросы медицинской подготовки, другие вопросы, подходящие им по силам и полу, мы с ними прорабатываем). Опять-таки, к сожалению, единственная, дислоцирующая в городе войсковая часть слишком специфична: там нет солдат срочной службы, казарм, автоматов и многого другого, что дало бы почувствовать призывникам-участникам сборов «аромат» настоящей воинской службы. Тем не менее, сборы проводили и будем проводить впоследствии с максимальным приближением обстановки к жизнедеятельности войсковой части.Экскурсия-занятие в часть к «локаторщикам» входит в программу сборов (см. в Приложении №22).Строевая,огневая подготовка (увы, только из пневматики),физическая, ориентирование на местности, медицинская подготовка, изучение уставов ВС. Приказом директора колледжа студенты были разбиты на взводы, назначена администрация и младшие командиры , разработана программа и календарно-тематический план. Экскурсия в местный краеведческий музей, к памятникам защитникам Приморской земли также входила в программу.
  В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я вижу необходимость постоянно уделять внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. В этой работе неизбежен «перехлёст» с другими дисциплинами (с историей-более всего). Подробнее об этом –в 3-м разделе реферата. На занятиях по ОБЖ и БЖ, чтобы очень уж глубоко не вклиниваться в смежные по тематике дисциплины, стараюсь более опираться на уже усвоенный на других предметах материал, делать акцент на военный аспект. С интересом воспринимается занятие в форме викторины по военно-исторической тематике(см. в Приложении №14). .
При проведении занятий по теме №11. «Дни воинской славы-дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях за Родину» ставлю следующие цели: расширить и закрепить понятие патриотизма и его глубокие исторические корни. Студенты должны уяснить, что быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств невозможны. Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.
В ходе этого занятия, а также занятия по теме: 13. № «Боевое знамя части-символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали-почётные награды за воинские отличия в бою и воинской службе» раскрываются основные понятия: Отечество, патриотизм, подвиг, дни воинской славы, формы увековечения памяти, проводится тестирование. Иллюстрирую материал презентацией «Ордена и другие награды РФ», напоминаю о выдающихся подвигах и героях минувших дней (за 1941-1945г.г.награждено орденами и медалями около 13 млн. солдат, сержантов и офицеров. А 11695 человек получили высокое звание Героя Советского Союза. 4-ды был удостоен этого звания маршал Жуков Г.К., 3-ды -советские асы Покрышкин А.И.,сбивший 59 самолётов противника и Кожедуб И.Н.-62 фашистских самолёта). При выполнении воинского долга на афганской земле Героями Советского Союза стали 86 советских воинов. В ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 по 2002 г. боевыми наградами были отмечены свыше 44 тысяч российских военнослужащих, а 291 воину присвоено звание Героя России). В процессе самостоятельной работы учащиеся пишут рефераты, доклады, сообщения по изучаемым темам, готовят презентации.( В качестве примера в Приложении под №17 презентация студента 2-го курса факультета электромонтажников Тагиева Мубариса: «Вооружение и техника Российской армии»)
Таким образом, военно-патриотическое воспитание на занятиях по ОБЖ, БЖ носит наиболее системный и контролируемый характер. Налицо- обратная связь. Согласно требованиям ФГОС по всем предметам, в том числе и по ОБЖ, БЖ для оценки глубины усвоения студентами материала применяется система контрольно-оценочных средств, среди которых-входной, промежуточный контроль и др.
5.Сопряжение военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ с другими дисциплинами.
Дисциплины ОБЖ, БЖ в аспекте военно-патриотического воспитания наиболее тесно сопряжены с такими предметами, как история, обществознание, литература и физкультура.
В своей работе по военно-патриотическому воспитанию стараюсь тесно взаимодействовать с преподавателями этих дисциплин.Так, знакомлюсь с тематическим планами преподавателей перечисленных предметов, в беседах с ними выясняю направления и глубину военно-патриотического воспитания в ходе преподавания истории, обществознания, литературы, физкультуры, перенимаю их опыт. Преподаватель истории и обществознания колледжа Лещенко В.П. очень интересно, познавательно организовала участие сотрудников и учащихся колледжа в акции «Бессмертный полк», посвящённой 70-летию великой Победы: учащиеся и педагоги колледжа по очереди с фотографиями дедов и отцов-участников Великой Отечественной войны рассказывали в актовом зале о подвигах защитников Отечества-своих родственниках. А 9 мая 2015г. с этими фотоснимками колледж участвовал уже в общегородской акции, пройдя в составе демонстрации по главной улице города.( См. в Приложении № 15) Преподаватели Глущенко Т.А. и Шустерова Л.М. совместно с сотрудниками городской библиотеки организовали литературный утренник в январе 2015г. «Стихи и песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне».(См. в Приложении №16). Преподаватель истории в новом введённом курсе «История родного края также усилила патриотический и военно-патриотический акцент предмета под лозунгом: «Нам есть чем гордиться!».3.09 2015г.
Эффективно и взаимодействие с преподавателем физической культуры Барановым С.В. С выходом Указа Президента РФ от 24.03.2014г.№172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» внимательно его изучили и стали ориентировать ребят на подготовку к сдаче нормативов комплекса. Делая акцент на военно-патриотическом воспитании. К Дню защитника Отечества совместно разработали Положение о проведении в колледже спортивного конкурса «А ну-ка, парни!» с включением в него состязаний из комплекса ГТО, сборкой-разборкой АКМ, стрельбой из пневматической винтовки(см. в Приложении под №18).
Военно-патриотическое воспитание студентов вне занятий.
В достижении конечного результата, а именно- в воспитании высокообразованного, физически развитого молодого человека, обладающего высокими моральными принципами, беззаветно преданного своей Родине, знающего её историю, её героев, готового встать на её защиту, кроме «обязательных», рассмотренных ранее занятий и мероприятий, немаловажную роль играет и работа вне занятий. Пожалуй, именно в ней лучше проявляется, трансформировал ли учащийся полученные знания в убеждения, стал ли он настоящим патриотом или использовал знания лишь для сдачи экзамена или зачёта. А вот когда видишь глаза молодого человека во время проведения Всероссийской акции «Бессмертный полк»,убеждаешься, что работа по патриотическому воспитанию ребят родителями, всем комплексом рассмотренных мер не пропали даром. Испытываешь чувство морального удовлетворения от того, что и твои скромные усилия по военно-патриотическому воспитанию подопечных есть в этом комплексе.
Не забывают наши учащиеся немногих оставшихся в живых ветеранов Великой отечественной войны. В день Победы учащиеся поздравляют ветеранов на дому. Дарят изготовленные своими руками сувениры, вместе поют песни военных лет под гитару (см. в Приложении №19).
В нашем городе имеется общественная организация «Боевое братство», объединяющее воинов- афганцев и участников контртеррористической операции в Чечне. Студенты колледжа встречались с её председателем Кульбедой А.И., другими членами братства, слушали их воспоминания.
Другим действенным средством военно-патриотического воспитания являются совместные мероприятия с военным комиссариатом. Так, сотрудник военкомата подполковник в отставке Юпик В.И., работающий в отделе призыва-нередкий гость в аудиториях колледжа, его хорошо знают наши призывники. Кроме плановых мероприятий(как, например, профотбор) он всегда пользуется случаем побеседовать по душам с юношами, рассказать о воинской службе, поведать о спассчанах, выбравших военную стезю.(см. в Приложении № 20).
Очень впечатляющим мероприятием, всегда воспринимаемым студентами, особенно юношами, являются экскурсии в войсковую часть-к «локаторщикам». Накануне я провожу занятие, где в общих чертах излагаю принцип засечки в небе летающих объектов, их распознавания ( «свой-чужой») и алгоритма дальнейших действий военнослужащих, вплоть до перехвата нарушителя воздушного пространства. Сообщаю студентам, что выпускник нашего колледжа Николай Зятина до недавнего времени проходил офицерскую службу в этой части. А в части офицеры и прапорщики уже конкретно, профессионально рассказывают студентам о сути боевого дежурства. К сожалению, не могу продемонстрировать этот процесс в том объёме, в котором хотелось: в зале, где идёт осуществляется боевое дежурство, снимать запрещено.(см. в Приложении № 21).
Наши студенты участвуют практически во всех городских мероприятиях, связанных с патриотической тематикой. Так, 3.09 2015г. в городе прошёл митинг, посвящённый контртеррористической борьбе. В выступлениях на митинге прозвучало имя и выпускника нашего колледжа Дмитрия Прудникова, погибшего в Чечне. В нашем учебном заведении установлена мемориальная доска и есть стенд, повествующий об участии в конртеррористической операции и гибели Димы. На классных часах, других мероприятиях педагоги напоминают учащимся о павшем смертью храбрых Дмитрии Прудникове.
Классные руководители немалую часть своих внеклассных мероприятий посвящяют темам, так или иначе связанным с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием. Недавно в группе отделочников мастер производственного обучения Гриценко Н.Г. успешно провела открытый классный час, посвящённый дню Героя Отечества. В его содержании-литературно-музыкальная композиция: «Героями не рождаются».
Кстати, выяснилось, что нынешняя молодёжь очень плохо знакома с музыкальными композициями , с произведениями изобразительного искусства, киноискусства военно-патриотической тематики. И наш педагогический коллектив этот пробел старается заполнить. Создаётся подборка наиболее известных и, что называется, хватающих за душу, произведений искусства этой тематики, ребятам на занятиях, в ходе внеклассных мероприятий ненавязчиво демонстрируются лучшие образцы кинофильмов, песен, картин, плакатов. Кого оставит равнодушным песня: «С чего начинается Родина »музыка В. Баснера, слова М. Матусовского, или песня из кинофильма «Офицеры» (как, впрочем и сам фильм)? Глубоко символичны, вызывают чувство гордости за нашего солдата скульптуры Вучетича в Волгограде и в Трептов-парке, где советский солдат представлен в образе человека с мечом, но и со спасённым немецким ребёнком на руке. А плакат Тоидзе «Родина-мать зовёт», выпущенный в первые же дни войны, буквально поднимает на защиту Отечества. Киноэпопея «Великая Отечественная» и художественная кинолента «Они сражались за Родину», отражение войны в Афганистане в фильме «Возвращение шурави»-эти и многие другие произведения настоящего искусства, умело и вовремя поданные, очень эффективно способствуют росту военно-патриотического сознания ребят.
Не следует забывать и о родном крае. Да, наша история непроста и порой противоречива. Но следует прививать уважение к памяти тех, кто защищал Отечество, в том числе- к памятникам Гражданской войны. Скульптурная группа в центре Владивостока, где изображены красногвардейцы, ассоциируется со словами известной в своё время песни: «…и на Тихом океане свой закончили поход.» Она стала одним из символов столицы края.
А в нашем городе Спасске-Дальнем на постаменте скульптурной группы слова из известных стихов М. Светлова «…И останутся, как в сказке, как манящие огни, штурмовые ночи Спасска, Волочаевские дни…». При проведении учебных сборов с юношами старших курсов я включил в программу сборов посещение этой достопримечательности города, равно как и посещение памятников павшим в боях за освобождение Приморской земли.
Как видим, роль работы по военно-патриотическому воспитанию вне занятий трудно переоценить. Здесь, пожалуй, даже больше простора для творчества, чем на плановых занятиях, где ты зажат необходимостью выполнения программы и ограничен временем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все приёмы и методы военно-патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, которая позволяет успешно растить настоящего Гражданина-патриота, готового в любой момент встать на защиту Родины.
Работа всего педагогического коллектива колледжа по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник колледжа - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Легендарные слова из кинофильма «Офицеры»: «Есть такая профессия- Родину защищать», возможно, станут для кого-то из наших выпускников девизом, мерилом выбора профессии, как для Николая Зятины, ставшего офицером Российской армии. Но тем, кто предпочтёт полученную в колледже профессию следует помнить, что Родину защищать-это вторая профессия каждого настоящего мужчины в России и эта профессия навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.(Лично меня радует, когда ко мне, как военному в отставке, как к преподавателю, тесно взаимодействующего с военным комиссариатом, обращаются студенты, которых медкомиссия признала негодным или ограниченно годным к службе в армии. Как сильно они огорчены! Как хотят совета, каким образом поправить здоровье, чтобы отслужить в армии! Значит, правильной дорогой идём. Значит, исправляем перекосы в сознании и отношении к Родине, к её защите . Значит, плесень, накипь в виде прожигателей жизни, т.н. «мальчиков-мажоров»,тех, кто мыслит своё образование и процветание где-то там, за «бугром»-действительно-плесень. И их-единицы).
Список использованной литературы:
Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2002.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 – 2015 годы».
Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.
   Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 240 с.
Латчук В.Н., Лукьянова В.Р., Миронов С.К.. ОБЖ: Дидактические материалы. !0-11 кл.- М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001 – 160 с.
Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.
Вестник военной информации. – Агентство «Военинформ» Министерства обороны РФ и Российское информационное агентство «Новости». – 2005 - №1-12.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5.
Военная психология и педагогика: Учеб. пособие / Под общ.ред. генерал-полковника В.Ф.Кулакова. – М.:Совершенство, 1998.
Военный энциклопедический словарь.- М.: Военное издательство, 2003.
Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-4, 2001,№2-3,2005. 


Приложение.

№1 Военная присяга в ракетной части. Приглашены родственники присягающих и представители духовенства.

Боевое знамя ракетной части.

Прощание со Знаменем увольняющихся в запас.

Учебно-боевая деятельность военнослужащих ракетной части. На учениях ДВО

№5. У воинов-локаторщиков.


Изучение стрелкового оружия. Неполная разборка и сборка АКМ.

Факультативные занятия в электронном стрелковом тире.

№ 8.Отработка правил прицеливания из ПМ в электронном тире.

Стрельба из АКМ в электронном тире.

№ 22.Военно-учебные сборы с юношами-призывниками. Занятие в войсковой части.

№ 22. ВИКТОРИНА по военно-патриотической тематике.
1.    Как назывались первые русские воины?    (Дружинники)
2. Назовите имена русских полководцев и военачальников,  с которыми связаны победы русского оружия (до 1917 г.)        (А. Невский, Д. Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.)
3. Какому русского полководцу принадлежат эти известные высказывания: «Пуля-дура, штык-молодец», «Сам погибай, а товарища выручай», «Тяжело в учении – легко в бою».        (А.В. Суворову)
4. Назовите виды холодного оружия. (Шпага, сабля, шашка, кинжал, нож, штык, меч)
5.Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?       (Авангард)
6.  Какие воинские звания существует в современной армии?   (Рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, прапорщик,  старший прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший  лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал,  генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал  армии, маршал.)
7. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?   (О саперах, ошибка которых в работе может стоить им жизни.)
8.  Как называется повозка для пулемета, прославленная в  известной песне о гражданской войне? (Тачанка.)
9.    Как прозвали в народе гвардейский миномет «БМ – 13» в годы  Великой Отечественной войны? ( «Катюша».)
10.  Каким городам после Великой Отечественной войны было  присвоено почетное звание «Город – герой»? (Москва, 
       Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Тула,  Киев, Одесса, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест.)
11.      Имена каких полководцев и военачальников Великой  Отечественной войны вы знаете? (Г.К. Жуков, Р.Я.       Малиновский, А.М. Василевский, И.С. Конев и др.)
12.      Какой подвиг в годы Великой Отечественной войны совершил летчик капитан Николай Гастелло? (Он направил свой горящий  самолет на колонну вражеских танков и автомашин.)
13.      Назовите имена летчиков – трижды Героев Советского Союза, получивших эти звания за подвиг в годы Великой         Отечественной войны. (Ал-р Иван. Покрышкин, М.Н.-59 самолётов сбил;Иван Никитич Кожедуб-62 сбил.)
14.   Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма.)
15.   Чем прославились Н.Ф. Макаров, М.Т. Калашников, В.А.  Дегтярев? ( Н.Ф. Макаров изобрел пистолет, М.Т. Калашников  – автомат, В.А. Дегтярев – пулемет.)
16.         Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер.)
17.         Что такое камуфляж? (Маскировка предметов путем окраски   полосами, пятнами, искажающими их очертания.)
18.   Какие головные уборы носят солдаты? (Фуражка, каска.)
19.   Что такое наряд вне очереди? (Армейское взыскание – требование выполнить очередную работу.)
20.           Какой танк считался самым лучшим в период второй мировой войны? Под чьим руководством эта легендарная машина была создана? (Лучшим танком второй мировой войны считается  легендарная машина Т-34, созданная под руководством М.И.  Кошкина, И.А. Кучеренко, А.А. Морозова).
21.   Кто четыре раза был удостоен звания Героя Советского Союза? (К. Жуков).
22.   Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и источник питания постоянного электрического тока? (Батарея).
23.    Какое подразделение солдат обозначается тем же словом, что и приспособление в ударном механизме? (Взвод).
24.   Назовите фамилию автора музыки гимна России. (Александров).
25.    Секретное условное слово или фраза, которые используются для опознавания своих людей в караульной службе. (Пароль).
26.    Название какого огнестрельного оружия начинается нотой? (Револьвер).
27.    Название какой форменной одежды состоит из названия морского животного и хвойного дерева? (Китель).
28.    Во что должен стрелять спортсмен в стендовой стрельбе? (В тарелку).
29.    В ритме какого танца написана знаменитая песня военных лет «Синий платочек»? (В ритме вальса).
30.   Кто автор известного крылатого выражения: «Пришел, увидел – победил!»? (Юлий Цезарь).
31.  Памятник этим людям стоит в самом центре Москвы, на Красной площади. Свой подвиг они совершили в 1612 г. Назовите их имена. (Кузьма Минич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский).
32.  Этому литературному герою – солдату Великой Отечественной войны – поставлен памятник на родине его автора в древнем русском городе Смоленске. Назовите автора и его героя. (Александр Трифонович Твардовский и его герой Василий Теркин).
33.   Какое название радиолокационной установки  и огнестрельного оружия можно читать как слева направо, так и справа налево? (Радар, наган).
34.В чём заключался подвиг Александра Матросова?
35. В чём заключался подвиг 28 героев- панфиловцев?

№ 15. Бессмертный полк. Утренник в колледже. Педагоги и студенты на
демонстрации в г. Спасске-Дальнем.
№ 16.27.01.15 г. для студентов 105 и 204 групп  был проведен библиотечный час «Стихи и песни Владимира Высоцкого о Великой Отечественной войне».  Обучающиеся с интересом познакомились с выставкой книг В. Высоцкого и вместе с библиотекарем Т.Ю. Грачевой «прошли» военной тропой творчества знаменитого поэта и певца, творчество которого до сих пор волнует сердца людей всех поколений. Студенты: И. Недосеко (204 гр.), М. Чертов (204 гр.) и Н. Шпир (105 гр.) прочитали наиболее понравившиеся им  стихи В. Высоцкого, а М. Антипов (204 гр.) нарисовал газету.
№18. Положение
О проведении в Спасском политехническом колледже конкурсных соревнований «А ну-ка, студенты!», посвящённых Дню защитника Отечества.
Цели и задачи:
-военно-патриотическое воспитание учащихся колледжа;
-привлечение студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-популяризация движения ГТО и подготовка к сдаче нормативов комплекса;
-подготовка к Зимнему фестивалю Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО среди обучающихся образовательных учреждений, посвящённого 85-летию отечественного комплекса ГТО;
-организация культурного досуга студентов.
2. Руководство проведением соревнований:
Общее руководство проведением конкурсных соревнований осуществляет заместитель директора по УПР Лень Т.М.
Разработка конкурсных элементов и этапов соревнований, а также непосредственная организация и проведение конкурсных соревнований возлагается на преподавателя ОБЖ Большакова Н.В. и преподавателя физической культуры Баранова С.В.
3.Время и место проведения:
Конкурсные соревнования проводятся в актовом зале СПК 20 февраля 2016 года. Начало соревнований в 14.00 часов.
4.Участники конкурсных соревнований:
К участию в конкурсных соревнованиях приглашаются команды по каждой специальности ( сварщики, электрики, автомеханики, повара-кондитеры, штукатуры-маляры).Состав команды- 6 человек .Участники должны иметь единую форму одежды: спортивные брюки, футболка.
5.Условия проведения конкурсных соревнований:
Конкурсные соревнования проводятся по отдельному сценарию в виде конкурсов и эстафет военно-спортивной тематики, включающей множество нормативов комплекса ГТО (прилагается).
6. Определение победителей:
Команда-победитель определяется по наименьшей сумме мест, набранных в конкурсах программы соревнований. В случае равенства суммы мест у 2-х или 3-х команд победитель определяется по наибольшему количеству первых мест, набранных в конкурсах далее по количеству 2-х, 3-х мест.
Судейская коллегия: председатель-мастер ПО Лутов П.В.
секретарь- преподаватель Глущенко Т.А.
Судьи при участниках- преподаватели Большаков Н.В., Баранов С.В.,

7. Обеспечение безопасности:
Мероприятие проводится с использованием сертифицированных марок и видов пневматического оружия ,учебных автоматов, спортивных снарядов. Все участники мероприятия проходят обязательный инструктаж по мерам безопасности. На конкурсных соревнованиях обязательно присутствие членов объектового звена №1 с укомплектованной медицинской сумкой.
8. Награждение победителей:
Команды, занявшие 1-3 места в конкурсных соревнованиях, награждаются памятными призами и грамотами колледжа. Из победителей соревнований формируется команда СПК для участия в Зимнем фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди образовательных учреждений города и края.\s

№19. Студенты колледжа поздравляют ветерана Великой Отечественной войны с днём рождения.

Встреча студентов колледжа с участниками боевых действий в Афганистане.
№17. Презентация студента 204 учебной группы М. Тагиева.
-2584451287780Современные вооружение и военная техника Российской армии.
Вооруженные силы Российской Федерации были сформированы в 1992 году. На момент создания их численность составляла 2 880 000 человек. На сегодняшний день она достигает 1 000 000 человек. Это не только одни из самых больших вооруженных сил в мире. Вооружение Российской армии на сегодняшний день является очень современным, развитым, имеет запасы ядерного оружия, оружия массового поражения, развитую систему противодействия наступлению противника и передислокации оружия при необходимости.
01918970В армии Российской Федерации практически не используется оружие иностранного производства. Все необходимое изготавливается на территории страны. Вся военная техника и вооружение являются результатом исследований ученых и функционирования оборонной промышленности. Управление армией осуществляется Министерством обороны Российской Федерации посредством военных округов и других органов управления. Также для управления ВС России создан Генеральный штаб, задачами которого являются планирование обороны, ведение мобилизационной и оперативной подготовки, организация проведения разведывательных операций и др.
Бронированная техника
Военная техника и вооружение российской армии постоянно модернизируются. Это происходит с такими машинами как БТР, БМП и БМД. Они предназначаются для ведения боевых действий на различных типах местности, а также способны перевозить боевой отряд численностью до 10 человек, преодолевать водные препятствия. Эти транспортные средства могут передвигаться как передним, так и задним 0742950ходом с одинаковой скоростью.
Так, в начале 2013 года на вооружение российской армии поступили БТР-82 и БТР-82А. Эта модификация обладает экономичной дизель-генераторной установкой, оборудована электроприводом со стабилизатором для управления пушкой, лазерным прицелом. Конструкторы улучшили разведывательные возможности, была улучшена система пожаротушения и осколочной защиты.
5588001228725На вооружении находится около 500 БМП-3. Эта техника и вооружение, которым она оснащена, не имеют равных во всем мире. Боевые машины пехоты оборудованы защитой от мин, имеют прочный и герметичный корпус, обеспечивающий круговое бронирование для защиты личного состава. БМП-3 является авиатранспортабельной плавающей машиной. На ровной дороге развивает скорость до 70 км/ч.
Ядерное оружие России
Ядерное оружие принято на вооружение еще со времен СССР. Это целый комплекс, включающий в себя непосредственно боеприпасы, носители и средства перемещения, а также системы управления. Действие оружия основывается на ядерной энергии, которая высвобождается в процессе реакции деления или синтеза ядер.
-406401840865Новое ядерное оружие России сегодня представляет РС-24 «Ярс». Разработки по нему были начаты при СССР в 1989 году. После отказа Украины разрабатывать его совместно с Россией все конструкторские наработки в 1992 году были переданы МИТ. По конструкции ракета «Ярс» подобна «Тополь-М». Ее отличие – новая платформа для разведения блоков. На «Ярсе» увеличена полезная нагрузка, а корпус обработан специальным составом, позволяющим уменьшить воздействие ядерного взрыва. Данная ракета способна совершать программные маневры и оборудована комплексом противодействия системам ПРО.
Пистолеты для армии
Пистолеты в войсках любого рода используются для ведения ближнего боя и личной самозащиты. Это оружие приобрело распространение благодаря компактности и легкому весу, но главным преимуществом стала возможность стрельбы с одной руки. До 2012 года пистолеты на вооружении российской армии использовались преимущественно системы Макарова (ПМ и ПММ). Модели разработаны под патроны 9 мм. Дальность стрельбы достигала 50 метров, скорострельность – 30 выстрелов в минуту. Емкость магазина ПМ – 8 патронов, ПММ – 12 патронов.
Однако пистолет Макарова признан как устаревший, на вооружение взята более современная модель. Это «Стриж», разработанный совместно с сотрудниками спецподразделений. По своим техническим характеристикам пистолет превосходит всемирно известный «Глок». Еще одним пистолетом, который приняла на вооружение армия новой России в 2003 году, был СПС (самозарядный пистолет Сердюкова).
-10160197485
К нему были разработаны 9-миллиметровые патроны с пулями малого рикошета, а также с бронебойными и бронебойно-трассирующими пулями. Он оборудован специальной пружиной для ускорения смены двухрядного магазина и двумя предохранительными клапанами.
Авиация
Вооружение армии РФ в части авиации позволяет обеспечивать защиту и нападение на врага, а также выполнять различные операции, такие как разведывательные, охранные и прочие. Авиация представлена самолетами и вертолетами различного назначения.
Среди самолетов стоит отметить модель Су-35С. Данный истребитель является многофункциональным и сверхманевренным, он предназначается для нанесения ударов по движущимся и неподвижным наземным мишеням. Но основной его задачей является завоевание господства в воздухе. Су-35С имеет двигатели с большей тягой и поворотный вектор тяги (изделие 117-С). На нем применено принципиально новое бортовое оборудование – информационно-управляющая система самолета обеспечивает максимальную степень взаимодействия между пилотами и машиной. На истребителе установлена новейшая система управления вооружением «Ирбис-Э». Она способна на одновременное обнаружение до 30 воздушных целей, обстрел до 8 целей без прерывания наблюдения за наземным и воздушным пространством.
-400051986915Среди вертолетов как современное вооружение российской армии следует отметить КА-52 «Аллигатор» и КА-50 «Черная акула». Эти две боевых машины являются грозным оружием, до сих пор ни одна страна мира не смогла создать и противопоставить технику, соответствующую им по тактико–техническим возможностям. «Аллигатор» может действовать в любое время дня и ночи, при любых погодных и климатических условиях. «Черная акула» предназначена для уничтожения различной бронированной техники, в том числе и танков, а также для обеспечения защиты наземных объектов и войск от атак противника.
Транспортные средства
Оснащенность российской армии транспортными средствами различного назначения отличается большими масштабами. Автомобильная техника представлена в виде высокомобильной, грузопассажирской, многоцелевой, специально защищенной и бронированной.
-374651249680Особенно хорошо зарекомендовал себя СТС «Тигр», принятый на вооружение российской армии. Автомобиль используется для разведывательных операций, наблюдения за противником, перевозки личного состава и боеприпасов, патрулирования зон повышенной опасности, сопровождения передвижных колонн. Имеет высокую маневренность, большой запас хода, хорошую обзорность для ведения огня.
Для оперативных перебросок снаряжения, боеприпасов и личного состава в крупномасштабных количествах используется КРАЗ-5233ВЕ «Спецназ». Автомобиль предназначен для работ в суровых климатических условиях (от – 50 до + 60 градусов), имеет высокую проходимость – на нем можно преодолеть водные преграды глубиной до 1,5 м и снежные покровы высотой до 60 см.
Танки
Танки являются бронированными боевыми машинами и используются наземными войсками. На сегодняшний день в армии РФ используются модели Т-90, Т-80 и Т-72. Современное вооружение танками превосходит по численности оснащенность армии Соединенных Штатов Америки.
Т-80 поставляется в армию с 1976 года, с тех пор он пережил несколько модификаций. Используется для поддержки огневой мощью сухопутных войск, уничтожения людей и различных объектов (например, укрепленных огневых точек), для создания оборонительных рубежей. Имеет многослойную броню, повышенную маневренность. Укомплектован 125-миллиметровой пушкой, спаренной с пулеметом, пулеметным комплексом «Утес», системой пуска дымовых гранат, а также комплексом противотанкового управления ракетами.
0179070
Танк Т-90, особенно модификация Т-90СМ, можно смело позиционировать как новейшее вооружение российской армии. Оборудован улучшенной системой пожаротушения, добавлена система кондиционирования, имеется возможность поражать движущиеся цели с высокой точностью во время движения. По всем характеристикам превосходит такие танки, как «Абрамс» или «Леопард».
Автоматы на вооружении армии
Наиболее известное оружие российской армии – это автоматы Калашникова. И хотя в них нет изящества или красоты, они заслужили популярность своей простотой и удобством в использовании. Этот автомат ведет свою историю с 1959 года, когда он был впервые принят на вооружение армии СССР. Последние годы, начиная с 1990, для армии выпускались модели АК-74М калибра 5,45 с планкой для крепления различных видов прицелов. В нем конструкторы смогли воплотить мечту об универсальном автомате. Но каким бы универсальным он ни был, история не стоит на месте, а технологии развиваются.
-6350
На сегодняшний день современное вооружение российской армии в части автоматов представлено моделью АК-12. Она лишена недостатков всех видов АК – в ней отсутствует щель между крышкой ствольной коробки и самой ствольной коробкой. Конструкция делает автомат удобным для использования как правшами, так и левшами. Модель совместима с магазинами для АКМ, АК-74. Есть возможность крепления подствольного гранатомета и различных видов прицела. Точность стрельбы почти в 1,5 раза выше, чем у АК-74.
Гранатометы в российских войсках
Гранатометы предназначены для различных целей и подразделяются на несколько видов. Так, выделяют станковые, автоматические, ручные, многоцелевые, подствольные и дистанционно управляемые. В зависимости от вида они предназначаются для уничтожения войск противника, подвижных и неподвижных целей, для уничтожения небронированной, легкобронированной и бронированной техники.
Новое стрелковое вооружение российской армии в данной категории представлено гранатометом РПГ-30 «Крюк». Он является оружием одноразового применения, поступил в войска в 2013 году. Противотанковый комплекс является двуствольным, в составе две гранаты: имитатор и 105-миллиметровая боевая. Имитатор обеспечивает активизацию функций защиты противника, а боевая граната непосредственно уничтожает оставшуюся без защиты мишень.

-209550
Нельзя обойти вниманием и такое современное вооружение российской армии, как подствольные гранатометы ГП-25 и ГП-30. Ими комплектуются автоматы Калашникова модификаций АК-12, АКМ, АКМС, АКС-74У, АК-74, АК-74М, АК-103 и АК-101. Подствольные гранатометы ГП-25 и ГП-30 предназначены для уничтожения живых и неживых мишеней и небронированной техники. Прицельная дальность стрельбы – порядка 400 м, калибр – 40 мм.
Снайперские винтовки
1911351250315Снайперские винтовки, используемые как стрелковое вооружение российской армии, подразделяются на несколько видов, а точнее, имеют различное назначение. Для устранения одиночных замаскированных или движущихся мишеней используется СВД калибра 7,62 мм. Винтовка была разработана еще в 1958 году Е. Драгуновым и имеет прицельную дальность до 1300 метров. С тех пор оружие прошло несколько модификаций. В 90-х гг. была разработана и поставлена на вооружение армии России винтовка СВД-С (СВУ- АС). Она имеет калибр 7,62 и предназначена для воздушно-десантных подразделений. В этой винтовке есть возможность автоматической стрельбы, а также она оборудована складным прикладом.
Для проведения военных операций, которые требуют отсутствия шума, применяется ВСС. Несмотря на то что снайперская винтовка «Винторез» была создана в бывшем СССР, для стрельбы используются патроны СП-5 и СП-6 (пробивает стальную пластину толщиной 8 мм с расстояния 100 м). Прицельная дальность стрельбы составляет от 300 до 400 метров в зависимости от типа используемого прицела.
Военно- морские силы России
Вооружение ВМФ, которое использует армия новой России, достаточно разнообразно. Надводные корабли обеспечивают поддержку подводных сил, обеспечивают перевозку десантных войск и прикрытие высадки, охрану территориальных вод, береговой линии, поиск и слежение за противником, поддержку диверсионных операций. Подводные силы обеспечивают разведывательные операции, внезапное нападение на континентальные и морские цели. Силы морской авиации используются для атак на надводные силы противника, разрушения ключевых объектов на его береговой линии, перехвата и предотвращения атак авиации противника.
0178435
ВМФ включает в себя авианесущие крейсера, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли дальней и ближней морской зоны, малые ракетные и противолодочные корабли, ракетные, противодиверсионные катера, большие и малые десантные корабли, атомные и дизельные подводные лодки, тральщики, десантные катера.
Оборонное производство
После распада СССР оборонная промышленность пережила резкий спад. Однако в 2006 году президентом России Владимиром Путиным была утверждена Государственная программа развития вооружений на 2007- 2015 гг. Согласно этому документу, за указанные годы должно быть разработано новое вооружение и различные технические средства для замены старого.
Разработку и поставку нового и модернизированного вооружения и техники осуществляют такие предприятия, как «Ростехнологии», «Оборонпром», «Моторостроитель», «Ижевский машиностроительный завод», «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Вертолеты России», «Уралвагонзавод», «Курганский моторостроительный завод» и прочие.
Большинство научно-исследовательских центров и конструкторских бюро, разрабатывающих вооружение российской армии, строго засекречены, как и предприятия оборонной промышленности. Но оборонная промышленность на сегодняшний день обеспечивает рабочими местами многие крупные и средние города Российской Федерации.