Нормы согласования, управления и примыкания.


Класс _______________
Предмет_________________
Дата:
Тема: Нормы согласования, управления и примыкания.
Цель: определить основные нормы подчинительной связи в словосочетаниях.
Задачи:
обучающие:
- изучить особенности словосочетаний, нормы подчинительной связи (согласования, управления, примыкания);
- сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия;
- формирование орфографической зоркости;
2. развивающие:
- создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжить развитие творческих способностей;
- формирование орфографической зоркости;
3. воспитательные:
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Методы работы: устная, письменная.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока
Организационный момент.
Проверить готовность учащихся к началу урока.
Актуализация знаний.
Что такое словосочетание?
Как связаны слова в словосочетании?
На какие две группы делятся слова в словосочетании?
По своей структуре словосочетания делятся?
По главному слову словосочетания делятся? Дайте характеристику, приведите примеры.
Назовите способы подчинительной связи в словосочетаниях. Дайте им характеристику. Приведите примеры.
Проверка домашнего задания.
Работа в группах: каждой группе предлагается один список слов с заданием:
Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания. Свой ответ аргументируйте.
1. а) на письменном столе 2. а) постучать в дверь
б) корабль отплыл б) жить по-новому
в) прыгнули с моста в) вследствие опоздания
г) громко засмеялся г) в первых рядах
3. а) платье в клетку 4. а) будем работать
б) проснуться утром б) сидел молча
в) пропущенный урок в) сомневаться в сказанном
г) бить баклуши г) за интересной книгой
Вывод (записываем в тетради для подготовки к экзаменам): Поскольку в подчинительном словосочетании обязательно есть главное и зависимое слово, не всякое соединение слов служит строительным материалом для предложения; не являются словосочетаниями:
1) подлежащее и сказуемое, поскольку здесь налицо предикативные отношения, возникающие только в предложении: Пришла пора;
2) сочетание самостоятельного слова со служебным: около подъезда, перед снегопадом, мимо клумбы, в течение урока, во время каникул, пусть говорят, давайте запишем и т.п.;3) сочетания слов в составе фразеологизмов, поскольку в устойчивых выражениях каждое слово утратило самостоятельное значение: нести околесицу, с гулькин нос, притча во языцех, разделать под орех, шарашкина контора, на кудыкину гору и т.п.;
4) составные словоформы: более светлый, менее трудно, будет ходить, лучше всех, важнее всего.
Упражнение 1. Укажите с помощью условных значков главные и зависимые слова в данных словосочетаниях. Запишите по образцу.

Зелёные деревья, сад весной, каждый из друзей, придуманный кем-то, красный от холода, макароны по-флотски, освещённые лучами, очень смешно, жить припеваючи, из поездки возвратившись, известный немногим, довольно весело, живущий рядом, сотая доля, просить запомнить, попавшие на конкурс, нужно увидеть, задержавшись допоздна, что-то большое, храбро сражающийся, гонимый ветром, двадцать карандашей, возбуждающий интерес, восемьдесят лет, радостно улыбнувшись.Самостоятельная работа 1.
Выполните тестовые задания. Укажите варианты, в которых отсутствуют словосочетания.
1. а) к голубому вагончику 2. а) заглянуть в окно
б) состав прибыл б) сделать по-старому
в) наблюдали с балкона в) будут цвести
г) низко нагнулся г) на ярких лепестках
3. а) дом с колоннами 4. а) вопреки предсказаниям
б) молча переглянуться б) сидел сгорбившись
в) выполненное задание в) во всём сомневаться
г) все обрадовались г) с обаятельной соседкой.
5. а) падающий снег 6. а) снежинка на рукаве
б) лететь в окна б) самый глубокий
в) несмотря на запрет в) узорчатый край
г) поднять высоко г) совсем холодная
Самостоятельная работа 2.
1. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя существительное?
а) Гонимый ветром, трепещущая рыба, клеящий обои;
б) сваренный картофель, оберегающий детей, храбро сражающийся;
в) поющие птицы, возбуждающий интерес, унесённый ветром;
г) поставленные вопросы, хранимые рукописи, дремлющий лев.
2. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является причастие?
а) Рассказывающий о книге, сеющие в мае, скакал на коне;
б) тяжело дышащие, любимый детьми, хранимый в сарае;
в) проникающий вглубь, нарисованный фломастером, хлопочущая хозяйка;
г) бегающий по комнате, подготовленный к использованию, утрачивая значение.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является деепричастие?
а) Пробежав по полю, позаботившись о родителях, прекрасно понимая;
б) кокетничая с приятелем, прослушав лекции, смотрю в окна;
в) простояв на ветру, неожиданно заболеть, стелющийся понизу;
г) сдерживая раздражение, пройтись пешком, показавшись вдали.
4. В каком ряду во всех словосочетаниях главным словом является имя прилагательное?
а) С радостным восторгом, подогретый на сковороде, взлелеянный любовью;
б) интересный для окружающих, красный от мороза, вялый из-за болезни;
в) добрый по натуре, дружеские отношения, выращенный в теплице;
г) похожий на родителей, пятый с краю, сваренный в кастрюле.
Изучение нового материала.
Способы подчинительной связи между словами. Существует три главных способа подчинительной связи между компонентами словосочетания: согласование, управление, примыкание.
Согласование - такой способ подчинительной связи слов, при котором зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: молодая березка, в кипящую воду, о нашем друге, первому снегу и т.п.
Главное слово: существительное.
Зависимое слово (всегда изменяется по родам, числам и падежам): прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу и т.д.
Управление - такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова; веря (во что?) в дружбу; дружба (с кем?) с одноклассниками; доволен (кем?) тобой; связанный (из чего?) из шерсти; двое (из кого?) из них, троим (из кого? из скольких?) из пяти и т.п.Главное слово: глагол и его формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.Зависимое слово (всегда изменяется по числам и падежам): существительное, местоимение, числительное.
При изменении формы главного слова зависимое не изменяется, стоит в определённой форме: помогать отцу, помогал отцу, помогал бы отцу, поможем отцу и т.д.
Примечание.
1. В сочетании слов типа три дерева (с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. То есть, в словосочетании три дуба способ связи - управление, в словосочетаниях трёх дубов, трём дубам, тремя дубами (о) трёх дубах - согласование.
2. В сочетаниях типа три дочери (с одушевленным существительным) управление наблюдается только в им. падеже, а в остальных падежах - согласование. То есть, в словосочетании три девочки способ связи - управление, в словосочетаниях трёх девочек, трём девочкам, тремя девочками, (о) трёх девочках - согласование.
Примыкание - такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать; собираться уехать; идти не оглядываясь; яйца всмятку; желание учиться; цвета беж; юбка мини и т.п.
Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.
Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательное местоимение).Примечание.
1. Притяжательные местоимения его, ее, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? и обозначают принадлежность.2. Их следует отличать от личных местоимений его, её, их (обозначают объект, стоят в форме В.п.),которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу (кого?) его, окликнул (кого?) ее, вызвал (кого?) их.
Подсказки для тех, кому трудно:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово адъективной структуры (отвечающее на вопрос какой?), а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением - это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В этом случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например, в предложении
И голос у [мамы] был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен (Л.Чарская) находим словосочетание с управлением - созданный (для чего?) для песен.
Закрепление.
Укажите неправильный вариант ответа.
1. Согласование 4. Согласование
а) думать о будущем а) в сиреневом облаке
б) решающий ученик б) с огромным букетом
в) к следующему понедельнику в) цветущую сирень
г) от дурных мыслей г) растущие в саду
2. Управление 5. Управление
а) праздник весны а) пусть светит
б) солнечным утром б) работа над ошибками
в) виться над головой в) смеясь над собой
г) заглянувший в паркг) рассказанная на уроке
3. Примыкание 6. Примыкание
а) очень приятно а) обижаться по-прежнему
б) разговаривать сидя б) крикнуть громко
в) прищурив глаза в) пришёл заранее
г) решил прогуляться г) уехал на отдых
Из предложений выпишите словосочетания с указанным видом связи.
1. Никогда, бывало, отец его, направляясь в лес, не забудет этого компаса. (Согласование.)
2. Кто не пробовал в жизни своей осеннюю клюкву и сразу бы хватил весенней, у него бы дух захватило от кислоты. (Примыкание.)
3. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по дороге. (Управление.)
4. Болотная сырость, казалось, проникла сквозь тело к костям и студила их. (Согласование.)
5. К этому вою давно уже прислушивался волк Серый помещик: (Управление.)
6. И Травка в ответ на слова человека тихонечко поползла. (Примыкание.)
7. Собака, начав делать свой круг по елани, с чем-то там встретилась. (Согласование.)
8. Совсем недалеко стояла и смотрела на неё большая рыжая собака. (Управление.)
9. Когда вода начинает спадать, плодородный ил нашего чернозёма садится на старую траву, и весь луг на необозримом пространстве становится чёрно-бархатным. (Примыкание.)
10. После родителей всё их хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросёнок Хрен. (Примыкание.)
Как избежать ошибок, наиболее распространённых в речи современного человека 
Зная правила построения словосочетаний, легче избегать наиболее распространённых в речи современного человека ошибок. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:
1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: *установить о причинах аварии (правильно: установить причины); *не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); *оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);
2) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: *характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);
3) неправильный выбор предлога: *партнер в игре в гольф (правильно: партнер по игре в гольф);
4) смешивается управление в словосочетаниях с близкими по смыслу словами:
вера во что-либо - уверенность в чём-либо;
заслуживать чего-либо - заслужить что-либо;
идентичный чему-либо - сходный с чем-либо;
обидеться на что (кого-) -либо - обижен чем (кем-) -либо;
обрадоваться чему-либо - обрадован чем-либо;
обращать внимание на что-либо - уделять внимание чему-либо;
опираться на что-либо - базироваться на чём-либо;
отзыв о чём-нибудь - рецензия на что-либо - аннотация на что-либо;
превосходство над чем-либо (кем-либо) - преимущество перед чем-либо (кем-либо);
предостеречь от чего-либо - предупредить о чем-либо;
препятствовать чему-либо - тормозить что-либо;
различать что и что - отличать что от чего;
рассердиться на что (кого-) -либо - рассержен чем (кем-)-либо;
свойственный чему-либо - характерный для чего-либо;
удивлён чем-либо - удивляться чему-либо;
упрекать в чём-либо - осуждать за что-либо;
уплатить за что-либо - оплатить что-либо.
Подведение итогов.
Что вы сегодня узнали?
Какие нормы подчинительной связи вам стали известны?
Домашнее задание.
_______________
_______________
Р.р.***
***
***
***