Методические рекомендации по организациивнеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии100701.01 «Продавец, контролёр-кассир»по дисциплинеМДК03.01 Эксплуатация контрольно-кассовой техники


Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
( среднее специальное учебное заведение)
« Карталинский многоотраслевой техникум»
Рассмотрено: Утверждаю:
На заседании методической комиссии Заместитель директора по УМР
Протокол №______ от _______________
Методические рекомендации по организации
внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии
100701.01 «Продавец, контролёр-кассир»
по дисциплине
МДК 03.01Эксплуатация контрольно-кассовой техники
Карталы 2014 г.
Разработчик:
Сидорова Людмила Николаевна, преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Карталинский многоотраслевой техникум»
Эксперт:
Дзивинский А.И, директор магазина «Магнит»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка                                                                          
План выполнения самостоятельной внеаудиторной работы
3.Методические рекомендации
"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь."
Китайская мудрость
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Уважаемые обучающиеся!
Дисциплина «МДК 03.01Эксплуатация контрольно-кассовой техники»
по профессии 100701.01 «Продавец, контролёр-кассир»
изучается в течение трех семестров. В процессе обучения учебным планом предусмотрен дифференцированный зачет. Для получения допуска к зачету вам необходимо в установленные сроки выполнить все задания по внеаудиторной самостоятельной работе.
На внеаудиторную самостоятельную работу учебным планом отводится 139 часов, в том числе на втором курсе 57 часов. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, уровня сложности,  конкретной тематики.
Внимание! Каждому заданию соответствует определенное количество баллов.  Полученные баллы суммируются. Обучающиеся, набравшие менее 65 баллов, к зачету не допускаются. Результаты самостоятельной работы обучающихся учитываются преподавателем при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
Шкала оценки                                                                                                таблица 1
Оценка Количество баллов
отлично 100
хорошо 90-99
удовлетворительно 65-89
неудовлетворительно менее 65
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Вам рекомендуется приобрести или получить в пользование основную литературу по дисциплине МДК 03.01Эксплуатация контрольно-кассовой техники , а также использовать Интернет-ресурсы.
Список основной литературы:
Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий М.: «Академия», 2014.
Голубкина Т.С.
Торговые вычисления – М.: «Академия», 2012.
Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины – М.: «Академия», 2014.
Косарева Г.С. Контролёр-кассир торгового зала М.: «Академия», 2014
Арустамов Э.А Оборудование предприятий торговли М,: Академия, 2010
Барановский В.А Продавец Ростов на Дону - М,: Феникс 2003
Горелова Т.Ж., Семенчукова Н.В. Контрольно-кассовые машины в торговле. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011
Иванова Н.В. Налоги и налогообложение (Текст) Н.В. Иванова. – М.: Академия, 2011.
Кощеева В.В. Контрольно – кассовые машины. – Екатеринбург: Ажур – издательский дом, 2012
Микицей М.В – Учет и отчетность в торговле; Учебное пособие; Ростов – на – Дону, 2011
Памбухчиянц В.К Организация, технология и проектирование торговых предприятий. –М,: «Маркетинг» 2009

2.ПЛАН  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

п/п Тема для внеаудиторной работы Вид самостоятельной внеаудиторной работы Сроки выполнения Кол-во часов Кол-во баллов Форма отчетности
2курс
1 Типовые правила обслуживания и эксплуатации контрольно-кассовой техники. Составление конспекта После 3урока 1
5 Конспект
2 Регистрация и снятие с учета контрольно-кассовой техники в налоговых органах Составление плана текста 30 мин 5 план
3 Основные правила расчетов с покупателями, с использованием различных методов продажи Составление схемы После 5-го урока 2 часа 5 схема
4 Безналичные расчеты с покупателями Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения упражнение
После
6
урока 2
час 5 Решение упражнениясообщение
5 Расчеты с покупателями с использованием платежных карт реферат После
6
урока 6
часов 10 Заполненная контурная карта
6 Способы расчетов с покупателями, с использование различных методов: через прилавок, методом самообслуживания, через торговые автоматы. Составление алгоритма После
10 урока 2 часа 5 алгоритм
7 Обязательные требования предъявляемые законом к контрольно-кассовой технике Конспектирование с комментариями (анализ текста) После
8
урока 1
часа 3 конспект
8 Государственный реестр контрольно – кассовой техники Составление конспекта После
7
урока 1
час 3 Составленный конспект,
устное сообщение
9 Техника безопасности при работе на контрольно-кассовой технике. Подготовить презентацию После 14 урока 6час 10 презентация
10 Обслуживание и ремонт автономные ККМ Конспектирование с комментариями (анализ текста) После
16
урока 1
час 3 Составленный конспект,
устное сообщение
11 Исправность и опломбирование автономных ККМ Индивидуальная самостоятельная работа После
17
урока 1час 3 Решение ситуационной задачи
12 «Касби – 02К»: основные режимы работы контрольно-кассовой машины Подготовить презентацию После 23 урока 6 часов 10 презентация
13 Обслуживание и ремонт автономной ККМ «Касби-02Ф» Индивидуальная самостоятельная работа После
26
урока 1
час 3 сообщение
14 Исправность и опломбирование автономной ККМ
«Касби-02Ф» Составление конспекта После
28
урока 1час 5 конспект
15 «Касби – 02К»: подготовка контрольно-кассовой машины:к работе Составить алгоритм После 30 урока 2 часа 4 алгоритм
16 «ЭКР - 2102Ф»: основные части, механизмы контрольно-кассовой машины Составить схему После 50 урока 2 часа 5 схема
17 «ЭКР – 2102Ф»: основные режимы работы Подготовить презентацию После 55 урока 6 часов 10 презентация
18 Исправность и опломбирование контрольно-кассовой машины «ЭКР - 2102Ф» Составление конспекта После 57 урока 1 час 4 конспект
19 Обслуживание и ремонт «ЭКР - 2102Ф» Конспектирование с комментариями (анализ текста) После 60 урока 1 час 5 конспект
20 Уход за контрольно-кассовой машиной
«ЭКР - 2102Ф» Индивидуальная самостоятельная работа После 66 урока 1 час
3 Решение ситуационной задачи
21 «ЭКР - 2102Ф»:соблюдение техники безопасности при работе на ККМ таблица После 66 урока 2 часа 5 таблица
22 Использование пассивных контрольно кассовых машин Подготовить презентацию После 80 урока 6 часов 10 23 «АМС – 100Ф»:основные части, механизмы контрольно-кассовой машины Составить схему После 81 урока 2 часа 5 презентация
24 «АМС – 100Ф»: основные режимы работы Составление плана текста После 85 урока 30 мин 3 план
25 Исправность и опломбирование контрольно-кассовой машины «АМС - 100Ф» Составление конспекта После 89 урока 1 час 4 реферат
26 Обслуживание и ремонт контрольно-кассовой машины «АМС - 100Ф» Конспектирование с комментариями (анализ текста) После 60 урока 1 час 5 конспект
Итого 57 часов 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рекомендации по составлению учебной презентации
Основной единицей электронной презентации в программе Power Point является слайд.
Основные правила подготовки учебной презентации:
При создании не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом.
Одним из важных моментов является сохранение единого стиля.
При создании предполагается ограничиться использованием двух или трех шрифтов.
Вся презентация должна выполняться в одной цветовой палитре, например на базе одного шаблона, также важно проверить презентацию на удобство её чтения с экрана.
Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание к презентации.
При подготовке презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников.
на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления.
К ним предъявляются следующие требования: -выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;-использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением
-Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Обязательными структурными элементами, как правило, являются:
титульный слайд;
план;
текст, схемы, таблицы,
иллюстрации, графики, карты…
словарь терминов;
информационные ресурсы по теме.
Оформление презентацииДля всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, размер – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации - не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.Оформление слайдов не должно отвлекать от его содержания. Нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.Последний слайд должен быть повторением первого. Это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.Критерии оценивания- содержание презентации соответствует заданной теме, которая раскрыта в полном объеме- основные требования к оформлению презентации соблюдены,
Конспект – это наиболее совершенная форма записей. Это слово произошло от лат (conspectus), что означает обзор, изложение.
Конспект – это индивидуальный труд.
В конспекте, составленном по правилам, сосредоточено самое главное, основное в изучаемой теме. В нем сосредоточено внимание на самом существенном, в кратких обобщенных формулировках приведены важнейшие теоретические положения.
Конспектирование
способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала;
помогает выработке умений и навыков правильного, грамотного изложения в письменной форме теоретических вопросов;
формирует умения ясно излагать чужие мысли своими словами.
Общие рекомендации по составлению конспекта:
1.Определите цель составления конспекта.
2.Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3.Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
4.Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания)
5.Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
6.Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
7.Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте.
8. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Писать конспект рекомендуется четко и  разборчиво. Существует общее правило: конспект, составленный для себя, должен быть написан так, чтобы его легко прочитал кто-нибудь другой.
При конспектировании допускается сокращение слов, но здесь следует допускать известную осторожность и меру. Использование общеупотребительных сокращений не вызывает сомнений и опасений. В большинстве же случаев каждый составитель вырабатывает свои сокращения. Однако если они не систематизированы, то лучше их не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится непонятным и неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях
Методические рекомендации по подготовке докладов
Доклад- публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы.
Этапы подготовки доклада
1.Определение цели доклада
2.Подбор необходимого материала
3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.
4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.
5.Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.
6.Композиционное оформление доклада.
7.Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.
8.Выступление с докладом.
9.Обсуждение доклада.
10.Оценивание доклада.
Элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение(опровержение), заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления и должно содержать:
-название доклада
-сообщение основной идеи
-современную оценку предмета изложения
-краткое перечисление рассматриваемых вопросов
-акцентирование оригинальности подхода
Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.
Заключение – это четкое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.
Методические рекомендации при написании реферата
Реферат - слово латинского происхождения «reffere», что в переводе обозначает «доказывать», «сообщать». Оно имеет два значения:
1) устный доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников;
2) изложение содержания научной статьи, книги.
Реферат представляет собой текст, составленный из фрагментов различных источников в авторской обработке. Поэтому он не является в полном смысле творческой работой, так как не предполагает новизны. В то же время элементы творчества в реферативной работе присутствуют, так как выбор темы, источников, литературы, компоновка и подача материала являются свободными.
Рефераты бывают двух видов:
1) «Реферат на книгу» подразумевает краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.
2) «Реферат на тему» проводится самостоятельная научно-исследовательская работа, где раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, излагаются собственные взгляды.
После выбора темы и определения проблемы следующий шаг - формулировка цели реферата. Она должна соответствовать следующим требованиям:
1) Раскрыть поставленную проблему. Цели и проблемы должны соответствовать заявленной теме.
2) Цель должна быть сформулирована как стремление ответить на какой-либо вопрос или решить какую-либо проблему.
3) Цель должна быть краткой, лаконичной, определять намерения.
После формулировки цели реферата необходимо вычленить задачи – те отдельные этапы работы, последовательное выполнение которых приведет к достижению цели. В зависимости от вида работы, темы и проблемы реферата количество задач и их формулировка могут меняться. Но существует базовый комплекс задач, которые необходимы для любой реферативной работы:
1) Определение проблемности заявленной темы и обоснование актуальности реферата.
2) Выбор и обоснование методов работы над рефератом.
3) Определение и описание используемых источников и литературы.
4) Анализ рассматриваемых в реферате теорий, концепций, взглядов, решающих поставленную проблему.
5) Определение и обоснование собственной позиции по исследуемой проблеме.
6) Формулирование общего вывода о результатах реферативной работы.
Помимо целей и задач, любая научная работа подразумевает выделение объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является то проблемное поле, та сфера реальности, на которую направлено ваше внимание.
Предметом исследования является совокупность конкретных аспектов или феноменов, непосредственно изучаемых в процессе исследования.
Объем и сложность выделяемых объекта и предмета зависят от уровня научности исследовательской работы. Чем ниже уровень, тем более конкретными должны быть объект и предмет. Конкретно в реферативной работе объектом являются теории, исследования, авторское мнение, рассматривающие какую-либо историческую проблему. Предметом исследования являются конкретные информационные источники и литературные материалы, с которыми работают. Вернемся к теме реферата «Проекты и реальность перестройки», здесь объектом исследования будут концепции и теории, в которых изучается период перестройки и возможности пути ее реализации, а предметом - информационные источники и литературные материалы, где излагаются взгляды авторитетных исследователей на события, происходившие в период перестройки, анализ возможных путей развития.
После определения темы и проблемы необходимо выбрать методы работы над рефератом. Само слово «метод» латинского происхождения, означает «путь». Таким образом, метод – это совокупность тех средств и способов, которые применяются в процессе работы. Существует множество разных методов, но так как реферативная работа является простым видом исследования, в ней применяются простые и общие методы:
- метод сравнительного анализа заключается в сравнении исследуемых фактов, событий, теорий или процессов и в их анализе нахождение общего и особенного;
- метод исторического анализа заключается в исследовании и описании явления как процесса имеющего свою историю развития, динамику, определенные причины возникновения в прошлом и некие следствия в будущем (описание процесса развития исследуемого предмета, выявление причин его возникновения и факторов, определяющих динамику его развития, связь с другими процессами и явлениями, вероятные пути развития и возможные следствия;
- метод описания дополняет сравнительный и исторический виды анализа и представляет собой подробное, логическое и последовательное изложение фактов, событий или теоретических положений (раскрытие причинно-следственных связей в исследуемом предмете с ее четкой классификацией);
-метод комбинирования материала представляет анализ текста используемых источников, выделение в нем наиболее важных фрагментов и составление из этих фрагментов оригинального текстового произведения (реферата), содержащего ответ на поставленную в работе проблему;
- обобщение – метод заключается в том, что вы делаете некий общий вывод на основе известных единичных фактов, а так же доступных сведений, обобщая чужой исследовательский материал.
Одной из ключевых проблем составления реферата является его структура. В реферативной работе требуется умение грамотно планировать и осуществлять интеллектуальную деятельность по решению какой-либо проблемы. И важен тот момент, что эксперт, который будет оценивать работу, в первую очередь будет обращать внимание на содержание, введение, заключение. Соответственно, насколько четко выделены проблема и цель реферата насколько соответствует содержание работы поставленным задачам, логичен вывод в заключение и соответствует поставленной цели, напрямую зависит общее впечатление от реферата и его оценки.
Реферат должен обязательно содержать следующие пять структурных частей текста:
1) Оглавление содержит полный последовательный перечень всех структурных частей реферата с указанием страниц расположения в тексте.
2) Введение включает определение проблемности заявленной темы и обоснование актуальности реферата, выбор и обоснование методов работы над рефератом, определение и описание используемой литературы, входящей в текст введения.
Структура введения должна быть следующей:
1. Необходимо кратко рассказать о выбранной теме и о том, почему вы взяли именно ее.
2. Описать проблемность выбранной темы и определение той проблемы, которую вы будете рассматривать в своем реферате.
3. Обосновать актуальность реферата.
4.Логически выделить из поставленной проблемы цели реферата и задачи.
5.Обосновать выбор методов работы над рефератом.
6.Определить типы необходимых источников, которые вы будете использовать в работе.
7. Описать используемые источники и литературу ( дать краткую характеристику наиболее важным источникам, рассказать о том, чем они оказались ценны и какой материал вы у них почерпнули).
Необходимо отдельно пояснить, что такое актуальность темы, так как тема любой исследовательской работы должна быть востребованной и интересной для других исследователей.
3) Основная часть - главный текст, где излагается ход исследований, анализ рассматриваемых в реферате теорий, концепций, взглядов, решающих поставленную проблему.
В большом тексте возможны выделения глав и даже целых разделов. Можно текст разбить на отдельные параграфы по хронологии событий или по этапам исследования. В самой работе излагается по большей части чужие концепции и мысли, но в конце основной части, где осуществляется общий анализ проблемы и дается ее решение, необходимо сделать вывод, изложить собственное мнение, сформированное на основе изученного материала.
4) Заключение - завершающая часть реферата, должна быть жесткой, четкой, может быть представлена как последовательный ответ на следующие вопросы:
- Какая проблема была взята за основу реферата?
- Какую цель ставили?
- Какие задачи запланировали?
- Какие исследования были проведены и с помощью, каких методов?
- Какой результат получили и насколько он соответствует поставленной цели?
- Какой вывод вы сделали на основе исследования материала?
Краткое повторение в заключение проблемы, цели и задач, выделенных в работе, является общепринятым в научных работах. Весь текст заключения должен быть посвящен изложению выводов исследовательской работы.
5) Список используемой литературы - общее количество используемых источников должно быть не менее десяти, включают целые книги, отдельные журнальные и газетные статьи, справочные и словарные статьи, теле и радиопередачи, мультимедиа, интервью, разнообразные источники из Интернета. Используемые источники переписываются нумерованным списком, в алфавитном порядке.
Лист согласования
Дополнения и изменения к методическим рекомендациям по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся по профессии( специальности) по дисциплине
( междисциплинарному курсу) на учебный год
 
Дополнения и изменения кметодическим рекомендациям по внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся по профессии( специальности) по дисциплине
( междисциплинарному курсу)__________ учебный год
Внесены следующие изменения:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнения и изменения обсуждены на заседании МК _______________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). 
Председатель  МК ________________ /___________________/