Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему Коренные жители Сахалина

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе.

Тема: «Коренные жители Сахалина»

Участники непосредственно образовательной деятельности: дети 6-7 лет

Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи ОО в интеграции:
«Физическое развитие»: развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
«Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
«Речевое развитие»: активизация словаря; формирование грамматического строя;

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; формировать умение действовать согласно правилу, образцу; формировать потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми; понимать и принимать учебную задачу; формировать умение подчинить своё поведение обстоятельствам;
Задачи: Образовательные  дать знания о своеобразии жизни коренных, малочисленных народов Крайнего Севера:  жилище, одежда, труд.
Развивающие  развивать любознательность и интерес.

Воспитательные  воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Предварительная работа: 
Чтение нивхских сказок «Змея», «Сестра», «Лиса и медведь»
Разучивание игр – «Собачьи упряжки», «Прыжки через нарты», «Тройной прыжок».
Цикл бесед на тему «Моя родина - Сахалин».
Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок по теме «Народы Крайнего Севера», организация и проведение экскурсии в краеведческий музей. Заучивание элементов национального танца.

Материалы и оборудование:
Иллюстрации к сказке; шапочки- маски героев сказки; демонстрационные картинки: национальное жилище, одежда, предметы быта народов Севера;
физическая карта России; кубики, мягкие модули, конструктор; музыка народов Севера; «человечки» в нивхских национальных костюмах;

Ход НОД
1.Организационный момент. 
Воспитатель:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Ребята, я приглашаю вас отправиться в гости. Хотите? (Ответы детей)
А куда мы отправимся, вы сейчас узнаете.

2.Формулировка темы и постановка цели.
Дети  читают стихи:
1. Ожерелье снежных сопок,  В алом зареве рябин,  На заре российских тропок Распростерся Сахалин

2.Здесь красиво. Также тут
Люди разные живут.
Нивх, нанаец, русский тоже
Но в одном мы все похожи.
Это Родина и нужно
Жить нам весело и дружно.

Все: И традиции хранить
Родину свою любить.
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (Ответы детей)
-  Правильно, Россия – это большая и прекрасная страна.  Мы с вами не просто жители, мы настоящие граждане  этой страны.
-  Что такое Родина. (Ответы детей)
-  Правильно! Там, где вы родились.  Наша большая Родина – это наша
Россия, но есть у людей еще и Родина малая. Назовите ее. (Ответы детей)
-  Правильно, это остров Сахалин. Где он располагается? (Ответы детей; показывают на карте).
Вот о прошлом наших родных мест, о людях исконно здесь живших мы сегодня с вами и поговорим.
Отправимся мы сегодня в гости к коренным жителям Сахалина, чтобы больше узнать об их быте, культуре, традициях. И чтобы наш родной Сахалин развивался и процветал нам всем необходимо жить в мире и дружбе, а значит уважать и сохранять традиции друг друга.


3.Актуализация знаний.
Воспитатель:
Ребята, но прежде чем навестить наших соседей, давайте вспомним, какие малочисленные народы проживают на нашем острове. (Ответы детей) Молодцы, ребята, правильно это нивхи, нанайцы, ороки, уйльты.
Нивхи и нанайцы, прирождённые рыбаки, в море они выходят на лодках – долблёнках. Давайте, ребята, из подручных материалов (кубики, мягкие модули, конструктор), построим такие лодки.
Строительная игра « Построй лодку»
Долгими зимними вечерами нивхи и нанайцы собирались в своих жилищах, у очага и рассказывали интересные истории.
Одну из таких историй, я предлагаю вам послушать.

4.Открытие детьми нового знания.
Воспитатель:
«Рассказывали будто в краях  северных, на острове Сахалин, с давних времен живут счастливые люди.
Им нипочём ни снег, ни вьюга, ни мороз. Глаза у них как смородины, а волосы как смоль. Называются эти народы нивхи, нанайцы и уйльты».
Селения у них были летние и зимние. Летние стойбища строились на берегах рек - для рыбалки. Дома были на сваях, чтобы не поднималась вода, и не заходили мелкие животные, с отверстием на крыше для выхода дыма. Зимние жилища строились ближе к лесу: зимой в лесу теплее, похожи они были на русские избы.
Нивхи и нанайцы носили летом – халат из рыбьей кожи и конусную шапку из бересты, которая спасала их от солнца и дождя. Зимой - халат, как шубу, из шкур животных, носили мехом внутрь, сверху надевали специальную зимнюю юбку и  шапку, чтобы не замерзать.  
Главным занятием мужчин была рыбалка и охота, а женщины занимались собирательством, хозяйствовали в доме: готовили еду,  шили одежду, убирались, воспитывали детей.
Нивхи и нанайцы не только трудились, они еще умели здорово веселиться.   Их национальные праздники тесно связаны с природой (кормление воды, медвежий праздник). На этих праздниках всегда проводились веселые состязания и подвижные игры. А вечерами бабушки и мамы рассказывали своим деткам сказки».
Воспитатель:
Ребята, а давайте мы с вами посоревнуемся и поиграем в нивхскую
подвижную игру «Тройной прыжок».
Эстафета: дети делятся на две команды, в парах выполняют тройной прыжок, чья команда быстрее.
Воспитатель:
Ребята, а какие нивхские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Предлагаю драматизировать сказку «Лиса и медведь»
Сказка, сказка, отзовись, поскорее к нам явись, Надеваем маски, попадаем в сказку.
Воспитатель:
У каждого народа есть своя национальная музыка и танцы, в которых они передавали движениями окружающую природу и быт: восход солнца, полет чаек над морем, лов рыбы и т.д. Давайте мы сейчас потанцуем под национальную музыку народов Севера и постараемся движениями изобразить их жизнь у моря.
Физминутка: дети танцуют под национальную музыку.

5. Рефлексия.
Воспитатель:
Ребята, нам пора возвращаться домой. Много нового и интересного сегодня мы узнали. Прошу вас оценить свои успехи, на занятии, с помощью человечков в нивхских национальных костюмах.
«Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.











13PAGE 15


13PAGE 14215


13PAGE 15


13PAGE 14215




15