ОБРАЗ ИВАНА-ДУРАКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»


ОБРАЗ ИВАНА-ДУРАКА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.
В последнее время коренным образом изменились и усложнились задачи общеобразовательной школы в плане развития, обучения и воспитания детей. Эти изменения требуют от педагога применения новых технологий, так как в современных условиях традиционные методы обучения не всегда целесообразны. Одной из таких инновационных технологий, которая позволяет решать задачи модернизации российского образования, является проектно - исследовательская работа младших школьников. Исследовательская деятельность учащихся решает одну из основных целей обучения и воспитания начальной школы: выявление и развитие ндивидуаль -ных творческих способностей ребёнка.
Хочу поделиться своим опытом работы исследовательской деятельности младших школьников при изучении темы « Устное народное творчество» на уроках литературного и внеклассного чтения.
Изучая этот раздел, дети окунулись в мир народной мудрости, гармонии, красоты. Древнерусские литературные и художественные сокровища - это живые эстетические ценности. Читая малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки, дети открыли для себя богатый мир народного слова, значительность его мыслей. Но, конечно же, особый пласт русского фольклора - это народные сказки. Не много в искусстве таких совершенных произведений, как сказки. Читая различные виды сказок - волшебные, бытовые, о животных, ребята заинтересовались таким неоднозначным героем русских сказок, как Иван-дурак. Таким образом, был выбран предмет исследования « Образ Ивана-дурака в русских народных сказках».
Актуальность этой работы вижу в том, что сейчас прослеживается тенденция к забвению родных корней, размывание характерных для русской культуры представлений о добре, правде, справедливости. Путём из сложившейся ситуации представляется возрождение русских традиций, обращение к своим истокам. Здесь уместно упомянуть героев русского фольклора, наиболее колоритным представителем , которого является Иван-дурак,
Предмет исследования помог сформулировать проблемный вопрос и цель исследования.
Проблема исследования: «Иван - дурак» - он дурак или умный?
Цель работы: узнать Иван - дурак, Иван - шут соединил в себе черты дурака «настоящего» или только притворяется дураком.
Задачи исследования:
Все узнать об имени Иван.
Какие праздники связаны с этим именем.
Связь образа Ивана с христианством.
Образ Ивана-дурака в бытовых сказках.
Образ Ивана-дурака в волшебных сказках.
Поговорки и высказывания о дураках.
Выполняя эту работу, ребята превратились в настоящих исследователей. Были систематизированы имеющиеся данные. Следующим этапом стал подбор материала по теме. Дети обратились к энциклопедии, словарям, Интернету, журналам. Было прочитано много сказок, где главным героем является Иван.
Далее полученная информация была проанализирована, обобщена и оформлена. На каждом этапе исследовательской деятельности большую роль играет учитель. Именно он должен заинтересовать ребят, вовлечь их в атмосферу поиска и, конечно же, оказывать помощь.
Результатом исследования стало оформление работы и презентации, а потом выступление на школьной научно - практической конференции начальных классов « Моё первое исследование».
Исследовательская работа ученицы 4 класса Пономарёвой Анастасии.
У кого ты не спроси - Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
А зовут его ...
Мы прочитали много сказок, в которых главным героем является Иван. Иван - это замечательное имя. Что же оно обозначает?
В книге «Тайна имени» читаем, что это русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божья.
По энергетике это имя довольно уравновешено, в нём ощущается внутренняя сила, незлобивость и основательность. Но с самого детства мальчик с таким именем, скорее всего, пострадает от таких привычных словосочетаний, как Иван-дурак или Ванька-Встанька. Всё это приводит к тому, что многие Иваны остаются, что называется, себе на уме. Привыкнув с детства стоять за себя, может дать обидчику достойный отпор. Ваня вполне самостоятельная личность, чаще всего предпочитает держаться так, как требуют того обстоятельства, скрывая за этим собственный расчет.
Много Иванов прошло по Руси и даже в сказках он бывает совершенно разным. Похоже, что русский народ решил вложить в это имя всё своё представление о себе самом, со всеми противоречиями, исканиями и мечтами. Так что имя Иванушка непростое, в нём многое откроется. Это имя любили на Руси и посвятили ему праздники.
Праздники на Руси, которые посвящены Ивану
12 апреля - Иоанн Листвичник, пекут из теста лестницу для восхождения на небо в будущей жизни (загробной). На Листвичника домовой бесится до полуночи, пока не запоет петух.
7 июля - Иван Купала, Иванов день, Иван цветной. Накануне, в ночь, волшебную силу приобретают цветы и растения; деревья получают возможность переходить с места на место и разговаривать. Купальские костры исцеляют всякую хворь человека и скотины; купальская роса - лечебная. В эту ночь особую силу и власть обретает всякая нечисть; ведьмы, оборотни, русалки, змеи.
11 сентября - Иван постный. Соблюдается строгий пост, нельзя есть яблоки, картофель, капусту, арбузы и прочее, что напоминало бы голову; нельзя резать что-то ножом; нельзя пить и плясать, потому что Иродова падчерица Саломея с помощью пляски и песни добилась казни Ивана.
Для русской культуры, берущей свои основные ценностные ориентации в лоне христианской этики, традиционно стремление к целостности, к общности, к единству, по преимуществу духовному, а не этническому. В отличие от традиций католичества и протестантизма, процесс поиска идеала высшего блага и совершенства в православии связан с самой жизнью. Идеалы смирения, милосердия, всеобъемлющей любви, святости, сострадания, совестливого отношения к происходящему, являются выражением высшего нравственного идеала русской культуры. В связи с этим у русского человека, живущего сообразно традиции, слабо развито стремление к накоплению материальных благ, к прагматизму. Поэтому Иван-дурак - самый популярный и часто встречающийся герой русского фольклора: пословиц, поговорок, волшебных и социально - бытовых сказок. Народ наделил Ивана-дурака ярким нетипичным для обычного человека иррациональным мышлением. В русских народных сказках его образ представлен в виде ленивого лежебоки, не желающего работать, а ожидающего помощи извне. Ключ к пониманию значения образа Ивана - дурака в русском фольклоре лежит в православной традиции, а точнее, в феномене юродства. Фигура Дурака, которому всегда суждена победа, не имеет аналогов в западноевропейском фольклоре. Юродивых также католический мир не знал. Смысл поведения юродивых, а так же традиция почитания их, заключается в их особом взгляде на мир. Их безумие является притворным в том смысле, что оно оказывается более проницательным, зрячим, предельно правдивым. Совершая глупые действия, дурак - юродивый критикует неправду мира «нормальных», выступает против несправедливости и нарушения законов божеских. По-глупому отказываюсь от благ и общепринятого уклада, он приобретает право шутов и дурачен: говорить правду. «Дураку и Бог простит», «Правду видят дураки», гласят русские пословицы.
Иван-Дурак в социально-бытовых сказках.
Бытовые сказки — это настоящая сатира — насмешка над барином, купцом, самим царём. В бытовых сказках бескорыстие берёт верх над жадностью, настоящая честь над спесью, смекалка и ум - над глупостью. Из всех героев бытовых сказок интересней всех ироничный неудачник Иванушка-дурачок. Социальный статус этого героя обычно низкий; он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи - вдовы. В более ранних сказках он действительно обделён умом, совершает наиглупейшие, а иногда и во вред людям поступки - «Про Иванушку- дурачка». «Таскать вам не перетаскать», - говорит он при выносе покойника, а при сборе урожая; «Канон вам да ладан».
В большинстве сказок Иван самый последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от «полезных» дел; лежит на печи (встречаются прозвища Иван Запечный), ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда бесцельно копается в золе. Рад бывает немногому - красной рубахе, гороху да доброму слову. А вокруг него люди жадничают, хитрят, обманывают друг друга, хотят нажить богатство. Но успех приходит именно к Ивану-дураку. Характерна в этом плане сказка «Дурак и берёза». После смерти отца, при разделе имущества достался Иван один бык — и тот худой. А старшим братьям досталось много всякого добра. Да и того быка продал Иван сухой берёзе в лесу. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу. Но берёза оказалась с секретом «В той берёзе было дупло, а в том дупле разбойники прятали золото». Так Иван-дурак оказывается обладателем клада.
В других сказках братья привлекают его к полезной деятельности, но только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности. Так в сказке «Сивка - бурка», старшие братья должны сторожить поле от воров, но посылают вместо себя дурачка, а сами остаются дома и спят. Он не отказывается, исправно несёт службу, не хитрит, как его старшие братья, которые посмеиваются над дурачком. И снова Иван награждён. В дар за свою службу он получает « Сивку - бурку, вещую каурку». И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, дурачок женится на красавице царевне, сам становится писаным красавцем.
В третьем варианте поступки Ивана кажутся бессмысленными и бесполезными, но в дальнейшем раскрывается их смысл, как, например, в сказке «Волшебное кольцо». Отправившись служить, чтобы выбраться из нужды, Иван отказывается при расчёте от денег и просит взять с собой щенка и котёнка, которые спасают потом ему жизнь. Увидев горящую в костре змею, освобождает её из пламени, а она превращается в красную девицу, с помощью которой он получает волшебное кольцо, благодаря которому преодолевает все трудности, а красная девица становится его женой.
С помощью волшебных средств и особенно своему «не уму» Иван- дурак успешно проходит все испытания и достигает того, что является прерогативой и привилегией других социальных слоёв. Народу по душе истории о том , как главный герой, не обладая особыми физическими силами, не имея ни чинов, ни богатств, выходит победителем в противостоянии сильным мира сего: царям, тёмным силам. Этим качеством Иван-дурак отличается от былинных героев, выполнявших миссию, обладая недюжей физической силой. Путь, который проходит сказочный герой от небытия до царских чертогов - это уникальная народная схема достижения цели.
Но почему именно ему Провидение посылает помощников по пути, и обстоятельства в нужный момент складываются нужным образом? У Ивана незлобивое сердце, он идёт по избранной дороге, это его путь, его видение мира. Презираемый всеми простодушный дурачок среди «разумных» - едва ли не самое разумное существо. Тем самым опыт поколений говорит о том, что знания и рациональность не есть основополагающая успеха
Образ Ивана-дурака в волшебных сказках.
Ещё более интересен образ этого героя в волшебных сказках, Иван- дурак часто наделён пониманием прекрасного - он созерцает природу, восторгается ей красотой, он знаток народных песен, его речь полна шутками и прибаутками, примечательными оборотами. На речи этого персонажа хочется остановиться особенно. Он часто предсказывает будущее, толкует то, что непонятно другим; его толкования и предсказания не принимаются окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла», как и его поступки. Таким образом, этот персонаж русских сказок выступает как носитель особой разновидности «поэтической» речи, известной по примерам древних индоевропейских мифопоэтических традиций. Он воплощает магическую функцию, связанную не столько с делом, сколько со словом, со жреческими обязанностями. Сюда же можно отнести то, что он загадывает и отгадывает загадки.
Интересна в этом плане русская народная сказка « Царевна, решающая загадки». Получив благословение отца, поехал Иванушка-дурачок к царской дочери загадывать загадки. И со свойственной ему наблюдательностью, увидел загадки в самой природе. «Ехал к вам, вижу на дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро то да добром из добра и выгнал; добро от добра и из добра убежало». Оказалось, что выгнал Иван из пшеницы лошадь. Ещё одна загадка «Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом н ударил, зло от зла и умерло», не сумела царевна отгадать загадку. А загадка была об уничтожении змеи палкой. Иван делает то, чем занимается жрец во время проведения ритуала. В его речи наблюдаем нарушение принципов обычной речи «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы. И в этой сказке он связан в сюжете с критической ситуацией, завершаемой праздником, женитьбой на царевне.
В других волшебных сказках, Иван выступает не только как жрец, но и как своего рода «первочеловек», соотносимый с мировым древом и е го атрибутами. Примером могут послужить концовки многих сказок, где он добыл «спинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и ветку золотой сосны, что растёт за тридевять земель, в тридесятом царстве, а ветки на ней серебряные, и на тех ветках сидят птицы райские, поют песни царские; да подле сосны стоят два колодца с живою и мёртвой водою».Образ этого персонажа очень древний, в этих сказаниях до нас дошли интересные детали славянских поверий и обрядов. Так, например, история «меча - кладенца» уходит корнями во времена праславянские и связана с именем богатыря Сварога.
Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван- царевич. Если сравнивать эти сказки, то становится ясно, что Иван-дурак побеждает врага хитростью и везением, Иван-царевич - в бою мечом - кладенцом, полученным так же не просто.
В ходе исследования мы выяснили, что Иван-дурак - персонаж с особыми поступками, исходящими не из практического разума, а опирающийся на поиск собственных решений. Часто они противоречат здравому смыслу, но приносят успех. Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявиться, а может выражаться в « непрактичности», когда Дурак жертвует какими - то благами ради мечты или идеала.
Нередко в начале сказки он несчастен и обездолен (третий, младший сын, которому не достаётся ничего). Но проявляя настойчивость, нередко и хитрость, где он вынужден притворяться дураком, решает наисложнейшие ситуации. Иван-дурак успешно проходит все испытания и оказывается добрым молодцем. И к концу сказки вознаграждается богатством, победой над тёмными силами, рукой царской дочери.
С давних пор назначение сказки - передача опыта старшего поколения младшему. А во многих народных сказках заключен сакральный смысл. Не мыслится вне этой установки и образ Ивана-дурака.
Интересна в этом плане сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». Где Иван - крестьянский сын сражается на реке Смородине сначала с чудо-юдом о шести головах, потом о девяти и двенадцати головах. А в это время его братья безмятежно спят. Исследования показывают, сакральный смысл этой борьбы в том, что Иван сражается со своими недостатками, искушениями, грехами. В то время, как его братья ещё не готовы к такой борьбе, они морально « спят».
Универсальный и бесценный в плане педагогики образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность: о нём снимаются мультфильмы, фильмы, облик стал соответствовать нашему времени, например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве». И, конечно же, прекрасный фильм «Чародеи». Однако стиль его поступков остался тем же: вижу цель, не замечаю препятствий
и всё это делается с добрым сердцем и на благо людям.
Пословицы и поговорки о дураках.
Мужик умён, да мир дурак.
С дураками шутить опасно.
Дурак - кто говорит не так.
Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то - то не так, потому что он - дурак.
На дурака была надежда, а дурак то поумнел.
Поглядел дурак на дурака да плюнул: эка невидаль кака.
Услужливый дурак опаснее врага.
Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны стать предметом тщательного изучения умными.
В ходе исследования дети познакомились с методом научного анализа литературных произведений, получили навык сбора, систематизации и обобщение информации. Работая в группах, дети учились плодотворно сотрудничать, а это приобретение коммуникативного опыта общения, которое так необходимо для детей.
Огромно воспитательное значение этой исследовательской работы. Необходима последовательная целенаправленная работа по возвращению к своей культуре, истокам, корням. А исследования при изучении темы
« Устное народное творчество» предоставляет прекрасные, в этом отношении, возможности.
Заинтересовавшись образом Ивана-дурака, дети на уроках изобразительного искусства нарисовали рисунки, иллюстрации к прочитанным сказкам. В классе прошла выставка детских рисунков, а в перспективе на уроках технологии воплотить этот образ в глине.
Литература
Зима Д. Тайна имени. - М.: Рипол Классик, 1999.
Кутявина С. В. Внеклассное чтение в 4 классе. - М.: Вако, 2007.