Праздник Здравствуй, милая картошка!


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»









Конспект учебного занятия по факультативу
«Разговор о правильном питании»
во 2 классе с использованием ИКТ-технологий
«Здравствуй, милая картошка»
учитель начальных классов МОУ СОШ № 5
Четиной Надежды Сергеевны















г.Усть-Катав
2006-2007 учебный год



«Здравствуй, милая картошка!»
Цель : Формирование у детей представления о пищевой ценности блюд из картофеля, их разнообразии, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие творческой деятельности, формирование связной речи.
Ход праздника
Звучит русская народная песня. На экране – самовар.
Учитель: Что за чудо!
Что за жар!
Этот русский самовар.
Возьмитесь, дети, за руки и полюбуйтесь этой сказкой.
Какая красивая роспись! Все краски дня собраны в ее узорах.
Самовар сияет, как золотое летнее солнышко, радует и согревает нас.
Я вижу радость и восхищение на ваших лицах.
Какие слова вы хотите сказать, чтобы выразить свой восторг?
Как вы думаете, для чего люди изобрели самовар, ведь чай можно пить и из чайника?
Да, самовар объединяет людей, всем найдется местечко у самовара. От него веет теплом и уютом. И мы сами становимся добрее. Посмотрите друг другу в глаза. Пусть радость, которую несет этот чудо-самовар, останется с нами на весь день. Спасибо тебе, русский самовар!
Сегодня мы, сидя у самовара, поговорим с вами о любимом продукте тёти Даши, а также поиграем, песни попоём и пополним свои знания об этом продукте.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степь и лес –
Полно таинственных чудес.
На этот раз
Пойдёт рассказ
О той,
Кто шесть имеет глаз,
А иногда
И семь,
И пять
(Что, впрочем, можно сосчитать),
О той,
Кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал,
О той,
Кого на кухню к нам
Весною
Притащил я сам,
О той,
Чьи странные глазки
Росли день ото дня,
О той,
Кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подсказка
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко,
Ведь, правда, вкусная(картошка)
Песня про картошку
А в лесу на привале
Мы картошку пекли.
Пировать пировали,
Разговоры вели.
Припев:
Ах, картошка, картошка,
В кожуре уголек,
Золотистые искры,
Голубой дымок.
Очень тонкое дело
Даже для знатока –
Подрумянить умело
У картошки бока.
Припев.
Ключевою водою
Мы картошку запьем
И, конечно, с тобою
У костра запоем
Встречайте нашу гостью, сама Картофелина Ивановна пожаловала к нам.
Картофелина Ивановна: Букве К в нашей овощной азбуке стоит отвести почетное место. Ее следует поставить первой, невзирая на все протесты буквы А. Ну что там какие-то артишоки по сравнению с капустой или картошкой нашим, по сути, вторым хлебом! Кстати говоря, ни из одного овоща, как ни старайся, не приготовишь такого количества блюд, как из картофеля, он тут чемпион.
-Назовите известные вам блюда из картофеля ( ответы детей).
Картофелина Ивановна: Приготовить картофель может каждый. Так, по крайней мере, каждому из нас кажется. Однако не каждому известны те маленькие хитрости, которые придают картошке настоящий вкус и аромат. Поэтому, прежде чем перейдем к рецептам, послушаем несколько советов старого повара:
Повар: Варят картофель, как правило, на пару или в воде, подбирая клубни одинаковой величины и одного сорта. Закладывают очищенную картошку в кипящую воду так, чтобы она покрывала клубни не более чем на 1 см, и кастрюлю плотно закрывают крышкой. Варят 2030 мин до готовности на слабом огне, после чего отвар сливают, а картофель нагревают в течение нескольких минут (за это время клубни приобретут аромат и вкус). Отвар используют для приготовления супов, соусов, подливок. Солят картофель за 1015 мин до готовности.
Также для вас я приготовил игры – конкурсы, но сначала разминка:
Повар рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют:
Правой рукою чищу картошку-
Шкурку снимаю с неё понемножку.
Картошку держу я левой рукою,
Картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по её серединке,
Разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу
И на кусочки картошку крошу.
Ну а теперь зажигаю горелку,
Сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук.
Воду стряхну с потрудившихся рук.
Крышку возьму я левой рукою,
Плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит.
Пахнет так вкусно, кастрюлька пыхтит


Конкурс "Собери урожай"
Картошка в куче находится на одной стороне . Дети (они разделены на две команды) по одному бегают и берут столько картофелин, сколько могут донести в двух ладошках. Если по пути "домой" картошка упала, поднимать ее нельзя. Выигрывает та команда, которая соберет картошки больше других.
Конкурс "Кто лишний?"
Количество картофелин всегда должно быть на одну меньше, чем участников. Пока играет музыка, дети ходят вокруг картофельной кучи. Музыка заканчивается, надо успеть взять картошку. Кто остался без картофелины, выбывает из игры. Ведущий забирает одну из них, и игра продолжается. Тот, кто последний остался с картофелиной в руках, выиграл, и его команда получает дополнительное очко.
Конкурс "Ленивый садовод"
Пустые ведра стоят на определенном расстоянии. У каждого участника есть три картофели, которые ребята стараются "уложить" в ведро.
Картофелина Ивановна: А теперь немного отдохнём и пополним свои знания. Знаете ли вы, кто завёз картофель в Россию?
300 лет назад царь Пётр 1 привёз клубни картофеля в Россию. Но крестьяне отказывались выращивать его, называя « ведьминой ягодой». Крестьяне не знали, что съедобны клубни, и поэтому ели плоды картофеля – маленькие ягоды, содержащие ядовитые вещества. Из- за того, что картофель распространяли насильно, на Руси возникали «картофельные бунты». Теперь же его называют «вторым хлебом». Повсюду его используют в пищу. Более ста блюд можно приготовить из картофеля. А вы можете их назвать?
Конкурс "Печеная картошка"
Надо называть по очереди блюда, в которых есть картошка, при этом передавать горячую картофелину участнику из другой команды. Кто задержал картофелину в руках дольше, чем на счет 1, 2, 3, -выбывает из игры.
В итоге побеждает та команда, которая набрала больше очков. Победителям, да и побежденным будут вручены сладкие призы к чаю (пирожные "Картошка").

А теперь частушки:
Гармонист, гармонист,
Разверни гармошку.
Мы сегодня пропоем
Частушки про картошку.
Ох, картошечка-картошка,
Ах, какая тебе честь!
Кабы не было картошки,
Так чего бы стали есть?!
Эх, картошка, ты картошка,
Ты любимая моя.
Беру ложку, ем картошку -
Не хожу голодный я.
Мы картошку убирали,
Я без дела не сижу:
Папа роет, мама носит,
Ну а я руковожу.
Папе с мамой помогал
Собирать картошку.
Он - ведро, она - ведро,
Ну и я немножко.
Посадили мы картошку,
Колорадский жук пришел.
Вышел дед копать картошку,
А картошку не нашел.
Я мультфильм люблю смотреть
Про рыжего Антошку
И всегда в обед беру
Свою большую ложку.
Без мундира и в мундире –
Вся картошка хороша.
Целый год едим картошку –
Денег нету ни гроша.
Без прикуски и вприкуску
Вся картошка хороша.
Съел сегодня полведра я -
Отогрелася душа.
Мы все лето ели кашу,
Молоко, окрошку,
А сегодня будем есть
Печеную картошку.
Повар: Картофель в мундире и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов. Поэтому блюда из картофеля помогают сердцу, делают человека энергичным, защищают от инфекции.

Картофелина Ивановна: А вот во Франции картофель долго являлся не съедобным, а декоративным растением. Придворные дамы украшали свои платья букетиками из цветов картофеля.
Ребята, а как вы думаете, почему домашние животные избегают поедать картофельную ботву?
Молодцы ! А кто этого не боится?
Шуточная песня (на мотив "Ой, цветет калина")
Ой, цветет картошка, зеленеет лук.
По полю гуляет колорадский жук.
Он ползет, не знает ничего о том,
Что его поймает сельский агроном.
Он его поймает, в сельсовет снесет,
В баночку посадит, керосин нальет.
Ой, цветет картошка, зеленеет лук,
В баночке балдеет колорадский жук.
Повар: Картофель относится к семейству паслёновых, которое насчитывает около 1700 видов растений.
Знаешь ли ты, что картофель является одним из самых калорийных овощей.
Кроме того, он содержит минеральные соли (фосфор) и витамины ( витамин С). Фосфор и кальций – основная составная часть костей.
Фосфор входит в состав нервной ткани организма. Поэтому содержание их в пище особенно важно для организма.
Витамин С имеет большое значение для организма, так как улучшает самочувствие человека, способствует повышению сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.
Конкурс "Картофельный хоккей"
Надо клюшкой "загнать" картошку в ведро.
Песня "Веселые ребята " (слова И.Андронова, музыка Ю.Александрова). Пришли мы на поляну,
На солнечный простор...
Под музыку баяна
Запел наш детский хор,
Веселый хор, веселый хор,
Веселый детский хор.
Деревья нам кивают,
Листвою шелестят
И, ветки наклоняя,
Приветствуют ребят,
Приветствуют, приветствуют,
Приветствуют ребят.
Веселые ребята,
Мы снова в путь уйдем,
И на походном марше
Мы песню запоем,
Веселую, задорную
Мы песню запоем.
Конкурс «Раз картошка, два картошка»
1этап (для пап и мам)
У ваших детей наверняка много разных игрушек. А сможете ли вы смастерить им ещё одну – самую интересную и необычную? Сделать её нужно из самой обычной картошки! (Родители мастерят из клубня картофеля игрушку) .
2этап ( для детей)
Пока папы имамы фантазируют, предлагаю отправиться в воображаемый магазин за картошкой. Перед вами – корзины, в которые вы должны складывать овощи. Брать картофель придётся ложкой, не помогая себе рукой. По количеству « купленной» картошки будут начисляться очки.
Ребята: Ха-ха-ха, картошечка,
Какая же ты крошечка.
Дочка Картофелины Ивановны: Конечно, крошечка,
Ведь я ещё малышечка.
Вот за лето подрасту,
Накормлю я всю семью.
К земле неприхотливая.
И очень я сытливая.
-А ещё я могу не только накормить, но и полечить кашель.
Маски из картофельного пюре хорошо помогают коже рук.
Из картофельного крахмала можно сварить клей.
Накрахмаленные рубашки или простыни выглядят намного наряднее (реклама «Тайда» отдыхает).
Картофелина Ивановна: Ну и напоследок
Конкурс « Собираем урожай»
На полу нарисованы круги по количеству команд из 3 – 5 человек.
Задание: посадить, вырастить и собрать картофель.
1-й участник «сажает» картофель – раскладывает картофелины в кругу;
2-й и несколько последующих участников – « поливают» картофель – с лейкой в руках обегают круг;
Последний участник команды – « собирает» урожай – поднимает и складывает картофелины в ведро.
Дети: Ах, картошка, просто класс:
Кормит, лечит, любит нас.
Песня « Антошка»
Учитель: Мы с вами хорошо поработали и много нового узнали о таком обычном и совсем необычном овоще – картофеле. История его богата разнообразными событиями. Его любили, ему поклонялись, его ненавидели. Его цветы служили украшением знаменитых королевских дворцов. О картофеле писали научные трактаты, его воспевали в стихах, запечатлевали на художественных полотнах, ему даже создали музей.
Именно в адрес картофеля было сказано – « Достоинства его так велики, что он навсегда останется любимой пищей народа».
Подведение итогов, приглашение всех на чаепитие.
.
.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15