Нестандарные формы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения


Е.В.Винговатова

Нестандартные формы работы на уроках литературного чтения


Уважаемые коллеги, ни для кого не секрет, что учёба – это трудное дело. Лёгкой учёбы не бывает, а вот сделать её радостной, я думаю, вы со мной согласитесь, мы можем.
Все мы понимаем что, повышая эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока,
можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащихся и самого урока в целом.
Это счастье, когда на уроках живёт радость общения, радость от значимости своего «Я», когда дети работают с увлечением, удовольствием, и возвращаясь домой довольные, ждут с нетерпением завтрашнего дня.

Я приведу некоторые формы работы над художественным произведением на уроках литературного чтения, которые помогают мне
поддержать в течение урока внимание детей, способствуют организации активной и интересной мыслительной деятельности.
А так же способствуют формированию умения определять и анализировать композицию произведения, характеры и поступки героев;
развитию у детей философского видения мира;
формирования коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

Игра «Философский стол».
Детям предлагается ситуация:
-Во все времена философы собирались вместе и рассуждали о жизни, пытались открыть законы, по которым должны жить люди. А теперь представьте себе, что все вы – философы. Ваша цель: поговорить о произведении и выразить свои мысли.

Рассмотрим игру на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме:
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. «Емеля-охотник»

В домашнем задании предлагались следующие вопросы Это вопросы, которые предлагались ребятам на протяжении всей работы над произведением. На уроке больше двух вопросов мы не обсуждаем.
(Зная, что на уроке их ждёт «философский стол», ребята редко позволяют себе не приготовиться к ответам) В их домашней заготовке обязательно бывает 2-3 высказывания.
Почему произведение называется «Емеля-охотник»?
Какие чувства возникли у вас при чтении?
Почему Емеля не выполнил просьбу Гришутки? Прав ли он?
Почему внук не обиделся на деда, а понял его поступок?
Почему, рассказывая о Емеле, о том, как он преследовал оленя, писатель вводит картины природы?
Какое настроение, желание возникло при чтении?
Какая главная мысль произведения?
На уроке
Ребята получают жетоны разного цвета, по которым делятся на группы.
К доске вызываются обладатели зелёных жетонов, желающих пофилософствовать (очень важно желание детей) Они сами вытягивают карточку с вопросом. Начинается обсуждение..
Остальные ребята наблюдают за происходящим и в конце получают возможность высказать своё мнение по данному вопросу.
(обсуждение вопросов можно предложить по группам)

Предлагаю фрагмент урока по вопросу:
Какая главная мысль произведения?

Если вы заметили, даже желающие пофилософствовать, иногда остаются в стороне и просто с интересом наблюдают за происходящим.


Вторая игра, в которую дети включаются с удовольствием
Конкурс ораторов.
Она включает в себя творческое задание
Детям предлагается следующая ситуация:
-Каждый человек должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Представьте себя оленёнком, матерью-оленихой, Емелей, любым героем произведения и расскажите о себе.

(Задание даётся на дом, ребята сами выбирают героя)
Так же предлагается приготовить 1-2 вопроса любому герою по содержанию текста.
Приведу отрывок выступления ученика:
Я – Емеля. Всю свою жизнь я охотился на зверей и птиц. Сейчас я уже состарился, но у меня есть единственный внук, которого очень люблю. Гришутка мой заболел и попросил у меня свежую телятину. Тогда я отправился на охоту. Несколько дней охотился за оленихой и её оленёнком. Но убить их так и не смог. Принёс внучонку другую дичь. Я очень хочу, чтобы Гришутка выздоровел.

После выступления , учитель задаёт вопрос:
-Есть ли у слушателей вопросы к Емеле?
(Вопросов возникаем множество, на которые «Емеля» готовился дома отвечать, внимательно перечитывая текс и задавая по ходу чтения вопросы)

- Почему для охоты Вы ждали наступления самого жаркого времени
(Олени с телятами в жару прячутся от оводов в чаще – так мне легче добыть телёночка, я ведь стар и силы мои не те, что прежде)
- Вы сами спугнули оленёнка. Почему?
(Я вдруг припомнил с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать моего Гришутки спасла сына от волков своим телом В моей груди точно что-то оборвалось, и я не смог выстрелить. Жаль мне стало его, матку его стало жалко
Я – олениха. У меня растёт маленький сын. Он у меня самый красивый, пушистый, нежный. Однажды нас преследовал охотник. Если б я была одна, то ушла бы от него. Но рядом со мной был маленький сын, который ничего не понимал. Я пыталась прикрыть оленёнка собой. Когда охотник прицелился в моего малыша, я смело посмотрела ему в глаза. И знаете, произошло чудо! Этот добрый старик отпустил нас. Спасибо ему за это.

В заключение игры выбирается самый интересный вопрос.

Очень нравится ребятам творческое задание: написать письмо герою произведения. Например, на уроке по произведению «Емеля-охотник» домашним заданием было написать Емеле благодарственное письмо
( В письмах они дают советы героям, помогают найти выход из сложившейся ситуации, письма-поддержки, и даже соболезнования.).


Нет необходимости говорить о том, насколько для некоторых ребят скучно перечитывать текст и отвечать на вопросы по прочитанному. Но вот звучит задание: «Подготовиться к пресс-конференции по следующим главам», и ребят просто не узнать. Дети с энтузиазмом готовят вопросы, перечитывают текс с желанием задать самый интересный вопрос, и конечно же всем хочется побыть в роли героя, а это требует отличного знания текста.
Игра «Пресс-конференция»
Предлагаю фрагмент урока литературного чтения в 4 классе по теме:
Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»
На уроке обращаюсь к детям:
-Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаем занять места за столом. Остальные дети – журналисты. Задача «журналистов» - задать интересный вопрос героям по ходу произведения. Задача «героев» - дать полный ответ (можно пользоваться текстом учебника).
(Напоминаются правила проведения пресс-конференции)


Желающий задать вопрос поднимает руку.
Вопрос обязательно задаётся по схеме: «Жюли, скажите, пожалуйста, » Ответ даётся по схеме: «Спасибо за вопрос. )
Следует обязательно благодарить со стороны того, кто получил ответ: «Спасибо» или «Спасибо за ответ!»


Игра «Машина-времени»

В какой фрагмент текста ты хотел бы перенестись и для чего?

В своей работе я использую методику английского педагога Хамблин
Она предназначена для работы над небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Это прогнозирование содержания текста по названию, имени автора, иллюстрации, небольшим фрагментам текста.
Даже ученик 1 класса способен в каких-то ситуациях стать соучастником произведения.
Для того чтобы облегчить учащимся общение с текстом, предлагаю следующую модель.




Располагая минимальной информацией (названием, именем автора, иллюстрацией) дети должны спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли.
После появления догадок и их развёртывания в прогноз, читается первый абзац текста, сверяются с ним предположения, и тут же возникают новые вопросы, сопряжённые с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.

Ни один ребёнок после такой работы не остаётся равнодушным. Дети по своей натуре очень любознательны. Множество возникших вопросов, предположений должны найти свои ответы Кто прав, что же произошло на самом деле? И дети активно с интересом включаются в чтение текста, а затем и в глубокий анализ произведения, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы.


Как утверждал Л. Н. Толстой, художественное слово вызывает бесчисленное количество мыслей, представлений, объяснений.
Даже ученик 1 класса способен в каких-то ситуациях стать соучастником произведения. В своей работе я использую методику английского педагога Хамблин. Она предназначена для работы над небольшим произведением, текст которого учащимся заранее неизвестен. Располагая минимальной информацией (название, имя автора, небольшой фрагмент текста, а именно первый и последний абзацы, иллюстрация), дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжет произведения, доказать или обосновать свои мысли. После появления догадок и их развёртывания в прогноз, читается первый абзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы, сопряжённые с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз. Затем читается последний абзац и выстраивается работа с иллюстрацией.
Младшие школьники способны к прогнозированию содержания незнакомого рассказа по его заглавию и маленькому фрагменту текста.

Для того чтобы облегчить учащимся общение с текстом, предлагаю следующую модель.

Рассмотрим фрагмент урока по произведению К. Паустовского «Кот-ворюга» (1 класс).
У. Прочтите фамилию автора произведения. Можно ли предположить, о чём будет произведение?
-Паустовский много путешествовал, поэтому, может быть, он написал о природе.
У. Попытайтесь представить себе заголовок в виде вопроса.
-Откуда кот взялся и почему его прозвали ворюга?
-Мне кажется, что этот кот уличный и он от голода воровал рыбу.
-А почему его прозвали ворюга, а не воришка, например
-Наверное, он огромный. Но где же он жил?
-Он, точно, уличный, раз ворюга, точно, уличный Он запрыгивал в окно и таскал что-нибудь из дома.

У. Да Сложно ответить на наши вопросы. Прочтите первый абзац текста.

После чтения.
У. Что ещё выяснилось?

-Кот был уличный. Бандит, недаром и ухо у него разорвано, и половины хвоста нет.
-А может, он зимой отморозил и ухо, и хвост, ведь у него нет дома.

Чтение детьми последнего абзаца текста.
У. Удивительно, вы говорили, что этот кот – уличный бандит, вор, а ведь написано, что ходил он по двору, как хозяин и сторож.
-А его полюбили люди и взяли в дом
-Это неплохая кошка. Просто она была голодная.
Затем следует чтение всего текста и его глубокий анализ, после чего разрешаются все сомнения, получают свои ответы возникшие вопросы


Методика прогнозирования текста используется мною не только на уроках литературного чтения, но и при написании творческих изложений

Изложение только в том случае способствует речевому развитию учащихся, если текст будет запоминаться и воспроизводиться не механически, а достаточно осознанно, с опорой на определённую модель текста.

Методику проведения изложений на основе прогнозирования текста в основном отличают три этапа:

1 Работа над заголовком текста, представляющая собой прогнозирование возможного содержания, структуры текста, в некоторых случаях – языковых средств.
2 Чтение текста изложения учителем по фрагментам. Постановка в ходе чтения вопросов, направленных на дальнейшее прогнозирование текста, сопоставление вариантов, предлагаемых детьми, с авторским.
3 Работа над основными микротемами текста-образца. Составление таблицы по тексту, включающей в себя три графы: персонажи текста, их характеристика, их действия. Таблица составляется на доске при активном участии детей.



Задачи данной работы:
обучение учащихся написанию изложения научно-познавательного текста на основе заданной таблицы;
развитие умения прогнозировать содержание текста по его заголовку;
формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания;
умения прогнозировать тему и основную мысль, тип текста, его структуру и языковые особенности.

В качестве примера предлагаю работу над научно-познавательным текстом.



Путешественники.
В ясные осенние дни летят над землёй серебристые нити. На воздушных паутинках сидят крохотные паучки.
Маленькие путешественники сначала плетут лёгкую сеть и укрепляют её на камне или ветке. Тёплый ветерок подхватывает паутинку. Улетают крошки от своего гнезда искать новые земли.
Опустятся паутинки на куст или поле. Паучата покинут свой ковёр-самолёт и будут обживать новый дом. (56 слов)

Ход урока.
Актуализация знаний учащихся об изложении, о типах текста, об особенностях прогнозирования текста (если подобную работу дети уже выполняли в устной или письменной форме).
Работа над заголовком текста.
Учитель. Сегодня мы будем писать изложение по тексту, который называется «Путешественники». Что мы можем представить себе, услышав такой заголовок? Кто такие путешественники? О Чём мы сами могли бы сочинить текст с таким названием?
Дети. О собаке и кошке, которые отправились в путь.
-О перелётных птицах, которые улетают зимой на юг.
-А может быть, о людях, которые поехали отдыхать или, наоборот, возвращаются домой.
- О каком-нибудь путешествии или походе, например по реке – на лодках, на плотах.
- О великих путешественниках, например о Колумбе.
- А может, это о путешествии в страну знаний.
У. Если текст называется «Путешественники», то какой это, скорее всего, тип текста – повествование, описание или рассуждение?
Д. Может быть любой. Но, наверное, повествование, ведь здесь главное – действия, а не качества, потому что это путешествие.
Анализ таблицы
Учитель открывает таблицу, которая читается дважды: первый раз для выявления основных героев текста, т. е. читается прежде всего первая графа, второй раз особое внимание уделяется качествам и действиям героев, т. е. второй и третьей графе.


Кто? Что?
Какой? Какая?
Что делает? (Что делал?)

паучки
путешественники
крошки
паучата
крохотные
маленькие
и др.
сидят,
плетут, укрепляют, улетают искать,
покинут, будут обживать

паутинки
нити
сеть
ковёр-самолёт

воздушные
серебристые
лёгкая
Летят, опустятся

ветерок
тёплый
подхватывает


У. С чего мы можем начать наш текст?
Д. того, что осень наступила, потому что только осенью паучки садятся на паутинку, чтобы улететь. Это их особенность.
У. О чём расскажем дальше?
Д. Паучки сидят где-нибудь, спрятались, они совсем крохотные, но плетут нить и укрепляют сеть из паутинки.
- А потом они ждут, когда подует ветерок и подхватит их ковёр-самолёт, как воздушного змея. Ну, и отталкиваются, улетают от земли.
- Их паутинки подхватывает тёплый ветерок.
- И крошки паучата покидают родимый дом
- Эти путешественники будут искать себе новый дом и обживать его
4. Анализ структуры предполагаемого текста.
У. Как можно начать изложение?
Д. Наступила осень. Это бывает ранней осенью. Осенью маленькие паучки любят путешествовать.
У. Как можно закончить текст?
Д. Попутного ветра, паучки! Паучата будут обживать то место, где опустится паутина. У паучков будет новый дом.
У. Сколько частей можно выделить в нашем тексте? О чём будет каждая часть?
5. Чтение текста-образца учителем.

После чтения учащиеся сравнивают свои варианты с текстом-образцом. Особое внимание уделяется теме и основной мысли, структуре текста, выявлению начала и концовки, определению средств связи между частями текста, сравнению с таблицей и (при необходимости) её дополнением.
6. Орфографическая подготовка
7. Вторичное целостное чтение текста учителем.
8. Написание детьми изложения.
9. Самопроверка написанного.


Использование прогнозирования при написании творческого изложения соответствует особенностям восприятия и воспроизведения текста-повествования младшими школьниками. Усвоение не только содержания, но и структуры и языковой формы образца позволяет учащимся, как правило, не сокращать, а несколько увеличивать объём текста, препятствует обеднению содержания высказывания и упрощению его языковой формы, помогает сохранять характерные для данного стиля или автора средства языка.
Методика проведения изложения на основе прогнозирования текста обеспечивает естественный переход к следующей группе упражнений – написанию различных сочинений.




15