МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» Тема: «Наследственное право»

Министерство образования и науки РК
БПОУ РК «Элистинский автодорожный колледж»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Тема: «Наследственное право»


Разработал:
преподаватель БПОУ РК «ЭАДК»
Б.Н.Мунянова











г. Элиста, 2014 г.
1.Технологическая карта урока.
Предмет, группа
Гражданское право, гр 3-ЮСП

Преподаватель
Мунянова Б.Н.

Тема урока
Наследственное право

Задачи урока
формирование специальных учебно-правовых умений (анализ правовых источников и их применение)

Цели урока
обучающие
развивающие
воспитательные


  Закрепить у учащихся знания о наследственном праве, формировать умения принятия решений, применения теоретических знаний в практических ситуациях,
 развивать
а) умение работы с тестовым материалом;
б) умение работать с НПА
в) умение объяснять свои действия;
г) умение отстаивания своей точки зрения
д) логическое мышление
е) навыки культуры диалога, группового общения и коллективного взаимодействия;

усложнение словарного запаса учащихся и смысловой функции их речи
способствовать формированию уважения к праву;
воспитание толерантности, коммуникабельности




здоровьесберегающая




использовать разнообразные формы и приемы обучения для сохранения здоровья учащихся (физического и эмоционального состояния)


Тип урока
Повторение и закрепление полученных знаний

Вид урока
Практическое занятие с использованием учебно-правовых ситуаций и элементов деловой игры

Вид используемых на уроке средств ИКТ; дидактические материалы
Компьютер, видеопроектор, проекционный экран, раздаточный материал: схемы, тексты ситуаций

Используемые ЦОР
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»

Используемая лит-ра
Гражданский кодекс РФ
Учебник Гражданское право. Под ред. П.Мушинский, 2010




Задачи урока:
Закрепить имеющиеся у учащихся представления о наследственном праве.
Продолжить развитие умений работы с НПА, умений выделять главное.
Использовать предшествующий опыт и знания учеников для решения познавательных юридических задач.
Стимулировать учащихся к расширению, проверке и применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, знаний и компетенций.
Использовать различные приемы и средства работы на уроке как одно из условий здоровьесбережения учащихся


Ход урока:
Этапы урока



Деятельность учителя
Деятельность ученика
Приемы и методы, используемые учителем

Организационный момент
(5 минут)
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.
Постановка учебной задачи.
Подготовка учащихся к работе.
Ставят цели урока
Самоопределение деятельности.

Закрепление и применение изученного по теме «Наследование»
(65 мин)
1. Путем постановки вопросов способствует выявлению знаний по теме.
2. Организует деятельность по применению полученных знаний. Моделирование ролевой ситуации (наследодатель, наследники разных очередей).


3. Закрепление изученного: решение учебно-правовых ситуаций в дифференцированных (в зависимости от уровня восприятия учебного материала) группах.
Обоснование алгоритма решения


Воспроизведение полученных знаний по теме.
Работа в группах, общеклассная и индивидуальная работа: определение основных понятий,
работа с Гражданским кодексом, составление и обоснование алгоритма решения ситуаций.
Роль нотариуса у двух студентов, которые консультируют, объясняют применение правовых норм.

Самостоятельная работа: решение правовых ситуационных задач



Фронтальный, индавидуальный, групповой опрос.
Мотивация, побуждение к поиску, создание проблемной ситуации
Практическая работа с ситуациями, создание алгоритма решений, обобщение
Деловая игра



Рефлексия
(10 мин)
Обсуждение и анализ деятельности на уроке, оценка урока.

Домашнее задание: теоретический материал и самостоятельное решение (по алгоритмам) проблемных ситуаций
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации, возвращение к основным понятиям


Конспект урока:

1. Фронтальный опрос по вопросам:
Общие положения о наследовании.
1. Что такое наследование?
2. Что входит в наследственную массу?
3. Какой день считается днем открытия наследства?
4. Что считается местом открытия наследства?
5. Кого закон относит к недостойным наследникам?
6. Кто имеет право на обязательную долю в наследстве?
7. Какие формы наследования вам известны?
Наследование по закону.
В каких случаях применяется наследование по закону?
Сколько очередей наследников предусматривает закон?
Что такое «наследование по праву представления»?
Что такое «выморочное имущество»?
Наследование по завещанию.
Что такое завещание?
Является ли завещание сделкой?
Кто может составить завещание? Кому можно завещать наследство?
Какие требования закон предъявляет к форме завещания?
Какие завещания приравниваются к нотариально удостоверенным?
Приведите примеры завещательного отказа и завещательного возложения.
Принятие наследства.
Каковы способы принятия наследства?
Какой срок определяет закон для вступления в наследство?
Можно ли отказаться от наследства?
Что такое наследственная трансмиссия?
Кто выдает свидетельство о праве на наследство?

2. Задание: создайте алгоритм решения задач по теме «Наследование»
Алгоритм 1.
1. определение круга наследников.
2. выбор юридической нормы в соответствии с условиями задачи.
3. определение долей наследуемого имущества

3. Решение задач.
1. Коллективное решение Задачи 1.
В автомобильной катастрофе погиб муж, а позже в этот же день от полученной травмы скончалась жена. После умерших остались наследники: мать жены и брат мужа. Наследственное имущество: автомашина, зарегистрированная на имя мужа, денежный вклад в Сбербанке РФ, числящийся на имя жены, и описанные нотариусом предметы домашней обстановки и обихода.
Вопрос: Кому и в какой доле должно быть выдано нотариусом свидетельство о праве на наследство?


Алгоритм 2. ( дается учителем)
определение оснований для выдачи свидетельства о праве на наследство,
определение наследников,
действия нотариуса по выдаче свидетельства о праве на наследство

Коллективное решение Задачи 2.

Семенов И. спустя 5 месяцев после смерти отца подал заявление в нотариальную контору об отказе от наследства. Узнав об этом через 2 месяца, его брат Семенов О. обратился к нотариусу с заявлением о том, что он принимает наследство. Нотариус отказал Семенову О. в выдаче свидетельства о праве на наследство, объяснив, что 6-месячный срок для принятия наследства истек 4 недели назад, поэтому наследство перейдет к государству. Правомерны ли действия нотариуса?


2. Решение задач по подгруппам

Группа делится на 3 подгруппы. Распределение студентов в подгруппы проводится с учетом уровня успеваемости. Из группы выбираются 2 нотариуса для оказания правовой помощи.
При выставлении оценки учитывается:
самостоятельность принятого решения.
правильность принятого решения.
аргументация принятого решения.
четкость формулировки ответа на вопрос задачи.

Подгруппа 1.
Задача 3.
Наследодатель завещал 1/2 долю дома дочери, а другая половина осталась назавещанной. На момент открытия наследства наряду с дочерью - наследницей по завещанию - оказались жена и двое несовершеннолетних детей.
Вопросы:
Между кем и в каких долях должно быть распределено наследство?
Кто имеет право на обязательную долю в наследстве?

Задача 5.
Умер гражданин Иванов, завещание он оставил. После его смерти осталось: двое детей: сын Александр и дочь Ирина. Через пять месяцев после смерти Иванова умер его сын Александр, у которого осталось двое детей. Дочь Ирина считает, что она является единоличной наследницей имущества своего отца. Внуки Иванова считают, что они также являются наследниками после смерти своего деда.
Вопрос: Кто в данной ситуации является наследником имущества умершего Иванова?

Подгруппа 2.
Задача 4.
Наследодатель Р. из всего принадлежащего ему имущества жилой дом завещал детям; дочери А., сыновьям П. и Д. в равных долях каждому. Сын К. в завещании указан не был. Сын П. умер до открытия наследства,
Вопрос: Кому и в какой доле должно быть выдано нотариусом свидетельство о праве на наследство?

Задача 6.
После смерти Павлова О. 1 августа 2013 года в нотариальную контору обратилась за свидетельством о праве на наследство по закону его сын Павлов П. и дочь Иванова Г. 12 октября 2013 года Павлов П. погиб в автокатастрофе. Между Ивановой Г. и вдовой Павлова возник спор о том, кто из них является наследником. Кому нотариус должен выдать свидетельство о праве на наследство на имущество Павлова О.?

Подгруппа 3.
Задача 7.
Иванов Б., будучи тяжело больным, пригласил на дом нотариуса, чтобы составить завещание. Завещание было оформлено, один его экз. остался у Иванова Б., а второй взят на хранение нотариусом. Сын Иванова – Иванов С., после смерти отца прочитал завещание и увидел, что ему оставлена ј часть имущества отца, а ѕ - его сестре Ивановой О. Он исправил цифры так, чтобы ему и его сестре приходилось по Ѕ доли наследства. Иванова О. обратилась к нотариусу с просьбой выдать ей свидетельство на ѕ доли имущества (согласно завещанию). Иванову С. В выдаче свидетельства нотариус отказал, т.к. признал его виновным в подделке завещания. Правомерны ли действия нотариуса?

Задача 8.
За морями, за долами
Жил-был мельник с сыновьями.
Жизнь прошла. К исходу дней
Он собрал всех сыновей
И сказал им на прощанье:
Вот моё вам завещанье.
Старший сын теперь и впредь
Будет мельницей владеть.
Средний сын - ослом с хвостом,
Ну, а младший сын - котом.

Вопрос: действительно ли завещание мельника? Как необходимо было его оформить?

4. Подведение итогов. Выставление оценок.






























Подгруппа 1.

Задача 3.
Наследодатель завещал 1/2 долю дома дочери, а другая половина осталась назавещанной. На момент открытия наследства наряду с дочерью - наследницей по завещанию - оказались жена и двое несовершеннолетних детей.
Вопросы:
Между кем и в каких долях должно быть распределено наследство?
Кто имеет право на обязательную долю в наследстве?

Задача 5.
Умер гражданин Иванов, завещание он оставил. После его смерти осталось: двое детей: сын Александр и дочь Ирина. Через пять месяцев после смерти Иванова умер его сын Александр, у которого осталось двое детей. Дочь Ирина считает, что она является единоличной наследницей имущества своего отца. Внуки Иванова считают, что они также являются наследниками после смерти своего деда.
Вопрос: Кто в данной ситуации является наследником имущества умершего Иванова?

















Подгруппа 2.

Задача 4.
Наследодатель Р. из всего принадлежащего ему имущества жилой дом завещал детям; дочери А., сыновьям П. и Д. в равных долях каждому. Сын К. в завещании указан не был. Сын П. умер до открытия наследства.
Вопрос: Кому и в какой доле должно быть выдано нотариусом свидетельство о праве на наследство?

Задача 6.
После смерти Павлова О. 1 августа 2013 года в нотариальную контору обратилась за свидетельством о праве на наследство по закону его сын Павлов П. и дочь Иванова Г. 12 октября 2013 года Павлов П. погиб в автокатастрофе. Между Ивановой Г. и вдовой Павлова возник спор о том, кто из них является наследником. Кому нотариус должен выдать свидетельство о праве на наследство на имущество Павлова О.?



















Подгруппа 3.
Задача 7.
Иванов Б., будучи тяжело больным, пригласил на дом нотариуса, чтобы составить завещание. Завещание было оформлено, один его экз. остался у Иванова Б., а второй взят на хранение нотариусом. Сын Иванова – Иванов С., после смерти отца прочитал завещание и увидел, что ему оставлена ј часть имущества отца, а ѕ - его сестре Ивановой О. Он исправил цифры так, чтобы ему и его сестре приходилось по Ѕ доли наследства. Иванова О. обратилась к нотариусу с просьбой выдать ей свидетельство на ѕ доли имущества (согласно завещанию). Иванову С. В выдаче свидетельства нотариус отказал, т.к. признал его виновным в подделке завещания. Правомерны ли действия нотариуса?

Задача 8.
За морями, за долами
Жил-был мельник с сыновьями.
Жизнь прошла. К исходу дней
Он собрал всех сыновей
И сказал им на прощанье:
Вот моё вам завещанье.
Старший сын теперь и впредь
Будет мельницей владеть.
Средний сын - ослом с хвостом,
Ну, а младший сын - котом.

Вопрос: действительно ли завещание мельника? Как необходимо было его оформить?









Заголовок 115