Церемониальный отряд Служу Отечеству!


г. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ ДОД ДЮЦ «Дзёмги»Образовательная программа Церемониального отряда «Служу Отечества!»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Социально-экономические изменения, происходящие в жизни нашего общества за последние полтора десятка лет, оказали существенное влияние на формирование общественного сознания людей, их отношения к историческому прошлому и настоящему своего государства. Все это привело к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Резко возросла и помолодела преступность и наркомании. Индивидуализм, меркантильность, неуважение к обществу, семье, коллективу, забвение традиций российского народа, незнание истории своего Отечества — все эти негативные качества современной молодежи возникли не сами по себе, а в результате разрушения системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, некогда существовавшего в нашей стране.
В таких условиях становится очевидным, что проблема воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать свои интересы, становится особенно актуальной.
Очевидно, что эта проблема коснулась и молодежи города Комсомольска-на-Амуре Исследования, проведенные в городе в 2009—2010 годах, показали, что в последнее время в силу ряда причин у молодежи и подростков изменилось отношение к военной службе, 55 % респондентов к службе в армии относятся отрицательно. Стали утрачивать свою значимость тис понятия, как патриотизм и верность Отечеству, 42% молодых людей считают. что нет необходимости воссоздания системы патриотического воспитания стране.
Значительно ухудшилось физическое и интеллектуальное развитие молодежи. Чрезмерное увлечение Интернетом наносит существенный вред нравственному воспитанию подрастающего поколения, героическое прошлое предшествующих поколений и принадлежность к русской нации взывает чувство гордости только у 53% молодых людей.
Унижение к символам государства и Отечества, к героическому прошлому страны. края, муниципального образования не возведены в ранг обязательных. приоритетных элементов воспитания в учебных учреждениях города и района.
На низком уровне находится программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях города.
Наличие в городе воинских частей, ветеранской общественности, военного комиссариата, культурно—просветительных учреждений, создает в целом предпосылки для создания эффективной системы патриотического воспитания.
В этой связи все более неотложным становится организация центра патриотического воспитания молодежи, который открылся на базе муниципального учреждения детско-юношеского центра «Дземги» молодежного церемониального отряда «Служу Отечеству!». Создание молодежного церемониального отряда «Служу Отечеству!» может стать первым шагом по приобщению молодых людей к героике прошлого, формированию патриотических чувств и сознания молодежи на основе исторических ценностей, популяризации государственной символики, сохранения и развития чувства гордости за свою страну.
Цели и задачи программы:
Основной целью программы является создание условий для возрождения патриотизма, Гражданского становления, духовно-нравственного и героико-патриотического воспитания молодежи.
Задачи программы:
— Формирование сознания молодежи на основе культурно-исторических и духовных ценностей
— Воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу через изучение истории и культуры России, Хабаровского края, города Комсомольска-на—Амуре;
- Расширение исторических знаний и представлений молодежи о героическом прошлом своей страны, края, родного города.
- Формирование положительного отношения к государственным символам, через изучение истории государственной символики.
— Популяризация государственных символов страны, края, органов местного самоуправления.
— Организация целенаправленного обучения молодежи и подростков через включение их в действия, связанные с церемониями с государственной символикой;
— Передача и развитие лучших традиций российского народа подрастающему поколению
— Создание и организация жизнедеятельности молодежного церемониального отряда «Служу Отечеству!» в городе Комсомольске—на—Амуре.
Пояснительная записка
Программа направлена на формирование личности патриота, формирование положительного отношения к лучшим традициям предшествующих поколений, воспитание любви к своему Отечеству. Программа строится на сочетании лучших традиций прошлого с новыми подходами в организации воспитательно-образовательного процесса. Программа предназначена для юношей и девушек 12-16 лет и предусматривает подготовительную работу, включающую в себя 3 направления деятельности:
группу барабанщиц, знаменную группу, группу развертывание флага
Концептуальная идея программы строится на символах и символических действиях, которые способствуют усилению наглядности абстрактных понятий и явлений, помогают подросткам понять суть определенных идей, государственные символы придают церемониалу мировоззренческую и моральную значимость, что усиливает его воспитательное влияние, делает эффективным средством формирования нравственного сознания.
Роль государственных символов в воспитании объясняется также и их преемственностью. Каждое новое поколение воспринимает церемониал с государственной символикой как готовый, концентрированный опыт предшественников. При этом в зависимости от требований времени церемониалы могут изменять свою форму, обогащаться новым содержанием, но всегда неизменным в них остается проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности.
Глубокое смысловое содержание государственных символов несет в себе познавательную информацию, позволяет обмениваться опытом, передавать от одного поколения другому определенные взгляды, идеи, представления, сложившиеся нормы поведения.
Государственная символика выступает как элемент системы нравственного просвещения. Раскрытие содержания символа является одним из источников пополнения нравственных знаний. Сама церемония служит средством передачи опыта, фактов, знаний и одновременно способствует развитию нравственных убеждений. Эти убеждения вырабатывают такие качества, как честь, долг по отношению к своей Родине, чувство достоинства.
Для церемониалов, совершаемых с государственной символикой характерны торжественность, красочность, что обуславливает их способность воздействовать свои мысли и чувства, Благодаря своей красочности и торжественности, церемониалы вносят в жизнь эмоциональную атмосферу. В подобной атмосфере наиболее интенсивно осуществляется развитие нравственных качеств молодого поколения. Идеи не только осознаются, но и переживаются. Применение государственной символики в воспитательной практике оказывает комплексное влияние на нравственное и гражданское развитие личности.
Большое воспитательное значение имеет и атмосфера благодарной памяти и уважительного отношения к историческому прошлому и людям, которые его олицетворяют. Созданию и поддержанию высокого эмоционального настроя служат встречи с ветеранами войны и труда, кадровыми офицерами, представителями воинских частей и военного комиссариата, посещение памятных мест и экскурсий к мемориалу славы. Элементы воинской дисциплины, наличие установленной формы одежды, наработка и соблюдение традиций, отсутствие ничем не занятого времени, ежедневное подведение итогов будут способствовать созданию деловой дружелюбной атмосферы общения участников церемониального отряда.
Содержание образовательной программы
Образовательный компонент. Он характеризуется социально-образовательной направленностью и опирается на социальный, исторический, героический и нравственный опыт, накопленный предшествующими поколениями.
Теоретическая база
1. Геральдика и государственная политика История гербов. Правила составления и описания гербов. Изображения и обозначения фигур, знаков, цветов. Понятие штандарт. Государственные символы Российской Федерации: Герб РФ. Флаг РФ. Гимн РФ. Штандарт Президента РФ. Правила использования государственной символики. Государственные символы Хабаровского края: муниципальных образований Хабаровского края. Герб Хабаровского края. Флаг Хабаровского края. История понятий: традиции, обычай, обряд, ритуал, символ, атрибут.
2. Страницы истории
История основания города Комсомольска-на-Амуре. Амурская экспедиция. Гражданская война на нижнем Амуре. Город в годы Великой Отечественной войны. Экскурсии к мемориалам и памятным местам, в которых запечатлено героическое прошлое. Встречи с представителями военных специальностей и ветеранской общественности. Посещение краеведческого музея
Практический компонент
Он характеризуется более конкретной направленностью.
3. Строевая подготовка Общие понятия строя. Строевая терминология: шеренга, ряд, фронт, фланг, интервал, колонна, глубина строя, дистанция, сомкнутый строй, разомкнутый строй, развернутый строй, походный строй, направляющий, замыкающий, ранжир. Команды и техника строя: предварительная команда, исполнительная команда, построение отряда, строевая стойка: «Равняйсь!», «Смирно!», «Отставить!», «Вольно!», «Разойдись! », «Направо! », «Налево! », «Кругом!», «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Шагом марш!»Перестроения. Отработка действий командира. Умение управлять строем: отдача команды для перестроения колонны: команды или приказа, голосом, сигналами. Умение управлять отрядами: подготовка к выступлению, начало выступления, окончание игры на барабанах, перестроение.
4. Организация караульной службы. Разъяснения назначения и задач Поста №1. Ознакомление с Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и примерным Уставом
Поста №1. Отработка отдельных элементов строевой подготовки, которые необходимы при несении караульной службы на Посту №1: строевая стойка, строевой шаг, выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ!»‚ «СМИРНО!», «ВОЛЬНО!»‚ поворотов на месте: «НАЛЕВО!», «НАПРАВО!»‚ «КРУГОМ!».
Проведение инструктажа по правилам техники безопасности и организации несения службы на Посту №1.
Выборы органа самоуправления и организация дежурства в караульном помещении.
Выпуск Боевых листков.
Оформление первых страниц летописи Церемониального отряда.
Общее построение караула. Прохождение караула к месту несения вахты.
5. Основы барабанного боя Умение правильно носить барабан: правильное положение ленты барабана, правильное положение палочек в исходном положении. Развитие техники рук. 10 этюдов на разные виды техники. Различные ритмические дробления долей. Гаммы мажорные и минорные. Арпеджио до 3-х знаков. Простейшие секвенции в мажорных и минорных ладах до 3—х знаков. Изучение нотной грамоты. Игра маршей с одновременной отработкой в движении. Положение барабана при игре: умение пользоваться во время торжественного прохождения до принятия положения «Смирно». Умение играть марши: «Сбор», «Суворовский», «Торжественный вынос знамени», «Походный», «Морской», «Кубинский».
6. Хореография Стойка барабанщицы. Постановка шага. Перестроения. Целостность звучания барабана и музыкального сопровождения. Разучивание элементов танцевального рисунка. Марш на месте. Марш по кругу. Марш по квадрату. Перестроения с барабанным боем. Перестроения в зигзаг. Перестроения в колонну. Марш с барабанным боем. Перестроения в бабочку. Перестроения в дощечку. Перестроения в диагональ. Перестроения в галочку. Прочесы. Марш с барабанным боем. Танцевальная комбинация на 32 такта с барабанным боем. Перестроения в дощечку диагонально. Перестроения в галочку диагонально. Прочесы. Марш с боем. Танцевальная комбинация на 12 тактов.
7. Участие праздничных мероприятиях, церемониях. По плану.
Учебный план
церемониального отряда «Служу Отечеству!»
1-го года обучения
( 4 часа в неделю)
№ Наименование тем теория практика всего
1. Геральдика и государственная политика 24 24
2. Страницы истории 10 10
3. Строевая подготовка 4 14 18
4. Организация караульной службы 2 12 14
5. Основы барабанного боя
32 32
6. Хореография 46 46
ИТОГО 40 104 144
Учебный план
церемониального отряда «Служу Отечеству»
2-го года обучения
(5 часов в неделю)
№ Наименование тем теория практика всего
1. Геральдика и государственная политика 30 30
2. Страницы истории 12 12
3. Строевая подготовка 4 19 23
4. Организация караульной службы 2 15 17
5. Основы барабанного боя
40 40
6. Хореография 58 58
ИТОГО 48 132 180
Основными методами реализации программы являются:
- Использование материально-технической и учебной баз муниципальных учреждений и военных формирований города.
- Привлечение специалистов и преподавателей различных областей знаний.
- Привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (строевая подготовка, барабанный бой, военнослужащих и др.).
- Подготовка оборудования и использование помещений для проведения теоретических занятий.
- Проведение теоретических, познавательных, спортивных и развлекательных мероприятий.
- Организация экскурсий.
- Организованное посещение музея.
- Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской компаний.
- Организация занятий по строевой подготовке, основам барабанного боя, организация караульной службы и знаменной группы.
Тематический план.
Теоретический курс «Символика РФ, субъектов РФ, города Комсомольска-на-Амуре 72 часа
Практические занятия с группой почетного караула. 72 часа
Практические занятия с группой знаменосцев. Строевая подготовка. 72 часа
Практические занятия с группой развертывания флага. 72 часа
Практические занятия с группой барабанщиц. Хореография. 72 часа
Строевая подготовка 72 часа
Сводные репетиции 48 часов
Ожидаемый результат:
- Создание молодежного объединения героико-патриотической и духовно-нравственной направленности;
- Вовлечение молодежи в реализацию молодежной политики по патриотическому воспитанию;
- Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, края, города;
- Развитие чувства гражданского долга, культурно—образовательного уровня молодежи;
- Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи;
- Создание предпосылок для формирования в образовательных учреждениях молодежных объединений героико-патриотической и духовно-нравственой направленности.
ПОЛОЖЕНИЕ
О церемониальном отряде МОУ ДОД ДЮЦ «Дзёмги»
1.Общие положения
1.1 Церемониальный отряд МОУ ДОД ДЮЦ «Дзёмги» — это добровольное объединение учащихся 5-11 классов, выпускников школы,
представителей педагогического коллектива, предназначенное для общения и совместной деятельности во внеурочное время с целью развития общественной активности, Патриотического воспитания и увековечиванияпамяти погибших при защите Отечества.
1.2 Детское объединение осуществляет свою деятельность на базе созданного в 1991 году МОУ ДОД ДЮЦ «Дзёмги»,
2. Цели и задачи
2.1 Цель церемониального отряда — воспитание и поддержание у молодежи Хабаровского края, начиная с юношеского возраста чувства патриотизма, гражданского долга, общественных интересов.
2.2 Задачи отряда:
1. Участие в реализации государственной политики в области военно—патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;
2. Формирование уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации и Хабаровского края;
3. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине;
4. Изучение истории и культуры Отечества и родного края;
5. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества;
6. Передача и развитие лучших традиций российского воинства;
7. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде;
8. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни;
9. Участие в подготовке граждан к военной службе.
3. Основными направлениями и формами деятельности являются:
- проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсии, показательных выступлений, войсковых стажировок;
- участие в уходе за памятниками воинской славы;
- организация работы военно-спортивных и оздоровительных лагереи для молодежи и детей;
- проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота.
4. Права и обязанности членов церемониального отряда:
4.1 Все члены объединения имеют равные права и несут равные обязанности.
4.2 Члены церемониального отряда имеют право:
- выражать и отстаивать интересы;
- выступать с инициативой, вносить предложения в совместную программу деятельности;
- избирать и быть избранными в совет командиров;
- рассчитывать от совета командиров на защиту и поддержку в отстаивании своих интересов.
4.3 Члены церемониального отряда обязаны:
- участвовать в деятельности отряда;
- выполнять решения органов объединения;
- показывать пример в учебе, труде, беречь собственность ДЮЦ «Дземги», участвовать в охране окружающей среды, соблюдать учебную и трудовую дисциплину;
- быть патриотом Родины;
- быть скромным и честным, чутким и внимательным к людям;
- заботиться об авторитете отряда.