Программа по внеурочной деятельности Юные таланты (2 класс)


Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями по организации внеурочной деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательного процесса на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ лицея №4 и рассчитана на период 2015-2019 г.г.
Целью развития и воспитания в начальной школе по данной программе является:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Задачи.
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, театр оперы и балета, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. Формирование у детей чувства уверенности в новой обстановке.
4. Создание эмоционально благополучной атмосферы для дружеских
взаимоотношений.
5. Развитие способности понимать собеседника.
6. Знакомство детей с понятиями «мимика» «жест».
7. Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке.

Общая характеристика курса.
Программа данного курса представляет систему занятий общекультурного направления, направленную на- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра, знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, театр оперы и балета, музыкальной комедии, народный балаганный театр)..
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом МБОУ лицей №4. Формы работы: уроки здоровья, подвижные игры, настольные игры, познавательные игры, ситуативные игры, комплексные игры на местности, беседы о здоровом образе жизни.


Место курса в учебном плане.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план по внеурочной деятельности в
начальной школе отводит особое место для общекультурного направления. В учебном плане МБОУ лицея №4, исходя из 34 недельного учебного года, на основании утверждённого календарного графика, на кружок «Юные таланты» отводится 2 часа в неделю, 66 часов в 1классе и 68 часов в 2-4 классах в год.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Содержание курса общекультурного направления кружка «Юные таланты» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности эстетической культуры.
Способствует решению учебных, художественно-творческих задач, воспитанию художественного вкуса, развитию воображения, образного и ассоциативного мышления, стремлению принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах лицея, культурных событиях.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детского творчества в процессе театрального воплощения.
Занятия способствуют усвоению социальных норм поведения, формируют высшие произвольные психические функции.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
Через игровые и тренинговые упражнения избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
Через упражнения из области актёрского мастерства уметь:
концентрировать внимание
управлять фантазией
обладать образным видением
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Уметь запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания курса являются :
Уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знать и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь подбирать рифму к заданному слову.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
управлять фантазией
обладать образным видением
Иметь понятие: о технике сцены
об оформлении сцены
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
об этюде и его разновидностях
о структуре этюда
о сценарии и форме его написания
о выразительных средствах и их разновидностях
что такое событие и событийный ряд
что такое второй план и внутренний монолог
что такое сюжет и его структура что такое фрагмент

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы курса  являются следующие умения:
Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории иметь:
способность выстраивания событийного ряда
способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по
фрагментарному плану
способность выражения мысли через сопутствующее событие
способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
образное видение.
Уметь чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.
Уметь владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.
Проявлять бережное отношение к окружающему миру.
Применять способности логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного "я" в предлагаемой общественной среде.
Нести ответственность за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.
Понимать разно-жанровые виды искусств.










Основное содержание.



раздела
Наименования разделов
Количество часов

1
Культура и техника речи.
13ч.

2
Сценические действия и театральные игры.
15ч.

3
Основы театральной культуры.
15ч.

4
«Мы – актёры» - постановка спектаклей.
25ч.


Итого:
68ч.






Тематическое планирование.
Номер
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся




Вводное занятие. Театральная игра.
Общение. Речевые ситуации.
1

Общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Через упражнения из области актёрского мастерства уметь:
1.концентрировать внимание
2.управлять фантазией
3.обладать образным видением
Общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.




Культура и техника речи.
«Двенадцать месяцев».
1

Находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Работать над техникой речи.
На примере литературного материала выражать свое отношение к персонажам. Развивать внимание, память.




Распределение ролей. Отработка ролей.
1

Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.
Называть свои речевые роли.
Работать над дикцией (произносить чистоговорки, скороговорки).
Разучивать текст сказки, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.




Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания. Басня "Стрекоза и муравей".
1

Выполнять артикуляционную гимнастику.
Быстро и четко проговаривать слова и фразы.
Создавать этюды, импровизировать.
На примере литературного материала выразить свое отношение к персонажам. Развивать внимание, память.




Распределение ролей.
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
1

Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.
Называть свои речевые роли.
Работать над дикцией.
Создавать образы с помощью жестов, мимики.
Выполнять танцевальные упражнения.
Создавать этюды, импровизировать.




Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
Сценический этюд "Обращение", "Знакомство" "Пожелание", "Зеркало").
1

Создавать образы с помощью жестов, мимики.
Выполнять танцевальные упражнения.
Создавать этюды, импровизировать.
Создавать этюды, импровизировать.
Создавать образы с помощью жестов, мимики. Выполнять танцевальные упражнения.





Язык и характер танца.
Язык и характер танца.

1

Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера. Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки или цепочки. Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.




Пригласительный билет. Дизайн.
Пригласительный билет. Текст.
1

Создавать дизайн пригласительного билета на представление.
Составлять текст пригласительного билета.




"Теремок".
Распределение ролей.
1

На примере литературного материала выразить свое отношение к персонажам. Развивать внимание, память.
Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.
Называть свои речевые роли.
Работать над дикцией.




"Теремок".
Мимика в диалоге.
"Теремок".
Логическое ударение.
1

Работать над мимикой при диалоге.
Разучивать текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос.
Работать над логическим ударением.
Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.




"Теремок". Интонация в речи.
"Теремок". Сценический образ.
1

Работать над мимикой и логическим ударением при диалоге.
Работать над мимикой и логическим ударением при диалоге. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж




Премьера сказки С. В. Михалкова "Теремок".
Театральная игра.
1

Выступать в сценических условиях.
Общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.




Тон речи (то же слово, да не так бы молвить).
Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
1

Называть несловесные средства общения.
Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа, тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств общения.




Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.
1

Создавать образы с помощью жестов, мимики.
Создавать образы с помощью жестов, мимики.




Этикет начинается с «волшебных» слов».
Стихотворение К. И Чуковского "Телефон".
1

Оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
На примере литературного материала выразить свое отношение к персонажам. Развивать внимание, память.




"Телефон". Логическое ударение.
Танцевальные упражнения.
1

Работать над логическим ударением.
Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.
Двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.




Разучивание танцевальных движений.
«Ожившие картины».
1

Самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Подбирать разные звуки, включать их в игровые импровизации.




«Ожившие картины».
Сценические этюды по текстам.
1

Сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении.




Сценические этюды по текстам.
Тренировка ритмичности движений.
1

Двигаться под музыку ритмично, в темпе и характере произведения.





Тренировка ритмичности движений.
Работа над образом. Сказочные гримы.
1

Создавать сказочный образ.
Развивать воображение, фантазию.




Работа над образом. Сказочные гримы.
"Волк и ягненок".
1

Фантазировать и создавать сказочный образ.
Произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.




Репетиция.
Декорации. Костюмы.
1

Называть свои речевые роли.
Работать над дикцией.
Изготовление масок зверей.




Отработка ролей. Репетиция.
Выступление.
1

Анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
Работать коллективно, сотрудничая и помогая друг другу.
Выступать в сценической атмосфере.




Афиша. Оформление афиш.
Общение. Речевые ситуации.
1

Оформить афишу с необходимой информацией на ней.
Общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.




Общение. Речевые ситуации.
Культура и техника речи.
1

Находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
Работать над техникой речи.




Поздравления. Сочиняем поздравления
Поздравления. Создаем открытку.
1

Составлять поздравления к разным праздникам, правильно произносить поздравление.
Оформить открытку к празднику по выбору.




Театральная игра.
Жесты. Мимика.
Мастерская художника.
1

Общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.
Выполнить задание "Дорисуй вторую половину картин".




Музыка в театре.
Звук и шум в жизни и на сцене.
1

Просмотреть видеоматериал (мюзикл или оперетта).
Озвучить предлагаемые действия, атмосферу.




Зритель в театре. Сценический этюд.
Тренировка ритмичности движений.
1

Сочинить этюд на тему "Как надо вести себя в театре".
Двигаться под музыку ритмично, в темпе и характере произведения.





Тренировка ритмичности движений.
«Ожившие картины». Упражнения в озвучивании сюжетов.
1

Самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Подбирать разные звуки, включать их в игровые импровизации.




«Ожившие картины». Упражнения в озвучивании сюжетов.
Язык и характер танца.

1

Двигаться в заданном ритме.
Создавать пластические импровизации под музыку разного характера.




"Куклы в гости к нам пришли".
1
Изготовливать пальчиковые куклы.





Театр кукол.
Репетиция.
1

Показать представление с использованием пальчиковых кукол.
Демонстрировать наиболее удачные сценические этюды.
Работать над дикцией.




Урок-концерт.
1
Организовать выступление для учащихся и родителей.



Итого:34 часа.













Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебно-методическое обеспечение:
1.Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., Просвещение, 2003.
2.Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., Просвещение, 2001.
3.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., Просвещение, 2003.
4.Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., Просвещение, 2001.
5.Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
6. Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
7. Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
8. Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
9. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
2.Цифровые образовательные ресурсы:
Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
Технические средства обучения:
1.Телевизор.
2.Музыкальный центр.
3.Компьютер.
4.Видеокамера для анализа выступлений.
5.Фотоаппарат.
6.Мультимедийный проектор.
7.Экран для проектора.
Оборудование:
1.Ширма из картона.
2.Мягкие игрушки.
3.Игры и игрушки.
4.Маски, головные уборы и костюмы героев.
5. Альбомные листы, картон, карандаши, акварельные краски, кисточки, фломастеры, клей, фольга.
Дидактические материалы:
1. Карточки с изображением животных.
2. Карточки с изображением неживых предметов.





15