Танцевальный спектакль — как одна из форм хореографического произведения



Зайцев Роман Владимирович,
педагог дополнительного образования
МОУ ДО ДТДиМ
г. Комсомольск-на-Амуре
Танцевальный спектакль-как одна из форм хореографического произведения.
-337185479488500Что же такое танцевальный спектакль? И как он создается? Ответить на эти вопросы я попытаюсь на примере своего хореографического спектакля «Память сердца» (балетмейстеры-постановщики Роман и Александра Зайцевы), премьера которого состоялась в МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи 19 апреля 2015 года.
Чтобы понять структуру танцевального спектакля, обратимся к уже созданным шедеврам нашей совершенно неординарной истории человечества. Балет, бесспорно, является величайшим творением человека. Балетный спектакль - это синтез таких направлений искусства как театр, музыка, живопись и танец. Структура именно балетного спектакля легла в основу создания хореографических спектаклей. Отличием является то, что танцевальный спектакль может поставить даже начинающий балетмейстер, а участники не всегда имеют профессиональную подготовку, т.к. еще лишь проходят обучение в хореографическом коллективе.
Итак…Начиная свою работу, балетмейстер должен понимать, что в отличие от традиционного спектакля, хореографический лишен возможности использовать силу слова для понимания сюжета. Все должно быть понятно зрителю без единого слова, лишь посредством танца, пластики движения. Танец, возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Основными средствами выразительности в танце являются гармоничные движения и формы, пластика и мимика, темп и ритм движения, пространственный рисунок и композиция. Танец обогащается и конкретизируется костюмом, театральным реквизитом.
Существуют следующие этапы создания спектакля: определение сюжета, манеры исполнения, подбор музыкального материала, количество танцоров, продумывание дизайна костюмов. Далее составляется композиционный план и программа спектакля. Композиционный план - это план композиционного построения хореографического произведения, краткая запись его структуры.
И, конечно, одним из главных аспектов создания спектакля является музыка. Если танец – это «язык тела», то музыка – его «душа».
right387985000Начиная работу над спектаклем «Память сердца», была продумана идея, замысел, средства, с помощью которых спектакль будет претворять в жизнь мысли постановщиков. Спектакль поставлен на основе реальных событий Великой Отечественной Войны, когда каждая вторая советская семья лицом к лицу столкнулась с болью и потерей своих любимых людей.
-347345689038500 Спектакль был создан из отдельных концертных номеров, вариаций и дуэтов, которые объединены единым лейтмотивом. Концертный номер – это одна из форм хореографических произведений, продолжительностью от трёх до восьми минут, композиционно выстроенная и сценически оформленная. В спектакле использовались массовые концертные номера с сюжетом. Монолог – танец солиста.
256857556515000Дуэтным называется танец, исполняемый двумя партнёрами. В спектакле «Память сердца» использовался танец-диалог (танец мужчины и женщины), когда каждый из партнёров проводит в пластической форме свою тему, несущую мысль и чувство. Он был сочинён на определённую тему – тему любви. Два действующих лица выражают в танце свои чувства и взаимоотношения.
Стремясь познать в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Перед постановщиками стояла трудная задача: создание разнообразных сценических форм и в то же время, обрабатывая исторический материал, создание новых произведений, созвучных нашему времени.
Хореографический спектакль «Память сердца» отличает ряд особенностей, связанных с обращением к многим жанрам и синтезу танцевальных форм и направлений при формировании репертуара.
-347345550926000Силы зла предстали перед зрителем в стиле современной хореографии (модерн). В танце модерн существенным является попытка выстроить связь между формой танца и внутренним психологическим состоянием исполнителя или хореографа. Большинство направлений танца модерн сформировалось под влиянием философской идеи или определенного видения мира. Движение не может родиться из ничего, внутреннее оправдание внешней выразительности – одна из основополагающих идей этого направления в хореографии. Мне, как художнику танца модерн, важна определенная концепция своего творчества, определенная идея, которую я воплотил в зримой видимости танца. Именно этот стиль как ни один другой смог передать всю остроту и жестокость (коварство) темных сил. Это резкие, «рваные» движения, использование всех трех уровней, трюковые элементы. Немаловажную роль играет цвет костюма и грим. Черный и серый- это цвета страха, боли и отчаяния. Серый также является символом войны, пепла.
254889029908500Для сил добра был выбран классический танец. Нежные, хрупкие, полные любви и добра балерины смогли донести идею, что хорошее всегда рядом. Именно контраст классической и современной хореографии произвел такой визуальный эффект на зрителей.
Еще одна важная деталь в работе спектакля - это работа с предметом. Зрелищность восприятия помогла создать работа с полотном. Темные силы - серое полотно, добрые - голубое. Различные манипуляции полотном позволили создать непередаваемую атмосферу «дыхания», всепоглощаемости и нарастания.
В спектакле были заняты 53 учащихся от 8 до 35 лет образцового ансамбля танца «Багульник» (руководитель Баранова И.В.) и студии эстрадного танца «Аура» (руководитель Зайцева А.Н.). Роли солистов исполнили сами балетмейстеры- постановщики Роман Владимирович и Александра Николаевна Зайцевы. Спектакль своим сюжетом и мастерством исполнителей не оставил равнодушных в зале.
right436372000На городском фестивале любительских театров «Волшебство тестра-2015» спектакль «Память сердца» был оценён по достоинству и получил диплом «Лучший спектакль фестиваля».
Сам процесс участия и подготовки спектакля является волшебным временем. Ты словно проживаешь вновь и вновь историю, и с каждым разом ты открываешь для себя что-то новое и глубокое. Совершенствуешься. Танцоры разных коллективов сплотились в одно целое и казалось, что они всегда занимались вместе. Все ребята, которые участвовали в спектакле, изменились… Вернее, каждый переосмыслил свое понимание войны и насколько это страшно, когда молодые парни вдруг становятся мужчинами и стоят грудью за свою Родину и свои семьи, зная, что смерть неизбежна. Как было тяжело знать, что любимый никогда больше не вернется и не обнимет, но ты должна жить дальше, ведь есть маленький сынишка, который является продолжением тех великих людей, отваге и смелости которых мы обязаны мирным небом над головой. Конечно, это был эксперимент. Ребята - еще не профессиональные танцоры, а опыта постановки танцевальных спектаклей тоже не было. Но то, что удалось создать, считаю большим успехом для себя. Каждый участник смог реально прочувствовать все эмоции и передать зрителю энергию своего сердца.
Педагогам удалось раскрыть огромный творческий потенциал будущих артистов, и, хочется верить, что работа в таком проекте как «Память Сердца», останется в памяти и в каждом сердце наших исполнителей.

Зайцев Р.В.