Технологическая карта урока по литературному чтению на темуН. Некрасов «Саша» (отрывок). В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» (дополнительное чтение)


Урок 48. Н. Некрасов «Саша» (отрывок).В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»(дополнительное чтение)
Тип урока: комбинированный
Педагогические задачи: приобщить к поэзии Н. Некрасова, создать условия для ознакомления со стихотворениями разных авторов о зиме; содействовать воспитанию чуткого отношения к красоте родной природы; способствовать развитию внимательного отношения к языку художественных произведений и сознательному использованию выразительных средств языка в собственных высказываниях, воображения, фантазии, речи, расширению читательского кругозора
Планируемые результаты
Предметные: подробно пересказывают текст; составляют свой рассказ по иллюстрации; сравнивают произведения о природе Метапредметные:
познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют сравнение произведений; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;
регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
коммуникативные: адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач Личностные: эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции
Образовательные ресурсы: модели обложек; портрет Н. Некрасова, карточки с заданиями, толковые словари
Организационная структура урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
I. Организация начала урока Сегодня особенный, творческий час.
В мир классики я приглашаю всех вас.
Кто автор? Что пишет? Поймем на уроке...
Кому посвящаются автора строки?
Читать и исследовать – наша задача,
Надеюсь, что ждет вас, конечно, удача! Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу
II. Проверка домашнего
задания – Какое было домашнее задание? Пересказ сказки « Снегурочка»
III. Постановка цели, общей исследовательской задачи – Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из поэмы Н. Некрасова «Саша»; будем учиться выразительно читать, наблюдать, сравнивать Внимательно слушают
IV. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Н. Некрасове – Вспомните, что мы уже знаем о Н. Некрасове.
– Где родился и вырос Николай Алексеевич Некрасов?
– Каким было детство Н. Некрасова?
– Почему Н. Некрасова называют народным поэтом?
– Вспомните стихотворения Н. Некрасова.
Рассказывает о жизни и творчестве Н. Некрасова (демонстрирует портрет) Отвечают на вопросы.
Внимательно слушают учителя (или подготовленного ученика)
2. Прогнозирование содержания произведения – Над чем будем сегодня работать?
– К какому жанру относится произведение?
– Как вы думаете, о чем или о ком оно будет?
– Посмотрите еще раз в учебник. Как называется произведение?
– Как мы будем работать? – Стихотворение.
Высказывают предположения.
Открывают учебник и читают название произведения.
Составляют алгоритм работы:
1. Рассмотрю (рисунок, название, заголовок).
2. Послушаю.
3. Подумаю, о чем оно (чувства, переживания, настроение).
4. Перечитаю, попытаюсь понять, какие средства использовал поэт, чтобы передать эти чувства.
5. Поработаю над выразительностью.
6. Прочитаю текст
3. Первичное чтение Читает.
– Кому понравилось произведение?
– Какие чувства оно вызвало? Слушают чтение учителя
Физкультминутка Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
4. Словарная работа – Какие вопросы появились у вас во время чтения отрывка из поэмы?
– Все ли слова вам понятны?
Сумерки – время суток между заходом солнца и наступлением ночи.
Салазки – санки для катания с горы 5. Беседа по содержанию – Каким настроением проникнуто стихотворение? Как описывает поэт забавы Саши?
– Что можно сказать о характере девочки?
– Что делала Саша, когда санки переворачивались и она кубарем летела с горы? – Вечерами Саша любила слушать нянины сказки, а с утра каталась на санках с ледяной горки.
– Она веселая, озорная.
– Она не плакала, не унывала, смеялась и снова бежала в гору
6. Выборочное чтение – Кому из героев принадлежат слова: «Не убейся...»?
– Прочитайте строки, в которых говорится о том, что Саша была жизнерадостной девочкой, няня беспокоилась о ней.
– Как относятся друг к другу няня и Саша?
– Как автор относится к героине?
– Чему учит вас это произведение? – Няне.
– Они любят друг друга, заботятся.
– Любить, заботиться друг о друге
7. Выразительное чтение стихотворения V. Итог урока. Рефлексия – Произведение какого автора читали?
– Что узнали о главной героине произведения?
– Чему научило вас это произведение?
– Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему?
– Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих?
– Как вы оцениваете работу класса на уроке?
Старайтесь многое узнать,
Старайтесь многое понять.
Стремитесь смело к цели…
– Ну а на будущих уроках мы с вами продолжим развивать ваши исследовательские умения – Девочка Саша – веселая, подвижная, жизнерадостная, она любит свою няню, бережно относится к природе.
– Не только работать с литературным текстом, но и видеть проблему и решать ее, находить информацию, исследовать, делать выводы.
Отвечают на вопросы
Домашнее
задание Выучить наизусть отрывок из поэмы Н. Некрасова «Саша» Записывают задание на дом, задают вопросы
Ресурсный материал
Рассказ учителя о Н. А. Некрасове
Тема крестьянского детства – это одна из тем, которую поднимал в своей общественной лирике Николай Алексеевич Некрасов. Для него данная тема была значимой, поскольку, несмотря на свое дворянское происхождение, поэт пережил лишения, голод, нищету.
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, стоявшем у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении «Крестьянские дети».
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят, начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей...
Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести подневольного труда так, как это сделал бы сам народ. Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.
«Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но, будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли», – вспоминал писатель.
1838–1841 гг. – это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день». (Н. А. Некрасов.) Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом – литературой.