Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству « Пасхальная голубка».


Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству « Пасхальная голубка».
Цель: Приобщение к народной культуре через изучение истории народной куклы и изготовление куклы - оберег своими руками.Задачи:
развивать у детей интерес к истории возникновения кубанской куклы;
формировать знания о разнообразии и назначении традиционной народной куклы;
формировать умения изготавливать куклу своими руками;
воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего края, своего народа;
развивать фантазию, вкус, творческое воображение; познакомиться с элементарными приемами рукоделия.
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: занятие –путешествие.
Методы и приемы: наглядные методы, словесные, игровые методы и метод арт-терапии.
Оборудование и материалы: компьютер, оборудование для просмотра презентации, для прослушивания аудиозаписи;
стол, накрытый скатертью, самовар, пасхальные угощения, предметы старинного обихода;
лист бумаги формат А 4;нитки; синтепон; красная ткань размером 20х20 см; цветная ткань размером 15х15 см; цветная ткань размером (треугольник)10х6х6 см.;ножницы.
Ожидаемый результат: Приобщение детей к народным традициям Кубани, расширение знаний об обрядах и традициях предков. Привести ребенка к пониманию, что игрушка вообще и кукла в частности может быть изготовлена за короткое время из любого (в том числе бросового) материала, что развивает фантазию, наблюдательность ребенка, нестандартное мышление и творческое воображение.
Ход:
Организационная часть:
Педагог одета в кубанский народный костюм.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Какие вы у меня красивые да нарядные! Я вот тоже сегодня принарядилась. Скажите пожалуйста, а обычный ли у меня наряд? Почему? Чем он отличается от обычного? Правильно, сейчас так не одеваются, а одевались так в старину. Так давайте и поздороваемся с вами по русскому старинному обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).
Педагог: Ребята, кто мне подскажет, как называется страна, в которой мы живем? А как называется наш край? Правильно, живем мы с вами на Кубани.
(слайд 2)
Ты цвети, моя Кубань,
Становись все краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше.
Мы растем стране на славу
Под кубанским небом.
Будем славить край кубанский
Богатырским хлебом! (Войнова Г. А.)
Основная часть:
Педагог: Ребята, я хочу пригласить вам в путешествие по времени. Мы из нашего времени попадем в то время, когда жили наши прадедушки и прабабушки. Вы увидите и узнаете как, жил наш народ. Какой уклад был в семье, какие были традиции. Хотите узнать, как жили в старину на Кубани?
(слайд 3)
Тогда закройте глаза, представьте, что мы садимся в машину времени, и вот мы летим над столетьями.
( слайды 4-6)
(звучит космическая аранжировка)
(слайд 7)
Педагог: Где это мы оказались? Да никак в этой хатке к празднику готовятся. К какому, как вы думаете? Правильно, это праздник светлой пасхи. А как вы угадали?
(слайд 8)
Педагог: Ребята, раньше на Кубани жили большими семьями. В одном доме жили мама и папа, их дети, а их было 5 и 7 и даже иногда 10 детей. И еще в этом же доме жили дедушка и бабушка. Все помогали друг другу и были счастливы.
(слайд 9)
Когда мама с папой уходили в поле работать, старшие дети присматривали за младшими. Старшие дети с ними играли и даже кормили.
(плач ребенка)
(слайд 10)
Педагог: Ребята, вы слышите, плачет малыш. (Берет в руки куклу.) Мы попали в хату, где недавно родился малыш. И вот он плачет. Как мы можем успокоить малыша?
(плач ребенка)
Ответы детей: Успокоить
(Поглаживание и проговаривание)
Дитятко наше! нет тебя краше!
Ягодка – клубничка! Румяное личико!
Щечки, что яблочки! Глазки, что ягодки!
Педагог: Все равно плачет, как же нам упокоить малыша?
(плач ребенка)
Педагог: Нет, опять ему не спится, что же еще для него сделать?
Ответы детей: поиграть с малышом
Педагог: Конечно ребята, верно. Давайте поиграем
Ух, ты- моя деточка,
Золотая веточка!
Виноградная косточка!
Сладкая конфеточка! Сейчас мы с тобой поиграем.
(слайд 11)
Ой, ты, заяц косой – вот так!Не ходи ты за мной – вот так!В огород попадешь – вот так!Всю капусту сгрызешь – вот так,Как поймаю тебя – вот так,Как за уши схвачу – вот так,Да и хвост откручу – вот так!
(слайд 12)
(плач ребенка)
Педагог: Что же делать? Как же нам его успокоить?
Ответы детей: спеть колыбельную
Педагог: Молодцы какие, давайте споем
(слайд 13)
Текст песни
(Педагог поет вместе с детьми)
Ой, люли, люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки.
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.
Баю баю баюшки,
Баю баю баюшки,
Прискакали заюшки.
Люли люли люлюшки,
Ой, люли, люлюшеньки,
Прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Стали глазки засыпать.
Педагог: Ну вот, кажется, наш малыш уснул. Давайте тихонько осмотримся.
(слайд 14)
Посмотрите, как светло и уютно в хатке. Русская печка, простые предметы обихода: деревянные ведра-кадушки, прялка, корзина для ягод и грибов, лавка да люлька.
(слайд 15)
А вот и стол обеденный, длинная лавка для всей семьи! Самоварище, чугунки да кринки, чашки да ложки.
(слайд 16)
А на столе то красота! Пасхальные угощения. Светлая Пасха! Этот праздник на Руси, ребята, называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником.
(слайд17-18)
Это был день первых хороводов, качания на качелях, веселых игр.
(слайд 19)
Все ходят друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами.
(слайд 20)
К Пасхе принято готовиться заранее, пекли вкусные душистые куличи, красили яйца.
(слайд 21)
Пасхальные яйца можно было просто покрасить в один цвет. Их называли крашенками.
(слайд 22)
А если их расписывали вручную различными узорами, то назывались такие яйца писанками.
(слайд 23)
Пасхальная пища -это особые блюда, которые приготавливаются лишь раз в год – пасхальные крашеные яйца, творожная пасха и пасхальный кулич.
(слайд24-25)
Пасхальные празднества длились целую неделю, и люди, надевая лучшие одежды, шли в церковь, освящали пищу, благословляли и прощали друг друга.
(слайд 26)
Пели пасхальные песни.
(слайд 27)
Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры – расписные вещи и предметы с пасхальной символикой
(слайд 28)
и особых пасхальных кукол: Вербницу, Пасху и Пасхальную Голубку, которые изготавливались своими руками. В быту кубанского народа тряпичная кукла была наиболее распространённой игрушкой. Куклы были не только тряпочные - их делали из дерева,  лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Куклам приписывались  различные волшебные свойства: они могли защитить от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. При изготовлении   кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки нужно было рвать, а не резать.
(слайд 29)
По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в неё  не вселился злой дух.
(слайд 30)
Ребята, скоро мы будем отмечать день Светлого Христова Воскресения, и я хочу познакомить вас с кубанской традиционной куклой-закруткой. Раньше в каждом кубанском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка.
(слайд 31)
И сейчас я предлагаю вам сделать такую пасхальную куколку. Перед началом работы давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
«Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
Этот - ел.
Ну а этот лишь глядел!»
Самостоятельная деятельность детей.
Педагог: А теперь - за работу. Раньше во время изготовления кукол женщины всегда пели песни или читали молитву, поэтому я предлагаю вам послушать во время работы народную мелодию.
(звучит фонограмма)
Дети под народную тихую музыку изготавливают оберег – пасхальную голубку. Педагог напоминает об осанке за работой, помогает детям, которые нуждаются в помощи.
(слайд 32)
Педагог:
1. Берём лист бумаги формат А4 скручиваем в трубочку, фиксируем ниткой.

(слайд 33)
2.Взяли кусочек синтепона размером 3х3 см, скатали его в шарик. Этот шарик кладем на кусочек ткани размером 20х20см.

(слайд 34)
3.Потом прикладываем на верхнюю часть трубочки, фиксируем ниткой. Получилась голова. Оттягиваем противоположные углы белой ткани в стороны, фиксируем ниткой угол приблизительно на 1,5-2 см и фиксируем ниткой. Это получились «руки» нашей куклы.

(слайд 35-36)
4. Отложили то, что получилось в сторону. Берём цветную ткань размером 15х15 см, складываем попополам и стягиваем нитку, проложенную внутри, на поясе. Это у нас получилась «юбка».

(слайд 37)
5.На головку надеваем платок.

- Вот и всё. Кубанская кукла-закрутка готова.
3.Заключительная часть.
После работы детей педагог хвалит, отмечает за аккуратность и т. пПедагог: Очень красивые куклы у вас получились. А теперь, ребята, после того как вы хорошо потрудились можно и поиграть. Хотите поиграть в самую настоящую старинную пасхальную игру?
Игра с детьми «Битва крашенок».
(звучит русская народная музыка)
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение.
Педагог: Вот мы с вами, ребята, и завершили наше путешествие. Пора отправляться домой.
(слайд 38)
(звучит космическая музыка)
Мы сделали своими руками небольшие сувениры, которые вы сможете подарить своим близким! Добра вам и вашему дому!