МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению урока в условиях учебной практики УП 03.01 ПМ 03.01 Работа на контрольно–кассовой технике и расчеты с покупателями Профессия: Продавец, контролер-кассир


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо проведению урока в условиях
учебной практики УП 03.01
ПМ 03.01 Работа на контрольно–кассовой технике и расчеты с покупателями
Профессия: Продавец, контролер-кассир
Разработала:
Гасанова Гулияр Адамовна
мастер п/о
АнатацияРабочие профессии востребованы на рынке труда, но для трудоустройства и самореализации выпускникам техникумов необходимо владеть высоким уровнем мастерства и быть всесторонне развитой личностью. Поэтому главная цель моих уроков– качественное формирование профессиональной компетентности будущего молодого рабочего.
Внедрение ФГОС основано на компетентностном подходе к обучению. Поэтому в процессе урока мастеру необходимо использовать различные формы и методы для формирования как общих, так и профессиональных компетенций. Так же большой акцент делается на организацию самостоятельной работы обучающихся.
В разработке используются элементы информационно-коммуникационной технологии обучения, которая направлена на формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, обработка), выполнение самостоятельной работы. Просматривается эффективность работы в командах посредством создания команд магазинов. Наглядный просмотр торговых ситуаций при расчете с покупателем от наставников производства дает возможность реально оценить и разрешить сложившуюся производственную ситуацию.
В конечном итоге, навыки самостоятельного труда помогут будущим рабочим и специалистам в самореализации, самосовершенствовании и стать конкурентоспособными на рынке труда.
1.Основная часть
1.1.Методическое обоснование темы
Тема № 03.01 Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями. Время на изучение темы
Урок №11 Правила расчетов с покупателями. Время на изучение темы урока 6 часов.
На уроке формируется профессиональная компетенция ПК 3.1«Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Данный урок изучается в конце темы №03.01 и является логическим завершением темы.
1.2 Методические рекомендации проведения урока:
Подготовка к занятию ведётся в течение недели. Обучающиеся разделены на микро группы. Заранее получают домашнее задание, накапливают материал, готовят отчет о проделанной работе.
1.3План урока
ТЕМА:№1. Соблюдение правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ), способы расчетов с покупателями.
УРОК № 11.Правила расчета с покупателями.
ТИП УРОКА: Урок по изучению трудовых приемов и операций.
- отработка умений при эксплуатации различных ККМ.
- формирование у обучающихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции, самостоятельное выполнение задания, включающее различные ситуации при расчетах с покупателями.
ВИД УРОКА: Комбинированный.
ЦЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКАЯ –создание условий для формирования знаний, умений и компетенций.
ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования ПК 3.1Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- закрепить умения и практический опыт работы на ККМразличных типов.
- научить правилам расчета с покупателями.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, умение анализировать, работать в команде, слушать друг друга и формулировать собственное суждение;
- развивать умение принимать решения в различных ситуациях;
-развивать умения делового общения с покупателями.
Воспитательная:
- воспитывать необходимые современному человеку личностные качества, самостоятельность и ответственность за результаты работы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
- организационный,
- вводный,
- текущий,
- заключительный.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Оборудование:
- рабочее место продавца;
- контрольно – кассовая техника;
- калькулятор;
- торговые корзины,
-монетница.
Материалы:
- образцы продукции;
-образцы денежных купюр.
Компьютерное обеспечение:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Дидактическое обеспечение:
- оценочные листы;
- критерии оценок;
- тестовые задания;
- инструкции ККМ;
- карточки задания.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
1.МДК 03.01. Эксплуатация контрольно – кассовой техники.
2. МДК 02.01 Организация и технология розничной торговли.
3. Основы деловой культуры.
4. Санитария и гигиена.
5. Учет и отчетность.
6. Информатика и ИКТ.
1.4 Технологическая карта
№ п/пЭтапы урока Приёмы и методы Формируемые компетенции Время, мин.
1 2 3 4 5
1 Организационный момент Словесный метод ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 5мин.
2 Вводный
инструктаж Методы:
Словесный, письменный,
Демонстрационный,
Частично поисковый,
Логический,
Практический -репродуктивный.
Приемы:
Опрос, объяснение, показ, самостоятельная работа.
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. 40 мин.
3 Текущий инструктаж Методы:
Словесный,
Практический репродуктивный.
Приемы:
Самостоятельная работа ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателямиОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров. 3 часа.
4 Заключительный инструктаж Методы:
Словесный
Приемы:
Беседа ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
30мин.1.5 План -конспект урока
№ этапа Работа педагога
Работа обучающихся1
Организационный момент
(3 мин.) - Приветствие педагога:
«Здравствуйте ребята присаживайтесь, дежурный группы доложите о готовности к уроку.»(Проверка присутствия учащихся;
осмотр внешнего вида учащихся)
- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем гостей…»
-Психологическая подготовка куроку:
определение двух команд магазинов, выбор старшего кассира.
Ознакомление с раздаточным материалом (лист оценивания) (Приложение 1) Командир группы докладывает о готовности обучающихся к уроку, выполнения санитарных требований к спецодежде.
Приветствуют гостей.
Слушают, воспринимают, выбирают старшего кассира.
2
Вводный инструктаж
(42мин.) 2.1:Мотивация обучающихся к определению темы урока.
Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
1.Посетить торговые предприятия города ПокачиМагазин «Магнит»; магазин «Монетка»
2. Провести наблюдение работы контролера-кассира во время обслуживания покупателей.
3. Определить, что общего между разными кассирами во время работы.
4. Вывод
Во время выполнения вашего домашнего задания, я тоже посетила торговые точки нашего города, и мне удалось сделать видеосюжет работы контролеров-кассиров.
Внимание на экран (видео 1)
Обсудите в команде видеосюжет и дайте ответ на вопросы:
1.В каком магазине была произведена видеосъемка?
- Исходя из выводов вашего наблюдения и просмотра видеоролика, определите сами тему нашего урока.
- Хорошо тему вы определили, а какую задачу вы поставите себе на урок?
Сообщение темы и задач урока. (слайд 2)
2.2 Актуализация знаний обучающихся для выполнения учебно -производственных работ урока.
- Выдача тестовой работы одному обучающемуся из команды - «Магнит».
- Предложение выполнения теста
«Эксплуатация ККМ»- команде «Монетка» (приложение 2)
Как вы уже успели заметить, на ваших столах находится кассовая техника. Скажите мне:
с чего начинается изучение ККТ? (с техники безопасности).
Опрос обучающихся по командам:
- Магазин «Магнит» - рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ перед началом работы.
Вопросы:
1.Назовите марку ККМ на вашем столе.
2.Почему ваша ККМ не подключена к розетке?
3. Что такое ЭКЛЗ?
- Магазин «Монетка» рассказать и выполнить правила техники безопасности работы на ККМ во время работы.
Вопрос:
1. Назовите марку ККМ на вашем столе.
2. Как называется металлическая планка с заводским номером машины и где она находится?
3. Что такое РПЗУ?
(Приложение 3) (Приложение 7)
Молодцы! А теперь вы должны найти и определить следующее задание сами. Для этого я предлагаю вам войти в программу «Касса» и получить нулевой чек.
Вопрос:
Что мы проверяем в нулевом чеке?
Прочтите задание, запрограммированное в заголовке чека, и с помощью инструкции ККМ выполните его. (Приложение 4)
Молодцы! с заданием вы справились, старшие кассиры не забывайте оценивать этапы работы.
2.3 Мотивация перехода к новому материалу.
А мы продолжаем урок, следуя нашему плану, переходим к новому материалу.
Постоянный рост современных магазинов сильно изменил подход к розничной торговле. Удовлетворенность покупателя определяется быстротой выбора покупки, и затраты времени на оплату покупки. Вот здесь и раскрывается значимость контролера- кассира. От его профессиональной компетентности зависит настроение покупателя, желание повторно посетить магазин.
И вам, как будущим торговым работникам, необходимо формировать умения по эксплуатации ККТ и точно выполнять правила расчётных операций с покупателями.
Я предлагаю командам методом логического конструирования, на основании домашнего задания и теоретических знаний, составить алгоритм «выполнения правил расчета с покупателями». (приложение 5)
Посмотрите на экран и проверьте, все ли пункты у вас совпадают(слайд 3)
Сейчас я покажу вам последовательность выполнения операций расчета с покупателями(личный показ операций)
Теперь я попрошу одного из вас пройти на рабочее место для закрепления новых умений выполнения правил расчета с покупателями.
Молодцы! Вы не только выявили ошибки при расчете, но и логически обоснованно разрешили торговую ситуацию.
2.4 Мотивация самостоятельного выполнения заданий.
Все вопросы по новому материалу мы отработали, теперь переходим к выполнению работы самостоятельно. Разберите карточки задания в ваших папках, ознакомьтесь с заданием и приступайте к выполнению.
(Приложение 6) Обучающиеся из каждой команды зачитывают отчет о выполненном домашнем задании.
Обобщают информацию.
Слушают, просматривают видеосюжет, обсуждают,
Отвечают на вопрос.
(видео 1)
Обучающиеся предлагают варианты темы урока. Записывают в тетрадь тему урока
Формулируют задачу на урок.
Выполняют тестовые задания, производят самооценку знаний и умений по критериям.
Каждая команда отвечает на вопросы и выполняет правила Т.Б при работе на ККМ.
Расписываются в журнале по ТБ.
Обучающиеся включают ККМ, входят в режим «Касса», пробивают нулевой чек, при проверке реквизитов чека находят задание, запрограммированное в заголовке чека, выполняют задание, используя инструкцию ККМ.
Слушают, воспринимают.
Каждая команда составляет алгоритм
«выполнение правил расчета с покупателями»
Проверяют правильность составления алгоритма.
(слайд 3)
Наблюдают, запоминают выполнение операций.
Обучающийся выполняет расчетные
операции.
Внимательно наблюдают за рабочей ситуацией, обсуждают, выявляют ошибки при расчете с покупателем, аргументируя правила расчета с покупателями.
Получают карточки задания, ознакомляются, и приступают к выполнению трудовых операций.
3
Текущий инструктаж 3.1 Обходы мастером рабочих мест с целью:
-определение готовности самостоятельно приступить к выполнению работы;
-контроль, за правильностью организации рабочего места, за выполнением
обучающихся требований охраны труда;
-контроль, за правильностью выполнения задания;
-индивидуальное инструктирование обучающихся по выполнению правил расчета с покупателями.
Старшие кассиры сдают оценочную ведомость.
Выполняют операции согласно, карточек:
Расчет с покупателями, решение ситуационной задачи при расчете.
Соблюдая при этом требования охраны труда.
4
Заключительный инструктаж Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: все ли поставленные задачи были решены?
Рефлексия мастера.
Отметить активных обучающихся, проговорить о типичных ошибках,озвучить оценки за урок, поощрить команды за работу.
Рефлексия обучающихся.
Вопросы для рефлексии обучающихсясегодня я узнала…
мне было интересно…
мне было трудно…
теперь я могу…
сегодня я научилась…
Выдать домашнее задание: Составить кроссворд на тему: «Расчеты с покупателями» Рефлексия:
отвечают на вопросы, высказывают свое мнение об уроке. Записывают домашнее задание.
Заключение
Данный урок входит в раздел УП 03.01 «Работа на контрольно – кассовой технике и расчеты с покупателями» На изучение урока №11«Правила расчета с покупателями» отведено 6 часов.
В результате изучения темы обучающиеся должны:
уметь:
-осуществлять подготовку ККТ различных видов;
-работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах – POS терминалах), фискальных регистраторах;
-устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;
-осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;
-соблюдать правила техники безопасности;
знать:
-документы, регламентирующие применение ККТ;
-правила расчетов и обслуживания покупателей;
-типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;
-классификацию устройства ККТ;
-основные режимы ККТ;
-особенности технического обслуживания ККТ;
-признаки платежеспособности государственных денежных знаков.
Урок проводился поэтапно:
–организационный;
– вводный;
– текущий;
– заключительный;
Для реализации поставленной цели и задач урока используется технология развивающего обучения- технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности и информационно-коммуникационная деятельность. Для активизации познавательной деятельности использую задания на сравнение и наблюдение, разрабатываю творческие задания для работы в микро группах.
Работая в микро группах, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Таким образом, созданы условия для формирования профессиональной компетенции ПК 3.1«Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями».
Список используемой литературы
Основные источники:
Парфентьева Т.Р. Оборудование торговых предприятий : учебник для нач. проф. Образования / Т.Р.Парфентьева, Н.Б. Миронова, А.А. Петухова. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224с.
Никитченко Л.И. Контрольно-кассовые машины: учеб. Пособие для нач. проф. Образования –М.: Издательский центр «Академия»,2008.-72с.
Яковенко Н.В. кассир торгового зала:учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Н.В Яковенко. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224с – (Ускоренная форма подготовки).
Продавец, контролер-кассир: практические основы профессиональной деятельности [Текст]; Учеб. пособие/Г.В. Ткачева, Г.М. Юркевич, Н.М. Гурбо, Г.П. Бодрикова, М.Д. Катунина, Л.Н. Раздымахо. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 144с.: ил.
Дополнительные источники:
Модуль «эксплуатация ККМ» Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов ОМС плеер.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УРОКА УП 03.01 от 18.02.2014г
Тема: Правила расчета с покупателями.
№ п/пФ.И.О обучающихся Домашнее задание
От 1 до 5 баллов Актуализация
Знаний
От 1 до 5 баллов Тестовое задание
От 1 до 5 баллов Решение ситуационных задач
От 1 до 5 баллов Выполнение расчета с покупателями
От 1 до 5 баллов Общее количество баллов Итоговая оценка за урок
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Критерии оценивания:
25 баллов оценка – 5 (отлично)
20 баллов оценка - 4 (хорошо)
15 баллов оценка - 3 (удовлетворительно)
Менее 15 баллов оценка - 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ №1
Вариант АВ заданиях 1-2 выберите два правильных ответа.
Проверка знаний правил расчетов и обслуживания покупателей.
1. От каких операций процесса продажи товаров зависят затраты времени покупателей на приобретение товаров?
а) встреча покупателей;
б) показ товара;
в) расчет с покупателями.
г) реклама товара
2. Чьи интересы затрагивает наличие ККМ?
а) налоговой службы;
б) покупателей;
в) владельца магазина.
г) поставщика.
В заданиях 3-4 выберите 1 правильный ответ.
Проверка знаний классификации и устройства ККТ.
3. Каково назначение фискальной памяти?
а) Для хранения всех запрограммированных данных;
б) Для регистрации и хранения итоговой отчётной информации;
в) Учёта данных, вводимых в машину.
г) вывода « Z» отчета.
4. Какие клавиши используют для выполнения разных операций?
а) цифровые;
б) секционные;
в) функциональные.
г) калькулятор
5. Ответьте на вопросы.
Проверка знаний основных режимов ККТ.
А) Чем отличается X-отчет от Z-отчета?
______________________________________________________________
Б) В каком режиме работает кассир?
________________________________________________________________
В) Кто имеет доступ к режиму «Фискализация»?
________________________________________________________________
6. Запишите алгоритм вывода «Ведомости показаний» (х-отчет)
на ККМ «АМС-100К»
Оцениваемое умение осуществлять заключительные операции при работе на ККТ.
7.  Произвести подсчет стоимости покупки и вычислить сумму сдачи покупателю. 
Оцениваемое умение работы на ККТ различных видов.
 Продано покупателю:  -  шоколад «Пористый»       - 3 плитки по цене  18-50; -  карамель «Абрикос»         - 400 г по цене 78-00; -  конфеты «Ласточка»        - 1 кг 250 г по цене 98-00; -  сухари с маком                  - 850 г по цене 55-00  за кг
-  сахар                                 - 1 кг 100г по цене 30-00 за кг; -  газированная вода           - 3 шт. по цене 9-00 за шт.; -  яблоки                             - 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг; -  баранки                            - 250 г по 40-00 за кг; -  майонез «Сдобри»  - 2 банки по цене 16-00 за банку.
Стоимость покупки: _____________________________
Наличные от покупателя: 1000-00
Сдача: _____________________________   ЭТАЛОН ОТВЕТОВ ТЕСТ №1
Задание №1 – б, вЗадание №2 – а, бЗадание №3 - вЗадание №4 - вЗадание №5 –а) х- отчет без гашения; z- отчет с гашением
-б) «Касса»
-в) налоговый инспектор
касса
1 дкзВВ«Касса»- закрепить умения и практический опыт работы на ККМ различных типов.
- научить правилам расчета с покупателями.
каКЗ
1Дд

Задание №6 -
Задание №7–стоимость: 401-70; сдача: 598-30
Существенных операций – 15
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Выполнены все задания15 баллов – оценка 5 (отлично)
14 баллов – оценка 4 (хорошо)
13 баллов – оценка 3 (удовлетворительно)
Меньше 13 баллов –оценка 2 (неуд)
Ошибок более двух, тест не пройден.
Время для решения теста: 3 минуты
Свыше трех минут штрафной балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Типовая инструкция по охране труда контролеров – кассиров.
Требования безопасности перед началом работы:
Перед началом работы на ККМ проверить внешним осмотром:
Устойчивость машины на столе,
Наличия посторонних предметов,
Исправность шнура электропитания, вилку, розетку, которая должна быть заземлена.
Достаточность освещения,
Наличия кнопки вызова охраны и администрации,
Исправность и устойчивость стула,
Исправность блокирующих устройств.
Требования безопасности во время работы:
Не поручать свою работу лицам не прошедшим обучение эксплуатации и Т.Б
Не вмешиваться в работу ККМ от начала и до конца рабочего цикла,
Нельзя работать с открытой крышкой чекопечатающего устройства,
Нельзя удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом,
Нельзя соприкасаться с токоведущими устройствами, батареями отопления и т.д.,
Нужно помнить, что у ККМ с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека происходит выталкивание ящика на 1/3 его длины,
Заправку чековой и контрольной лент производить только после отключения ККМ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Инструкционная карта
Тема урока:Правила расчета с покупателями.
Цель урока: Формирование ПК 3.1 «Соблюдение правил эксплуатации ККТ и выполнение расчетных операций с покупателями»
Последовательность
выполнения операций Указания квыполнению операций Указания квыполнению операций
по Т.Б Оборудование и
инструменты
1.Приветствие покупателя. 1.Поприветствовать
покупателя словами
«Здравствуйте, добрый день» Не поручать свою работу лицам не прошедшим обучение эксплуатации и Т.Б. Нельзя вмешиваться в работу ККМ от начала и до конца рабочего цикла, нельзя работать с открытой крышкой чекопечатающего устройства,
нельзя удалять застрявшие обрывки чековой ленты пинцетом,
нельзя соприкасаться с токоведущими устройствами, батареями отопления,
помнить, что у ККМ с автоматическим открыванием денежного ящика происходит выталкивание ящика на 1/3 его длины,
заправку чековой и контрольной лент производить только после отключения ККМ. Чековая лента,
ККМ «Меркурий-130»,ККМ «АМС-100К»
«Штрих – М»
Образцы денег,
ассортимент
товаров,
монетница,
губочница,
микрокалькулятор.
2.Назвать покупателю
стоимость покупки. 2.Громко и внятно
назвать стоимость
покупки. 3.Получить деньги отпокупателя, проверив их
подлинность. 3. Сумма денег, полученная отпокупателя. 4.Назвать вслух сумму
денег, полученную от
покупателя. 4.Устное
подтверждение
полученной суммы. 5. Положить деньги
покупателя на видноеместо на контрольно –кассовом расчетном узле. 5.Деньги должны
лежать на виду у
покупателя. 6.Набрать на клавиатуре
сумму денег, принятую отпокупателя (получить чек). 6.Сумма высвечивается
на дисплее ККМ.
Получить итоговый чек
с указанной суммой
сдачи. 7. Набрать сумму сдачи изденежного ящика. 7.Подготовить сдачу. 8. Оторвать и погасить кассовый чек.
(путем надрыва) 8.Погашенный
кассовый чек. 9.Выдать кассовый чек и сдачу покупателя.
(одновременно) 9.Окончательный
расчет с покупателем. 10.Положить деньги в денежный ящик. - ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Карточка задания №1
1. Продано покупателю:
- колбаса «Молочной» - 830 г по цене 72-00 за кг;
- колбаса «Краковская» - 220 г по цене 74-00 за кг;
- масло сливочное – 330 г по цене 55-00 за кг;
- сосиски «тещины» – 270 г по цене 75-00 за кг;
- пряники медовые - 230г по цене 63-00 за кг.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300 рублей.
Решить ситуацию:
При обслуживании покупателей отключили электропитание. Ваши действия?
Карточка задания №2
2. Продано покупателю:
- шоколад «Аленка» - 3 плитки по цене 18-50;
- карамель «Барбарис» - 400 г по цене 78-00;
- конфеты «Космические» - 1 кг 250 г по цене 98-00;
- сухари с изюмом – 850 г по цене 55-00 за кг;
- масло сливочное 2 пачки по цене 31-00 за шт.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей
Решить ситуацию:
При обслуживании покупателя - вышел чек с неясными реквизитами. Ваши действия?
Карточка задания №3
3. Продано покупателю:
- сахар рафинированный – 1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
- газированная вода «Меркурий» – 3 шт. по цене 9-00 за шт.;
- яблоки «чемпион» – 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
- баранки «К чаю» – 250 г по 40-00 за кг;
- майонез «Провансаль» - 2 банки по цене 16-00 за банку.
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300-00 рублей
Решить ситуацию:
При расчете с покупателем, покупатель получив чек и сумму сдачи-утверждает, что не верно выдана сумма сдачи. Ваши действия?
Карточка задания №4
4. Продано покупателю:
- каша «Быстров» - 6 пачек по 27-00 за шт.;
- маргарин «Домашний» - 3 пачки по 8-50 ;
- майонез «Ряба» - 3 шт. по цене 11-00;
- яблоки «Голд» – 4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;
- рыба «Горбуша» - 1 кг 320 г по цене 24-00 за кг;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете покупатель предъявил для оплаты монеты, кассир отказывается брать. Прав кассир?
Карточка задания №5
5. Продано покупателю:
- карамель «Сливовая» - 620 г по цене 42-00 за кг;
- торт «Нежность » - 1 шт. по цене 37-00;
- консервы «Сайра» – 3 шт. по цене 17-00 за шт.;
- кофе «Суаре» - 2 шт. по цене 109-00;
- мороженое «Пломбир» - 1 шт. по цене 32-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете покупатель предъявил для оплаты надорванную и склеенную купюру.Ваши действия?
Карточка задания №6
6.Обслужить покупателя
-чай «Акбар» - 3 шт. по цене 15-00;
- кофе «Голден Игл» – 5 шт. по цене 2-50;
- кетчуп «Татарский» - 3 шт. по цене 15-00;
- пряники «Медовые» - 1кг 300 г по цене 25-00;
- печенье «К кофе» - 800 г по цене 28-50;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400-00 рублей.
Решить ситуацию:
Покупатель отказывается брать сдачу с ветхими купюрами. Ваши действия?
Карточка задания №7
7.Обслужить покупателя
- груши «Вильямс» – 1 кг 250 г по цене 30-00;
- кефир питьевой 0.1%ж – 3 шт. по цене 12-00;
- конфеты «Трюфель» - 1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;
- колбаса «Русская» - 2 кг 350 г по цене 155-00;
- соль «Илецкая» – 3 пачки по цене 17-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00 рублей.
Решить ситуацию:
Внезапная остановка ККМ. Ваши действия?
Карточка задания №8
8.Обслужить покупателя
- бананы – 2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;
- спред растительный – 500 г по цене 140-00 за кг;
- печенье «Сахарное» - 350 г по цене 70-00 за кг;
- торт «Сказка» - 1 шт. по цене 45-00;
- йогурт «Услада» – 3 шт. по цене 8-50;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
Закончилась чековая лента. Ваши действия?
Карточка задания №9
9.Обслужить покупателя
- вермишель «Паутинка» - 500 г по цене 16-00 за 1 кг;
- кофейный напиток «Колосс»– 2 пачки по цене 15-00;
- кисель фруктовый – 6 пачек по цене 8-50;
- торт «Сказка» - - 2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;
- печенье «Сливочное» - 300 г по цене 84-00;
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
После завершения расчета покупатель решил отказаться от одного наименования товара. Ваши действия?
Карточка задания №10
10.Обслужить покупателя
Колбаса «Кантри» – 0,54 гр. по цене 172-00
Молоко топленое – 1 пачка по цене 17-80
Творог – 0,650 гр. по цене 120-00
Шоколад «Детский» – 3 шт. по цене 27-90
Сок Апельсиновый – 2 пачки по цене 11-40
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
У кассира не оказалось разменной монеты для сдачи покупателю, кассир отправил покупателя поменять деньги. Прав ли кассир?
Карточка задания №11
11.Обслужить покупателя
Колбаса «Любительская» – 0,470 гр. по цене 191-00
Молоко 2,5 %ж – 2 пачки по цене 17-00
Творожная масса – 0,850 гр. по цене 150-00
Шоколад «Альпен гольд» – 5 шт. по цене 28-60
Сок «Яблочный» – 7 пачки по цене 19-20
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 5000-00 рублей.
Решить ситуацию:
Покупатель при расчете проявил агрессию, угрожал всем окружающим. Ваши действия?
Карточка задания №12
12.Обслужить покупателя
Колбаса «Кантри» – 0,54 гр. по цене 172-00
Молоко топленое – 1 пачка по цене 17-80
Творог – 0,650 гр. по цене 120-00
Шоколад «Детский» – 3 шт. по цене 27-90
Сок Апельсиновый – 2 пачки по цене 11-40
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00 рублей.
Решить ситуацию:
При расчете с покупателем произведен ввод стоимости и сдачи пробит чек, но чек не выш«Решение торговых ситуаций»   Ситуация № 1 За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей в торговый зал. Правильно ли поступила администрация магазина?   Ситуация № 2 При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50 рублей. Кассир объявил, что это его деньги. Прав ли кассир?  Ситуация №  3 Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине. Правильно ли поступил продавец?   Ситуация №  4 Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства.  Продавец отказал. Прав ли продавец?   Ситуация № 5 При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки. С покупателя была взята плата за хранение. Правильно ли поступила администрация магазина?   Ситуация № 6 Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности. Прав ли продавец? 
Ситуация № 7
При расчете с покупателем, покупатель получив чек и сумму сдачи - утверждает, что не верно выдана сумма сдачи. Ваши действия? 
Ситуация № 8
При обслуживании покупателя - вышел чек с неясными реквизитами. Ваши действия?
Ситуация № 9
При обслуживании покупателей отключили электропитание. Ваши действия?
Ситуация № 10
Покупатель через 20 минут возвращает купленный товар (хлеб), требуя возврата денег, объясняя причину возврата – хлеб на разрезе не пропеченный, мякиш сырой. Каковы ваши действия?
ел. Ваши действия?
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Инструкционная карта
Подготовка к работе ККМ «АМС – 100Ф », работа, окончание работы.
Цель: научиться работать на ККМ «АМС – 100Ф»
1. Подготовка к выполнению задания:
1.1.Ознакомиться с инструкционной картой.
1.2.Организовать рабочее место.
2. Выполнение задания.
Операция Указания к выполнению задания.
Подготовка ККМ к работе
Провести внешний осмотр машины, проверить состояние сетевого шнура, вилки и розетки, снять крышку отсека печатающего устройства.
1. Проверка наличия (количества) ленты 1.Необходимо открыть верхнюю крышку ТПУ.
2.Положить рулон в гнездо так, чтобы свободный конец бумаги выходил из под рулона. Поднять прижимную планку в вертикальное положение. Отодвинуть ТПУ от лентопротяжного вала. Вставить свободный конец бумаги под лентопротяжной вал. Отпустить ТПГ на бумагу и опустить прижимную планку в исходное положение. Конец ленты пропустить в щель на крышке ТПУ и закрыть крышку.
2. Включение ККМ Включить ККМ в эл. сеть, соблюдая требования ТБ. Включить ККМ выключателем, расположенным на боковой панели машины, в положение « I ».
3. Введение даты
и времени КЗ ВВ ( 00.00.00 ) ВВ (00.00 ) ВВ
4. Получение «нулевого» чека ВВ5. Получение Х –
отчёта КЗ → 1Д → ВВ6. Внесение разменного фонда ∑→ВВ→=→ВВ7. Оформить запись в «Журнале кассира – операциониста» Работа в режиме « Касса»
8.Единичная
работа ∑→ ОТД → ВВ → = → ВВ9.Продажа с
умножением Кол-во → * → ∑→ ОТД → ВВ → = → ВВ10. Отмена чека СБ → СБ11.Операция возврата товара ВТ → ∑ → ОТД → ВВ → = → ВВ12.Операция подсчета сдачи ∑→ ОТД → ВВ → = → НЛ → Сумма покупателя → →ВВ
13.Работа с калькулятором КЛ …+ … - …* … = → КЛ
Окончание работы
14.Получение Z
– отчета КЗ →2В → ВВОформить запись в «Журнале кассира - операциониста»
15.Определить сумму выручки Сумма выручки определяется по показаниям счётчиков и по формуле:
Пк – ПнГде Пк – показания суммирующих денежных счётчиков на конец рабочего дня ;Пн – показания суммирующих денежных счётчиков на начало рабочего дня.
Указываем показания счетчиков, суммы выручки, сумму сданную администрации. Определяется остаток на конец рабочего дня, по формуле:
Ок = Он + П (в) – Р (с)
Указываем остаток, скрепляем подписями администратора кассира.
16.Отключение
ККМ Отключение ККМ осуществляется установлением выключателя в положение « О ».
Тестовое задание - 1 вариант
Какой документ контролёр - кассир оформляет в начале и в конце смены?
А) кассовую книгу;
Б) журнал кассира – операциониста;
2. Сколько раз за смену в кассовую машину можно внестиразменную монету?
А) 1 раз;
Б) 2 раза;
В) неограниченно.
3. Как можно проверить готовность кассовой машины к работе?
А) получив «нулевой чек»;
Б) включив в эл. сеть, установлением выключателя в положение « I »;
4. Что обозначает цветная полоса на кассовой ленте?
А) окончание чековой ленты;
Б) техническая неисправность ККМ.
5. Какие документы печатает и выдает кассовая машина?
А) чеки, отчёты;
Б) акты, чеки, квитанции.
6. Можно ли выдавать покупателю чек с цветной полосой?
А) нельзя;
Б) можно, если хорошо просматривается сумма.
Тестовое задание - 2 вариант
Кто осуществляет ввод в эксплуатацию ККМ.
А) Механик из ЦТО;
Б) Администратор предприятия;
В) старший кассир
2. Перечислите действия контролёра – кассира перед перерывом в работе?
А) Устно объявить покупателям о перерыве;
Б) Закрыть денежный ящик, поставить табличку «ПЕРЕРЫВ».
3. Какое количество отделов может обслуживать кассовая машина «АМС - 100Ф»?
А) 8 отделов:
Б) 4 отдела.
4. Можно ли внести в кассовую машину разменную монету, если уже обслужено два покупателя?
А) можно:
Б) нельзя.
5. Назначение клавиши НЛ в кассовой машине «АМС 100Ф».
А) Для внесения денежных сумм покупателей;
Б) для вычисления налогов.
6. Какими способами можно проверить подлинность банкноты?
А) Визуально, с помощью специальной техники (детекторов);
Б) лабораторным методом.
Эталон ответов
1 вариант
1. Б) Журнал кассира – операциониста.
2. а) 1 раз.
3. а) получив «нулевой » чек.
4. а) окончание чековой ленты.
5. а) чеки, отчеты.
6. б) можно, если хорошо просматривается сумма.
2 вариант
1. а) Механик из ЦТО.
2. б) Закрыть денежный ящик, поставить табличку
«ПЕРЕРЫВ».
3. б) 4 отдела.
4. б) Нельзя (по техническим параметрам ККМ).
5. а) Для внесении денежных сумм,
полученных от покупателей.6. а) С помощью специальной техники
(детекторов).