Психолого-педагогический семинар по теме Конфликты как барьер в педагогическом общении


Казенное общеобразовательное учреждение
Воронежской области «Павловская школа-интернат №2 для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогический семинар для педагогов:
« Конфликты как барьер в педагогическом общении»
Подготовила педагог – психолог Парамонова Е.С.
План-конспект семинара.
Цель занятия:
формировать знания у замещающих родителей о позициях противостояния вредным для здоровья и жизни привычкам.
Задачи:
дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека;
формировать ответственное отношение родителей к здоровью своих детей.
Оборудование:
раздаточный материал - бланки модифицированной методики диагностики эмоционального выгорания В.В.Бойко; бланки вопросника «Типы поведения в конфликте», текст опросника У. Томаса «Типы поведения в конфликте», ноутбук, музыкальные фрагменты для проведения релаксации, перечень упражнений для проведения психологической разгрузки, флипчарт, фломастеры.
Ход мероприятия:
Слово педагога-психолога.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема сегодняшнего занятия не случайна.
Сегодня мы поговорим о конфликтах, которые приносят большой вред здоровью.
План.
Причины возникновения конфликтов.
Как протекают конфликты.
Конфликтные периоды в процессе обучения в школе
Виды конфликтов.
Профилактика конфликтов.
Психологические правила по управлению конфликтами с учащимися
Проведение диагностического исследования для определения типов поведения в конфликтных ситуациях у педагогов.
Проведение психологической разгрузки.
Задание на дом участникам семинара : определить у себя уровень эмоционального выгорания. Раздача методики педагогам.
Проведение рефлексии с участниками семинара.
Тезисы.
«Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом - большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребёнке несправедливо. Думайте о ребёнке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта - одна из составных частей педагогической мудрости учителя.»
Сухомлинский В.А.
К педагогическим конфликтам относят межличностные конфликты между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребёнком), а также межгрупповые конфликты, если они возникают между учителем и классом, например.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы.
В любом случае конфликты должны разрешаться. Недостаточное внимание к разногласиям ведет к тому, что дети и учителя перестают доверять друг другу, приписывают ответственность за непонимание личным качествам оппонента. Это ведет к взаимной враждебности и закреплению стереотипов конфликтного поведения.
Конфликтные периоды в процессе обучения в школе:
Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности;
Переход из 4-го в 5-ый класс - вместо одного учителя появляются учителя –предметники и новые школьные предметы;
В 9-ом классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-ом классе;
Окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз.
Виды конфликтов:
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками,
испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Конфликты поступков - всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Причины и слагаемые педагогических конфликтов:
- недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
- различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями;
- присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них, об этом всегда приходиться помнить учителю;
профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности;
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.
Пять стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учѐными У.Томас и Х Килмен:
Избегание конфликта (уход, изменить отношение к ситуации) - данный стиль приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя (ребѐнок в состоянии истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т. е. прекратить конфликтное взаимодействие.
Приспособление (соглашательский стиль поведения, измениться самому) - данный стиль неприемлем, когда
- приходится поступиться своим достоинством и честью;
- уступая, человек «теряет своѐ лицо»;
- стиль используется как постоянный вариант поведения в конфликте.
3. Конфронтация (доминирование, изменить ситуацию) - стремление подчинить себе, настоять на своем.
Недостатки применения данного стиля:
- он редко приносит долгосрочные результаты - проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки еѐ воле, или даже саботировать его;
- после длительной конфронтации остаѐтся осадок горечи (необходима техника релаксации);
- необходимо умение жить в ситуации неудачи.
4. Компромисс (изменить ситуацию и измениться самому) - достижение соглашения взаимными уступками.
Недостатки компромисса в том, что он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта (компромисс может послужит этапом принятия оптимального решения, т.е. «если мы не найдѐм лучшего решения, то разделим пополам»).
5. Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) - стратегия ―выиграть-выиграть. В основу данной стратегии положен закон толерантности (терпимости), любой участник конфликта имеет право ―быть другим. Цель использования данной стратегии - достижение долгосрочного согласия.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека.
Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.
Психологические правила по управлению конфликтами с учащимися:
Правило 1
Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.
Например:
«Ты что, глупый совсем, так себя ведешь?» — оценочное высказывание, представляет угрозу для самооценки ученика, не содержит информации о том, что именно он делает не так, а следовательно, не знает что нужно изменить.
«Мне не нравится, что ты бросил тетрадь на пол» — высказывание содержит описание поведения, сообщает информацию ученику, что именно не нравится учителю и что школьнику нужно изменить в своем поведении.
Правило 2
Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с
ним справиться. Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.
Правило 3
Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:
— чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;
— резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
— повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;
— решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»
— угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».
Правило 4
Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем всѐ подробно обсудить».
Правило 5
Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».
Правило 6
Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.
Таким образом, задача учителя – это предупреждение (профилактика) школьного конфликта. Ведь дети в школьном возрасте
ввиду возрастных особенностей не конфликтны, а учитель для них является первым авторитетным человеком.