Выступление педагога — психолога на методическом объединении: «Индивидуальный подход классного руководителя в работе с обучающимися»


«Индивидуальный подход классного руководителя в работе с обучающимися»
    «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
 (А.А. Захаренко) 
   Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.              Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства.      Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.
     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися - есть создание условий жизнедеятельности ребенка в коллективе, предусматривающих возможность каждого школьника быть непохожим на других.
Учет индивидуальных способностей предполагает использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности. При этом неудачи и ошибки в процессе социального становления подрастающего поколения сводятся до минимума.
В педагогической практике нередко встречается тенденциозность в отношении учащихся, которая сказывается на детях весьма болезненно. Нельзя не согласиться с А.С. Макаренко, который считал, что неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости или зубоскальства.
Зачастую педагоги принимают индивидуальный подход только к «крайним» («слабым» или «сильным») учащимся. Но важно помнить, что «средние» школьники в любой момент могут стать «сильными», поэтому следует видеть особенное в каждом ребенке.
При учете индивидуальных особенностей школьников часто не принимаются во внимание различия в типе нервной системы, в темпераменте человека. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психологической деятельности и поведения (сангвиник - живой; флегматик - медленный, спокойный; холерик - энергичный, страстный; меланхолик - задумчивый, склонный к глубоким переживаниям).
Еще одним важным положением является учет индивидуальных способностей. Педагог должен избегать крайностей и в этом вопросе, так как и переоценка, и недооценка равнозначно наносят вред в развитии личности ребенка.
Какие же конкретные действия следует предпринимать классному руководителю при организации индивидуальной работы с учащимися?
Прежде всего ребенок должен быть активно включен в деятельность, а стало быть, в определенную систему отношений. С этой целью, классный руководитель определяет сам (или через учителей-предметников) конкретные задания и поручения в соответствии с личностными особенностями ученика, способствующие инициированию его активности в обязательном виде деятельности - учении.
Внушая ребенку его исключительность, его особую роль в жизнедеятельности коллектива, классный руководитель оказывает помощь (при необходимости) в избрании и включении ребенка в деятельность, отвечающую его потребностям, способностям, интересам.
     Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?      Настоящий классный руководитель- это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую и уникальную.     Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Кодекс чести учителя
Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство.
Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
Справедливость в оценке знаний и поступков учащихся - один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Учитель должен быть требовательным по отношению к учащимся, но его требовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважением, душевной теплотой, - такой, которая может быть осмыслена, понята его воспитанниками. Учитель должен предъявлять к учащимся посильные требования и не допускать слепого подчинения этим требованиям, бороться против рабской покорности детей во взаимоотношениях с другими людьми.       4. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Они должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Нравственные отношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более на жесткости. Даже в гневе учитель должен быть гуманным и внимательным.      5. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере. 6 . Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не "активизировать" окликом или угрозой.       8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности - одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.       11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее - обязательное правило для учителя.       12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.       13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.       14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.       15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.       19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей.
            Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.
Сегодняшнее выступление хочу закончить так:
     Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.