Урок по рассказу И.С.Тургенева Бежин луг


Урок №25.Тема: Образы крестьянских мальчиков, рассказы, духовный мир. Картины природы в рассказе «Бежин луг».Цель: показать учащимся мастерство Тургенева в описании картин природы.Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Бежин луг».
Ход урока.
И. С. Тургенев: страницы биографии. Презентация.       Статья учебника (с. 167—169, ч. 1) чрезвычайно информативна, насыщена фактами. Чтобы лучше понять смысл изучаемого произведения, дополним текст статьи сведениями, которые помогли бы понять, как создавались «Записки охотника» и входящий в их состав рассказ «Бежин луг».      Рассказу посвящена статья «„Бежин луг“ вчера и сегодня» (с. 169—170). Рекомендуем читать ее после знакомства с самим произведением.      Может быть, стоит кратко рассказать детям о том, как один за другим появлялись в печати рассказы И. С. Тургенева о жизни крестьян, как они поражали общество своей глубиной и становились откровением для русских читателей.      Слово учителя       В 1847 году в журнале «Современник», лучшем в то время журнале, был опубликован очерк «Хорь и Калиныч». Очерк имел неожиданный успех. Тогда И. С. Тургенев решает написать еще несколько очерков о крестьянах. На протяжении пяти лет они появляются на страницах журнала «Современник», а в 1852 году выходят отдельным изданием.      Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин — талантливый, предприимчивый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает ему проявлять и развивать свои могучие силы.      Рассказ «Бежин луг» замечателен тем, что это было одно из первых произведений в русской литературе, посвященных крестьянским детям.       «Бежин луг». Фонохрестоматия.     Рассказ должен быть обязательно прочитан в классе целиком: только звучащее слово сделает содержание этого произведения понятным для школьников. Чтение полного текста занимает чуть меньше часа, полный текст может прозвучать в течение двух уроков. Чтение первой части закончим после описания мальчиков и рассказа первой истории про домового на бумажной фабрике (до с. 182 учебника). На следующем уроке продолжим чтение. Крестьянские дети в русской литературе       — Какое произведение, посвященное крестьянским детям, мы читали в 5 классе?      Ученики вспомнят большое стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», написанное позже тургеневского рассказа.      Расскажем, что рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Важнейшее значение этого произведения в истории русской литературы состоит в том, что в нем И. С. Тургенев один из первых русских писателей ввел в литературу образ крестьянского мальчика. До Тургенева о крестьянах вообще писали редко. Книга «Записки охотника» обратила внимание широкой общественности на положение крестьянина в России, а «Бежин луг», кроме поэтичных и проникновенных описаний русской природы, показал читателям живых детей, суеверных и пытливых, храбрых и трусливых, вынужденных с детства оставаться один на один с миром без помощи знаний, накопленных человечеством.      Сейчас мы постараемся повнимательнее вглядеться в лица этих детей...      Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.       Первый этап: самостоятельная работа       Обсудим выполнение домашнего задания и подготовить рассказ о герое по плану. На работу отводится 10—15 минут.      План рассказа      1. Портрет мальчика.      2. Рассказы мальчика, его речь.      3. Поступки мальчика.      4. Отношение автора к мальчику.      Учитель постарается сделать так, чтобы в каждой группе был сильный ученик, который смог бы взять на себя организацию работы.      Ученики обсуждают характеристику героя, готовятся рассказать о нем.      Второй этап: выступление представителей групп, обсуждение выступлений      Если ученики затрудняются сделать выводы, учитель с помощью наводящих вопросов помогает им, подводя беседу к необходимым заключениям.
ФедяАвтор характеризует мальчиков по старшинству и сначала описывает Федю:      «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».      Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: многие крестьяне были так бедны, что не было средств справить сапоги даже для главы семейства. А тут у ребенка собственные сапоги — это говорит о том, что семья Феди была зажиточной. На Ильюше, например, были новые лапти и онучи, а на Павлуше обуви вообще не было.      Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам. В разговоре ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство)».      Он начинает разговор после перерыва, задает вопросы, перебивает, иногда насмешливо, Ильюшу, который обращает свой рассказ к нему: «Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен...» Но, слушая рассказы про русалок и леших, он попадает под их обаяние и непосредственными восклицаниями выражает свои чувства: «Эка! — проговорил Федя после недолгого молчания, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестьянскую душу спортить, он же ее не послушался?»; «Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!..».      Ближе к концу разговора Федя ласково обращается к Ване, самому младшему мальчику: видно, ему нравится старшая сестра Вани, Анютка. Федя по деревенскому этикету сначала спрашивает о здоровье сестры, а потом просит Ваню передать ей, чтобы она приходила к Феде, обещая ей и самому Ване гостинец. Но Ваня простодушно отказывается от гостинца: он чистосердечно любит сестру и желает ей добра: «Дай уж лучше ей: она у нас такая добренькая».      Как дальше сложилась судьба Феди, автор не говорит, возможно, потому, что судьба мальчика из богатой семьи вполне предсказуема.
ВаняО Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:      «Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку».      Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы.
Ильюша Ильюша — мальчик лет двенадцати.      Лицо его «...было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».      Ильюша с раннего детства вынужден работать на фабрике. Он говорит о себе: «Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим». Видимо, в семье много детей, и родители отдали двух братьев в «фабричные», чтобы они приносили в дом тяжелым трудом заработанные гроши. Может быть, от этого на его лице лежит печать заботы.      Рассказы Ильюши раскрывают нам мир суеверий, среди которых жил русский крестьянин, показывают, как боялись люди непонятных явлений природы и приписывали им нечистое происхождение. Ильюша повествует очень убедительно, но в основном не о том, что он сам видел, а что рассказывали разные люди.      Ильюша верит во все, что рассказывают крестьяне и дворовые: в леших, водяных, русалок, знает деревенские приметы и поверья. Рассказы его наполнены таинственностью и страхом:      «Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел, да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!»      Особая тема Ильюшиных рассказов — утопленники и покойники. Смерть всегда представлялась людям таинственным, непостижимым явлением, и поверья о покойниках — это робкие попытки суеверного человека осознать и осмыслить это явление. Ильюша рассказывает, как на могиле утопленника псарь Ермил увидел барашка:      «...беленький такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: „Сем возьму его, что ему так пропадать“, да и слез, и взял его на руки... Но а барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, говорит: „Бяша, бяша!“ А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: „Бяша, бяша...“»      Ощущение, что смерть всегда рядом с человеком и может забрать и старого, и малого, проявляется в рассказе о видении бабы Ульяны, в предостережении Павлуше, чтобы он был осторожнее около реки. Он тоном знатока подводит итог впечатлениям мальчиков после рассказа Павла о голосе из воды: «Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша».      Он, как фабричный, как знаток деревенских обычаев, чувствует себя человеком бывалым, способным понимать значение примет. Мы видим, что он искренне верит во все, что рассказывает, но в то же время воспринимает все как-то отстраненно.
Костя«...Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».      Мы видим, что Костя из бедной семьи, что он худ и плохо одет. Возможно, он часто недоедает и для него поход в ночное — праздник, где можно поесть вволю дымящийся картофель.      Автор прямо называет Костю «трусишкой». Рассказы Ильюши мальчик воспринимает близко к сердцу, с любопытством расспрашивает и с готовностью пугается:      «— А и то, братцы мои, — возразил Костя, расширив и без того огромные глаза... — Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался».      Сам Костя рассказывает о встрече слободского плотника Гаврилы с русалкой. Русалка звала заблудившегося в лесу плотника к себе, но он положил на себя крест:      «Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: „Чего ты, лесное зелье, плачешь?“ А русалка-то как взговорит ему: „Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не одна я убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней“. Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он все невеселый ходит».      Рассказ Кости очень поэтичен, похож на народную сказку. Мы видим в поверье, рассказанном Костей, общее с одним из сказов П. П. Бажова — «Медной горы Хозяйка». Как и главный герой сказа Бажова, плотник Гаврила встречается с нечистой силой в женском обличье, удивительным образом находит дорогу после встречи и потом не может забыть о ней, «невеселый ходит».      Рассказ Кости про голос из бучила проникнут страхом перед непонятным: «Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезненный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал...» Печально повествует Костя о гибели мальчика Васи и о горе его матери Феоклисты. Рассказ его похож на народную песню:      «Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феоклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: „Вернись, мол, вернись, мой светик! Ох, вернись, соколик!“»      Особую выразительность этому рассказу придают повторы и слова встрепещется, кликать.      С вопросами Костя обращается к Павлуше: он видит, что Павлуша не боится окружающего мира и старается объяснить то, что видит вокруг.
ПавлушаПавлуше, как и Ильюше, на вид двенадцать лет.      У него «...волосы были всколокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».      Павлуша — умный и смелый мальчик. Он активно участвует в разговоре у костра и пытается подбадривать мальчиков, когда они под впечатлением страшных рассказов пугаются и падают духом. После рассказа Кости о русалке, когда все вслушиваются с испугом в ночные звуки и призывают на помощь крестную силу, Павел ведет себя иначе:      «— Эх вы, вороны! — крикнул Павел, — чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились».      Когда собаки внезапно поднимаются и с судорожным лаем кидаются от огня, мальчики пугаются, а Павлуша с криком бросается вслед за собаками:      «Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко закричал: „Серый! Жучка!..“ Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека... Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет... Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.      — Что там? что такое? — спросили мальчики.      — Ничего, — отвечал Павел, махнув рукою на лошадь, — так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».      Автор не скрывает своего восхищения храбростью этого мальчика:      «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»      Павлуша — единственный мальчик, которого автор называет в рассказе полным именем — Павел. Он в противоположность Ильюше и Косте пытается понять, объяснить мир, непонятные явления.      Мальчики ценят храбрость товарища, обращая к нему свои вопросы. Даже собака дорожит вниманием мальчика:      «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».      Павлуша объясняет непонятные звуки: он различает крик цапли над рекой, голос в бучиле объясняет криком, который издают «такие лягушки махонькие»; он различает звук летящих куличков и объясняет, что они летят туда, «где, говорят, зимы не бывает», а земля такая «далеко, далеко, за теплыми морями».      Очень ярко характер Павлуши проявляется в рассказе о солнечном затмении. Ильюша с жаром пересказывает деревенские суеверия о приходе Тришки, а Павлуша смотрит на происходящее умным, критичным, насмешливым взглядом:      «Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусил, что на поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: „Кому теперь есть, когда, говорит, наступило светопреставление“. Так шти и потекли».      Павлуша создает интригу, не сразу раскрывая, что же это было за существо с огромной головой, описывая, как вели себя перепуганные жители. Рассказывает мальчик неторопливо, посмеиваясь над мужиками и, вероятно, над своим собственным страхом, потому что он тоже находился в толпе людей, высыпавших на улицу и ждавших, что будет:      «— Смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная... Все как крикнут: „Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!“ — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: „Авось, мол, хоть птицу-то, враг, душегубец, пожалеет“. Таково-то все переполошились!.. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».      Больше всего нас восхищает кульминация рассказа, когда Павлуша возвращается от реки «с полным котельчиком в руке» и рассказывает, как слышал Васин голос:      «— Ей-Богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу, вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: „Павлуша, а Павлуша!“ Я слушаю; а тот опять зовет: „Павлуша, подь сюда“. Я отошел. Однако воды зачерпнул».      Последняя фраза подчеркивает твердость и силу характера мальчика: он услышал голос утопленника, но не побоялся и зачерпнул воды. Он прямо и гордо идет по жизни, отвечая на слова Ильюши:      «— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь».      И мы вместе с автором испытываем настоящую горечь при известии о том, что Павел погиб, упав с лошади. Хочется, чтобы судьба была милостива к смелым и сильным людям.      
Домашнее задание       Можно предложить детям сделать дома иллюстрации к рассказу, подобрать музыкальное оформление к каким-либо фрагментам, подготовить выразительное чтение какого-нибудь поверья по выбору учеников.
Дата:Урок №26Тема: Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» Цель: развивать устную и письменную речь учащихся.Ход урока 1. I. Значение художественной детали.            В ходе беседы обратим внимание школьников на художественную деталь.      Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудости одновременно. Так, например, Тургенев прямо не говорит нам, как тяжела жизнь фабричных мальчиков, но через рассказ Ильюши мы узнаем о том, как много работают мальчики, что иногда им приходится даже оставаться ночевать на фабрике, а не ходить домой. И в то же время они не имеют возможности учиться: не знают, что есть на свете страны, где нет зимы, и панически боятся солнечного затмения, которое ученые давно научились предсказывать.      Именно с помощью деталей И. С. Тургенев в небольшом рассказе выпукло и ярко рисует характеры мальчиков. Рассказывая, что собака не шевелилась, когда Павлуша положил ей руку на затылок, автор тем самым подчеркивает храбрость Павла и гордость животного, что такой человек удостоивает его своей ласки.      II. Картины природы в рассказе «Бежин луг»       — Как рассказчик набрел на Бежин луг?      На Бежин луг охотник набрел неожиданно, заблудившись в полях. С высокого холма, обрезанного крутым обрывом, он увидел сквозь «едва прозрачный сумрак ночи» огромную равнину. «Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее течение». Река у обрыва стояла «неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька».      Обучение выразительному чтению       Читать описания природы намного труднее, чем сюжетное повествование. Работаем над выразительным чтением описания летнего дня (первая страница рассказа).      Хорошо, если будет возможность рассмотреть репродукции известных картин В. Е. Маковского «Ночное» и К. В. Лебедева «Бежин луг».      — Для чего автор включил в свое произведение описания природы, картины смены дня и ночи?      Описания природы в рассказе, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему явлений.      В заключение можно прочитать статьи «Судьба „Записок охотника“» (учебник, с. 197—198, ч. 1) и «Из примечаний к „Бежину лугу“» (с. 198, ч. 1). Учитель подведет итоги занятия, выскажет суждения о работе учеников и поставит оценки.       Домашнее задание       Написать сочинение на тему «Картины природы в рассказе «Бежин луг».
Ход урока 2.
Проверка домашнего задания.
Редактирование работ, написанных дома.
Написание сочинения на чистовик.
Дата:Урок №
Тема: Вн.чт. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.
Цель: Показать разнообразие и выразительность образов русской природы; вызвать интерес к творчеству И.С. Тургенева; показать место очерка “Лес и степь” в цикле “Записки охотника”;
воспитывать чувство любви и уважения к природе.
Оборудование урока: Портрет писателя И.С. Тургенева; иллюстрации художника Анатолия Белюкина к очерку “Лес и степь”; набор открыток к циклу рассказов И.С. Тургенева “Записки охотника”; альбом с фотографиями И.С. Тургенева; произведения писателя различных изданий; музыкальная запись шума леса и пения птиц на аудиокассете.
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово учителя.
“…Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На тёмно – сером небе кое – где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шёпот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью…”
2. Беседа по вопросам.
– Узнали эти строчки? Очарованы ими, удивлены, заворожены их красотой?
– Кто автор этих строчек? Из какого они произведения?
(Иван Сергеевич Тургенев. Цикл рассказов “Записки охотника”. Очерк “Лес и степь”.) – Сегодня на уроке вновь встреча с Иваном Сергеевичем Тургеневым – замечательным русским писателем. Встреча с его очерком “Лес и степь”.
Очерк прочитан дома.
– Какое впечатление он произвёл на вас?
(Понравился, очаровал красотой языка, описанием картин природы).
– Перед чтением рассказа, вслушиваясь в его название, вы, конечно, задумывались над тем, о чём будет этот рассказ Тургенева, что вы узнаете нового и интересного о лесе, степи. Давайте вспомним ваши предположения, догадки, мысли об этом.
(Ответы детей.)
– В чём ваши предположения совпали?
(Ответы детей.)
– Такого ли содержания ждали?
(Ответы детей.)
– Что оказалось неожиданным
(Ответы детей.)
– Чем рассказ захватил, удивил, очаровал?
(Красотой леса, языка.)
– По-вашему, удачно название рассказа? (Ответы детей.)
(Ответы детей.)
– Согласны ли вы с названием рассказа “Лес и степь”? (Ответы детей.)
(Ответы детей.)
– А как бы вы назвали этот рассказ И.С. Тургенева?
(Ответы детей.)
– Что такое лес, я уверена, вы знаете. А чтобы проверить это, мы проведём с вами физкультурную минутку “В лесу”.
Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад!
– Что такое степь нам расскажет Стас Г., который приготовил небольшое сообщение из “Энциклопедического словаря”. (Степь – природная зона умеренных поясов Северного полушария. Степи расположены на обширных территориях Европы и Азии. Для степи характерны разнотравье, ковыль, живняк, в фауне – грызуны, хищники.)Учитель показывает иллюстрации степи, растения, картины животных и птиц.
3. Слово учителя.
Вы заметили, наверное, что я произведение “Лес и степь” Тургенева называю то рассказом, то очерком. Я не ошибаюсь. В науке нет единого мнения по поводу жанрового характера этого произведения. Одни исследователи считают, что это рассказ, другие считают, что очерк. “Лес и степь” можно обозначить, как очерк – повествование.
Для того, чтобы узнать, что такое очерк, заглянем в литературоведческий словарь.
(Сообщение учащегося.)
Очерк – в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
– Ребята, а теперь вернёмся к очерку Тургенева “Лес и степь”. Ваня П. Приготовил нам интересное сообщение.
(Целую серию рассказов об охоте, о природе, о своих наблюдениях Тургенев назвал “Записки охотника”. В цикле 25 рассказов. Писатель завершил “Записки охотника” рассказом “Лес и степь”. В нём Тургенев прощается с читателем. Рассказ проникнут чувством восхищения красотой родной земли. Писатель изображает картины бескрайней русской степи, далеко раскинувшего леса, любимых русскими людьми мест.)– У каждого человека есть слабость, увлечение, а то и страсть. У писателя тем более, ведь он отличается от обыкновенных людей особенной эмоциональностью, впечатлительностью, однажды пережитое остаётся в памяти навсегда.… Случилось это и с Тургеневым. Вспомните его пенаты – любимое Спасское. После долгой разлуки с родными местами Тургенев вновь здесь, где прошло его детство. “Первое лето и осень целиком ушли на охоту. Тургенев неутомим в своём занятии, в своей страсти…”, – рассказывает в своей книге “Жизнь Тургенева” Борис Зайцев.
– Вас удивляет тургеневская страсть – охота? Впервые ли вы встречаетесь с нею на уроках литературы? Вспомним хотя бы некрасовского деда Мазая: разве не был он страстным охотником?
– Начиная рассказ “Лес и степь”, Тургенев пишет, что в заключение своих записок он не может “не сказать несколько слов об охоте”.
– Действительно ли этот рассказ об охоте?
(Ответы детей.)
– Известно, что А.С. Пушкин предпочитал осень всем другим временам года. Обращаясь в своих стихах к осени, он признавался ей в любви:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса!
– Можно ли определить, какое время года или время суток нравится Тургеневу больше других?
(Ответы детей.)
– А что предпочитаете вы?
(Ответы детей.)
– О чём ещё, кроме охоты, рассказ Тургенева “Лес и степь”?
(О природе, о любви к природе, к лесу.)
– Рассказ “Лес и степь” не только об охоте, о природе. Это рассказ о человеке, остающемся наедине с природой.
4. Работа с текстом.
– А сейчас поработаем с текстом рассказа. Выберите из текста фразы, описывающие состояние души лирического героя, ведь лето и осень приводят его в восторг, наполняют его душу весельем, силой и бодростью.
Отрывки из текста:
“Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари?”
“Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!”
“Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам!”
“Голова томно кружится от избытка благоухания!”
“Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо…”
“Гроза прошла; вы ходите. Боже мой, как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!”
5. Слово учителя.
– Осень – это время размышлений и воспоминаний.
(Чтение наизусть учащимся отрывка из текста очерка.)
“Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память, давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются, воображенье реет и носится как птица, и всё так ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то вдруг задрожит и забьётся, страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Вся жизнь развёртывается легко и быстро как свиток; всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами, всею своею душою владеет человек. И ничего кругом ему не мешает – ни солнца нет, ни ветра, ни шума…”
– Тургенев в этом отрывке описывает лес. А что необычного было в том лесу? На что обратил внимание Тургенев?
(Стояла мёртвая тишина.)
– Как вы догадались об этом? По каким словам?
(Ни солнца нет, ни ветра, ни шума…)
– Как вы думаете, нравится такой лес самому писателю?
(Да.)
– Почему вы так решили? Какой строчкой можно это доказать?
(Спокойно дышит грудь в таком лесу.)
– Что особенно привлекает автора в таком лесу?
(Особая тишина и покой.)
– Что происходит в душе у Тургенева, когда он идёт вдоль опушки леса?
(Он вспоминает своё прошлое, сердце его дрожит и бьётся – ведь на память приходят любимые лица, мёртвые и живые.)
– Как вы думаете, почему Тургеневу удаётся вдруг вспомнить своё прошлое?
(В лесу ему ничто не мешает, в такие минуты хочется немного погрустить об ушедших годах, о пережитом.)
– Действительно, ребята, природа, её состояние покоя находят душевный отклик у Тургенева. Именно в такой необыкновенной тишине хочется вспоминать о приятном, что – то воображать.
– А вам доводилось когда-нибудь находиться в подобной обстановке? Что вы чувствовали? О чём размышляли?
(Высказывания детей.)
– Какое настроение у вас, когда вы читаете этот отрывок?
(Настроение лёгкой грусти, спокойное настроение.)
– Действительно, природа влияет на душевное состояние человека.
– Какое местоимение использует Тургенев в своём рассказе? Найдите строчки с этим местоимением.
(“Вот вы сели…”, “Вы едете…”, “Вы раздвинете мокрый куст…”.)
– Почему в рассказе “Лес и степь” местоимение “Я” уступило место местоимению “Вы”?
(Местоимение “ВЫ” придаёт повествованию обобщающий характер. Писатель как бы вводит читателя в своё повествование, полагая, что подобные чувства природа может вызвать у каждого человека.) – Иван Сергеевич Тургенев – певец русской природы, мастер пейзажа.
– Как вы думаете, что сделало рассказ Тургенева “Лес и степь” образцом русского литературного пейзажа?
(Красота языка, выразительность эпитетов, музыкальность построения фразы.)
– Рассмотрим иллюстрации художника Анатолия Белюкина к рассказу Тургенева “Лес и степь”.
– Найдите в тексте рассказа строки, подходящие к ним.
Первая иллюстрация. “…Небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья…”
Вторая иллюстрация. “…Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана”.
6. Заключительное слово учителя.
– Художник, как и Тургенев, находится наедине с природой. А что, по-вашему, быть наедине с природой?
(Ответы детей.)
7. Вывод по теме урока.
– Уединение с природой – это особое состояние. Человек, которому доводится быть наедине с природой, чувствовать её красоту, силу, начинает в эти минуты размышлять о многом, думать о своих поступках, об отношении к близким и самому себе. Такие минуты общения человека с природой делают его душевно богаче, чище, мудрее.
Природа – это великая сила, которой подвластно всё, в том числе и человек со своей душой и сердцем.
сейчас под шум леса, пение птиц давайте останемся наедине с природой. (Звучит запись шума леса и пения птиц.)
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к очерку Тургенева и выучить наизусть отрывок к ней.